«В одном педагогическом строю»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Социально-педагогический проект     (из опыта  работы)             Учителю не безразлично, каким вырастет человек, займёт ли он активную  жизненную позицию в обществе. В воспитании   подрастающего поколения мы остро ощущаем дефицит нравственных качеств: доброта, отзывчивость, сострадание, трудолюбие, ответственность. От умения установить правильные взаимоотношения не только с учеником, но и с семьёй ребёнка  будет зависеть успех  образовательного  процесса, будущее ребёнка.                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_odnom_pedagogicheskom_stroyu.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогический проект                                                        «В одном педагогическом строю»

(из опыта  работы)                

Содержание:

 

I.  Актуальность.                                                                                          

II. Проблемно-ориентированный анализ                                                                  

  1. Теоретические подходы взаимодействия семьи и школы

  2. Нормативно правовой аспект содержания взаимодействия школы и семьи        

  3.Характеристика состава обучающихся в  начальных классах и их семей         

  4. Проблемно-ориентированный  анализ состояния воспитательной среды

  5. Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта

III. Реализация  проекта

IV. Оценка окончательных результатов

Заключение

      Приложение

 

        

 

 

 

      

 I. Актуальность

      Последнее время исчезают из воспитания такие понятия, как добродетель, общечеловеческие ценности, национальная культура, т. е. все то, что формирует у ребенка чувство долга, честь, достоинство, интеллектуальность и как итог — основу человеческой нравственности. А этот уклад формируется и закрепляется, прежде всего, и больше всего, в детстве.

   Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Сельская семья  в структуре нашего общества чувствительна к  происходящим   экономическим и социальным изменениям. Изменения  повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность - производство».    Современные родители   имеют недостаточное   идеологическое  представление о   воспитании. И трудности воспитания, переживаемые сегодня семьёй,  привели к возникновению социально-педагогических проблем.  

Родители  имеют слабые знания  по  культуре семейного воспитания детей.     Пример  родителей не всегда является образцом для подражания детьми. По природе своей дети нуждаются во внимании, заботе, ждут любовь и  ласку, примера, взаимопонимания. Конечно же, детям хочется, чтобы родители не стояли в стороне от бурной школьной жизни, а   были  непосредственно её участниками.

        Учителю не безразлично, каким вырастет человек, займёт ли он активную  жизненную позицию в обществе. В воспитании   подрастающего поколения мы остро ощущаем дефицит нравственных качеств: доброта, отзывчивость, сострадание, трудолюбие, ответственность.  Морально-этические навыки первоклассника слабо сформированы. Есть дети, которые остро нуждаются в  педагогической и психологической помощи.    От умения установить правильные взаимоотношения не только с учеником, но и с семьёй ребёнка  будет зависеть успех  образовательного  процесса, будущее ребёнка.

  Во все времена  школа и семья – объективно взаимосвязанные системы. Функции семьи  и школы определены  Федеральным государственным  образовательным стандартом  начального общего образования. Ключевая идея стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Родители являются субъектами образовательного процесса. Поэтому современных родителей (законных представителей) необходимо информировать в вопросах образовательного процесса.

   Актуальность нашего проекта вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства с участием семьи и школы.  Только  шагая в едином педагогическом строю с нами, учителями, родители могут стать истинными духовными наставниками, понимающими всю сложность и ответственность возложенных функций.

Проблема: пассивность   родителей    в жизнедеятельности  класса (школы)  

Цель: повышение социальной активности семьи в жизнедеятельности классного коллектива младших школьников

Задачи:

-создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие родителям  раскрыть творческие потенциалы семьи;

-разработать и применить в  воспитательной системе формы и методы эффективного взаимодействия семьи и школы;

-способствовать проявлению  самостоятельной инициативы;

-содействовать сплочению дружеских отношений   семьи и школы, основанных на общих нравственных ценностях;

-укреплять развивать чувство ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения;

-активизировать социально-психологическую помощь при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с обучающимися и с их семьями.

По времени проект долгосрочный

Тип проекта: практико-ориентированный

Место: ГБОУ ООШ пос. Шумовский     

Новизной проекта является использование традиционных и инновационных форм социализации  и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования  у  обучающихся и  их родителей устойчивого стремления к участию  в общественной жизни школы.

