Развитие творческих способностей младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В наши дни роль образования высока как никогда. Весь вопрос в том, соответствует ли уровень знаний ,который дает вам или вашему ребенку система образования, современным требованиям .Если вспомнить ,что ребенок биологически рождается талантливым исследователем, а важнейшие детского поведения-это неутомимая жажда знаний и новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И уже в начальной школе часто встречаются ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие творческих способностей | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей младших школьников.
Каримова Ремида Салаватовна, учитель г.Нефтекамск МОБУ СОШ№4, remka67@mail.ru
Творящий бедности не знает,
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят,-
Он из души их достает.
Л.Болеславский
В наши дни роль образования высока как никогда. Весь вопрос в том, соответствует ли уровень знаний ,который дает вам или вашему ребенку система образования, современным требованиям .Если вспомнить ,что ребенок биологически рождается талантливым исследователем, а важнейшие детского поведения-это неутомимая жажда знаний и новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И уже в начальной школе часто встречаются ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Возникают вопросы:
-Насколько хорошо получаемое сегодня образование готовит ребенка к будущему?
-Отвечает ли школьная система конкретным нуждам ребенка?
-Являются ли хорошие отметки гарантией будущего профессионализма?
Проблема качественного образования обусловила актуальность моего исследования, целью которого стало повышение качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу :предполагается, что если организовать учебный и воспитательный процесс младшего школьника, опираясь на области его интересов, можно развивать его творческие способности и исследовательские умения, а это поможет ему не только успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины, но и обеспечит его успешную социализацию в обществе
В соответствии с этим были определены следующие задачи:
1)Изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по теме,
2)Выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения,
3)Осуществить отбор технологий, методов и приемов работы по развитию творческих способностей школьников,
4)Экспериментально апробировать эффективность предложенных средств на практике,
5) Провести анализ и обобщить результаты.
Творческий потенциал-это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых разных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».( Маслоу Абрахам –американский психолог) И я с ним полностью согласна.
Великие деятели и педагоги России К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы…О необходимости веры в безграничность каждого ребенка и вдохновления детей на творчество говорит и современный исследователь и педагог Ш.А.Амонашвили. « Если ученик в школе не научился ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать ,копировать.» Основой творчества является дивиргентное мышление, которое выделен на базе известной модели структуры интеллекта Джона Гилфорда, а наиболее эффективными сегодня признаны развивающие программы Джозефа Рензулли. Важно отметить что способности ,навыки и умения, приобретаемые на занятиях по творчеству ,дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь
Почти каждый родитель уверен, что его ребенок умен и талантлив. Однако когда ребенок дорастает до школы, то его талант куда-то прячется. Уже в наше время, тем более в будущем, задача учителя не просто научить чему-либо, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. Сегодняшние школьники-это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. В нашей совместной работе родители-активные участники и помощники. Привычные собрания и индивидуальные беседы я сохранила в своей деятельности. Первые результаты дали праздники, как например-«Моя семья». Дети совместно с родителями готовили родословную своей семьи с девизом и гербом, значением имен, фамилий. Защита проектов помогла прежде всего родителям посмотреть на своего ребенка как на исследователя, оратора, пробуждала гордость ,желание не только похвалить свое чадо ,но и продолжить совместную работу, которая развивает желание творить и делиться этим с другими.
Отдельно хочу остановиться на работе «Клуба Почемучек». Работа в группах увидеть одних и помогла раскрыться другим, иногда проводили уроки сочинительства, дети так ждали поэтических взлетов :кто-то скажет 1-ю строчку, за ней и вторая просится, и слагается стихотворение, в котором скрыта любовь каждого из нас: «Мы часто дружбу не ценили, друзья куда-то уходили. Мы не бежали вслед за ними. Зачем? Найдутся и другие. Но время шло и сердце ныло, вернуть хотим, что раньше было. Не зря пословица гласит, что надо дружбой дорожить.» В нашем сборнике «Творческих работ» собраны стихи, сказки ,рассказы ,очерки, репортажи собственного сочинения, есть даже победители и призеры конкурсов.
Из опыта работы вижу, что обычное участие в конкурсах не стимулирует ребят к достижению высшего результата- поэтому особое место в моей практике занимает «Презентация успеха». Ученики сами с родителями искали конкурсы и принимали в них участие, после чего устраивали творческий отчет: рассказывали о себе, конкурсе, результате -весь класс аплодировал, высказывал пожелания, интересовался-эту акцию мы назвали «Искупай в овациях». Для наглядности выпускалась «Газета успеха».
На кружке «Сценическая речь» мы ставим сценки, миниатюры собственного сочинения.
Отличным подспорьем в развитии творческих способностей младших школьников являются игры-«Рассказ по кругу», «Мимика и жесты», «Придумай новое предназначение предмету». Игра «Круглый стол» и «Загадай желание» особенно нравятся, игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например:
- Больше всего в себе мне нравится…
- Я хотел быть…
- Моя любимая игра…
- Я бы хотел узнать о…
- Мне грустно, когда…
- Я хотел бы быть более…
“Загадай желание” - так же сидят кругом и загадывают желания…
- Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…
- Если бы я был деревом, я бы…
- Если бы я был игрой, я бы…
- Если бы я был фильмом, я бы…
- Если бы я был бы цветом, я бы…
Ребенок, а особенно ученик начальной школы, не кукла, следовательно его интересы постоянно меняются, следует проводить корректировку. Готовность учителя-быть постоянно в поиске. Работа с родителями не должна останавливаться после одного праздничного мероприятия.
Так зачем нужно развивать творческие способности? Если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими, справляться с трудностями. Школьники обретут навыки самостоятельного нахождения путей решения проблемы ,расшириться кругозор и интеллектуальное развитие, обретут умение анализировать, обобщать, сравнивать, научатся отстаивать свою точку зрения.
Литература:
1. Миронов Н.П.» Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.» Начальная школа. 2004 г. № 6
2. Ксензова Г.Ю «.Успех рождает успех». Открытая школа.2004 г. №4
3.Амонашвили Ш. «Здравствуйте, дети!» М.,1983г.
4 . Соловейчик С.Л. «Учение с увлечением.» Изд.дом: Детская литература 1979г.
5.Анпилогова Л.Н. « Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности». Начальная школа.- 2014 г. № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников
В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....
Развитие творческих способностей младших школьников
Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...
Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"
Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....
Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В
Условия развития творческих способностей младших школьников...
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....