«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования».
методическая разработка

Мендеева Булгун Валерьевна

«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_io_mendeeva_b.v.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования».

Мендеева Б.В.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10

Инклюзия (франц. Inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. 

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия подразумевает изменение образовательных учреждений, включающее создание безбарьерной среды для равноценного участия всех обучающихся  в жизни школы, устранение любой дискриминации по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными  возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости – помощь и поддержка.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями, обогащение его социального опыта и гармоничное включение в коллектив сверстников.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны: 

- Предупреждение появления проблем развития ребенка;

- Помощь ребенку в решении своевременных задач развития, обучения, социализации;

- Психологическое обеспечение образовательных программ;

Принципы психолого-педагогического сопровождения: 

-  Системность

- Комплексность

- Интегративность

- Приоритет особых потребностей ребенка

- Непрерывность

Основными ценностями инклюзивного образования признаны: взаимоуважение, толерантность, взаимопомощь, взаимообучение, создание условий для развития способностей для всех обучающихся.

Содержание и формы работы  детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

В основе этой  работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания  и форм  работы в образовательном учреждении  детей  с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.

Модель психолого-педагогического сопровождения.

1.Участники инклюзивного обучения и воспитания

- Администрация школы

- Педагогический коллектив

- Дети, обучающиеся в школе

- Дети с ОВЗ и инвалидностью обучающиеся в школе

- Родители обучающихся детей в школе

- Родители детей с ОВЗ и инвалидностью

2. Сопровождение педагогов и родителей

- Консультирование (индивидуальное и групповое)

- Профилактическая работа

- Проведение тренингов собраний

- Совместная деятельность (творческие и общественные мероприятия)

- Предоставление социальной и психолого-педагогической поддержки.

3. Сопровождение детей с ОВЗ

- Консультирование (индивидуальное и групповое)

- ПМПК

- Психолого-педагогическая диагностика

- Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия.

Процесс сопровождения.

Дети и дети с ОВЗ связаны с родительским активом, администрацией школы, психологами, учителями-дефектологами, учителями, социальным педагогом.

Формы работы психолого-педагогического сопровождения детей:

  1. Индивидуальная

- Беседа

2. Групповые:

- Тематический урок

- Родительское собрание

- Лекция

- Тренинг

Основная деятельность педагога-психолога

- Диагностическая деятельность

- Консультативная деятельность

- Коррекционно-развивающая деятельность

- Просветительская работа

- Психопрофилактика.

Диагностическая работа:

  1. Углублённое изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций.
  2. Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.
  3. Раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.
  4. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая работа.

  1. Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных:
  2. на нормализацию эмоционально-личностной сферы;
  3. повышение умственного развития;
  4. повышение адаптивных возможностей ребёнка;
  5. психокоррекцию отклоняющегося поведения.

Консультативная работа.

  1. Консультирование  педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Просветительская работа и психопрофилактика.

  1. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса, обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Успешность реализации психолого-педагогического процесса

На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.

Мы полагаем, что эффективность   психолого-педагогического сопровождения зависит  от:

  • грамотной организации процесса;
  • материально-технического обеспечения, удовлетворяющего его значения;
  • наличия методического обеспечение, направленного на социальную адаптацию, реабилитацию, приспособление детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях общеобразовательной школы;

Условия психолого-педагогического сопровождения  необходимы для всех нозологических групп, обучающихся   в общеобразовательной школе, в том числе их  успешной социальной адаптации.

Ориентация на социальную адаптацию и реабилитацию должна стать основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в организациях общего образования.

Практическая часть.

МБОУ «СОШ №10» им. Бембетова В.А. не случайно стала участницей интегрированного образования: с 2008г. по 2011г. школа работала по комплексно-целевой экспериментальной программе «Школа-территория здоровья», в школе очень много делали по здоровьесбережению.

        В 2011 году в школу поступили 2 обучающихся с ОВЗ с нарушениями слуха и зрения (астигматизм (-18)), поэтому появилась необходимость создания условий для обучения и воспитания детей с данными ОВЗ, социализации их в обществе, оказания им коррекционно-развивающей помощи для успешного обучения.

На сегодняшний день в школе обучаются 20 детей с ОВЗ.

В 2016 году поступила в школу девочка с нарушением зрения. С 2017-2018 учебный год обучалась в классе и на надомном обучении по программе: «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» вариант 3.3. 

На начало четверти девочка была замкнута, плохо шла на контакт со сверстниками и учителем. На уроках вела себя не спокойно, не работала на уроке. Речь полностью отсутствовала. Больше 2 уроков не могла высидеть. Не держала в руках предметы. А если их ей давали, то выбрасывала.

С девочкой занимались: тьютор, психолог, учителя, логопед.

Так как, обучающаяся полностью незрячая с ней занимались устно и обучали шрифту по системе Брайля. Обучали ориентировке в пространстве, обслуживанию социально-бытовой ориентировки.

На конец четверти девочка показала положительную динамику.

Обучающаяся стала узнавать по голосам своих сверстников, шла на контакт с ними и с учителем. На уроках  стала вести себя спокойно, реагировала эмоционально на вопросы и поручения. Речь также отсутствовала, но она повторяла некоторые слова. Девочка  могла уже высидеть 4 урока. Стала держать предметы и выполнять упражнения с ними.

Только работая с детьми с ОВЗ комплексно можно получить положительный результат. С детьми должны работать всевозможные педагоги: учителя, психолог, тьютор, логопед, учитель музыки и учитель ритмики или ЛФК.

С родителями детей с ОВЗ должна   вестись работа. И только тогда мы можем получить полноценно развитого ребенка с ОВЗ, который может в будущем реализовать себя в социуме.

Инклюзия – это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как о естественном явлении мира и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования.

доклад на тему. "Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования". Краткое описание проведение уроков в доброты. 1 сен...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Сборник "Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях развития инклюзивного образования"

В данной сборнике представлены методические материалы теоретического и практического содержания из опыта  работы председателя ТПМПК Нижневартовского района, председателей консилиумов, профильных ...

Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях развития инклюзивного образования

Статья: Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в рамках ПМП консилиума (из опыта работы),  А.Т. Михайлова (стр.73)Методические материалы логопедов (дефектологов) г. Нижневартовска и Нижневартовско...

«Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования». презентация

laquo;Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение как условие качественного инклюзивного образования»....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...