Гипотеза

Если внедрять в воспитательную систему инновационные технологии  взаимодействия с родителями, то это приведёт к желанию семьи  активно  участвовать в общественной жизни  школы и местного социума, что скажется на   улучшении социокультурного поведения детей.

II.   Проблемно-ориентированный анализ

1. Теоретические подходы взаимодействия семьи и школы

Название подхода

Научные представители

Основные положения

«Воспитание родителей»

А. С. Макаренко,

Н.К. Крупская,

К. Е. Егощев

Подход предполагает руководство школой воспитание в семье.  При планировании и организации работы с семьёй ориентация на особенности контингента родителей и  специфику окружающей среды

Социально-ориентированный подход 

Ю. К. Бабанский,

 И. В. Гребенников

Подход предполагает использование положительных влияний семьи и купирование отрицательных. Подход способствует развитию   творческого потенциала детей и родителей, их потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самих себя.

Системно-деятельностный подход

В. А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий

Подход позволяет нам более целенаправленно и эффективно проектировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретную воспитательную деятельность, направленную на развитие индивидуальности, как отдельного ребенка, так и школьного сообщества – педагогов и родителей.    

      2. Нормативно правовой аспект содержания взаимодействия школы и семьи Федеральный государственный образовательный стандарт: «…установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов…»                                                  

Закон РФ «Об Образовании» ст.18:  «…Родители являются первыми педагогами и поэтому обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка уже в раннем возрасте…»   

 Устав  ГБОУ ООШ пос. Шумовский:

5.2.6.1. Родители (законные представители) детей (воспитанников), обучающихся  имеют право: знакомиться с уставом Учреждения, лицензией на право осуществления образовательной деятельности…; защищать законные права и интересы ребенка;  

принимать участие в управлении Учреждением в форме, определенной уставом

Учреждения.

5.2.7.  Родители (законные представители) детей (воспитанников),

обучающихся обязаны: выполнять устав Учреждения, локальные акты Учреждения, определяющие обязанности родителей (законных представителей) детей (воспитанников), обучающихся;  нести ответственность за воспитание детей (воспитанников), обучающихся, получение ими основного общего образования.

Родители (законные представители) являются первыми педагогами. Они несут

ответственность за воспитание своего ребенка…  

3.Характеристика состава обучающихся в  начальных классах и их семей

   В  начальных классах из 19 семей - 9 детей из неполных семей. Из них 2 семьи, в которой законным представителем является отец (мать лишена родительских прав).  Большинство родителей не работают или не имеют постоянного места работы.  Родители двух семей в посёлке не проживают, и воспитанием детей занимаются  бабушки и дедушки.    Воспитанники  нуждаются  в дружеском сотрудничестве с взрослыми, в педагогической поддержке. Возрастной контингент родителей молодой (до 37лет), образовательный уровень - средний. Следовательно,  необходимо внести приёмы педагогического просвещения родителей и лиц их заменяющих.  В системе воспитательной работы предусмотрены мероприятия с охватом всех участников воспитательного процесса: дети – родители - учитель. Есть необходимость поддержки детей из малообеспеченных и многодетных семей,  семей, в работе с которыми необходимы особые методы, подходы и  внимание.

4. Проблемно-ориентированный  анализ состояния воспитательной среды  

Направления проблемного анализа

Формулировка проблемы

Пути решения проблемы

1.

Наличие

социокультурной среды

В п. Шумовский имеется дом Культуры, но отсутствуют мероприятия с привлечением родителей.  Других центров досуга для родителей и детей в посёлке нет.

Превращение школы в социокультурный центр.

Привлечение родителей к участию в   жизни школы

2.

Школа расположена в многонациональном селе

Потребность в знакомстве и сохранении национальной культуры и традиций семей различных национальностей.

Проведение мероприятий, способствующих знакомству с культурой людей разных национальностей, уважению традиций и обычаев народов различных национальностей.

3.

Изучение социального состава и экономического положения семей

Необходимость поддержки детей из малообеспеченных и многодетных семей,  семей, в работе с которыми необходимы особые методы, подходы и внимание.

Активизация работы родительского комитета коллектива младших школьников.

4.

Наличие различных незащищенных категорий населения (детей – инвалидов, детей - сирот, детей из неполных семей,  детей с ОВЗ)

Необходимость

сотрудничества с семьями  детей, нуждающихся в   педагогической   помощи.

