Материалы выступлений
статья
В данной рубрике размещены материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах разного уровня
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школьный семинар - практикум
"Способы формирования и оценки УУД на уроке "
"Использование проектных задач в образовательном процессе"
Автор работы:
Танью Оксана Вячеславовна
учитель математики
МАОУ "Средняя школа №6"
Когалым
В проектах образовательных стандартов особое внимание уделяется универсальным учебным действиям на всех этапах общего образования, впервые рассматривается такое общеучебное, универсальное учебное действие, как рефлексия.
Рефлексия учащимися по поводу своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности:
осознание учебной задачи (Что такое задача? Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? Что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?) осознание цели учебной деятельности (Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?)
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин, с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходимо осуществлять поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых
образовательных результатов.
Одной из таких форм является творчески задания или специально созданная система проектных задач.
Что такое проектная задача? Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Данный тип задач имеет следующие педагогические эффекты:
Обеспечивает сотрудничество детей между собой, определяет место и время для наблюдения за деятельность учащихся в группе и ее экспертных оценок;
Учит способу проектирования через специально разработанные задания.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему, ошибки, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, фантазию, помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга, управлять собственным
поведением в групповой работе.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися способов действий, средств и приемов в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Результатом такой задачи, во - первых, может быть текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).
В проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её решения было несколько.
Проектная задача должна содержать несколько заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
Решить задачу - означает создать какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации. В то же время информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной литературе, а, возможно, и к собственному жизненному опыту.
Форму представления результата работы ученик выбирает самостоятельно и может использовать при этом различные текстовые, знаковые, графические средства.
При решении проектной задачи используется работа в малых группах (в отдельных случаях - в парах). При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
После изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель, и, тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объеме.Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций.
По типу проектные задачи бывают предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае,главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Сколько проектных задач должно быть в учебном году, где их место в учебном процессе? На один предмет приходится, исходя из количества учебных задач и фаз учебного года, минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, 2 предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и 1 проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.
Межпредметные и разновозрастные проектные задачи, а также время их проведения должны быть согласованы между учителями начальной школы. Для проектных задач должно быть предусмотрено время в календарно–тематическом планировании (образовательной программе) учителей начальной школы. На решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели. Такие «недели проектных задач» в начальной школе становятся кульминационными точками учебного года. В это время учащиеся и педагоги начальной школы имеют возможность подвести промежуточные итоги, продемонстрировать свои результаты, уйти от конкретных уроков и учебных дисциплин. В общей сложности, на решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года потребуется 20-30% учебного времени. Однако эти «потери» учебных часов (когда не изучается материал в рамках обычного урока) оправданы тем, что задачи современной начальной школы связаны не только с приобретением знаний, умений и навыков, но и с проявлением этих знаний, умений и навыков в новом качестве.
Таким образом, введение в начальную школу проектных задач как прообраза проектной деятельности потребует и от учителя, и от администрации школы изменений образовательной среды школы, поиска эффективных технологий, которые позволят высвободить учебное время для решения новых образовательных результатов.
Выводы
Одной из главных задач начальной школы является формирование группы детей как учебного сообщества. Местом рождения учебного сообщества является 1 класс. Если учитель откладывает задачу организации учебного сотрудничества хотя бы на год, то возникают дополнительные трудности: ему приходится не только учить детей сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя.
Групповая работа позволяет:
а) детям:
- получить эмоциональную поддержку;
- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
б) учителю
- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе.
- Разные способы группового взаимодействия учитель может отслеживать с помощью специальных проектных задач, которые можно вводить в учебный
процесс уже с первой четверти 1 класса.
