Доклад "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО"
статья по русскому языку (1 класс) по теме
ФГОС НОО конкретно определил цель и задачи современного образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Когда учитель осознаёт, что необходимо сделать, чтобы реализовать цель современного образования, формулируются следующие принципиально важные вопросы:
1.Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе начального общего образования?
2. Использование каких технологий способствует формированию УУД?
3.Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?
Ответить на последний вопрос постараюсь на примере урока обучения грамоте, а именно уроке письма «Письмо слов с буквами Я, я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_urokov_obucheniya_gramote_fgos_noo.docx | 34.48 КБ |
pravopisanie_slov_s_bukvami_ya._ya_fgos_noo_.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Лебеднова Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Елховка
ФГОС НОО конкретно определил цель и задачи современного образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Когда учитель осознаёт, что необходимо сделать, чтобы реализовать цель современного образования, формулируются следующие принципиально важные вопросы:
1.Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе начального общего образования?
2. Использование каких технологий способствует формированию УУД?
3.Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?
Ответить на последний вопрос постараюсь на примере урока обучения грамоте, а именно уроке письма «Письмо слов с буквами Я, я».
1.Планируя урок, теперь наша первостепенная задача - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока.
В процессе проверки правильности расположения школьных принадлежностей и высказыванием своего мнения у обучающихся формируются регулятивные УУД.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
I | Оргмомент. Пальчиковая гимнастика. | Подготовка руки к письму. Повторить гигиенические правила письма. | Проговаривает и показывает движения гимнастики: Дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются ритмично в замок), Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноимённых пальцев обоих рук) Раз, два, три, четыре, пять (ритмичное касание одноимённых пальцев обоих рук) Стали ручки танцевать (вращение кистями в одном, а затем в разных направлениях) Спрашивает у учащихся, какие гигиенические правила письма они знают и почему их нужно соблюдать. | Повторяют движения за учителем. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные :
|
2. На этапе мотивации и планирования деятельности создаются условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у обучающихся сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
II | Мотивация к деятельности. Планирование деятельности. | Мотивировать школьников закрепить умение писать заглавную и строчную буквы Я, я. |
Учащиеся 1 варианта закрывают глаза. Остальным учащимся учитель показывает картинку и предлагает молча написать на спине соседа по парте первую букву из слова. Заранее оговаривается правило – все буквы – заглавные. Те, кто сидит с закрытыми глазами, должны отгадать букву. Затем игра проводится со 2 вариантом. Угаданная буква записывается на доске. Картинки: яблоко, якорь. Задаёт вопросы: Сегодня на уроке мы будем закреплять умение писать какую букву? Для чего нам это нужно? Какие задания помогут нам сделать это?
В ходе проговаривания плана вычерчивает на доске лесенку со словами на ступеньках: буква, слово, предложение, игра. | Слушают инструкцию учителя, выделяют в слове первую букву, пишут букву на спине одноклассника, отгадывают букву, два ученика пишут отгаданную букву на доске. Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают страницу в «Прописи» и составляют план работы:
| Личностные:
Метапредметные: Регулятивные:
Коммуникативные:
|
3. С первых уроков обучения грамоте перед обучающимися ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно они объясняют последовательность учебных операций (действий), которые осуществляют для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука, обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием.
III | Учебно – познавательная деятельность. | Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость | Задание № 4. С помощью вопросов выполняет частичный слого - звуковой анализ слов Яков и язык, отмечает соединения (верхнее и нижнее). Обращает внимание на правописание слова язык (его нужно запомнить) | Задание № 4. Вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ слов. Закрашивают схему-модель слова, записывают слова в «Прописи» по образцу | Регулятивные: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя; Познавательные:
Предметные: Потренироваться в написании изученных букв |
4. Обучение первоклассников основано на процессе «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление.
III | Учебно – познавательная деятельность. | Задание № 6. Дидактическая игра «Вставай, не зевай!» Читает задание в «Прописи»: «Определи. В каком слове имеется звук /а/?» и предлагает детям орфографически прочитать слова и послушать, есть ли в них звук /а/. Если такой звук есть, то нужно встать и сказать, какой буквой он обозначается (утка, дятел, стая, якоря, змея_ Затем одновременно с учащимися пишет на доске те слова, в которых звук /а/ обозначен буквой я. В ходе выполнения задания обращает внимание учащихся. Что буква я обозначает звук /а/ в слиянии с мягкими согласными. | Задание № 6. Слушают инструкцию, читают орфографически слова, встают, когда слышат звук /а/, записывают слова с буквой я. | Регулятивные: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя; Познавательные: Выделять в группе слов один признак; Строить сообщения в устной форме; Коммуникативные: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Формулировать своё мнение и позицию; Допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Предметные: Повторить и закрепить знания о том, что звук /а/ обозначается буквами а или я, если стоит после мягкого согласного. Потренироваться в написании изученных букв, слогов и слов. |
5. У детей этого возраста слабо развиты навыки общения в коллективе, они ещё не умеют подчиняться правилам поведения в группе. Поэтому целесообразно включать в уроки задания, которые эффективнее выполнять в паре или в группе. Такие задания учат детей общаться и сотрудничать, соблюдать правила, находить компромиссы и оставаться друзьями.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
II | Мотивация к деятельности. Планирование деятельности. | Мотивировать школьников закрепить умение писать заглавную и строчную буквы Я, я. |
Учащиеся 1 варианта закрывают глаза. Остальным учащимся учитель показывает картинку и предлагает молча написать на спине соседа по парте первую букву из слова. Заранее оговаривается правило – все буквы – заглавные. Те, кто сидит с закрытыми глазами, должны отгадать букву. Затем игра проводится со 2 вариантом. Угаданная буква записывается на доске. Картинки: яблоко, якорь. | Слушают инструкцию учителя, выделяют в слове первую букву, пишут букву на спине одноклассника, отгадывают букву, два ученика пишут отгаданную букву на доске. | Личностные:
Коммуникативные:
|
6. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение.
