Внеклассное мероприятие “Путешествие по сказкам»
методическая разработка (1 класс)

конспект мероприятия по сказкам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие “Путешествие по сказкам»

(русские, зарубежные и тувинские сказки)

Цель: 1. Повторить понятие народной и литературной сказки;

2. Проверить кругозор и знания учащихся по сказкам;

3. Формирование умения работать в команде, формирование эмпатии

(умения  сопереживать другим) у учащихся;

4. Развитие творческих способностей и формирование нравственных

ценностей у учащихся.

«Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.»

Ведущий 1:  Если сказка в дверь стучится, Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица: чуть спугнёшь и не найти.

Ты за нею на порог,  а её и нету…

Только тысячи дорог разбрелись по свету.

По какой она пойдёт? Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить, или мчать откуда…

Только там, где сказке быть – там случится чудо…

У неё чудес запас и всегда готово

Каждый раз для всех для нас – золотое слово.

Ведущий 2: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы

приветствуем  сегодня всех вас на нашем мероприятии. Наверное, нет на

свете человека, который  не любил бы сказок. С самого раннего детства

дорогу в сказку нам открывает книга.

И сегодня мы узнаем, в какой команде у нас самые талантливые, самые

любознательные и читающие ребята.

Сегодня наши команды будет оценивать наше жюри. Позвольте

представить жюри (идёт представление жюри).

А теперь давайте поприветствуем наших участников. Сегодня участвуют две

команды.    ( Идёт представление команд – название, девиз)

Ведущий 1: - У каждой команды есть группа поддержки (болельщики). И у нас для

болельщиков тоже будет конкурс, участвуя в котором, болельщики своей

команде  могут  принести дополнительные очки.

Ну а у нас первый конкурс «Разминка».

За каждый правильный ответ – 1 балл;  отвечает та команда, участник которой

первым     поднял руку, если команда не отвечает, то ход переходит к

следующей команде.

Конкурс 1  - «Разминка» ( полушуточные вопросы)

 Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?  (Колобок)

 Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом?

Подсказка: Всем помогла мышка.            (Репка)

 Кто из русских сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а три – лучше». Подсказка: в одном из мультфильмов с этим героем дружил Добрыня Никитич.  (Змей Горыныч)

 Герой какой зарубежной сказки очень любил обувь, особенно  сапоги? (Кот в сапогах).

 Назовите героиню сказки, которая занималась по дому неквалифицированным трудом: чистила печки и убиралась в доме? (Золушка)

 Назовите героя тувинской народной сказки, в совершенстве знающего три науки? (Оскюс-оол)

 Какой вид энергии использовала Баба-Яга в русских сказках, летая в ступе? (нечистую силу)

 В какой зарубежной сказке говорится о деятель ности оригинального музыкального коллектива, состоящего, главным образом, из представителей фауны, концерт которого до смерти напугал целую шайку разбойников? (бременские музыканты)

 В какой сказке зарубежного писателя героиня была размером с ячменное зёрнышко? (Дюймовочка)

 Этот герой тувинской народной сказки очень мешался главному герою и хотел заполучить себе Золотую Дангыну? ( Караты-хан)

 Героиня какой сказки мечтала стать  человеком, но обратилась в пену морскую? (Русалочка)

 В какой русской сказке брат не послушал сестрицу и нарушил санитарно-гигиенические правила, за что серьёзно поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

 Главный герой этой зарубежной сказки очень любил сладкое, любил шалить и приговаривать: «Не беда – дело житейское».Подсказка: Жил на крыше. (Карлсон)

 Назовите героя русской народной сказки, который нетрадиционным  способом ловил рыбу в проруби? (Волк)

 Какая птица в тувинских народных сказках самая умная? (Филин)

 В какой русской народной сказке от брошенной шапки главного героя избушка зашаталась? (Иван-крестьянский сын и чудо-юдо)

 Назовите злого духа в тувинских народных сказках, который всегда был одноглазым и воровал скот? (Шулбус)

 Назовите джина из повести-сказки русского советского писателя, которого освободил из бутылки пионер Волька? (Хоттабыч)

 Назовите единственную героиню русской народной сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

 Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)

 Как зовут божественных существ нижнего мира в тувинских народных сказках, которые, по преданиям, осуществляли суд  над умершими? (эрлики)

 Эта героиня зарубежной сказки освободила от злого заклятия своих братьев, связав из стеблей жгучего растения им верхнюю одежду? (Элиза «Дикие лебеди»)

Ведущий: - Разминка прошла успешно. А сейчас задание посложней. И конкурс

называется «Угадай сказку». Задание следующее – к каждой сказке даётся 5

подсказок, ваша задача – угадать сказку (название) и автора. Конкурс

оценивается  так: если угадали по первой подсказке – 5 баллов, по второй –

4балла, по третьей – 3,  по   четвёртой – 2 балла и по пятой – всего 1 балл.

1)  А) эта русская народная сказка ненавязчиво знакомит маленьких детей с

понятиями по старшинству, росту и размеру;

Б) кроме того, она подтверждает старую истину, что трудная задача может

быть решена общими усилиями;

В) в ней показывается, что при совместной работе важна доля каждого;

Г) и то, что совместная работа может на время примирить извечных врагов:

кошку и собаку, мышку и кошку…

Д)…(И  последняя подсказка)..всем помогла мышка.

(Русс.народная сказка «Репка»)

2)А) В этой сказке главный герой посещение театра предпочёл собственному

образованию;

Б) однако от природы он одарён простотой, доверчивостью, умением

дружить и доверчивостью;

В) за право обладания этой вещью боролись многие: и магистр кукольных

наук, и ловчий пиявок, и «слепой» кот, и коварная лиса;

Г) ради наживы представитель кошачьих притворился слепым, чтобы

выманить  денежки у главного героя;

Д) а главный герой доказывает, что если ты смел и непотопляем, что если

ты  умеешь дружить, то ключик от двери в театр достанется только тебе.

( «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Толстой)

 

3)А) главный герой этой сказочной повести  воспитывался в семье тёти, так

как с   младенчества лишился родителей;

 Б) подобно Золушке, он рос в неблагоприятной атмосфере нелюбви и

 опасения;

 В) но когда ему минуло определённое количество лет, друзья его погибших

 родителей помогли ему устроиться в лучшую школу на обучение;

 Г) в этой школе герой стал обучаться необыкновенным наукам;

 Д) и, благодаря огромной любви своей мамы, даже после гибели

 защитившей сына, он сумел одержать победу над злым магом, который в

 раннем детстве  оставил на его лбу отметину в виде молнии.

 («Гарри Поттер» авт. Джоан Роулинг)

4)  А) в этой сказке великого французского сказочника чётко доказывается, что

 ум и  изворотливость важнее богатства, ибо с их помощью можно добыть

 богатство, а вот наоборот – вряд ли…

Б) что если сам не знаешь, что делать, то хорошо иметь преданного друга,

обладающего этими качествами;

В) что сила, власть и огромные размеры не гарантируют наличия

сообразительности;

Г) что умный и сообразительный друг тоже может иметь слабость, например,

к хорошей обуви;

Д) главный герой решает задачу очень легко: недруг превращается в  мышь, а ему

только и остаётся – прыгнуть, поймать и съесть.

(«Кот в сапогах» авт. Шарль Перро)

5 )  А) Герой этой сказки родился в многодетной семье в Италии;

Б) он отправился искать справедливость, когда за мелкую провинность его отец

попадает в тюрьму;

В) он был молодым и зелёным, только что с грядки;

Г) его очень не любили сёстры-графини, на него всегда сердился сеньор и на

его поиски был отправлен сыщик;

Д) но он заставлял рыдать любого врага, который пытался таскать его за

волосы.

( «Чипполино» авт. Джанни Родари)

6)  А) герой этой сказки с самого раннего детства остался один, и он был очень

 беден  и несчастен,  однако  он не падал духом и старался найти себя в

 этой жизни;

Б)  кроме того, он с рождения обладал дружелюбным характером и

смекалкой;

В) на его пути встречается много препятствий, однако он их с лёгкостью

преодолевает;

Г) имя героя этой тувинской народной сказки очень популярно;

Д) в конце сказки добро побеждает зло, а в награду главному герою

достаётся  самая прекрасная девушка, на которую засматривался злой хан.

( «Оскюс-оол и Золотая Дангына»)

Ведущий 1: -  Наш конкурс продолжается. Следующее задание называется «Сложи

пазл».

Каждая команда получает пазл. Ваша задача – сложить пазл и

угадать,герои каких сказок изображены на картинках.

На выполнение задания даётся 3 минуты. Конкурс оценивается по

5-балльной системе.

Ведущий 2: - Ну а пока наши команды заняты делом, мы проведём игру со

зрителями.

«Игра со зрителями». (За каждый правильный ответ зрителей, той

команде,за которую они болеют, начисляется 1 балл).

 Героиня одной известной Сказочной повести послала главного героя за удивительным «цветком»: «Ступай скорее вниз, в долину, в хижины людей, и достань у них  Красный цветок. … я видела, как люди в горшок суют ветку, и на её конце расцветает Красный цветок».

Какой же «цветок» растёт перед хижинами людей в сумерках? Кто говорит эти слова главному герою?

(Красным цветком Багира называла огонь. Маугли его добыл

и при  его помощи победил своего врага Шер-Хана)

 Героине этой сказки, чтобы попасть обратно домой ,нужно было выполнить задания великого и ужасного Гудвина, победить злую волшебницу Гингему и освободить летучих обезьян. Как зовут эту  девочку? Из какой она сказки?

(Элли. «Волшебник изумрудного города» А.Волков)

 Где находится смерть Кощея Бессмертного?