Предварительный просмотр:
Городской семинар - практикум
" Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования"
" Формирование общих подходов к методике работы с математическими понятиями "
Автор работы:
Танью Оксана Вячеславовна
учитель математики
МАОУ "Средняя школа №6"
Когалым
Для того, чтобы избежать формального отношения к процессу интеграции математики и информатики, необходимо решить две основные проблемы:
- Учителя математики не имеют должного представления о задачах, решаемых на уроках информатики математическими методами, поэтому не могут сделать нужные акценты на своих уроках. Происходит изучение математики ради самой математики, вследствие чего ученики не могут приметить математические методы при решении задач другого предмета, не понимают, где и зачем им математика пригодится.
- Учителя информатики, хотя и имеют математическое образование, но не являются действующими учителями математики и у них возникают проблемы в методике объяснения математических понятий в соответствие с определенным возрастом и уровнем математической подготовки учащихся в конкретный момент времени.
Для решения этих проблем необходимо формировать общие подходы к методике работы с математическими понятиями и объектами на уроках математики и информатики, свободно ориентироваться в программном материале и требованиях к результатам освоения обоих предметов.
С этой целью в рамках реализации нашего проекта в план работы школьных методических объединений математики и информатики включены межпредметные практико-ориентированные семинары, посвященные как разбору методических аспектов введения математических понятий, так и практическому применению математических методов при решении задач информатики.
На сегодняшний день нами определена следующая тематика семинаров (на слайде)
- Алгебраические выражения: от записи выражений с буквами до операций над многочленами.
- Возможности электронных таблиц при исследовании графиков функций.
- Операции над множествами. Применение кругов Эйлера при решении задач.
- Система работы по совершенствованию вычислительных навыков.
- Работа с разрядами многозначного натурального числа.
- Точки и векторы на координатной плоскости: возможности исполнителя Чертежник в КуМир.
- Треугольники и их свойства: от ознакомления до полноценного изучения.
- Многоугольники и их свойства: от ознакомления до полноценного изучения.
- Методические аспекты введения понятий симметрии.
- Извлечение и интерпретация табличных данных. Чтение и построение диаграмм.
- Использование графов и деревьев при решении задач.
- Вероятность и частота события. Вероятностный подход к измерению количества информации.
- Статистические в функции в электронных таблицах.
- На пути к ЕГЭ: комбинаторные задачи в курсе информатики.
- Комбинаторные функции в электронных таблицах.
Этот список может (и скорее всего будет) дополняться в процессе работы. В этом учебном году уже состоялись первые три семинара. На примере третьей темы «Операции над множествами. Применение кругов Эйлера при решении задач на поисковые запросы» расскажу о результатах совместной методической работы учителей математики и информатики.
В прошлом году, в рамках фестиваля открытых уроков, я проводила урок по теме «Решение задач при помощи кругов Эйлера». Урок получился удачным, обучающиеся достигли цели урока «узнали способы решения нового вида логических задач с помощью кругов Эйлера».
В этом году мои ученики познакомились с новым предметом «Информатика», где на уроке по теме «Всемирная паутина как информационное хранилище» выяснили, что знания, полученные в 6 классе можно применить и при решении задач по информатике, а именно при решении задач на поисковые запросы с помощью кругов Эйлера. Данные задачи встречаются на ОГЭ по информатике, а также среди олимпиадных задач. Это нас и привело к необходимости проведения совместного школьного семинара по данной теме.
В ходе совместного с информатиками обсуждения проблем, возникающих у учащихся при решении задач с помощью кругов Эйлера, выяснилось, что знания, которые дети получили на уроках математики недостаточны. Хоть тема по информатике и математике одна, но рассматривается она по-разному. В курсе математики 6 класса на данный момент на изучение темы отводится 5 часов, в курсе информатики 7 класса всего 1 час. Поэтому, придя на этот единственный урок информатики, ученики уже должны четко понимать суть операций над множествами и уметь их выполнять.
Тогда цель уроков математики в рамках данной темы должна быть не просто «знакомство со способом решения задач с помощью кругов Эйлера», а «отработка операций над множествами при решении задач с помощью кругов Эйлера». Поэтому хочу дать некоторые методические рекомендации при изучении данной темы, к которым мы пришли в ходе семинара.