Оказание помощи семьям детей,   нуждающихся  в   педагогической   поддержке. Коррекция семейного воспитания

5.

Наличие системы дошкольного образования, обеспечивающей равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Потребность в преемственности дошкольного и общего школьного образования.

Сотрудничество с родителями старшей группы СП – детский сад «Василёк».

6.

В посёлке отсутствуют учреждения, предоставляющие физкультурно – оздоровительные услуги, а в школе имеются оборудованные спортивный зал и спортивная площадка

Потребность в оказании

 услуг по формированию здорового образа жизни обучающихся и их родителей для всех нуждающихся детей и подростков.

Организация физкультурно – оздоровительной работы с участием родителей

7.

В классном коллективе есть родители, которые не проживают в посёлке и трудоустроены  в городе, но есть информационная Интернет-сеть  

Необходимость оказания педагогической помощи лицам, занимающихся (временно) воспитанием детей. Потребность в информационном просвещении родителей через электронную связь.

Сотрудничество с  семьями, в которых воспитывается ребёнок. Сотрудничество с родителями, используя различные виды связи

  Итак,      сельская  малокомплектная школа - ГБОУ ООШ пос. Шумовский – является единственным центром  воспитательной работы, организатором совместной деятельности  взрослых и детей, что является отражением   воспитательных приоритетов. Родители  и дети (начальные классы) составляют 13,5 % населения поселка, поэтому естественно, что дети и все, что связано с их образованием, воспитанием, здоровьем,  увлечениями и жизненными планами, находится в центре интересов и потребностей взрослого населения.  Мы видим   необходимость  взаимосвязи всех субъектов социального пространства поселка (школа, семья, местный социум) предполагающих не только создание условий, но и эффективное использование всех ресурсов для воспитания детей.

5. Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта

для родителей:

  • первый уровень результатов: приобретение родителями (законными представителями) педагогических знаний  об общественных нормах,  социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;
  • второй уровень результатов: получение  опыта семейного взаимодействия с образовательным  учреждением;
  • третий уровень результатов: высокая гражданская ответственность и  заинтересованность родителей (законных представителей) жизнедеятельностью образовательного учреждения.

для обучающихся:

  • приобретение опыта социального взаимодействия в коллективе взрослых и детей на   духовно-нравственных приоритетах
  • улучшение качества знаний и  уровня воспитанности

для педагога:

  • профессиональная компетентность педагога и повышение качества образования  уровня воспитанности обучающихся;
  •  обобщение и распространение опыта (проект)

III. Реализация  проекта

1. Разработка собственного варианта решения проблемы

Сельская  малокомплектная школа по составу немногочисленна. Воспитание подрастающего поколения  эффективно на примерах   лучших практик и традиций  отечественной культуры родного края.  Поэтому считаем, что взаимодействие школы и семьи  в воспитательной системе коллектива младших школьников невозможно без создания единой образовательно-культурной  среды.  С этой целью используем всё социально-воспитательное пространство: школа, семья, сельский дом культуры, сельская библиотека, КХ «Юмилайм»   и др.

Схема взаимодействия   семьи и  ГБОУ ООШ пос. Шумовский

с социальной средой

Способы реализации целей: вовлечение родителей, детей,  педагогический коллектив школы в социально-значимую деятельность; создание ситуации успеха, высокая мотивация, собственный пример и участие. 

2.    Основные принципы проекта:                                                                                                     Принцип активности и сознательности. Принцип открытости и доверия. Принцип сотрудничества. Принцип согласованного взаимодействия.  Принцип воздействия на семью через ребенка.

3. Основные направления работы с родителями:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей (конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания, мастер-класс)
  • Вовлечение родителей в учебно -  воспитательный процесс (дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса)
  • Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

-участие родителей класса в работе Совета класса,учреждения;                                                               -участие родителей класса в работе родительского комитета

План мероприятий  взаимодействия ГБОУ ООШ пос. Шумовский и родителей (законных представителей) в начальных классах                                                                

 Новым подходом  взаимодействия школы и родителей     является  педагогическое просвещение родителей (законных представителей) через проведение активных форм школьных мероприятий социальной и общественной значимости.  

Направления совместной деятельности

Формы проведения

Степень участия родителей

1

Изучение семьи учащихся

Изучение  интересов и увлечений членов семьи, взаимоотношений  с родными и односельчанами, особенностей  характера.

Диагностика

Анкетирование

Беседа

Наблюдение

 

Участие

2

Учебно-познавательное

Выявление творческих способностей родителей и детей; реализация интересов и потребностей детей; формирование коммуникативных отношений  

Предметный экспресс

Олимпиада    

Научно – практические конференции

Выпуск газет и плакатов (конкурс)

Интеллектуально - познавательные игры: «Поле чудес», «Счастливый случай». Библиотечные встречи  

  

Участники мероприятий.  Организаторы поездок на конкурсы. Консультанты  творческих работ детей.   Эксперты, члены жюри

3

Духовно-нравственное

Развитие духовно-нравственных ценностей на примерах знаменитых людей посёлка, района , формирование культуры поведения; изучение традиций семьи, изучение  трудовой и героической доблести односельчан

Акции: «Дом без одиночества», «Милосердие», «Чаша добра», «Дадим игрушке вторую жизнь» и др.

 Экскурсии, походы

Фольклорные и календарные праздники

Встречи с интересными людьми разных профессий

Праздничные мероприятия, посвященные труженикам села, Дню семьи   

Родители вместе с детьми своими руками мастерят   подарки, сувениры.

Контролируют детей в заучивании стихов, литературных ролей Пошив костюма

Оказывают помощь детям в оформлении творческих работ.  Адресная  помощь

4

Гражданско-патриотическое

Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни семьи, школы, страны.

        

Уроки Мужества, Акция «ВНД»

Встречи с ветеранами ВОВ и участниками  локальных войн

Организация помощи и досуга пожилым людям

День Защитника Отечества, военно – спортивная игра «Зарничка»

День Победы

Экскурсии учащихся в музеи района и области                        Изучение истории своей семьи, села, школы

Трудовые десанты по благоустройству школы и посёлка

   

 

 Участие на мероприятиях. Участие в акции. Проведение родителями классного часа.

  Инструкторы военно-спортивной игры «Зарничка». Консультанты  творческих работ детей.      Совместное участие в трудовых мероприятиях

5

Художественно-эстетическое

Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.

Выставка декоративно-прикладного творчества

Участие в творческих конкурсах различного уровня

Беседы эстетической направленности

Посещение виртуальных музеев и выставок

 

Участники выставки семейных поделок Организация  помощи материалами

Участие на презентации детских  проектов

     

6

Спортивно-оздоровительное

Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутвер-ждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся.

День здоровья

Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детей

Участие в соревнованиях различного уровня

Оздоровительная летняя площадка

Конкурс «Безопасное колесо»

 

Проект «Крепыш»

Новогодний авторский сценарий «Зов Джунглей» (спортивно-оздоровительная игра с участием родителей) [Приложение 1]

 

Участие родителей, членов семьи на спортивных мероприятиях

Родители –организаторы игр

7

Профориентационное

Трудовое воспитание в семье. Уважение к труженикам села. Приобщение к труду, развитие навыков в самообслуживании; воспитание целеустремленности в трудовых отношениях.

Трудовой десант

Благоустройство пришкольной территории. Изготовление кормушек для птиц

Встречи с интересными людьми разных профессий

Экскурсия на производство

Участники трудовых десантов, акций

Помощь детям, участие в акции  

Адресная помощь, участие

8

Экологическое

Экологические праздники.

Рейды. Акции. Экскурсии. Плакаты Листовки. Концерты. Творческие мастерские. Социально-значимые игры. Презентации. Публичное выступление. Социальные проекты. Научно-практические конференции

Активные участники, организаторы, спонсоры    

9

Профилактика правонарушений и экстремизма

Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в асоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия.

Выявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска». Анкетирование.

Профилактические беседы с родителями обучающихся

Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся, родителей

Фестиваль «Дружба народов»   День Здоровья

День защиты детей

Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании

Участие

Инструкторы

Пошив костюмов Проведение родителями национальных игр

10

Ученическое самоуправление

Родительская ответственность в приучении ребёнка к выполнению домашних и школьных обязанностей.

Формирование первоначального опыта ответственности и самостоятельного принятия решений  детьми.

 Игровая модель ученического самоуправления   детей и родителей «Почемучкино».  Рейды

Творческое дежурство  

Участие в окружном конкурсе «Ученик года»  

Участие в областном конкурсе «Голоса Юных» [Приложение2. 2.1]

Взаимодействие с детской  организацией  «Городок» Взаимодействие  с органами  местного самоуправления

 

Включение родителей в игровую модель: помощь детям в творчестве, изготовление  пособий. Помощь оформления портфолио ученика

Пошив костюмов.  Консультанты творческих работ детей                 Участие родителей в социально-значимых играх    Организаторы и участники встречи с депутатом

11

Педагогические   просвещение родителей. Управление

Информирование родителей с нововведениями в образовательном процессе.

Знакомство с локальными актами

 Включение их в воспитательный процесс

 Родительские собрания

Индивидуальные консультации

Профилактические беседы

Обучающие семинары

Родительский практикум

Открытые уроки.

Мастер - класс

 Родительский комитет

Участие

Организаторы мастер -класса

 

Описание основных направлений способов достижения цели и задач                            Выше перечисленные направления деятельности традиционны, ежегодно меняются  формы и методы воспитательного воздействия на родителей и ребёнка с учётом   социального состава  семьи -  законных представителей. Представляем некоторые формы   эффективного взаимодействия с семьёй ребёнка.  [Приложение 3]

Изучение семьи учащихся

Самый главный наш вывод   заключается в следующем: не зная семьи, с родителями грамотных отношений не построишь. Первая встреча с родителями осуществляется в детском саду «Василёк». Воспитатели часто приглашают учителей  начальных классов на мероприятия: концерты, тематические праздники, родительские собрания. Мы наблюдаем за родителями, их активностью (пассивностью) участия на   мероприятиях. Изучаем творческие работы, выполненные совместно с детьми. Даём рекомендации  воспитательного воздействия на ребёнка.                                                                                                                                                     Методики психолого-педагогической диагностики    для исследования особенностей родителей    первоклассников                                                                                                                                       - Метод незаконченных предложений (тест Сакса –Леви)                                                                     - Определение степени эгоцентризма (И. П. Шахов)                                                                 -Тест «Ценности»                                                                                                                                 -Тест «Ваше отношение к школе (адаптация теста Лизинского).                                                      -Игры на освоение конструктивного взаимодействия в социуме:«Чего я избегаю»,  рисунок  на свободную тему, «Часы»», «Коллаж жизненных приоритетов.                        Методики исследования помогут педагогу организовать воспитательные подходы  по отношению к каждому родителю, семье.                                                                                Учебно-познавательное направление деятельности. Уделяется  большое внимание  привлечения родителей к воспитательному потенциалу каждого урока. Родители посещают уроки по собственному желанию. По просьбе родителей на уроке  демонстрируем решение проблемы, которые определяют родители. Например, как заинтересовать ребёнка чтением? На уроках литературного чтения и на внеурочной деятельности совместно решаем  учебно - воспитательные задачи по формированию читательской компетенции. В 2015 году дали старт нового проекта «Поезд «Читалочка» - школа сотрудничества детей, родителей, учителя.

Духовно-нравственное направление. Традиционными в школе стали мероприятия с участием родителей. В школу приглашаются   граждане нашего посёлка, а также члены семьи: дедушки, бабушки.  Они рассказывают о трудовых и героических подвигах наших односельчан. Полученная информация находит своё подтверждение в  посещении музеев. Результатом встречи послужила поездка  в районный краеведческий музей Имени Героя Социалистического Труда Н. П. Попова», которая была организована родителями.

    Акции: «Дом без одиночества», «Милосердие», «Чаша добра», «Дадим игрушке вторую жизнь» помогают духовному обогащению личности наших обучающихся. Родители оказывают адресную помощь, принимают участие, готовят вместе с детьми стихи и подарки. Приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной  отечественной культуры способствует сплочению семей, укреплению взаимопонимания между родителями, детьми и школой.

Гражданско-патриотическое направление. Уже не первый год  в коллективе  младших школьников  проводятся    акции «Весенняя неделя добра», «День Земли», в которых   добровольно   принимают участие дети, родители, педагоги,    организации   объединяются для оказания помощи тем, кто в ней нуждается, в том числе и забота природных объектах. Вся семья ребёнка играют в военно-спортивную игру «Зарничка». Детскому счастью нет предела. Всё по настоящему: построение, рапорт, боевое задание, трудные участки боя, знамя, штаб- воодушевляет участников армейских учений.   Велика роль семьи. Личный пример, заинтересованность,  труд, любовь к малой родине – неоспоримые факторы воспитательного эффекта на личность.

Художественно-эстетическое.   Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. Итогом долгосрочного семейного проекта «Традиции чаепития» стал праздник «Посидим у самовара», который надолго запомнился всем участникам. [Приложение 4]

Хорошим новогодним подарком 2014-15 уч. года для учащихся была поездка в развлекательный центр «Дубки» ( г.Самара).В 2015г. была организована поездка на страусиную ферму в с.Пестравка Самарской области. Многие родители вместе с детьми принимают  участие в конкурсах рисунков и поделок. Поделки, изготовленные своими руками, ученики с удовольствием дарят пожилым жителям нашего посёлка.

Родители стали полноправными участниками педагогического процесса, они вместе с детьми участвовали в проектах, утренниках, развлечениях. Родители стали все больше проявлять интерес к художественно – эстетическому воспитанию, предлагать мероприятия, которые можно провести в начальной школе. Участие семей в конкурсах, выставках не только обогащает семейный опыт, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Важным результатом работы явилось то, что родители создавали условия для художественно - эстетического развития детей в семье.

Спортивно-оздоровительное.  В последние годы внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа обогатилась  эффективными видами оздоровления учащихся. Родители ходят с детьми в поход. Участвуют в играх. Помогают обеспечить необходимым инвентарём. Например, смастерили клюшки из сучьев деревьев, некоторые приобрели костюм хоккеиста.  Команды младших школьников сыграли  турнир «Золотая шайба». Родители организуют дворовый спорт. Делают ледяные горки (семья Ладыгиной О.Д.), расчищают пустыри для игр (семья Николаевой В.В.).     Экологическое направление. Основы экологической культуры закладываются в семье. К сожалению, не всё бывает идеально на начальной ступени образования. Сельские дети не знают названия растений, сельскохозяйственные  работы на поле.  Поэтому  мы применяли  технологию проекта с участием детей родителей, жителей посёлка. Благодаря поддержки родителей, мы выполнили проекты социальной значимости: «Щит «Берегите лес!», Акция «Сирень Победы», «Фирма «Аленький цветочек», «Деревья-живые памятники природы». Все проекты получили высокую оценку  на уровне региона, страны. [Приложение 5] Родители,   организовали экскурсию «Откуда хлеб пришёл к нам на стол», «Что у нас под ногами» - поездка на природный участок к геофизикам. Мы считаем, что только сотрудничество педагогов  с родителями позволит привить детям линию экологически правильного поведения в повседневной жизни.    Чем больше таких примеров воспримет младший школьник в   детстве, тем больше шансов, что в его сознании именно такое поведение укоренится как норма.

 Ученическое самоуправление. В коллективе школьников действует ученическое самоуправление. Создана игровая модель для детей и родителей  «Почемучкино». Навыки самодисциплины,  понимание интересов и возможности других, способности к рефлексивному социальному поведению, самостоятельного творчества - составляют основу духовно-нравственного воспитания. Роль родителей заключается в  том, чтобы помочь ребёнку овладеть таким качеством как ответственность за порученное дело. Родители помогают ребёнку подготовить игру, конкурсные задания, пополняют книжную библиотечку в классе.  

Педагогические   просвещение родителей. Управление.   [Приложение 6].                                      Применяем активные формы работы с родителями, которыми они могут воспользоваться самостоятельно при работе с ребёнком дома.

1. Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как дети общаются со сверстниками и какие при этом возникают затруднения..   2. Урок - практическое участие  знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает детей, родителей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задействованными в образовательном процессе и как бы возвращаются в детство, снова вспоминая, как трудно бывает учиться. 3. Урок – соревнование  создает ситуации успеха учащихся и родителей в учебной деятельности, стимулирует познавательный интерес, поэтому его использование оправдано.
Родительский ринг - дискуссионная форма общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Можно предложить, например, такие: Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка? Соблазны и пути их преодоления.  Трудности школьного урока. В чем они состоят? Родителям нравятся практические занятия   «Что такое проект?», «Мои правила». С удовольствием постигают алгоритмы выполнения проектов. Ученические работы (проекты), выполненные под руководством свои родителей, аккуратные, интересные, качественные. Только вместе с мамой или папой, бабушкой, младший школьник научится  правильно организовывать творческий труд.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с
родительским комитетом. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет выполняет в классе различные функции:

-проблемы воспитания в семье трудного ребёнка и поиск их решения;

-пополнение знаний родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ, наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков;

-развитие  самосознания родителей и педагогов, коррекция позиций педагогов по отношения к ученикам и родителям. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет проводит конкурсы на лучший дневник, тетрадь; рейды – проверки бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Родительский комитет заранее оповещает родителей о предстоящем мероприятии, договариваются и распределяют обязанности, готовят вопросы.   Современные родители стали активными посетителями школьного сайта, сайта Южного Управления. Интересуются успеваемостью детей в системе АСУ РСО. Мы предлагаем родителям адреса   образовательных сайтов.  

  В родительском коллективе есть семья (Е. М. Антропова), которая оказала добровольную помощь в оснащении классного кабинета дидактическим материалом: настольные игры, комплект дорожных знаков, предметные таблицы, нарукавные куклы, 2 классные доски. Коллектив родителей выпускных классов в кабинеты повесили жалюзи, классные уголки. Родители первоклассников-2016 отремонтировали класс. Родители начальных классов принимают участие на школьной ярмарке. На вырученные деньги они закупают канцтовары,  небольшие призы на мероприятия.

IV. Оценка окончательных результатов                                                                       Наше стремление создать педагогические и психологические условия для развития младшего школьника богатой по содержанию, наполненной глубокого духовного, нравственного и культурного смысла, помогло   создать эффективную систему взаимодействия с родителями (законными представителями) в образовательном учреждении. В ходе проекта мы добились                          

 для родителей (законных представителей):   [Приложение 7. 7.1]                                                                          - повысилась активность  родителей в жизнедеятельности коллектива младших школьников и школы-100%;

-выполнение  государственного заказа  -  участие родителей в образовательном процессе;

- родители  используют  право участвовать в жизнедеятельности коллектива  младших школьников и   школы (члены общешкольного родительского комитета, Управляющего совета);

-через активные формы коллективной работы  родители стремились выполнять обязанности, что повысило их гражданскую ответственность;  

-родители имеют информационный и практический опыт духовно-нравственного воспитания детей в семье;                                                                                                                     - повысилась мотивация, что способствовало проявлению  самостоятельной инициативы;                                                                                                                                            - проявление родителями уважения к труду педагога                                                                                            для обучающихся:                                                                                                                                    - повысилась школьная мотивация;   уровень воспитанности -4б.                                                                         - младшие школьники  владеют первоначальными  навыками коммуникации в социуме. для педагогов: 

- освоение и применение новых форм взаимодействия с родителями, с социальной средой;

-сплочение   коллектива родителей, детей, учителей;

-улучшение качества учебно-воспитательной работы с обучающимся;

-обобщение  и распространение опыта.

Заключение

        Глубоко убеждены в справедливости утверждения В. А. Сухомлинского: «В семье начинается общественное воспитание. В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи и строится педагогическая мудрость школы».                                                                    

     Особенно большая ответственность ложится на учителей начальных классов.  Без понимания родителей, без их участия в образовательно-воспитательном процессе и любви к детям невозможно достичь нравственных идеалов личности.  Только вместе: родители и учителя,  шагая в едином педагогическом строю, мы можем   формировать  образованную, трудолюбивую  и самостоятельную личность, способную  жить и работать в современных условиях.

 

     

                                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Педагогический проект "Здоровое питание - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий в образовании"

Сформировать у учащихся младшего школьного возраста необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, режиму рационального питания и целостному взгляду на окружающий мир и места чело...

Внеклассное мероприятие "Отец и сын в одном строю"

Игра-конкурс. Внеклассное мероприятие, подготовленное к празднику 23 февраля....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Педагогическое эссе "Гордимся прошлым - строим будущее"

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»...

Учимся шить. Изделия «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью»

Цели Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с приемами работы с тканью, иглой и нитками; формирование навыка работы с тканью, иглой и нитками, освоить строчки прямых стежков, строчки стежков с...