Развитие фонематического слуха
статья (1, 2 класс)
Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonem.sluha_.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха.
Фонематический слух развивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых кинестезий (движений).
Выделим аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:
-Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка, на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
-Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической).
-Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением.
-Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть
операциями звукового анализа и синтеза.
-Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
-Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.
Вывод: ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Обозначив значимость фонематического слуха, остановимся на его определении.
Фонематический слух –это способность различать и воспринимать все звуки речи, соотнося их с фонетической
системой данного языка .
Освоение языка очень сложный и длительный процесс, в ходе которого ребенок делает множество ошибок. Наблюдения показывают, что фонетика — один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке учениками.
Кулюкина Т.В. и Шестакова Н.А. в своей статье «Фонетической ошибке нет!» выделяются следующие типы фонетических ошибок:
Смешение понятий «буква» и «звук»;
Неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе;
Неправильное определение ударного слога;
Неверное деление слова на слоги .
Педагоги-психологи Левина Р.Е. Семенкова Т.В. Жовницкая О.Н выделили группы ошибок, возникающих из-за несформированности фонематического слуха.
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха
Смешение звуков:
а) звонких согласных с глухими (“блакала” – плакала, “крафин” – графин, “нака” – нога, “том” – дом, “ картовель ” – картофель;
б) свистящих согласных с шипящими (“чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели, “ждорово” – здорово, “ жолотистый ” – золотистый;
в) твердых согласных с мягкими (“потерала” – потеряла, “ягоди” – ягоды, “синая” – синяя);
г) сонорные: звук [р] на [л] и обратно (“лжи ” – ржи, “тли” – три), звук [м] на [н] и обратно (“ небель ” – мебель, “несок” – мешок), звук [й] на [л] (“таль” – чай), звуки [р] и [л] на [й] (“бойно” – больно);
д) аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы, “ птичы ” – птицы , “ чветы ” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка)
2. Перестановка и включение отдельных звуков (“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “ нулжа ” – лужа);
3. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“днь” –день, “межу” – между, “латочка” – ласточка, “оманул” – обманул)
4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети учат (учатся) в школе”, ,,дожке ” – дорожке, “ тишинына ” – тишина)
5. Двойная замена (звонких - глухими, шипящих - свистящими) “зляпка” – шляпка;
6. Расщепление звуков: нарушения типа “абискво” – яблоко, замена сложных простыми (“патица” – прячется);
7. Замена звука [з] на [д]: “данка” – занка;
8. Замена звука [с] на [т]: “табака” – собака.
9. Замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»);
10.Замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»);
11.Обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом - «крюгом», люди — «луди»);
12. Раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полицу», столбам — «с толбом»)
13. Недописывание слов (мышка-«мышк»);
14. Замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»);
15. Обозначение мягкости при помощи ь (васильки — «василки», большие — «болшие»);
Ошибки при чтении
Пропуск букв, слогов, предлогов;
Замена и перестановка букв, слогов;
«Застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
Недочитывание окончаний слов;
Искажение слов;
Добавление лишних букв, слогов и даже слов;
«Угадывание» слов.
Учитывая важность фонематического слуха, необходимо включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического слуха, тем более что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д
Этому способствуют упражнения на отчётливое проговаривание слов, чистоговорок, скороговорок, загадок, стишков, включающих определённые группы звуков.
Также очень важно работать на совершенствование дикции. В играх со скороговорками нужно следить не только за тем, чтобы ребёнок произносил их быстро, но и за тем, чтобы он отчётливо и ясно говорил слова и каждый звук. Скороговорки – незаменимый речевой материал для отработки дикции. Также очень хорошо использовать пословицы и поговорки.
При проговаривании чистоговорок и скороговорок укрепляется артикуляционный аппарат, уточняется и совершенствуется произношение некоторых звуков и различных их сочетаний. Закрепление звуков и выработка чёткой дикции также происходит в процессе описания иллюстраций.
Также важна работа по совершенствованию фонематического (речевого) слуха. Материал подбирается таким образом, чтобы упражнять детей в различении определённых пар звуков на слух (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твёрдых и мягких).
При рассматривании иллюстраций найти и назвать те, в которых есть заданный звук (например – р). После отгадывания загадок, рассказывания стишков, в которых часто встречаются определённые пары звуков, можно предложить ученику назвать слова, в которых есть эти звуки (например – с и ш).
Развитие голосового аппарата, т.е. умение пользоваться разной громкостью голоса и разным темпом речи, а также разной интонацией, происходит с помощью специальных упражнений. Ученикам предлагают выделить из фраз голосом определённые слова, правильно пользоваться различными интонациями (радостными, грустными, вопросительными).
Развитию речевого аппарата помогают упражнения на проговаривание коротких пословиц, загадок на одном выдохе. Если фразы длинные, нужно учить ребёнка вовремя делать паузу.
Речевой материал для закрепления и дифференциации звуков.
Звуки л(ль) и р(рь)
1. Послушай слова. Учитель называет слова, а ученики хлопают в ладоши, когда слышат звук л: лампа, кошка, рыба, ландыш, ручка, вагон, слон, шкаф, корова, стол, сумка, сыр, потолок, чайник, кран. Потом так же выделяется звук р.
2. Знаешь ли ты имена. Придумать имена со звуком л (ль): Володя, Лена, Лиза, Лёша, и звуком р (рь): Серёжа, Гриша, Андрей, Рая и т.д.
3. Назови продукты. Назвать продукты со звуком л(ль) и р (рь).
4. Скороговорки:
По утрам у Айболита до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.
Краб забрался на трап, и заснул крепко краб, а кальмар не дремал, краба в лапы поймал.
5. Пословицы и поговорки:
Кто много говорит, тот мало делает.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
6. Отгадать загадки и в словах-отгадках определить наличие звука л или р.
Три глаза – три приказа. Красный – самый опасный. (Светофор)
Я, сознаюсь, виновата, я хитра и плутовата, я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)
7. Читая разные тексты, предложить выделить слова, в которых есть звук л или р, а также найти слова, в которых есть оба эти звука.
Звуки с и ш
1. Умеешь ли ты слушать? Хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышишь звук с: учитель произносит ряд разных слов в медленном темпе с небольшими паузами. Если ребёнок испытывает трудности, то после каждого произнесённого слова спросить: «В слове «собака» - есть звук с»?» и т.д.
2. Найди нужный предмет. На столе лежат разные игрушки и предметы. Ребёнок перечисляется сначала те предметы, в названиях которых есть звук с, потом те, в которых есть звук ш.
3. Скороговорки и стишки. Произносить медленно и быстро, тихо и громко. Выделить слова, в которых есть звук с и звук ш.
Вымыли мышки миски для мышки.
Смешные шутки у Сони и Мишутки.
Делали наспех и сделали на смех.
Тише едешь, дальше будешь.
На столе лежали пышки, а в углу играли мышки. Если б не были здесь мышки, были б целы эти пышки.
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату, мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку.
Весёлая старушка весь день сегодня шьёт, за кругленькой катушкой сидит пушистый кот.
Звуки з и ж
1. Умеешь ли ты слушать? Выделить из ряда различных слов сначала слова со звуком з, затем со звуком ж.
2. Стишки, скороговорки:
- Завизжала пила, зажужжала, как пчела.
- Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это… сыроежки.
- Обижаются камешки пляжные: «Ох, дела-то у нас неважные: загорали круглый год, а загар не пристаёт»
3. Выделить слова, в которых встречаются звуки з и ж одновременно.
«Задрожал» похож на зайца, «Задрожал» всего пугается: темноты, высоты.
Зверь ли птица – всех боится. Ну, а ты?
4. Хлопнуть в ладоши, услышав слова со звуком ж:
жёлтый фазан, железный замок, зелёный жук, жёлтый зонт, зимняя одежда, у Лизы лыжи.
Звуки ч и ц
1. Умеешь ли ты слушать? Выделить из ряда различных слов сначала слова со звуком ч, затем со звуком ц.