С простейшими базовыми понятиями теории множеств (множество, элемент множества, конечное множество, пустое множество, подмножество) ребята знакомятся на первом уроке математики по данной теме. Изложение материала строится с привлечением разнообразных математических и нематематических примеров. Лучше вводить понятие через натуральные числа или геометрические фигуры.
На втором уроке можно ввести понятие кругов Эйлера и знаки «принадлежит»/«не принадлежит». Овладевая новой терминологией и символикой, учащиеся одновременно получают возможность вспомнить некоторые факты о числах и фигурах и. т. д. Очень важно не только разбирать и комментировать готовые схемы, но и научить самостоятельно их строить и опираться на них в ходе рассуждения.
На третьем уроке рассматриваются операции над множествами: «пересечение», «объединение». Важно, чтобы учащиеся знали определение этих понятий, умели иллюстрировать их на кругах Эйлера.
Дети лучше запомнят материал, если для рассмотрения этих операций взять задачу из жизни. Например: Найти в Интернете, сколько страниц содержат только слово «кошка».
Детям предлагается попробовать найти на практике с помощью своих смартфонов эту информацию. Дети набирают в поисковой системе Яндекс слово «кошка» и им высвечивается 213 тыс. страниц. Учитель обращает внимание, что по запросу «Кошка» нашлись страницы, которые содержат не только это слова, т.е. кроме слова «кошка» там может быть и слово «собака», значит это еще не ответ на вопрос задачи.
Количество страниц по запросу «собака» – 876 тыс. Так же в это количество входят и те страницы, где есть и оба эти слова.
Сколько же страниц, где есть и слово «кошка», и слово «собака»? Введите поисковый запрос, содержащий оба эти слова через пробел. Яндекс выдает результат 53 тыс. страниц.
Как же найти сколько страниц содержат только какое-то одно из этих слов? Правильно сделать это можно с помощью специального языка запросов, который вы будете изучать на информатике в следующем году, а мы сейчас попробуем ответить на этот вопрос с помощью математики.
Рекомендуется такие задачи оформлять через «Дано», тем более, что на информатике как раз в подобных задачах тоже присутствуют исходные данные в виде таблицы. Поэтому вместе с учениками мы полученные данные оформляем в «дано» (для упрощения обозначение «тыс.» уберём).
Важно обсудить с учениками, как указать в «дано» количество страниц, на которых встречается и слово «кошка», и слово «собака»? Здесь идет работа с определением операции «пересечение множеств»
Дано:
Кошки – 213
Собаки – 876
Кошки ꓵ Собаки = 53
Найти:
- количество страниц, содержащих только слово «кошка»
- количество страниц, содержащих только слово «собака»
Далее, к задаче рисуются круги Эйлера и строится работа с этим рисунком. Рекомендуется круги рисовать разным цветом. В круги по мере получения информации записываются данные. Получается схематичная краткая запись решения задачи. Нужно обязательно работать с этой краткой записью. Она должна быть рабочая: в процессе рассуждений в ней зачёркиваются знаки вопроса и вписываются найденные числа. Краткая запись должна помогать детям при решении задач!
Примерные вопросы при работе с краткой записью решения:
Как показать при помощи кругов Эйлера количество кошек?
Как показать количество собак?
Как показать, что на 198 страницах найдены и кошки, и собаки?
Как найти только кошек? 213 – 53 = 160 (к)
Как найти только собак? 876 – 53 = 823 (с)
Задача: Найти в Интернете, сколько страниц содержат слово «кошка» или слово «собака».
Дано:
Кошки – 213
Собаки – 876
Кошки ꓵ Собаки = 53
Найти:
Кошки ꓴ Собаки
Примерные вопросы:
В предыдущем задании, мы нашли количество только кошек и только собак.
Как записать в дано и показать на кругах Эйлера операцию над множествами: количество страниц с кошками или собаками? (Здесь идет работа с определением операции «объединение множеств»)
160 + 53 + 823 = 1036 (ж)
2 способ. Как не используя данные, полученные при решении первой задачи, ответь на вопрос данной задачи?
Рекомендуется место пересечения множеств закрасить. Таким образом показать, что его нужно отнять
213 + 876 – 53 = 1036 (ж)
На четвёртом и пятом уроках рассматривается решение арифметических задач, для которых оказывается очень удобным проведение рассуждений с опорой на схемы – круги Эйлера. С помощью последовательного заполнения числовыми данными областей на схеме запутанное условие становится ясным и наглядным. Объяснение метода решения проводится на примере разбора типичной задачи. К пониманию проводимых рассуждений при помощи кругов Эйлера учащиеся хорошо подготовлены упражнениями предыдущих уроков.
Здесь хочется отметить, что способы решения таких задач могут быть различны. Обсуждая данную тему совместно с информатиками, мы выяснили, что на уроках информатики применялся метод решения через составление выражений с буквенными обозначениями частей. Пришли к выводу, что такой способ воспринимается учениками сложнее, да и разные подходы к решению задач на разных предметах не способствуют пониманию. В результате такого совместного семинара и математики, и информатики за основу взяли единый подход к решению данного класса задач, подробно представленный вам сегодня.
Предварительный просмотр:
Заседание ШМО учителей математики
"Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов"
" Современный урок. Технологии ФГОС "
Автор работы:
Танью Оксана Вячеславовна
учитель математики
МАОУ "Средняя школа №6"
Когалым
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский |
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Критерии эффективности современного урока
- Обучение через открытие.
- Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Развитие личности.
- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
- Демократичность, открытость.
- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
- Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Правила на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке
вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключи из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д.
Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагай обсудить: «А как вы думаете…», «Я
думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все;
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах.
Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её
другим.
- Самое главное –эмоциональный настрой урока. - Я умею управлять своими эмоциями и
учу этому детей.
Современный урок начинается с учителя… Современный урок – удивление,
удовольствие, усилия, успех !
Основной формой организации обучения является урок, то в рамках системно - деятельностного подхода учителю необходимо знать:
принципы построения урока;
современные педагогические технологии;
методы ведения урока;
средства;
приёмы;
примерную типологию уроков;
критерии оценивания урока.
Основные компоненты урока ФГОС
Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок
и дисциплина.
Целевой – постановка целей учения , как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения,
самостоятельной работы и т.п.
Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Рефлексия – анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Организация рабочего времени по видам деятельности:
Занятость направленной деятельностью (плотность урока) - от 60 до 80 % времени
Продолжительность различных видов деятельности от 5 до 10 минут
Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут
Продолжительность физкультминуток – на 20-35 минуте по 1 минуте из 3 лёгких
упражнений с 3-4 повторами
Организация деятельности учащихся:
Количество видов учебной деятельности от 4 до 7
Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут
Частота чередования позы ученика – 4-7
(столько, сколько видов деятельности )
Наличие эмоциональных разрядок – 2-3 за урок
Современные педагогические технологии
К современным педагогическим технологиям реализации ФГОС относятся 8 основных
технологий:
развития критического мышления;
технология проектного метода;
технология проблемного обучения;
игровые технологии;
технология продуктивного чтения;
информационно-коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии
технология формирования УУД.
Структура уроков по ФГОС
Время Этапы урока
1- 2мин 1 Организационный этап
2 -3мин 2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
2-3мин 3 Актуализация знаний
5 мин 4 Первичное усвоение новых знаний
5 мин 5 Первичная проверка понимания
15 мин 6 Первичное закрепление
10мин 7 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
3-4 мин 8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
2 мин 9 Рефлексия
Цели и задачи урока:
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к
образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.
Цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.
Цель урока – должна быть одна и выражена отглагольным существительным (имя
существительное, образованное непосредственно от глагола).
Примеры: изучение (от изучать), формирование (от формировать).
Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
- Обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...;
- Обобщение и систематизация знаний о ..
- Устранение пробелов в знаниях;
- Усвоение учащимися понятий (каких?).
--Выявление и закрепление знаний по теме …
--Устранение пробелов в знаниях учащихся …
--Формирование новых понятий (идет их перечень) …
--Обучение навыкам чтения …
--Изучение принципа действия и устройства …
--Расширение знаний о …
--Выявление знаний по теме …,
--Умение применять в условиях …
--Изучение способов определения …
--Изучение последовательности действий …
--Изучение общих схем …
--Изучение назначения различных …
--Изучение особенностей протекания явлений …
--Знакомство с порядком выполнения действий …
--Систематизация и обобщение знаний по теме …
--Обеспечение знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем ...
--Установление уровня знаний по теме...
--Обобщение изученного материала по теме...
--Систематизация изученного материала по теме...
--На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...
--Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...
--Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Образовательные – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни
Развивающие задачи урока – предполагают развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.)
Воспитательные – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.
Формулирование задач урока( примеры):
I. Образовательные: (примеры).
1. Обеспечить в ходе занятия освоение (повторение, закрепление) основных понятий, законов, теорий...
2. Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные умения по данному вопросу...
3. Добиться, чтобы обучающиеся за занятие обрели определенный запас знаний по
вопросам...
4. Сформировать у обучающихся понятия о...
5. Углубить знания обучающихся о...
6. Закрепить знания обучающихся и научить самостоятельно проводить анализ...
7. Сформировать научные знания….
8. Раскрыть содержание знаний и понятий...
9. Расширить знания обучающихся по отдельным вопросам.
10.Закрепить и расширить знания по теме….
II. Развивающие: (примеры)
1. Продолжить формирование общеучебных знаний , планирования ответов, сравнения обобщения...
2. Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение обучающихся в дискуссию...
3. Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных
переживаний).
4. Развивать интерес к учению (применением ТСО, игровых моментов).
5. Развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).
6. Сформировать положительное отношения к учению, интересов, способностей.
III. Воспитательные: (примеры)
1. Содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей
2. Обеспечить изучение работ...
3. Содействовать воспитанию эстетических взглядов...
4. Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.
5. Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности...
6. Содействовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения
(дисциплинированность, организованность).
7. Содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.
8. Содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.
9. Содействовать воспитанию бережливого отношения к собственности
Заключение
Так что же для нас современный урок?
Ответы:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Предварительный просмотр:
Заседание ШМО учителей математики
"Учебная мотивация на уроке"
«Формирование мотивации у школьников в условиях внедрения ФГОС»
Подготовила:
учитель математики
Танью О.В.
Когалым
Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако школьные учителя продолжают говорить о том, что дети не хотят учиться. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи. Таково же мнение и желание большинства родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители предпринимают много усилий, чтобы побудить школьников к успешной учебе. А учителя согласно федеральному государственному образовательному стандарту обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части.
В чем же причины не желания учиться? Таких причин не мало. Обозначим лишь некоторые из них:
- умственная недоразвитие, неполноценность части школьников, из-за которых им невозможно овладеть школьным материалом;
- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;
- громадность и сложность школьного материала, подлежащего усвоению и запоминанию;
- отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;
- однообразие школьной жизни и учебного процесса;
- бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни;
- однообразно настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение;
- отрицательное отношение к школе и к учителям в семьях.
Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?
Надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.
Эффективная мотивация учения.
Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно, стимулирования учеников на интенсивное обучение.
Как справедливо отмечал германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.
Именно это требование является ядром нового стандарта: универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Опора на типичные общечеловеческие потребности.
Очень важен для детей стимул: новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.
Следующий стимул - практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания - ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе. Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности школьников. Когда человек встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
Такой стимул как оценка давно используется учителями. Любой человек, занятый делом, заинтересован узнать, насколько успешно он действует. Без такой обратной связи не может быть эффективной деятельности.
Оценки усиливают желание ученика заниматься учебной деятельностью, поскольку повышают его престиж среди сверстников. Расхождение между мечтой быть сильным учеником и реальностью, которую обнаруживает оценка, задевает ученика. Но влияние на ученика этого фактора может быть двояким. Либо полученная оценка стимулирует ученика на более упорное и успешное овладение знаниями, либо, если она невысока, отбивает желание учиться.
Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия.
Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Почему игра так притягательна для школьников в учебном процессе? При правильной организации игра дает детям умения и другие качества, полезные для их будущей жизни. Может быть, то, что предлагает детям учитель на уроке, вовсе не игра, а вариант серьезной учебной деятельности.
Опора на возрастные потребности.
Пятиклассники весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому тянутся ко всему новому. Мир представляется им простым. Животные, моря, горы, растения, острова, звезды, планеты, реки, озера, города, транспорт, межпланетные полеты. Любые рассказы, фильмы, знакомство с фотографиями на эти темы вызывают их интерес и желание узнать больше. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, положительно влияет на их стремление учиться.
Пятиклассники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов.
Опора на специфические потребности мальчиков и девочек.
Стимулирование познавательной активности школьников может учитывать половые особенности их интересов. Мальчики проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, технике, военной проблематике. Девочек больше интересуют взаимоотношения людей, всевозможные моды, проблемы искусства. Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.
Опора на индивидуальные потребности.
Интересов у школьников очень много. В своей работе учитель использует разные источники: наблюдение за детьми во время совместной деятельности, разговоры с ними и их родителями, сочинения и анкеты. Внимательный педагог заметит и обратит внимание на индивидуальные интересы детей.
Стимулирующая роль организации учебного процесса.
Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, необходимо предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников с учителями как необходимое условие всякого стимулирования. Вот формы и приемы обучения, которые используют творчески работающие учителя для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними: научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов по изучаемым предметам, экскурсии, поездки, экспедиции.
Такое многообразие форм и приемов организации обучения и возможность переключаться с одних видов деятельности на другие позволяют преодолеть тот однообразный ход уроков, который так не любят школьники.
Создание благоприятных условий для учебной деятельности.
От окружающих условий также зависит отношение школьника к учению. Либо они побуждают учащихся познавать изучаемый материал, либо затрудняют учебную деятельность.
Привлекательность школьных помещений, приятная окраска стен, чистота, уют, цветы - все это нужно школе не меньше, чем театру или дому культуры.
Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность.
Расширение свободы и самостоятельности положительно влияет на самочувствие школьников. Их притягивает школа, они воспринимают ее как свой родной дом, как дом радости.
Различная внеучебная деятельность должна быть подчинена общим задачам учебно-воспитательного процесса. Стимулирование учения является ключевой проблемой образования в современных условиях. С введением ФГОС второго поколения в НОО очень остро встал вопрос об систематизации применения ИКТ технологии, а конкретно интерактивного цифрового оборудования.
Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание, структура и место проектных задач в образовательном процессе
Проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, который позволяет поддержать детскую индивидуальность, дает возможность опробовать различные п...
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....
Реферат "Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы".
Предлагаемый реферат поможет педагогу сориентироваться в теоретических основах учебного проектирования, определиться в различии учебных и проектных задач, а также активнее использовать проектные...
«Использование проектных задач в образовательном процессе»
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин, с использованием только классно-урочной формы организации образоват...
Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"
Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять с...
«Использование проектных задач в образовательном процессе»
В проектах образовательных стандартов особое внимание уделяется универсальным учебным действиям на всех этапах общего образования, впервые рассматривается такое общеучебное, универсальное учебное...
Содержание, структура и место проектных задач в образовательном процессе.
Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми....