Доклад «Роль учителя по работе с портфолио ученика»
статья

Доклад на ШМО «Роль учителя по работе с портфолио ученика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО

«Роль учителя по работе

с портфолио ученика»

           Докладчик

 учитель начальных классов

 Селезнева Е.Е.

Программа ФГОС НОО ставит перед учителем определённые задачи, решив которые, учитель научит ученика определённым знаниям, умениям и навыкам. 

Каждый учащийся, овладевая знаниями, прежде всего работает на результат. Результат своей работы учащийся может оценить. Связывая это с ФГОС НОО, следует сказать, что это действие имеет название : система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющей вести оценку достижения всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных.

 Основной формой оценивания конечного результата является портфолио ученика.


   Портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты.      

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный рост учащегося.   После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.

«Портфолио» в начальной школе прежде всего носит обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность. В век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы учащиеся создавали электронное, или онлайн-портфолио.

 Создание электронного портфолио связано с возможностью представления большого объема информации, компактного ее хранения.

Какую же  цель ставит ФГОС  при введении Технологии Портфолио в школе?

Технология  Портфолио в условиях введения ФГОС внедряется  с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

Портфолио можно рассматривать с  позиции «ТРИ П»:

  • Портфель – то есть комплекс документов, продуктов деятельности ребенка (они отбираются таким образом, чтобы была демонстрация усилий и рост в различных областях)
  • Процесс - Портфолио как процесс строится вокруг сбора материалов и дает возможность использовать индивидуальные методы обучения. То есть, портфолио является средством документирования определенных процессов, которые важны для учащегося и являются предметом педагогической поддержки учителя.
  • Прогресс-  Прогресс в понимании ребенком целей и задач своей деятельности, прогресс в личностном  росте, динамике продвижения ребенка в учебной и других видах деятельности (в сравнении не с другими, а с самим собой), прогресс ребенка в самооценке, самоанализе.

Портфолио ориентировано:

  • на демонстрацию динамики достижений в образовательном процессе
  • на самоорганизацию собственной учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, рефлексия)

Цель:   отслеживание  и оценивание   динамики  индивидуального  развития  и личностного роста  обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка  его образовательной и творческой активности и самостоятельности.  

Задачи:

  • Максимальное раскрытие индивидуальных способностей  и возможностей каждого ребенка;
  • Формирование установки  на  учебную, познавательную, творческую активность;
  • Развитие  навыков рефлексии
  • Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки
  • Стимулирование стремления к самосовершенствованию; формирование адекватной самооценки учащихся
  • Формирование ценностного отношения  к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к  его результату.
  • Содействие успешной социализации учащихся 

Выделяются следующие функции портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения, и рост знаний учащихся за определенный период времени);
  • целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
  • развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);
  • мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
  • рейтинговая ( позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика).

Каковы цели использования Портфолио?

  • 1. Научить учащегося оценивать свой прогресс (формировать умение самооценки)
  • 2.   Собрать документацию, отражающую прогресс учащегося, (грамоты, свидетельства, дипломы, сертификаты и т.д.)
  • 3. Сделать отчёт о прогрессе и достижениях учащегося перед родителями, администрацией.
  • 4. Принять решение о выставлении итоговой оценки на основе анализа результатов учебной деятельности.

Основные принципы работы с портфолио:

        Личностное портфолио — эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Особенно актуально это для учащихся начальных классов, когда ребенок только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны.

Какова роль учителя при работе с портфолио?

Учитель:

является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;

координирует деятельность в данном направлении: информирует обучающихся о конкурсах различного рода и уровня;

способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;

отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;

является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;

подтверждает достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные ведомости).

Родители:

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Необходима система консультативной помощи: консультации по оформлению и заполнению страничек портфолио.
  Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
 Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
  Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Осуществляют контроль за исполнением портфолио.

Важно помнить. В самом начале, когда ребенок начинает работать над составлением Портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Необходимо с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию Портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Работа с Портфолио должна быть организована и системна. Но это должно сочетаться с принципом добровольности при сборе информации. Данный принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом для собственного развития.

  •    Создание Портфолио - совместная деятельность учащихся и учителя, диалог - обмен информацией о том, как процесс обучения идёт и когда, и где нужно внести коррекцию. Учитель получает информацию о процессе обучения, наблюдает сам процесс, анализируя результаты учебной деятельности.

Многие  задают вопрос: «С чего начать?»

  • 1-й шаг. Организация и планирование. 

   Мы с ребятами во 2 классе узнали, что такое электронное портфолио, для чего оно нужно, познакомились с алгоритмом работы над портфолио,рассмотрели его структуру.

                        На родительском собрании обсудили целесообразность введения Портфолио, рассказала родителям как оформить личную страничку учащегося, показала и рассказала о структуре портфолио и правилах заполнения,

2-й шаг. Анализ учебных достижений

Анализ учебных достижений ,будет проводиться на родительских собраниях и на классных часах. Ведение портфолио, наряду с другими видами работы, конечно, приносит неплохие   результаты: есть победители конкурсов, олимпиад.

Таким образом, в процессе работы с портфолио у учеников формируются

  • познавательные УУД
  • происходит личностное развитие ученика
  • улучшаются коммуникативные и регулятивные УУД
  • формируется индивидуальный эстетический вкус
  • поддерживается высокая  учебная  мотивация
  • формируется умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность.

Основные проблемы, возникающие при внедрении портфолио

Наряду с этим следует отметить трудности, с которыми я столкнулась при работе с портфолио..
- прежде всего, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени.

- задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учащихся, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

–у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
– формальный подход к ведению портфолио; неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. У родителей действует такой стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: “В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности”.
- фрагментарность, т. е. заполняются только некоторые  разделы или рубрики.

В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы обучения,необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию- (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Заключение

Можно сделать следующие выводы: электронное портфолио является одной из инновационных технологий в образовании. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является инструментом фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу "Роль книги и чтения в жизни современного ученика"

Презентация составлена к докладу "Роль книги и чтения в жизни современного ученика" для родителей будущих первоклассников....

Выступление на методическом объединении "Работа с портфолио ученика начальных классов"(из опыта работы)

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но чаще всего эту работу делает классный руководитель...

Презентация "Организация работы с Портфолио ученика"

Выступление на городском практическом семинаре об организации работы с Портфолио ученика...

Выступление на городском семинаре "Организация работы с Портфолио ученика"

Выступление "Организация работы с Портфолио ученика"...

Родительское собрание для 4 класса по работе с Портфолио ученика

Родительское собрание для 4 класса по теме:"Портфолио ученика,  как средство мотивации личностного развития" Цель собрания:1. Проинформировать родителей о «Положении о школьном портфолио», е...

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Выступление на педагогическом совете...

Доклад "Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников".

Доклад для выступления на педсовете "Роль личности учителя в формировании познавательных интересов младших школьников"....