Системно-деятельностный подход в начальной школе. (из опыта работы)
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в начальной школе.
(из опыта работы)
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,и я научусь.
(китайская пословица)
Современный ученик-это будущий руководитель крупного холдинга, рабочий на суперсовременном оборудовании, управленец на крупной современной компании и…неизвестно еще кто. Учитель готовит детей для профессий возможно еще не известных нашему сообществу, которое меняется очень стремительно.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию,
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся,
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Одним из важных факторов формирования учебной деятельности является самооценка. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику.
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников использую следующие формы:
1. «Светофор».
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. «Карточка сомнений»
+ - «Я понял все»;
- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
3.«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
4. «Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
5. Листы индивидуальных достижений.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).
Эту работу можно проследить в уроках, представленных далее.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: правописание слов с проверяемыми безударными гласными и парными согласными в корне слова.
Цель урока:развитие умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор; воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемый результат:
Познавательные УУД – умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы;
Коммуникативные УУД – умение взаимодействовать, умение договариваться, находить общее решение, умение высказывать собственное мнение и позицию
Личностные УУД –умение осознавать значимость выполненной работы на уроке.
Предметные: умеет ставить задачи на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей.
Оборудование:компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
1.Организационный.
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
2. Целеполагание.
На доске:
Земой кругом лижит снек. Красив маладой дуб. Лет сковал прут. На снигу слет рыси и лесы.
У: Что скажете?
Д: Текст написан с ошибками.
У: Какие ошибки допущены?
Д: Ошибки в словах с безударным гласным и парным согласным в корне слова.
У: Молодцы. Правильно. Оцените себя с помощью оценочной линии. (На линии ставят знак в самом верху.)
А теперь посчитайте количество допущенных ошибок на каждую орфограмму.
б.глп.сог.
Ученики считают отдельно количество допущенных ошибок в словах с парным согласным и с безударным гласным. Получилось разное количество. Оцените себя при помощи линии. (Делают отметку внизу)
У: Сформулируйте тему нашего урока.
Д: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными и парными согласными в корне слова.
У: Как вы думаете, почему вы не смогли найти все орфограммы?
Д: Называют разные причины.
У: Какая цель нашего урока?
Д: Составить алгоритм грамотного письма.
У: Как будете работать? Что будете делать?
Д: Будем выполнять задания, наблюдать порядок его выполнения.
У: Я согласна. Работайте.
Д: У нас нет заданий.
У: Где можно взять задания?
Ученики предлагают варианты. Останавливаются на том, что задания им предложит учитель.
3. Систематизация знаний.
Учитель раздает карточки с заданием.
Оцени работу ученика. Правильно ли он подобрал проверочные слова? Если в чем – то не согласен (не согласна), напиши свой способ проверки.
Котенок – кот ____________________________________
Солить – солнце __________________________________
Летать – лето ____________________________________
Оцени выполнение работы
Зеленый - хорошо знаю материал, выполняю задание уверенно
Желтый - испытываю затруднения в выполнении задания
Красный - не знаю материал и не справляюсь с заданием
После проверки по эталону дети оценивают выполнение работы.
У: Как выполняли? Что делали? Что можно записать в алгоритм?
Выслушивает ответы детей, фиксирует на доске.
У: Молодцы. Хорошо справились с заданием. Предлагаю вам еще одно.
В написанном слове найди «спрятанное слово» и напиши его рядом.
Медовый - ________________
Луковый - _________________
Супница - ________________
Оцени выполнение работы
Зеленый - хорошо знаю материал, выполняю задание уверенно
Желтый - испытываю затруднения в выполнении задания
Красный - не знаю материал и не справляюсь с заданием
После проверки по эталону дети оценивают выполнение работы.
У: Как выполняли? Что можно записать в алгоритм?
Выслушивает ответы детей, фиксирует на доске.
На доске получилось много пунктов.
У: Вспомните, какую цель ставили в самом начале урока?
Д:Выработать алгоритм грамотного письма.
У: Посмотрите на доску. Получилось у вас?
Д: Нет. Очень много пунктов.
У: Уберите лишние. Хорошо. Теперь можно пользоваться. Давайте проверим. Запишите в тетрадь.
4. Контроль усвоения. Обсуждение ошибок. Их коррекция.
⃝ Отметь √слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
□ 1. Весна. □ 4.Гроза.
□ 2.Сорока □ 5.Лимон.
□ 3. Коврик.
⃝Отметь √слова, в которых пишется буква парного звонкого согласного звука.
□ 1. Сугро[п]. □ 4.Малы[ш].
□ 2. Шка[ф]. □ 5. Арбу[с].
□ 3. Лоша[т '].
5. Рефлексия.
Продолжи предложения:
Мне удалось:
Меня удивило:
Я порадовался:
Я могу похвалить себя за:
Я хочу поблагодарить … за…
Тема: «Дикие и домашние животные».
Цель: подвести детей к выделению существенных признаков различия диких и домашних животных.
Задачи:
- учащиеся осознают значение животных для человека;
- научатся сравнивать и различать диких и домашних животных.
Метапредметные задачи:
- развивать умение выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательства;
- учить самостоятельно добывать информацию и использовать ее для объяснения;
- развивать навыки коллективной деятельности, соблюдая условия работы в группах;
- формировать желание получать знания;
- воспитывать бережное отношение к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)
Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
Использование дифференцированного подхода на уроках в начальной школе. Из опыта работы.
Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере....
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Системно-деятельностный подход в начальной школе. (из опыта работы)
Авторы статьи Елисеева Н.П. и Таровик О.Ю....
Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». (Из опыта работы)
Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» (Из опыта работы)...