Доклад на педсовете
материал (2, 3, 4 класс)
"Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Потанинская СОШ»
Доклад на педсовете
Тема: «Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе».
Учитель: Дамьянова О.Б
Один из принципов современного обучения – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio” – «обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, триместра, года и т.п.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств современной личности, которые потребуются, чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную – рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную – побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Приемы организации рефлексии на уроке:
«Смайлики». Самый простой вариант рефлексии – это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности.
«Букет настроения». В начале урока раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисуется ваза. В конце урока говорится: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему – голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Солнышко и тучка». Во 2-3 классах можно применить карточки с изображением лица, различных картинок («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось).
«Гимнастика». Если я чувствую, что детям хочется больше подвигаться на уроке, то для меня приемлем данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце урока, так и для подведения итогов любого вида деятельности.
- Присесть на корточки – низкая оценка.
- Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка.
- Обычная поза «Руки по швам» – удовлетворительная оценка.
- Поднять руки в локтях – хорошая оценка.
- Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично».
«Вопрос или восклицание». Покажите знак «!», если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее. Покажите знак «?», если у вас остались вопросы и нужна помощь.
Как вариант школьникам можно предложить небольшую анкету, заполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал…
2. Своей работой на уроке я…
3. Урок для меня показался…
4. За урок я…
5. Мое настроение…
6. Материал урока мне был…
«Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.
Например, Say what you have just done and how you’ve done it
*practised phonetics;
*read the text;
*practised the words;
*retold the text;
*practised grammar;
*asked and answered the questions;
etc…
«Рефлексивный экран». Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…)
Было интересно… (… was interesting to me)
Было трудно… (… was difficult for me)
Я выполнял задания… (I did exercises …)
Я понял, что… (I have understood that …)
Теперь я могу… (I can …)
Я почувствовал, что… (I felt that …)
Я научился… (I have learnt to …)
Я попробую… (I will try to …)
Меня удивило… (… surprised me)
Мне захотелось… (I would like to ….)
Our communication at the lesson was ….
- enjoyable
- entertaining
- informative
- exciting
- boring
- pleasant
- friendly
«Анкетирование». Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. At the lesson I was 2. The results of my work 3. The lesson seemed … to me 4. At the lesson I was 5. The information I’ve got is 7. My homework is … to me. | active / passive satisfy / don’t satisfy me short / long not tired / tired clear / not clear; useful / not useful; interesting / boring easy / difficult; interesting / not interesting |
"Благодарю…" Thank You. В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.
«Idioms». Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове ( I am a muddlehead)
- ни в зуб ногой (I haven’t a clue)
- светлая голова (I have bright spirit)
или
- шевелить мозгами (I use my brains)
- краем уха (I listened with half an ear)
- хлопать ушами (I fell on deaf ears)
Одна из основных проблем, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педсовет
доклад на тему "Воспитательный потенциал урока"...
Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"
В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...
ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ
С 1 сентября 2011 года школа включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второгопоколения....
Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....
Доклад к педсовету
Доклад к педсовету на тему "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации". Презентация к докладу....
Доклад на педсовете:"Из опыта работы по ФГОС".
Доклад можно использовать на педсовете....
Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...