Материалы выступления на форуме учителей начальных классов.
методическая разработка на тему

Пакшина Лариса Александровна

Важным вопросом актуализации положений закона «Об образовании» в Российской Федерации является вопрос дисциплинарной ответственности учащихся, так как вокруг него часто возникает двоякое толкование. Для нас знаковой является статья известного в образовании юриста Вавиловой Анны Александровны. Основные положения этой статьи заключаются в следующем:    

Федеральный закон предусматривает: меры педагогического воздействия, возможные для учащихся начальной школы, и меры дисциплинарной ответственности обучающихся, для начальной школы не допустимые. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pakshina_l._a._forum_1_vopros.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Важным вопросом актуализации положений закона «Об образовании» в Российской Федерации является вопрос дисциплинарной ответственности учащихся, так как вокруг него часто возникает двоякое толкование. Для нас знаковой является статья известного в образовании юриста Вавиловой Анны Александровны. Основные положения этой статьи заключаются в следующем:  

Федеральный закон предусматривает: меры педагогического воздействия, возможные для учащихся начальной школы, и меры дисциплинарной ответственности обучающихся, для начальной школы не допустимые.

Вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся посвящена ст. 43 Федерального закона «Об образовании». Ч. 3 ст. 43 Закона устанавливает, что дисциплина в организации, осуществляющую образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Основанием для наступления дисциплинарной ответственности обучающихся является совершенное обучающимися дисциплинарного проступка.

Понятие дисциплинарной ответственности вводится через строго ограниченное число установленных законом видов дисциплинарных взысканий, вводится целый ряд ограничений в ходе применения мер дисциплинарного взыскания, требования к процедуре их применения.

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время болезни, каникул.

При выборе меры дисциплинарного взыскания учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей. Порядок учета их мнений должен быть установлен локальными нормативными актами.

        Для урегулирования возникающих споров между участниками образовательных отношений должна быть создана комиссия, согласно ст. 45 ФЗ, которая  устанавливает порядок создания такой комиссии по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогических работников, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 данной статьи такая комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации.

        В нашей школе споры между участниками образовательного процесса регулируются через службу школьной медиации. Служба школьной медиации – служба, созданная в общеобразовательном учреждении и состоящая из педагогических работников общеобразовательного учре   ждения, учащихся и их родителей, прошедших обучение процедуре медиации, применению метода «школьная медиация», медиативного и восстановительного подходов.

Медиация – способ разрешения спора или конфликта мирным путем на основе выработки сторонами спора или конфликта взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора.

Медиатор – независимое физическое лицо из числа педагогических работников образовательной организации, учащихся и их родителей, входящих в состав службы школьной медиации, привлекаемое сторонами в качестве посредника при разрешении спора или конфликта для содействия в выработке сторонами решения по существу спора или конфликта.

Педагоги нашей школы прошли обучение в «Межрегиональном центре медиации и содействия социализации детей и молодежи» по программе дополнительного профессионального образования «Медиативные технологии в работе классного руководителя».

В школе организована служба медиации, утверждено положение о школьной медиации, назначен руководитель и ее члены – медиаторы, принято к работе первое заявление. Таким образом, служба школьной медиации является средством формирования благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков. 

Знание этих положений и следование им в повседневной жизни гарантирует всем участникам образовательных отношений бесконфликтные партнёрские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»

Материал  содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах,  так же   описаны  методики исследования сформированн...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....