«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования».
методическая разработка
«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_io_mendeeva_b.v.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования».
Мендеева Б.В.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10
Инклюзия (франц. Inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия подразумевает изменение образовательных учреждений, включающее создание безбарьерной среды для равноценного участия всех обучающихся в жизни школы, устранение любой дискриминации по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости – помощь и поддержка.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями, обогащение его социального опыта и гармоничное включение в коллектив сверстников.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:
- Предупреждение появления проблем развития ребенка;
- Помощь ребенку в решении своевременных задач развития, обучения, социализации;
- Психологическое обеспечение образовательных программ;
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
- Системность
- Комплексность
- Интегративность
- Приоритет особых потребностей ребенка
- Непрерывность
Основными ценностями инклюзивного образования признаны: взаимоуважение, толерантность, взаимопомощь, взаимообучение, создание условий для развития способностей для всех обучающихся.
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
Модель психолого-педагогического сопровождения.
1.Участники инклюзивного обучения и воспитания
- Администрация школы
- Педагогический коллектив
- Дети, обучающиеся в школе
- Дети с ОВЗ и инвалидностью обучающиеся в школе
- Родители обучающихся детей в школе
- Родители детей с ОВЗ и инвалидностью
2. Сопровождение педагогов и родителей
- Консультирование (индивидуальное и групповое)
- Профилактическая работа
- Проведение тренингов собраний
- Совместная деятельность (творческие и общественные мероприятия)
- Предоставление социальной и психолого-педагогической поддержки.
3. Сопровождение детей с ОВЗ
- Консультирование (индивидуальное и групповое)
- ПМПК
- Психолого-педагогическая диагностика
- Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия.
Процесс сопровождения.
Дети и дети с ОВЗ связаны с родительским активом, администрацией школы, психологами, учителями-дефектологами, учителями, социальным педагогом.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения детей:
- Индивидуальная
- Беседа
2. Групповые:
- Тематический урок
- Родительское собрание
- Лекция
- Тренинг
Основная деятельность педагога-психолога
- Диагностическая деятельность
- Консультативная деятельность
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Просветительская работа
- Психопрофилактика.
Диагностическая работа:
- Углублённое изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций.
- Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.
- Раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.
- Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающая работа.
- Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных:
- на нормализацию эмоционально-личностной сферы;
- повышение умственного развития;
- повышение адаптивных возможностей ребёнка;
- психокоррекцию отклоняющегося поведения.
Консультативная работа.
- Консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
- Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Просветительская работа и психопрофилактика.
- Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса, обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Успешность реализации психолого-педагогического процесса
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.
Мы полагаем, что эффективность психолого-педагогического сопровождения зависит от:
- грамотной организации процесса;
- материально-технического обеспечения, удовлетворяющего его значения;
- наличия методического обеспечение, направленного на социальную адаптацию, реабилитацию, приспособление детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях общеобразовательной школы;
Условия психолого-педагогического сопровождения необходимы для всех нозологических групп, обучающихся в общеобразовательной школе, в том числе их успешной социальной адаптации.
Ориентация на социальную адаптацию и реабилитацию должна стать основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в организациях общего образования.
Практическая часть.
МБОУ «СОШ №10» им. Бембетова В.А. не случайно стала участницей интегрированного образования: с 2008г. по 2011г. школа работала по комплексно-целевой экспериментальной программе «Школа-территория здоровья», в школе очень много делали по здоровьесбережению.
В 2011 году в школу поступили 2 обучающихся с ОВЗ с нарушениями слуха и зрения (астигматизм (-18)), поэтому появилась необходимость создания условий для обучения и воспитания детей с данными ОВЗ, социализации их в обществе, оказания им коррекционно-развивающей помощи для успешного обучения.
На сегодняшний день в школе обучаются 20 детей с ОВЗ.
В 2016 году поступила в школу девочка с нарушением зрения. С 2017-2018 учебный год обучалась в классе и на надомном обучении по программе: «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» вариант 3.3.
На начало четверти девочка была замкнута, плохо шла на контакт со сверстниками и учителем. На уроках вела себя не спокойно, не работала на уроке. Речь полностью отсутствовала. Больше 2 уроков не могла высидеть. Не держала в руках предметы. А если их ей давали, то выбрасывала.
С девочкой занимались: тьютор, психолог, учителя, логопед.
Так как, обучающаяся полностью незрячая с ней занимались устно и обучали шрифту по системе Брайля. Обучали ориентировке в пространстве, обслуживанию социально-бытовой ориентировки.
На конец четверти девочка показала положительную динамику.
Обучающаяся стала узнавать по голосам своих сверстников, шла на контакт с ними и с учителем. На уроках стала вести себя спокойно, реагировала эмоционально на вопросы и поручения. Речь также отсутствовала, но она повторяла некоторые слова. Девочка могла уже высидеть 4 урока. Стала держать предметы и выполнять упражнения с ними.
Только работая с детьми с ОВЗ комплексно можно получить положительный результат. С детьми должны работать всевозможные педагоги: учителя, психолог, тьютор, логопед, учитель музыки и учитель ритмики или ЛФК.
С родителями детей с ОВЗ должна вестись работа. И только тогда мы можем получить полноценно развитого ребенка с ОВЗ, который может в будущем реализовать себя в социуме.
Инклюзия – это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как о естественном явлении мира и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра
в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....
Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования.
доклад на тему. "Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования". Краткое описание проведение уроков в доброты. 1 сен...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Сборник "Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях развития инклюзивного образования"
В данной сборнике представлены методические материалы теоретического и практического содержания из опыта работы председателя ТПМПК Нижневартовского района, председателей консилиумов, профильных ...
Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях развития инклюзивного образования
Статья: Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в рамках ПМП консилиума (из опыта работы), А.Т. Михайлова (стр.73)Методические материалы логопедов (дефектологов) г. Нижневартовска и Нижневартовско...
«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования». презентация
laquo;Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования»....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...