2. Разложить картинки на 2 группы по наличию в них звука ч или ц.
3. Стишки, скороговорки, загадки:
- Сачок зацепился за сучок.
- У четырёх черепах четыре черепашонка.
- Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается. А улыбки-лучи очень горячи (Солнце)
- Чёрный Ивашка –деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт (Карандаш)
- Колокольчики мои, цветики степные!..
Что глядите на меня, тёмно-голубые.
И о чём звените вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы головой качая?
- Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться, и на канате танцевать.
- Очень часто бьются у Танечки блюдца.
- Ученица-озорница получила единицу.
- Из горячего колодца через нос водица льётся (Чайник)
Звуки с (сь) и щ
1. Умеешь ли ты слушать? Выделить из ряда различных слов сначала слова со звуком с (сь), затем со звуком щ.
2. Стишки, скороговорки:
- Мой щенок весёлый за лето подрос, стал красивый, умный, стал учёный пёс.
- У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.
- Щёки красные у Саши: щей он много ел и каши.
- Из морской капусты щей щука наварила,
Окуньков, бычков, лещей щами угостила.
3. Найти слова, в которых встречаются звуки с и щ одновременно.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это? Кот-котище.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
1. Почитайте детям стихотворение, предложите им внимательно вслушаться в содержание и заметить смысловое несоответствие. Если дети не смогут найти ошибки, задайте вопросы по содержанию, а потом прочтите ещё раз.
Январским ранним утром в начале сентября
Взошла луна, а звёзды упали на поля.
Нарцисс закукарекал, расцвёл петух-чудак,
А я в подвал спустился, чтоб подмести чердак.
2. Какой звук пропал в слове? Произнести слово, пропуская один звук, дети догадываются, какой звук пропущен.
Мама кукле шар… (ф) вязала, ей Наташа помогала.
Серый вол… (к) голодный, злой бродит по лесу зимой.
Нам темно. Мы просим папу нам включит поярче ла…пу (м).
Прыгал птенчик на дорожке и клевал большие к…ошки (р).
В зоопарке живёт с…он (л), словно дом огромен он.
Землю роет старый к…от (р), под землёю он живёт.
3. Какой звук лишний в слове? дети находят слова-ошибки и подбирают правильное слово.
Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе».
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.
Вадик спит и видит слон, что летит в ракете он.
4. Найди ошибку и замени слово.
Доски на гору везём, будем строить новый ком.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
Здесь хорошее местечко – протекает рядом печка.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
Подарила мама ночке разноцветные платочки.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова
звук "Т" и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
4. Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Упражнения для учащихся 1 класса
1.«Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры.
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
2.«Собери цветок».
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры.
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
3.«Собери букет».
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] — [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.
Ход игры .
Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.
Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
4.«Речевое лото».
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры.
Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.
Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).
5.Лото «Читаем сами».
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.
Ход игры .
1 вариант
Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название
картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
2 вариант
Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.
Количество играющих: 1-8 человек (можно играть, группами).
6.«Волшебный круг».
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры.
1 вариант
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например:
мишка — мышка
удочка — уточка
мак — рак
коза — коса
кит — кот
трава — дрова
усы — уши
кадушка — катушка
дом — дым
2 вариант
Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.
Количество играющих: 1-2 человека и более.
7.«Математическая грамматика».
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры.
Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.
Например: с + том - м + лиса - са + ца = ? (столица).
Литература
Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения грамоте. Начальная школа, 2000, №7, с.35-45.
Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М., 1958
Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. Начальная школа, 2001, №11, с.41-46.
Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи.,М.,1970.
Каше Г.А. Подготовка детей с недоразвитием речи., М., 1985
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности при обучении чтению. М.: Ось-89
Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет! Начальная школа, 2002, №4, с.45-50.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974
Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.,2002.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
Фролова И.А. Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся. Русский язык в школе. – 1980. №5, с.23-30.
Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.— М., 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"
Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...
Развитие фонематического слуха.
Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....
Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции
"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...
Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...
Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...