Развитие творческих способностей младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Каримова Ремида Салаватовна

В наши дни роль образования  высока как никогда. Весь вопрос в том, соответствует ли уровень  знаний ,который дает вам или вашему ребенку система образования, современным требованиям .Если вспомнить ,что ребенок биологически рождается талантливым исследователем, а важнейшие  детского поведения-это неутомимая жажда знаний и новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И уже в начальной школе часто встречаются ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Развитие творческих способностей младших школьников.

 Каримова Ремида Салаватовна, учитель  г.Нефтекамск МОБУ СОШ№4, remka67@mail.ru

 Творящий бедности не знает,

Далекий от мирских щедрот,

 Добычею богатств не занят,-

Он из души их достает.

 Л.Болеславский

В наши дни роль образования  высока как никогда. Весь вопрос в том, соответствует ли уровень  знаний ,который дает вам или вашему ребенку система образования, современным требованиям .Если вспомнить ,что ребенок биологически рождается талантливым исследователем, а важнейшие  детского поведения-это неутомимая жажда знаний и новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И уже в начальной школе часто встречаются ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.

Возникают вопросы:

-Насколько хорошо получаемое сегодня образование готовит ребенка к будущему?

-Отвечает ли школьная система конкретным нуждам ребенка?

-Являются ли хорошие отметки гарантией будущего профессионализма?

 Проблема качественного образования  обусловила актуальность моего исследования, целью которого стало повышение качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу :предполагается, что если организовать учебный  и воспитательный процесс младшего школьника, опираясь на области его интересов, можно  развивать его творческие способности и исследовательские умения, а это поможет ему не только успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины, но и обеспечит его успешную социализацию в обществе

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

1)Изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по теме,

2)Выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения,

3)Осуществить отбор технологий, методов и приемов работы по развитию творческих способностей школьников,

4)Экспериментально апробировать эффективность предложенных средств на практике,

5) Провести анализ и обобщить результаты.

  Творческий потенциал-это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых разных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».( Маслоу Абрахам –американский психолог) И я с ним полностью согласна.

 Великие деятели и педагоги России К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы…О необходимости веры в безграничность  каждого ребенка и вдохновления детей на творчество говорит и современный исследователь и педагог Ш.А.Амонашвили. « Если  ученик в школе  не научился ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать ,копировать.» Основой творчества является дивиргентное мышление, которое   выделен на базе известной модели структуры интеллекта Джона Гилфорда, а наиболее эффективными сегодня признаны развивающие программы Джозефа Рензулли. Важно отметить что способности ,навыки и умения, приобретаемые на занятиях по творчеству ,дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь

 Почти каждый  родитель уверен, что его ребенок умен и талантлив. Однако когда ребенок дорастает до школы, то его талант куда-то прячется.  Уже  в наше  время, тем более в будущем, задача учителя не просто научить чему-либо, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования. Сегодняшние школьники-это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. В нашей совместной работе родители-активные участники и  помощники. Привычные  собрания и индивидуальные беседы я сохранила в своей деятельности. Первые результаты дали праздники, как например-«Моя семья». Дети совместно с родителями готовили родословную своей семьи с девизом и гербом, значением имен, фамилий. Защита проектов помогла прежде всего родителям посмотреть на своего ребенка как на исследователя, оратора, пробуждала гордость ,желание не только похвалить свое чадо ,но и продолжить совместную работу, которая развивает желание творить и делиться этим с другими.

Отдельно хочу остановиться на работе «Клуба Почемучек». Работа в группах  увидеть  одних и помогла раскрыться другим, иногда проводили уроки сочинительства, дети так ждали поэтических взлетов :кто-то скажет 1-ю строчку, за ней и вторая просится, и слагается стихотворение, в котором скрыта любовь каждого из нас: «Мы часто дружбу не ценили, друзья куда-то уходили. Мы не бежали вслед за ними. Зачем? Найдутся и другие. Но время шло и сердце ныло, вернуть хотим, что раньше было. Не зря пословица гласит, что надо дружбой дорожить.» В нашем сборнике «Творческих работ» собраны стихи, сказки ,рассказы ,очерки, репортажи собственного сочинения, есть даже победители и призеры конкурсов.

 Из опыта работы вижу, что обычное участие в конкурсах не стимулирует ребят к достижению высшего результата- поэтому особое место в моей практике занимает «Презентация успеха». Ученики сами  с родителями искали конкурсы и принимали в них участие, после чего устраивали творческий отчет: рассказывали о себе, конкурсе, результате -весь класс аплодировал, высказывал пожелания, интересовался-эту акцию мы назвали «Искупай в овациях». Для наглядности выпускалась «Газета успеха».

На кружке «Сценическая речь» мы ставим сценки, миниатюры собственного сочинения.

  Отличным подспорьем в развитии творческих способностей младших школьников являются игры-«Рассказ по кругу», «Мимика и жесты», «Придумай новое предназначение предмету». Игра «Круглый стол» и «Загадай желание» особенно нравятся, игра помогает проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например:

  • Больше всего в себе мне нравится…
  • Я хотел быть…
  • Моя любимая игра…
  • Я бы хотел узнать о…
  • Мне грустно, когда…
  • Я хотел бы быть более…

“Загадай желание” - так же сидят кругом и загадывают желания…

  • Если бы я был каким-нибудь зверьком, то я бы…
  • Если бы я был деревом, я бы…
  • Если бы я был игрой, я бы…
  • Если бы я был фильмом, я бы…
  • Если бы я был бы цветом, я бы…

Ребенок, а особенно ученик начальной школы, не кукла, следовательно его интересы постоянно меняются, следует проводить корректировку. Готовность учителя-быть постоянно в поиске. Работа с родителями не должна останавливаться после одного праздничного мероприятия.

 Так зачем нужно развивать творческие способности?  Если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими, справляться с трудностями. Школьники обретут навыки самостоятельного нахождения путей решения проблемы ,расшириться кругозор и интеллектуальное развитие, обретут умение  анализировать, обобщать, сравнивать, научатся отстаивать свою точку зрения.

Литература:

1. Миронов Н.П.» Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.» Начальная школа. 2004 г. № 6

2. Ксензова Г.Ю «.Успех рождает успех». Открытая школа.2004 г. №4

3.Амонашвили Ш. «Здравствуйте, дети!» М.,1983г.

4 . Соловейчик С.Л. «Учение с увлечением.» Изд.дом: Детская литература 1979г.

5.Анпилогова Л.Н. « Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности». Начальная школа.- 2014 г.  № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников

В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....

Развитие творческих способностей младших школьников

Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...

Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"

Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....

Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В

Условия развития творческих способностей младших школьников...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....