Игровые технологии в образовательном процессе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Игровые технологии нашли широкое применение в нашей практике. Они имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 17.32 КБ |
igrovye_tehnologii.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат с. Воронцовка
Доклад по теме
«Игровые технологии
в образовательном процессе»
Учитель Каширская Ольга Трофимовна
2019 год
В современном понимании педагогическая технология представляет собой системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения содержания обучения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего задачей оптимизировать результаты образования.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы образовательного учреждения и решением его основных задач.
Игровые технологии дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: знания методики игровой деятельности; профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом образовательного учреждения.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – это огромное светлое окно , через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений , понятий об окружающем мире . Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
организация педагогичес -кого процесса в форме различных педагогичес -ких игр Игровая педагогическая технология последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр включению детей в игровую деятель- ность осущес-твлению самой игры подведению итогов, результатов игровой деятельности
Концептуальные основы игровой технологии Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и уровня развития детей
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность Задачи игровой технологии Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Научная база Игровая технология должна соответствовать следующим требованиям Технологическая схема Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость
быть лично причастным к изучаемому явлению(мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества) Игровые технологии дают ребёнку возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях»
деятельностью для реализации творчества Игровая технология при правильном руководстве становится способом обучения первым шагом социализации ребёнка в обществе методом терапии
профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр Воспитательное и обучающее значение игры зависит от знания методики игровой деятельности учёта возрастных и индивидуальных возможностей
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) Игровые технологии могут быть использованы для освоения темы или содержания изучаемого материала как часть образовательной программы, формируемой коллективом образовательного учреждения.
предложение игры Руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям в ыбор игры объяснение игры игровое оборудование организация игрового коллектива развитие игровой ситуации окончание игры
по характеру педагогического процесса Виды педаго-гических игр по виду деятельности по игровому оборудованию по характеру игровой методики по содержанию
повышает познавательный интерес Значение игровой технологии активизирует воспитанников вызывает эмоциональный подъём способствует развитию творчества концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий
Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее: а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. К.Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в образовательном процессе
Предлагаемая презентация может быть использована для выступления на педагогическом совете, посвященном современным образовательным технологиям....
Игровые технологии в образовательном процессе
Выступление на педагогическом совете «Современные технологии в образовательном процессе: за и против»...
Игровые технологии в образовательном процессе начальных классов
Задачи:•1. Раскрыть особенности педагогических игр;•2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых техноло...
Игровые технологии в образовательном процессе.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм д...
«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»
выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»...
Игровые технологии в образовательном процессе
Игровая технология самая актуальная для учителей начальной школы, особенно при работе с 1-м классом. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению...