Развитие детской одаренности во внеурочной деятельности
статья
Данная статья рассказывает о развитии детской одаренности через внеурочную деятельность. В ней показаны основные парадигмы детской одаренности, виды детской одаренности, принципы работы с одаренными детьми. Разнообразные методы работы с одаренными детьми помогают быстрее достичь желаемого результата. Требования к личности педагога, работающего с такими детьми, а также создана примерная модель работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sessiya.docx | 19.77 КБ |
razvitie_detskoy_odarennosti.docx | 60.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая сессия для учителей
Тема: «Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя»
Время проведения: 29 октября 2019 г.
Место проведения: МБОУ…..
Форма проведения: «Кулинарный поединок».
Ход мероприятия
- Приветственное слово. Практика «Grape cocktail».
Педагоги рассаживаются за столы. Нарисуйте приглашение на «Grape cocktail». Возьмите желтый лист бумаги и разделите его пополам. Каждый из вас должен написать три фразы:
- Какое самое интересное образовательное событие мне запомнилось больше всего в 1 четверти? (семинар, проведенный урок, занятие по внеурочной деятельности, классный час и т.д.)
- Что интересного я запланировала из образовательных событий провести во 2 четверти?
- Что мне для этого нужно сделать? (дополнительная подготовка, помощь со стороны и т.д.)
Пообщайтесь с 2 приятными участниками методической сессии. В это время играет музыка.
- Рассмотрите приглашение участника
- Представьте свое приглашение
Объединитесь теперь по 4 человека. Начиная с самого светлого цвета волос по часовой стрелке расскажите то, что вы услышали от участников мероприятия.
Теперь выберете в группе того, кому вы больше всего доверяете, показав на него правой рукой (ладонь вверх).
- Ведущий представляет следующий этап работы – это прием «Кулинарный поединок». Всем группам нужно будет составить МЕНЮ образовательных событий. Для того, чтобы приготовить вкусный и полезный обед, нужно проявить не только умение, но и смекалку и фантазию. Так и учителю в своей работе нужно проявлять не только профессиональные умения, а также творчески подходить к решению любого вопроса: подготовка к уроку, внеклассному мероприятию, празднику и т.д.
«Главные люди» из каждой группы подходят к ведущему сессии и выбирают название блюда.
- Ассорти «Правила общения с родителями»
- Горячее «Таймменеджмент»
- Салат-коктейль «Удачный урок»
- Десерт «Нескучное занятие по внеурочной деятельности»
После этого группы расходятся по кабинетам и придумывают ингредиенты для своего блюда. Можно использовать все подручные средства: цветную бумагу, фломастеры, Интернет- ресурсы и т.д. На данный этап отводится 30 минут. Получается проект разработки конкретного образовательного события.
- Через 30 минут все группы собираются и представляют свои работы. (Защита проекта). Составляется образовательное МЕНЮ.
- На этапе «Чайная церемония» ведущий представляет сам еще несколько практик, которые педагоги могут использовать в своей работе.
Чайная церемония
На чашках и кружках надписи чая, на другом листе записана ПРАКТИКА.
Надпись на чашке | Название Практик |
Чай оолонг (улун) | эй ар гайд (AR Guide) Сравнение знаний и точек зрения по теме ДО и ПОСЛЕ выполнения упражнения(видео, картинка, рассказ) |
Пуэр | ЖДОТ ТОТС (Jot Thoughts) «мысли на столе»; обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. |
чай каркаде | ТИК-ТЭК-ТОУ(Tic-Tac-Toe) «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова. Это может быть продолжением техники «мысли на столе» |
чай мате | УГЛЫ(Corners) участники расходятся по углам (по интересам), объясняют партнеру, почему он выбрал именно этот «угол» (это название) |
чай ройбуш | рефлексия «по Сингапуру» Сёкл-Трайэнгл-Скуэр» (Circle-Triangle-Square) КРУГ-ТРЕУГОЛЬНИК-КВАДРАТ. В тетради рисуются круг, треугольник и квадрат. Квадрат: что в уроке соответствует моей точке зрения( мыслям, убеждениям, эмоциям), треугольник: какие три аспекта(мысли) я хочу запомнить с урока, круг: какие вопросы (мысли) кружатся в голове после урока. В этом же аспекте можно работать с текстом. |
Чаи оолонги (улуны) по степени ферментации находятся между зеленым и черным чаем. В нашей стране этот вид чая называется также красным. Они имеют неповторимый вкус, который и принес им популярность.
Пуэр – прессованный чай, изготовленный по специальной технологии из зеленого чая. Обычно чаи пуэр поставляются в виде различных прессованных форм – плиток, кирпичей, лепешек и т.д.
Чай каркаде изготавливается из гибискуса и имеет множество целебных свойств, за что в арабской культуре называется «лекарством от всех болезней». Употребляется в холодном и горячем виде.
Чай мате – популярная разновидность фиточая из Латинской Америки, который производится из падуба парагвайского. Он пьется из специального калебаса с помощью трубочки-бомбильи.
Чай ройбуш – вид африканского чая, производимого из одноименного растения. Это приятный и полезный напиток, благотворно воздействующий на здоровье, без кофеина и с высоким содержанием антиоксидантов.
- Рефлексия проведенного мероприятия.
