Развитие познавательной деятельности младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.

Развитие познавательных способностей младших школьников эффективно выполнять через внеурочную деятельность.

Наиболее эффективным средством включения в процесс у младших школьников является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

В процессе организации внеурочной работы необходимо научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии, праздники, игры, викторины, классные часы, беседы, уроки этикета, наблюдения, эксперименты и другие...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении.

Тема: «Развитие познавательной деятельности младших школьников».

Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.

Развитие познавательных способностей младших школьников эффективно выполнять через внеурочную деятельность.

Наиболее эффективным средством включения в процесс у младших школьников является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

В процессе организации внеурочной работы необходимо научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии, праздники, игры, викторины, классные часы, беседы, уроки этикета, наблюдения, эксперименты и другие.

Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание в школе радостным.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Я, в процессе обучения, опираюсь на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времен античности девиз «Учись обучая» и на психологическую парадигму «Успех рождает успех».

Познавательная деятельность в интернате является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса школы и содействует закреплению и совершенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных в различных видах деятельности под руководством учителя и воспитателя, формирует новые знания и умения.

Познавательная деятельность в интернате осуществляется в ситуациях, более приближенных к естественным, имеет большую практическую направленность. По содержанию она выходит за рамки учебных предметов, обеспечивая овладение учащимися широким кругом знаний, умений, накопленных человеческим обществом в разных сферах деятельности. Она содействует развитию познавательных интересов учащихся, обогащению общежитейских и научных знаний, развитию речи, мышления.

В различных видах учебно-познавательной деятельности (выполнение домашних заданий, экскурсии, тематические прогулки, внеклассное чтение, занятия в кружках и др.) у детей формируются основы научного мировоззрения, расширяются знания об окружающей природной и социальной среде, более четко осознается свое место в обществе, формируется направленность личности. Остановимся на некоторых видах познавательной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность в интернате реализуется, прежде всего, при организации самоподготовки. Самоподготовка проводится в классных комнатах. Основными требованиями к организации и проведению самоподготовки в школе-интернате являются:

- преемственность в работе и единство действий учителя и воспитателя;

- тщательная подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала и методики работы над ними с учащимися, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для воспитанников, окончивших самоподготовку раньше остальных);

- единство руководства коллективной самоподготовкой учащихся и своевременной индивидуальной помощи со стороны воспитателя;

- проведение самоподготовки в точном соответствии с режимом дня и продолжительного отдыха воспитанников.

В ходе самоподготовки педагогами решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Экскурсии проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения и социальных контактов учащихся. Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, а может носить и более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер.

Организация любой экскурсии требует определенной подготовки: определение учебных, воспитательных и коррекционных задач, ее содержания, разработка заданий для отдельных учащихся и всей группы в целом, подготовка оборудования, предварительное ознакомление с местом проведения экскурсии, подготовка к экскурсии учащихся.

В ходе экскурсии я руковожу наблюдениями детей, обращая внимание на существенные признаки объектов, явлений, даю словесные пояснения наблюдаемому, вовлекаю детей в общение, слежу за выполнением индивидуальных заданий, оказываю помощь в случае затруднений. Результаты наблюдений, деятельности, общения обобщаются и закрепляются в словесной форме. После экскурсии знания закрепляются при изготовлении рисунков, организации выставки собранных коллекций или поделок из собранных материалов, в беседах, при чтении литературы по теме экскурсии.

Кружковая работа в школе-интернате для детей направлена на расширение кругозора и удовлетворение любознательности учащихся, развитие их творческих и спортивных способностей, мышления (словесно-логического, пространственного, технического, художественного), обогащение языка, речи в условиях разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.

Участие в кружковой работе воспитывает устойчивый интерес к определенным сферам знаний, видам деятельности, формирует общественную активность, совершенствует навыки общения и деятельности различных видов (учебной, трудовой и др.). Отбор в кружки проводится с учетом интересов и склонностей детей, при этом они не должны быть перегружены участием в работе нескольких кружков.

В начальных классах в кружки необходимо привлекать не только самых способных или интересующихся ребят, а всех детей, так как интересы и склонности в этом возрасте еще не определились, а правильно поставленная работа кружка разовьет у ребят интерес к предмету работы и желание больше знать и уметь. Для младших школьников особенно значима предметно-практическая направленность работы кружка, наличие элементов занимательности и наглядности.

Разновозрастный состав группы позволяет привлекать старших учащихся для помощи и совместной деятельности с младшими и тем самым способствовать развитию общения, взаимопомощи, терпению, милосердию и познавательной активности детей.

Внеклассное чтение выступает как составная часть внеклассной работы по литературе и как вид учебно-познавательной деятельности воспитанников в интернате. Оно направлено на формирование ребенка как читателя, воспитание у него интереса к книге, к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знания, умения самостоятельно выбрать нужную книгу. В зависимости от возраста учеников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в разных формах. В самых младших классах коллективное чтение сочетается с рассказом воспитателя или учителя. На этом этапе широко применяются драматизация содержания читаемого с помощью игрушек, подвижной аппликации, кукольного театра, иллюстрирование прочитанных эпизодов и др. По мере овладения умением работать с текстом вводится самостоятельное чтение.

Я не только организую внеклассное чтение, но и помогаю детям преодолевать возникающие трудности с помощью соответствующих методических приемов, веду учет и контроль внеклассного чтения (беседы прочитанного).

Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению, пропагандирование необходимой для чтения учащихся литературы. Для этого я рассказываю о писателях, их биографиях, организую просмотр кино или мультфильма по одному из произведений писателя.

Внеклассное чтение связано с другими видами деятельности и формами их организации (кружки, культурно-массовые мероприятия, экскурсии, игры, тематические прогулки).

Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности ребенка являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.

Специальными задачами, стоящими передо мной, являются: развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых детям игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии ребенка.

Организуя игры в интернате, я учитываю особенности игровой деятельности детей с НОДА. Вследствие этого создают необходимые условия для проведения игры и руковожу ею, обучая детей самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизирую необходимый для игры словарь, ввожу новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или ее правилами.

Важными условиями успешной организации и проведения игр являются:

- тщательная подготовка к проведению игры;

- наличие и доступность игрушек, игр, инвентаря, элементов костюмов;

- обучение детей пользованию этими предметами;

- обучение пользованию предметами-заменителями;

- обеспечение детям впечатлений (событие, экскурсия, книга, фильм), необходимых для возникновения у них потребности в игре;

- создание речевой среды в процессе игры и активизации общения между играющими;

- поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Важная роль в развитии познавательных способностей принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра, основанная на наглядном материале (лото, геометрические фигуры, предметные и сюжетные картинки), содействует повторению и закреплению изученного в классе материала, обогащению словаря, стимулирует общение детей, способствует формированию мыслительных операций.

Спортивные игры выступают одновременно и как средство реализации двигательной активности и как средство коррекции моторных нарушений, физического развития детей и укрепления их здоровья. Они дают также опыт и навыки коллективных отношений. Организуя подвижные и спортивные игры я обеспечиваю рациональную дозировку физической нагрузки и моторную плотность процесса игры.

Среди игр в интернате значительное место отводится сюжетно-ролевой игре, в которой объединены общение и предметная деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей мышление, воображение, служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными.

В сюжетно-ролевой игре дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей – многое из того, что они не могут наблюдать в окружающей жизни, заимствовать из нее информации.

Познавательная деятельность сопровождается радостью и усталостью, пониманием и непониманием, вниманием и невниманием, посторонними увлечениями

Цель познавательной деятельности: целенаправленно формировать интересы, ценные качества личности, содействующие творческой активности, его целостному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников.

Развитие познавательной деятельности младших школьников с помощью игры....

Развитие познавательной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода

КУРСОВАЯ   РАБОТА .ТЕМА: «Развитие познавательной    деятельности младших школьников на основе     системно-деятельностного...

«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

«Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.

Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....

Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016

Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников  в условиях современной шк...