( дерево, сундук, заяц,утка,яйцо,игла)

 Где живёт Кот-учёный?    (у Лукоморья)

 Эта русская сказка о том, что просьба исполнении я песни «на бис» бывает смертельно опасна для автора.   (Колобок)

 Отгадайте героиню: «… Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Она плыла к листу. Но это была не змея. .. Это была пожилая, мудрая… Кто? (Черепаха Тортилла, «Золотой ключик»)

 Угадайте, из какого произведения этот отрывок…

(показываются отрывки из мультфильмов и худ.фильмов – учащиеся должны отгадать, кто герои ? Из какой сказки? Каков финал этой сказки?)

Ведущий: - А сейчас подведем итог конкурса «Собери пазл». Итак посмотрим какая

же  команда собрала пазл?

- А теперь у нас следующий конкурс – «Домашнее задание». (каждая

команда   должна была инсценировать сказку. Одна команда

инсценирует русскую   народную сказку, а другая – тувинскую). Жюри

оценивает выступление команд  по 10-балльной системе. (Оценивается

игра, владение речью, костюмы).

Ведущий: - Ну а теперь ребята вопросы на знание теории.

Мы говорим сказки, сказки.

 Вспомните,  пожалуйста, на какие жанры делятся сказки?

(жанры – 1. Волщебные

2. о животных

3. бытовые)

2.  Многие из вас с детства знают русские народные сказки. А теперь

мы посмотрим, кто из вас больше знает тувинских народных сказок.

Задание  следующее – назовите как можно больше тувинских

сказок.

3.А теперь назовите самые популярные сказки А.С.Пушкина.

( «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о золотом петушке», «Сказка о

мёртвой Царевне и 7 богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

4. Назовите зарубежных писателей сказочников. (Братья Гримм, Шарль

Перро,Г.К.Андерсен, Гауф, Гофман и т.д.)

5. Назовите сходства и отличия народных и литературных сказок.

(сходства: сюжет, композиция-построение;

Различия: народные – нет автора, передаются из уст в уста;

Литературные – есть автор, в печатной форме)

Ведущий: - Молодцы! А у нас последний заключительный конкурс.

Конкурс называется «Волшебный предмет».

- Вы знаете, что в  любой сказке могут присутствовать волшебные

предметы.

Ваша задача – угадать волшебный предмет, героя и сказку.

 Героиня этой сказки имела волшебное зеркальце, весьма затейливой работы.

«…Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела…»

(Царица из сказки А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»)

 Этот герой каждую ночь прокрадывается в комнату, где спят дети. И над их головой

Он раскрывает либо чёрный зонтик, либо цветной, и от этого зависит, какой сон будет видеть ребёнок: пустой или яркий цветной. Как зовут этого героя? Из какой он сказки?

(Оле-Лукойе из сказки Г.Андерсена «Оле-Лукойе)

 Героине этой сказки подарили колечко. Волшебная сила, заключённая в нём, приводилась в действие при помощи слов:

«…Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени, в теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!»

Кто и кому подарил это колечко? Назовите сказку.

(Месяц Апрель подарил Падчерице в сказке «12 месяцев»)

 Герой этой зарубежной сказки имел небольшой рост, кроме того, у него был горб, но при помощи этих волшебных предметов он хорошо бегал, в последствие стал лучшим скороходом королевства. Назовите волшебные предметы, героя и сказку.

( туфли-скороходы, Карлик Нос, автор Гауф)

 Этот волшебный предмет присутствует во многих русских сказках. Функцию этого предмета в наши дни выполняет вертолёт и…

( ковёр-самолёт)

 Этим волшебным предметом убирали из памяти любые воспоминания. Этот предмет помогал задерживать погоню, так как перед преследователями мгновенно вырастал лес. Этим предметом ещё гордится петушок. (гребешок).

Ведущий: - Ребята, наше путешествие по сказкам подходит к концу. И пока

жюри  подводит итоги, я задам последний вопрос:

- В любой сказке будь то русская, зарубежная или тувинская

герои встречаются с тёмной силой или со злом. Кто и  что

помогает героям одержать победу? (друзья, добро)

- Правильно, друзья и добро. В любой сказке героям помогают

друзья.

И в любой сказке добро побеждает зло.

Ведущий: - В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Ведущий: - А теперь слово жюри. (Жюри подводит итоги, награждает команды)

(В конце звучит песня «Дорогою Добра»)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Путешествие в сказку» 2 класс

Цель:  Обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных   сказках...

Внеклассное мероприятие:" Путешествие в сказку."

Материал может быть использован как для внеклассного мероприятия, так и для урока-игры, урока-викторины в 1-х и 2-х классах начальной школы....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по сказкам".

Это  конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 3 - 4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Внеклассное мероприятие «Путешествие по сказкам Добра»

Мероприятие, направленное на формирование у детей представление о добре и зле, Каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Призвано обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых...