Развитие детской одаренности во внеурочной деятельности
статья

Данная статья рассказывает о развитии детской одаренности через внеурочную деятельность. В ней показаны основные парадигмы детской одаренности, виды детской одаренности, принципы работы с одаренными детьми. Разнообразные методы работы с одаренными детьми помогают быстрее достичь желаемого результата. Требования к личности педагога, работающего с такими детьми, а также создана примерная модель работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sessiya.docx19.77 КБ
Файл razvitie_detskoy_odarennosti.docx60.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая сессия для учителей

Тема: «Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя»

Время проведения: 29 октября 2019 г.

Место проведения: МБОУ…..

Форма проведения: «Кулинарный поединок».

Ход мероприятия        

  1. Приветственное слово.  Практика «Grape cocktail».

Педагоги рассаживаются за столы. Нарисуйте приглашение на «Grape cocktail». Возьмите желтый лист бумаги и разделите его пополам. Каждый из вас должен написать три фразы:

  • Какое самое интересное образовательное событие мне запомнилось больше всего в 1 четверти? (семинар, проведенный урок, занятие по внеурочной деятельности, классный час и т.д.)
  • Что интересного я запланировала из образовательных событий провести во 2 четверти?
  • Что мне для этого нужно сделать? (дополнительная подготовка, помощь со стороны и т.д.)

Пообщайтесь с 2 приятными участниками методической сессии. В это время играет музыка.

  • Рассмотрите приглашение участника
  • Представьте свое приглашение

Объединитесь теперь по 4 человека. Начиная с самого светлого цвета волос по часовой стрелке расскажите то, что вы услышали от участников мероприятия.

Теперь выберете в группе того, кому вы больше всего доверяете, показав на него правой рукой (ладонь вверх).

  1. Ведущий представляет следующий этап работы – это прием «Кулинарный поединок». Всем группам нужно будет составить МЕНЮ образовательных событий. Для того, чтобы приготовить вкусный и полезный обед, нужно проявить не только умение, но и смекалку и фантазию. Так и учителю в своей работе нужно проявлять не только профессиональные умения, а также творчески подходить к решению любого вопроса: подготовка к уроку, внеклассному мероприятию, празднику и т.д.  

«Главные люди» из каждой группы подходят к ведущему сессии и выбирают название блюда.

  • Ассорти «Правила общения с родителями»
  • Горячее «Таймменеджмент»
  • Салат-коктейль «Удачный урок»
  • Десерт «Нескучное занятие по внеурочной деятельности»

После этого группы расходятся по кабинетам и придумывают ингредиенты для своего блюда. Можно использовать все подручные средства: цветную бумагу, фломастеры, Интернет- ресурсы и т.д. На данный этап отводится 30 минут. Получается проект разработки конкретного образовательного события.

  1. Через 30 минут все группы собираются и представляют свои работы. (Защита проекта). Составляется образовательное МЕНЮ.
  2. На этапе «Чайная церемония» ведущий представляет сам еще несколько практик, которые педагоги могут использовать в своей работе.

Чайная церемония

        

На чашках и кружках надписи чая, на другом листе записана ПРАКТИКА.

Надпись на чашке

Название Практик

 Чай оолонг (улун)

эй ар гайд (AR Guide) Сравнение знаний и точек зрения по теме ДО и ПОСЛЕ выполнения упражнения(видео, картинка, рассказ)

Пуэр

ЖДОТ ТОТС (Jot Thoughts) «мысли на столе»; обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

чай каркаде

ТИК-ТЭК-ТОУ(Tic-Tac-Toe) «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова. Это может быть продолжением техники «мысли на столе»

чай мате

УГЛЫ(Corners) участники расходятся по углам (по интересам), объясняют партнеру, почему он выбрал именно этот «угол» (это название)

чай ройбуш

рефлексия «по Сингапуру» Сёкл-Трайэнгл-Скуэр» (Circle-Triangle-Square) КРУГ-ТРЕУГОЛЬНИК-КВАДРАТ. В тетради рисуются круг, треугольник и квадрат. Квадрат: что в уроке соответствует моей точке зрения( мыслям, убеждениям, эмоциям), треугольник: какие три аспекта(мысли) я хочу запомнить с урока, круг: какие вопросы (мысли) кружатся в голове после урока. В этом же аспекте можно работать с текстом.

Чаи оолонги (улуны) по степени ферментации находятся между зеленым и черным чаем. В нашей стране этот вид чая называется также красным. Они имеют неповторимый вкус, который и принес им популярность.

Пуэр – прессованный чай, изготовленный по специальной технологии из зеленого чая. Обычно чаи пуэр поставляются в виде различных прессованных форм – плиток, кирпичей, лепешек и т.д.

Чай каркаде изготавливается из гибискуса и имеет множество целебных свойств, за что в арабской культуре называется «лекарством от всех болезней». Употребляется в холодном и горячем виде.

Чай мате – популярная разновидность фиточая из Латинской Америки, который производится из падуба парагвайского. Он пьется из специального калебаса с помощью трубочки-бомбильи.

Чай ройбуш – вид африканского чая, производимого из одноименного растения. Это приятный и полезный напиток, благотворно воздействующий на здоровье, без кофеина и с высоким содержанием антиоксидантов.

  1. Рефлексия проведенного мероприятия.

Практика «3-2-1»

«3» - ПРАКТИКИ (приемы, которые вам понравились)

«2» - ИДЕИ (которые у вас возникли)

«1» - ВОПРОС ГРУППАМ (или пожелание)

ДО(+ -)

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ(+ -)

ученики получают необходимые знания в школе

ученики развивают необходимые навыки в школе

ученики узнают о необходимом поведении в школе

выпускаясь из школы, ученики готовы к будущему

школы полностью осведомлены о том, с какими трудностями столкнутся ученики после выпуска из школы

я помогу ученикам подготовиться к будущему



Предварительный просмотр:

«Развитие детской одаренности через внеурочную деятельность»

Стадник Елена Леонидовна,

заместитель директора по УР

I. Погружение в проблему.

Сегодня мы с вами должны погрузиться в проблему развития детской одаренности через внеурочную деятельность. Мы знаем, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, коммуникативными, творческими способностями. Бесталантных детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Основные парадигмы развития одаренности:

- все дети одарены от природы;

- на развитие одаренности влияет педагогический фактор;

- развитие способностей на уроке;

- развитие способностей во внеурочной деятельности.

Сегодня мы постараемся с вами составить модель работы с одаренными детьми через внеурочную деятельность. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность с обучающимися, в том числе с одаренными и талантливыми детьми. Внеурочная деятельность с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности.

Для того, чтобы составить модель работы с одаренными детьми, необходимо назвать «современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми», «формы работы», определить достоинства внеурочной деятельности, принципы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе. Так же нам нужно затронуть и проблемы, которые встают перед педагогами, при организации работы с такими детьми.

II. Рассмотрим несколько ключевых моментов.

  1. Виды одаренности:
  • Академическая одаренность – ярко выраженная способность учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов.
  • Интеллектуальная одаренность – умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения и интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то пять, то два): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.
  • Творческая одаренность – это, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь (способности только к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности).
  1. Принципы работы с одаренными детьми:

http://images.myshared.ru/19/1215520/slide_12.jpg

  1. Методы работы:

1.Создание технологии успеха:

- формирование положительной «Я»-концепции (я нравлюсь себе и другим);

- авансирование;

- «Эврика» (создание проблемной ситуации на уроке);

- эмоциональное поглаживание (раздаю комплименты, подбадривающие слова).

2.Исследовательский

3.Частично-поисковый

4.Проблемно-диалогический

5.Проектный

6.Мозговой штурм

7.Групповая дискуссия

8.Театрализованные праздники

9.Включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия

10.Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей

11.Поддерживать и развивать самостоятельность в обучении

12.Обеспечить гибкость и вариативность учебного процесса

13.Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети)

14.Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов деятельности.

    4)  Достоинства внеурочной деятельности:

- привлекательность для детей и учителей в менее традиционных видах деятельности, чем урок;

- ребенок является активным участником процесса;

- совместная деятельность педагогов и учащихся, творческий процесс.

   5) Чем привлекательна внеурочная деятельность для развития детской одаренности:

Форма обучения одаренных детей

Особенности

Менторство

Менторы – это Учителя с большой буквы. Менторы могут:

1)иногда вовлекаться в работу с группой или отдельными одаренными детьми для того, чтобы расширить их знание о мире профессий, специальностях и видах деятельности;

2)работать с малой группой или одним одаренным ребенком над проектом на протяжении достаточно длительного времени;

3)достигать уровня классического понимания термина «наставник», то есть личный учитель, тот кем ученик увлекается, кому стремится наследовать, и тот, кто влияет на всю его жизнь

Библиотерапия

Особенно эффективна, потому что:

1)одаренные дети рано начинают читать и интересуются книгами;

2)книги предоставляют им возможность общаться с талантливыми людьми всех времен и народов.

Успешная библиотерапия требует:

1)прочтение специально подобранной книги, что в той или другой степени отображает аналогичную проблему;

2)следующего обсуждения прочитанного

 

6) Требования к личности учителя, работающей с одаренными детьми:

- нравственность;

- мотивационная готовность к работе;

- знание психологии одаренных детей;

- эрудированность;

- знание всех областей человеческой жизни;

- любознательность;

- поисковая активность;

- увлеченность своим делом;

- желание работать нестандартно.

Модель работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Модель работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности

Информационное направление

Развивающее направление

Координационное направление

Диагностическое направление

Кадровое направление

- привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одаренных детей

- организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов

- организация работы коллектива

- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренных детей

- повышение квалификации педагогов

- организация работы библиотеки

- создание условий для участия в конкурсах, интеллектуально-творческих мероприятиях, олимпиадах. Использование системы информационно-коммуникативных технологий

- обеспечение нормативно-правовой базы

- проведение диагностики одаренных детей

- мотивация педагогов

- создание условий для применения новых педагогических технологий, проектной деятельности

- организация объединений дополнительного образования

- создание системы психологического сопровождения одаренных детей

- ресурсное обеспечение

Контроль и анализ деятельности

- формирование банка данных об одаренных детях

        Система работы с одаренными детьми, особенно во внеурочной деятельности обеспечивает профессиональный рост учителя, педагога, способствует развитию творческой активности, повышает мотивацию работать в инновационном режиме, заметно влияет на качество образования и воспитания учащихся, что позволяет педагогу работать в режиме развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32         Каждый человек, а творе...

Педагогический проект "Система развития детской одаренности"

Педагогический проект состоит из разделов: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Система работы. 5. Диалогический инструментарий. 6.Условия, обеспечивающие достижения новых об...

«Особенности развития детской одаренности в условиях перехода на ФГОС»

Феномен детской одарённости интересует многих психологов и педагогов. Любое дарование, талант, одарённость необходимо распознать и вовремя начать развивать. Именно поэтому, приоритетным направлением в...

Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО

Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогла, когда использует этот талант.И.В.Гёте...

Музейное пространство для развития детской одаренности

 Музейная среда и детская одаренность. Как соотносятся данные понятия. Выводы ученых, моя собственная педагогическая практика позволяют понять, что они тесно взаимосвязаны в процессе разви...