Дидактическая игра это вид учебной деятельности в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.
На данном уроке это игры: «Угадай букву», «Вcтавай, не зевай!», «Лесенка».
7. В результате изучения всех без исключения предметов учащиеся приобретают первичные навыки работы с информацией.
А именно: использование знаково-символических средств представления информации, использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
8. Для формировать адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия необходима рефлексия деятельности и эмоционального состояния.
IV | Рефлексия деятельности и эмоционального состояния. | Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самоприятие | Предлагает учащимся посмотреть в «Пропись» на выполненные в течение урока задания, сравнить их с образцом, ответить на вопрос «Доволен ли я своей работой на уроке?» с помощью смайлика: доволен – смайлик улыбается; не доволен – смайлик без улыбки (улыбку, если нужно, рисуют сами учащиеся) Приглашает учащихся подойти к той ступеньке, на которой стоит понравившееся во время урока задание и объяснить свой выбор. | Сравнивают свою работу с образцом, дорисовывают смайлик, выходят к доске и объясняют свой выбор. | Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия. Метапредметные: Регулятивные: Применять критерии оценивания выполненной работы. Оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: Строить сообщения в устной форме; Пользоваться знаковыми символами. Коммуникативные: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Формулировать своё мнение и позицию; Допускать возможность существования у людей различных точек зрения. |
Предварительный просмотр:
Класс: 1
Предмет: русский язык (обучение грамоте)
Тема урока: «Письмо слов с буквами Я, я»
Тип урока: закрепления и систематизации знаний.
Цель урока:
- Учить моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв;
- Отрабатывать навыки списывания по алгоритму;
- Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость;
- Воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Освоение социальной роли обучающегося;
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Принимать учебную задачу урока;
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописи;
- Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя;
- Применять критерии оценивания выполненной работы. Оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные:
- Классифицировать слова по группам;
- Называть группу слов одним словом;
- Выделять в группе слов один признак;
- Ставить и формулировать проблемы;
- Строить сообщения в устной форме;
- Пользоваться знаковыми символами.
Коммуникативные:
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- Формулировать своё мнение и позицию;
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
Предметные:
- Повторить и закрепить знания о том, что в начале слова и после гласных йотированные гласные обозначают два звука, а после согласного – мягкость согласного;
- Потренироваться в написании изученных букв, слогов и слов.
Оборудование: магнитофон
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
I | Оргмомент. Пальчиковая гимнастика. | Подготовка руки к письму. Повторить гигиенические правила письма. | Проговаривает и показывает движения гимнастики: Дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются ритмично в замок), Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноимённых пальцев обоих рук) Раз, два, три, четыре, пять (ритмичное касание одноимённых пальцев обоих рук) Стали ручки танцевать (вращение кистями в одном, а затем в разных направлениях) Напоминает учащимся гигиенические правила письма. | Повторяют движения за учителем. Выполняют гигиенические правила письма. | Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные :
|
II | Мотивация к деятельности. | Мотивировать школьников закрепить умение писать заглавную и строчную буквы Я, я. |
Учащиеся 1 варианта закрывают глаза. Остальным учащимся учитель показывает картинку и предлагает молча написать на спине соседа по парте первую букву из слова. Заранее оговаривается правило – все буквы – заглавные. Те, кто сидит с закрытыми глазами, должны отгадать букву. Затем игра проводится со 2 вариантом. Угаданная буква записывается на доске. Картинки: яблоко, якорь. Задаёт вопрос: «Сегодня на уроке мы будем закреплять умение писать какую букву?»