Практика «3-2-1»
«3» - ПРАКТИКИ (приемы, которые вам понравились)
«2» - ИДЕИ (которые у вас возникли)
«1» - ВОПРОС ГРУППАМ (или пожелание)
ДО(+ -) | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ(+ -) |
ученики получают необходимые знания в школе | ||
ученики развивают необходимые навыки в школе | ||
ученики узнают о необходимом поведении в школе | ||
выпускаясь из школы, ученики готовы к будущему | ||
школы полностью осведомлены о том, с какими трудностями столкнутся ученики после выпуска из школы | ||
я помогу ученикам подготовиться к будущему |
Предварительный просмотр:
«Развитие детской одаренности через внеурочную деятельность»
Стадник Елена Леонидовна,
заместитель директора по УР
I. Погружение в проблему.
Сегодня мы с вами должны погрузиться в проблему развития детской одаренности через внеурочную деятельность. Мы знаем, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, коммуникативными, творческими способностями. Бесталантных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Основные парадигмы развития одаренности:
- все дети одарены от природы;
- на развитие одаренности влияет педагогический фактор;
- развитие способностей на уроке;
- развитие способностей во внеурочной деятельности.
Сегодня мы постараемся с вами составить модель работы с одаренными детьми через внеурочную деятельность. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с обучающимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми. Внеурочная деятельность с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности.
Для того, чтобы составить модель работы с одаренными детьми, необходимо назвать «современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми», «формы работы», определить достоинства внеурочной деятельности, принципы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе. Так же нам нужно затронуть и проблемы, которые встают перед педагогами, при организации работы с такими детьми.
II. Рассмотрим несколько ключевых моментов.
- Виды одаренности:
- Академическая одаренность – ярко выраженная способность учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов.
- Интеллектуальная одаренность – умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения и интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то пять, то два): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.
- Творческая одаренность – это, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь (способности только к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности).
- Принципы работы с одаренными детьми:
- Методы работы:
1.Создание технологии успеха:
- формирование положительной «Я»-концепции (я нравлюсь себе и другим);
- авансирование;
- «Эврика» (создание проблемной ситуации на уроке);
- эмоциональное поглаживание (раздаю комплименты, подбадривающие слова).
2.Исследовательский
3.Частично-поисковый
4.Проблемно-диалогический
5.Проектный
6.Мозговой штурм
7.Групповая дискуссия
8.Театрализованные праздники
9.Включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия
10.Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей
11.Поддерживать и развивать самостоятельность в обучении
12.Обеспечить гибкость и вариативность учебного процесса
13.Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети)
14.Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов деятельности.
4) Достоинства внеурочной деятельности:
- привлекательность для детей и учителей в менее традиционных видах деятельности, чем урок;
- ребенок является активным участником процесса;
- совместная деятельность педагогов и учащихся, творческий процесс.
5) Чем привлекательна внеурочная деятельность для развития детской одаренности:
Форма обучения одаренных детей | Особенности |
Менторство | Менторы – это Учителя с большой буквы. Менторы могут: 1)иногда вовлекаться в работу с группой или отдельными одаренными детьми для того, чтобы расширить их знание о мире профессий, специальностях и видах деятельности; 2)работать с малой группой или одним одаренным ребенком над проектом на протяжении достаточно длительного времени; 3)достигать уровня классического понимания термина «наставник», то есть личный учитель, тот кем ученик увлекается, кому стремится наследовать, и тот, кто влияет на всю его жизнь |
Библиотерапия | Особенно эффективна, потому что: 1)одаренные дети рано начинают читать и интересуются книгами; 2)книги предоставляют им возможность общаться с талантливыми людьми всех времен и народов. Успешная библиотерапия требует: 1)прочтение специально подобранной книги, что в той или другой степени отображает аналогичную проблему; 2)следующего обсуждения прочитанного |
6) Требования к личности учителя, работающей с одаренными детьми:
- нравственность;
- мотивационная готовность к работе;
- знание психологии одаренных детей;
- эрудированность;
- знание всех областей человеческой жизни;
- любознательность;
- поисковая активность;
- увлеченность своим делом;
- желание работать нестандартно.
Модель работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности
Модель работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности | ||||
Информационное направление | Развивающее направление | Координационное направление | Диагностическое направление | Кадровое направление |
- привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одаренных детей | - организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов | - организация работы коллектива | - формирование банка методического обеспечения для выявления одаренных детей | - повышение квалификации педагогов |
- организация работы библиотеки | - создание условий для участия в конкурсах, интеллектуально-творческих мероприятиях, олимпиадах. Использование системы информационно-коммуникативных технологий | - обеспечение нормативно-правовой базы | - проведение диагностики одаренных детей | - мотивация педагогов |
- создание условий для применения новых педагогических технологий, проектной деятельности | - организация объединений дополнительного образования | - создание системы психологического сопровождения одаренных детей | ||
- ресурсное обеспечение | ||||
Контроль и анализ деятельности | ||||
- формирование банка данных об одаренных детях |
Система работы с одаренными детьми, особенно во внеурочной деятельности обеспечивает профессиональный рост учителя, педагога, способствует развитию творческой активности, повышает мотивацию работать в инновационном режиме, заметно влияет на качество образования и воспитания учащихся, что позволяет педагогу работать в режиме развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32 Каждый человек, а творе...
Педагогический проект "Система развития детской одаренности"
Педагогический проект состоит из разделов: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Система работы. 5. Диалогический инструментарий. 6.Условия, обеспечивающие достижения новых об...
«Особенности развития детской одаренности в условиях перехода на ФГОС»
Феномен детской одарённости интересует многих психологов и педагогов. Любое дарование, талант, одарённость необходимо распознать и вовремя начать развивать. Именно поэтому, приоритетным направлением в...
Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО
Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогла, когда использует этот талант.И.В.Гёте...
"Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО для проявления интеллектуального потенциала младших школьников"
обобщение опыта...
Музейное пространство для развития детской одаренности
Музейная среда и детская одаренность. Как соотносятся данные понятия. Выводы ученых, моя собственная педагогическая практика позволяют понять, что они тесно взаимосвязаны в процессе разви...