Педагогический мониторинг Управление качеством образования при реализации ФГОС
статья
Что такое педагогический мониторинг? Как использовать его ресурсы при оценки качества образования? Опыт работы педагогов Приморского рацона Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы педагогов Приморского района Санкт-Петербурга | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Е. Лаврентьева, учитель начальных классов,
зам директора по УВР
Педагогический мониторинг
Управление качеством образования при реализации ФГОС
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить оптимальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС, на первый план выходит понятие «Качество образования». Что включаем мы в это понятие? Это и предмет споров, и цель развития образовательной системы любого уровня, и общественный договор, и даже педагогическая мечта.
Несмотря на то, что категория «качество» используется уже не одну сотню лет, однозначного определения до сих пор не существует. Американский специалист в области управления качеством Дж. Харрингтон по этому поводу высказался следующим образом: «Качество - вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества».
Нам наиболее близко определение качества образования, которое дал Марк Моисеевич Поташник
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
1) ФГОС, образовательным стандартам, ФГТ и
2) потребностям физического или юридического лица,
в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»
Задача современной школы не только выработать единый подход к самому понятию «качество образования», но и создать общие стандарты для его оценивания.
Но как измерить качество?
Не секрет, что, в большинстве своём, система контроля и оценки знаний обучающихся до сих пор базируется на принципах педагогического учёта и контроля, разработанных в середине XX века.
На протяжении десятилетий информационной базой принятия управленческих решений на уровне ШКОЛЫ была система ВШК. Надо, однако, учесть, что в то время необходимости в принятии управленческих решений, имеющих стратегический характер, практически не было. Из всех компонентов управленческой деятельности на первый план вышел контроль, формы и методы которого были весьма детально разработаны. Тотальный контроль за учебным процессом, одних видов которого насчитывается более десятка, естественно, давал какие-то результаты, но в значительной мере служил средством имитации эффективной деятельности по руководству образовательным учреждением.
Огромный пакет документации, зачастую создаваемый завучами и складируемый директорами, создает впечатление огромной работы, тотальности контроля, но, в то же время, позволяет сделать вывод о его исключительной ресурсной затратности (чрезвычайно высокая трудоемкость и нерациональность) и, к сожалению, абсолютно не позволяет сделать вывод о его результативности.
За большим количеством бумаг и отчётов теряется главное – личность ученика и его развитие.
Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.
Задачи мониторинга:
- непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;
- предупреждение негативных тенденций происходящих в системе образования;
- создание базы данных;
- анализ полученных данных, составление аналитических справок.
К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.
Первый – объективность информации.
Второй – сравнимость данных.
Третий – адекватность.
Четвертый – прогностичность.
Всем этим требованиям, на наш взгляд, соответствует система мониторинга, созданная в ходе сетевого эксперимента в ряде школ Санкт-Петербурга.
Рассмотрим данную систему и принципы её функционирования на примере одной из подсистем, созданной коллегами ГБОУ гимназии 49 и школы № 630 Приморского района.
Мониторинг качества подготовки учащихся в предметной области "Информатика и ИКТ".
Представляемая система оценки качества знаний выпускников основана на требованиях ФГОС-2 и создана в помощь учителю.
Информатика – предмет, отсутствующий в учебных планах НОО. Но поставленные ФГОС задачи должны быть выполнены.
Для формирования компетенций в области ИКТ педагоги – практики используют в основном две модели обучения – распределённую и выделенную.
Обе они решают задачи формирования не только теоретических, но и практических умений обучающихся, таких как клавиатурный ввод текста, работа в текстовом и графическом редакторе и т.д. и могут быть реализованы посредством использования учебно-методических комплексов различных авторов.
Создавая систему мониторинга, мы проанализировали и сравнили эффективность формирования ключевых компетенций при использовании различных моделей и УМК. Проведённый сравнительный анализ поможет учителю определиться в выборе учебных пособий для работы.
Но этот анализ был проведён на итоговом этапе работы творческой группы. Вначале же были определены так называемые реперные точки, которые позволили создать шкалу измерений и составить кодификатор.
Методом проб и ошибок, в постоянном взаимодействии с коллегами, насыщались разделы кодификатора и составлялись тестовые задания для проведения мониторинга.
Были проведены пробные тестирования четвероклассников нескольких школ различных районов города.
Итоги проводимого мониторинга обсуждались в рамках постоянно действующего семинара учителей-экспериментаторов 49 гимназии и 630 школы, а также на семинарах и конференциях различного уровня. На этих встречах корректировались и уточнялись формулировки вопросов, ставились новые задачи.
Специалисты Головного Центра Мониторинга и Сертификации НИУ ИТМО оказывали постоянную помощь и поддержку, предоставили возможность автоматизировать процесс обработки информации.
Результатом ОЭР стала система мониторинга с разработанной технологией внедрения как для ОУ, так и для отдельно взятого родителя обучающегося.
Мониторинг результативности процесса обучения школьников основам научных знаний с использованием АСИ позволяет в короткий промежуток времени с минимальными затратами собирать большую группу данных педагогических измерений, обрабатывать эти данные, хранить и распространять между всеми потребителями информации, необходимой для оптимального и эффективного управления процессами обучения.
Данные мониторинга необходимы для вынесения обоснованных изменений в образовательные технологии, методики обучения, формы и способы контроля.
Система независимой оценки качества знаний выпускников первой школьной ступени - Начального Общего Образования - в предметной области «Информатика и ИКТ» уже успешно используется как система независимой оценки качества образования и коренным образом отличается от хаотично используемых тестов выверенностью и логичностью представленных разделов
Деятельность современной школы сопровождается значительным количеством документов. Собирается и обрабатывается огромное количество информации. Самой существенной проблемой является то, что вся эта информация, собираемая в школе, оказывается часто разрозненной, логически не взаимосвязанной между собой, а механически суммируя ее, нельзя получить полную картину изменений в деятельности школы.
Разрозненность собираемой информации, фрагментарность не дают возможности выявить причинно-следственные связи и закономерности проводимых нововведений, направленных на улучшение качества образования.
Поэтому мы говорим о необходимости построения общей программы мониторинга качества образования, прообразом которой, на наш взгляд, является представленная система оценки качества обученности.
Уместно вспомнить замечательные слова русского ученого Ивана Александровича Ильина, сказанные им еще в 1928 г.: «Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и нового величия. Но возродится она лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!..»
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг - как средство управления качеством образования.
Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. ...
Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.
В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе ...
Мониторинг обученности как средство управления качеством образования на уровне класса в условиях реализации ФГОС.
Краткое содержание структуры мониторинга. Роль мониторинга....
Мониторинг как средство управления качеством образования в начальной школе
Программа мониторинга уровнясформированности УУД в начальной школе...
Педагогический мониторинг Управление качеством образования при реализации ФГОС
Что такое педагогический мониторинг? Как использовать его ресурсы при оценки качества образования? Опыт работы педагогов Приморского района Санкт-Петербурга поможет ответить на эти вопросы....
«Метапредметный подход, как условие достижения высокого качества образования при реализации ФГОС нового поколения»
laquo;Метапредметный подход, как условие достижения высокого качества образования при реализации ФГОС нового поколения»...