В ходе проговаривания плана вычерчивает на доске лесенку со словами на ступеньках: буква, слово, предложение, игра. | Слушают инструкцию учителя, выделяют в слове первую букву, пишут букву на спине одноклассника, отгадывают букву, два ученика пишут отгаданную букву на доске. Отвечают на вопрос «Букву я». Рассматривают страницу в «Прописи» и составляют план работы:
| Личностные:
Метапредметные: Регулятивные:
Коммуникативные:
Метапредметные: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
III | Учебно – познавательная деятельность. Физкульт минутка. Физкульт минутка. | - Учить моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв; - Отрабатывать навыки списывания по алгоритму; - Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость Снять напряжение и усталость. Снять напряжение и усталость | Задание №1 Предлагает собрать из предложенных элементов буквы (остальные части букв съел «жук- буквоежка») Задание № 2. Предлагает учащимся выполнить узор бордюра («жук-буквоежка» убегает от учеников по ходам) Задание № 3. На доске демонстрирует процесс правильного написания букв я, Я. Предлагает учащимся поиграть на музыкальных инструментах под музыку песни «Дружба крепкая не сломается…» Задание № 4. С помощью вопросов выполняет частичный слого - звуковой анализ слов Яков и язык, отмечает соединения (верхнее и нижнее). Обращает внимание на правописание слова язык (его нужно запомнить) Предлагает учащимся сделать вывод с помощью вопроса: «Что общего у слов Яков и язык»? Задание № 5. Читает предложение со словом язык, обращает внимание на многозначность слова, отмечает соединения в словах. Зашагали ножки (шагают на месте) (берутся за руки в парах) Здравствуй, здравствуй, (жмут друг другу руки) (поворачивают голову в разные стороны) (улыбаются друг другу) (кланяются друг другу) Задание № 6. Дидактическая игра «Вставай, не зевай!» Читает задание в «Прописи»: «Определи. В каком слове имеется звук /а/?» и предлагает детям орфографически прочитать слова и послушать, есть ли в них звук /а/. Если такой звук есть, то нужно встать и сказать, какой буквой он обозначается (утка, дятел, стая, якоря, змея_ Затем одновременно с учащимися пишет на доске те слова, в которых звук /а/ обозначен буквой я. В ходе выполнения задания обращает внимание учащихся. Что буква я обозначает звук /а/ в слиянии с мягкими согласными. Задание № 7. Предлагает отгадать ребусы на последней строке «Прописи». | Задание № 1. Составляют и записывают буквы б, д, л, я. Задание № 2. Рисуют узор в бордюре. Задание № 3. Пишут на строке буквы я, Я по образцу. Под музыку выполняют имитационные движения.. Задание № 4. Отвечают на вопросы учителя, записывают слова в «Прописи» по образцу. Отвечают на вопрос: «Слова Яков и язык начинаются с буквы я, которая обозначает слияние» Задание № 5. Читают предложение, раскрывают значения слова язык, пишут в «Прописи» предложение по образцу. Повторяют движения за учителем. Задание № 6. Слушают инструкцию, читают орфографически слова, встают, когда слышат звук /а/, записывают слова с буквой я. Задание № 7. Отгадывают ребусы (имена Коля, Валя) и дописывают их в «Прописи» | Регулятивные:
Предметные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Предметные:
|
IV | Рефлексия деятельности и эмоционального состояния. | Формировать адекватную позитивную осознанную самооценку и самоприятие | Предлагает учащимся посмотреть в «Пропись» на выполненные в течение урока задания, сравнить их с образцом, ответить на вопрос «Доволен ли я своей работой на уроке?» с помощью смайлика: доволен – смайлик улыбается; не доволен – смайлик без улыбки (улыбку, если нужно, рисуют сами учащиеся) Приглашает учащихся подойти к той ступеньке, на которой стоит понравившееся во время урока задание и объяснить свой выбор. | Сравнивают свою работу с образцом, дорисовывают смайлик, выходят к доске и объясняют свой выбор. | Личностные:
Метапредметные: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Урок обучения грамоте(чтегние) 1 класс ФГОС "Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з
Урок чтения в 1 классе по ФГОС. На уроке дети гнесколько раз работают в парах, используются дидактические игры, загадки, физ -ки в стихах то теме....
Конспект урока обучение грамоте в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Конспект урока и мультимедийная презентация к уроку по теме " Буква Ч, ч"Урок построен с учетом современных требований , эффективно используются элементы современных образовательных технологий....
Организация групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО
Данная статья освещает вопросы организации групповой работы на уроке в рамках требований ФГОС НОО...
Урок обучение грамоте, чтение 1 класс, ФГОС, В.Г. Горецкий, Буква Ю.
Решаемая проблема: выяснить, когда буква Ю обозначает один звук, а когда два.Ожидаемые предметные результаты:Называть особенности буквы Ю;Приводить предметы ранее изученных букв, имеющих ту же о...
«Организация групповой работы на уроках в рамках требований ФГОС НОО»
«Организация групповой работы на уроках в рамках требований ФГОС НОО»...
Методический материал для проведения урока обучения грамоте в рамках дистанционного обучения по теме "Гласные звуки и буквы"
Материал для изучения темы "Гласные звуки и буквы" (по предмету Обучение грамоте , 1 класс,) подобран так, что обучающиеся, исходя из поставленных перед ними проблемных ситуаций изучаю...