Организация работы с детьми имеющими повышенную мотивацию к обучению
учебно-методический материал
На этапе выявления детей с повышенной мотивацией к учёбе проводится диагностика. Первая диагностика проводится ещё до поступления в первый класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_detmi_imeyushchimi_povyshennuyu_motivatsiyu_k_obucheniyu.docx | 60.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с детьми имеющими повышенную мотивацию к обучению
Цель: обеспечение возможности творческой самореализации личности в
различных видах деятельности.
Задачи:
- Создать условия для выявления, поддержки и развития детей,
имеющих повышенную мотивацию к обучению.
- Обеспечить участие детей в олимпиадах, турнирах разного уровня.
- Создать систему внеурочной деятельности детей.
- Организовать систему исследовательской работы учащихся.
Проблема и актуальность.
Одной из приоритетных социальных задач общества является создание условий для выявления, развития наиболее подготовленных детей и реализация их потенциальных возможностей. Социальный заказ государства и родителей требует индивидуального подхода к ученику, развития его личностных качеств. Поэтому проблема выявления и развития одарённых детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность. В законе РФ « Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Развитие креативности учащихся требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
В условиях массовой школы учитель и ученик поставлены в рамки классно-урочной системы обучения, где учитель нацелен на среднего ученика. Такая стандартизация традиционной системы обучения приводит к слабой учебной мотивации учащихся, а, следовательно, к учению ниже своих способностей, к пассивности на уроках и во внеурочной деятельности.
Вывод: необходимо создать условия для развития индивидуальности личности ребёнка, стимулировать познавательную активность наиболее способных учащихся.
Дети с повышенной мотивацией
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Отличительные особенности детей с повышенной мотивацией
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Категории детей с повышенной мотивацией
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы:
- Углублённое изучение предметов, которые учащиеся выбрали.
- Насыщенность урока заданиями творческого характера.
- Поощрение учащихся.
- Учёт индивидуальных способностей учащихся.
Результативность и продуктивность:
- Формирование системы работы с учащимися, имеющими повышенные способности к обучению.
- Творческая самореализация учащихся.
- Обеспечение возможности участия в предметных олимпиадах, турнирах разного уровня.
- Организация и проведение конференции «Первые шаги в науку».
- Формирование активной гражданской позиции.
- Повышение квалификации педагогов.
Структура разработки, реализации и анализа программы.
- Информационно – методическое обеспечение организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию.
Цель: - подготовить условия для работы с учащимися, отследить
учащихся с повышенной мотивацией к обучению.
Для реализации данных целей проводится следующая работа: изучение передового опыта, мониторинг качества ЗУН, подбор и накопление литературы по проблеме.
На данном этапе проводится диагностика по выявлению детей с повышенной мотивацией. Первая диагностика проводится ещё до поступления в первый класс. В марте 2016 г с согласия родителей по расписанию проводилась диагностика готовности детей к школьному обучению для будущих первоклассников по методике Натальи Гладышевой. По результатам были выявлены учащиеся, прошедшие диагностику на высоком уровне ( 3 учащихся из 20), справились со всеми заданиями. Наряду с диагностикой родителям давались необходимые рекомендации по активизации подготовки ребёнка к школе.
Уровень подготовленности 1 класса
МБОУ Новоселенгинской СОШ
В марте 2016 года с согласия родителей по расписанию была проведена диагностика готовности детей к школьному обучению для будущих первоклассников по методике Натальи Гладышевой.
Для того чтобы тестирование было компактным, разнообразным, выбрано пять заданий, определяющие основные функциональные характеристики: уровень развития наглядно – образного мышления, количественное представление, уровень развития тонкой моторики руки, фонематический слух, проверка словарного запаса и умение читать. Результаты фиксируются в протоколе, вследствие чего получается психологический портрет ребёнка. Наряду с диагностикой родителям давались необходимые рекомендации по активизации подготовки ребёнка к школе.
Диагностика включает в себя педагогические и психологические задачи.
№ | Ф.И. | №1. Уровень развития наглядно-образного мышления. | №2. Количественное представление | №3. Уровень развития тонкой моторики руки | |||||||||
критерии | 1 мин-сред., в/ср., 3-4 мин –низкий не предпринимает попыток; оказать помощь | прямой счёт | обратный счёт | состав числа | склады вание ( способ пересчит.) | вычи тание | левша или правша | дрожит ли рука | правильно ли держит карандаш | способен ли управлять линией | Скоординировано ли зрение | Скоординировано ли движение руки | |
1 | Брянский Антон | низкий, помощь | знает | помощь | затруд- ся | умеет | помощь | левша | нет | верно | отказ | неустойчивое | неустойчивое |
2 | Брянский Андрей | выше среднего | знает | помощь | затруд- ся | умеет | помощь | правша | нет | верно | нет | да | да |
3 | Будожапова Субда | низкий, помощь | знает | затрудняется | затруд- ся | умеет | умеет | левша | нет | не верно | да | да | да |
4 | Власов Миша | ниже среднего | знает | помощь | затруд- ся | умеет | умеет | правша | нет | верно | не твёрдо | да | да |
5 | Гроздова Таня | ниже среднего | знает | знает | понимает | умеет | умеет | правша | нет | верно | да | да | да |
6 | Губкина Марина | выше среднего, частично с помощью | знает | помощь | затруд- ся | умеет | умеет | правша | нет | верно | да | да | да |
7 | Илькова Людмила | находилась в отъезде | |||||||||||
8 | Кельберг Ярослав | выше среднего | знает 1-20 | знает 20-1 | понимает | умеет | умеет | правша | нет | верно | неуверенно | да | да |
9 | Коломин Владислав | средний | знает 1-11 | затрудняется | затруд- ся | умеет | умеет | правша | нет | верно | не твёрдо | да | да |
10 | Нетёсова Марина | высокий | знает 1-20 | знает | затруд- ся | умеет | умеет | правша | нет | верно | да | да | да |
11 | Попова Алёна | низкий, помощь | знает | знает | не выпол. | Умеет | умеет | правша | нет | верно | не твёрдо | да | да |
12 | Поспелов Андрей | выше среднего | знает | затрудняется | затруд- ся | умеет | умеет | правша | нет | верно | да | да | да |
13 | Пяткин Сергей | низкий, помощь | знает до 5 | не знает | не выпл. | Помощь | помощь | правша | нет | верно | нет | неустойчивое | неустойчивое |
14 | Суетина Вика | находилась на лечении | |||||||||||
15 | Хабаргина Вероника | средний | знает | знает | затруд- ся | умеет | умеет | правша | нет | верно | да | да | да |
16 | Чигиринов Виталий | низкий, помощь | знает | знает | затруд- ся | умеет | умеет | левша | нет | не верно | да | да | да |
17 | Шагунова Любовь | отказалась | отказ | отказ | отказ | умеет | умеет | правша | нет | верно | отказ | отказ | отказ |
18 | Шакиров Тимурбек | ниже среднего | знает | не знает | понимает | умеет | умеет | правша | нет | не верно | не твёрдо | да | да |
19 | Шумилова Саша | средний | знает | помощь | затруд- ся | умеет | умеет | правша | нет | верно | не твёрдо | неустойчивое | неустойчивое |
20 | Щербина Даша | низкий, помощь | знает до 9 | не знает | не выпол. | умеет | умеет | правша | нет | верно | не твёрдо | неустойчивое | неустойчивое |
Итого: | высокий – 1 выше среднего – 4 средний – 3 ниже среднего – 3 низкий, помощь -6 отказалась -1 отсут. -2 | знает – 16; знает до 5 -1; отказ -1; отсут. -2 | знает- 6; затруд-ся -3; помощь – 5 не знает-3 отказ -1; отсут.-2 | понимает- 3; затруд-ся -11; не выполняет -3; отказ -1; отсут 2 | умеет-17; помощь-1; отсутст.-2 | умеет- 15; Помощь-3; отсут.-2 | правша-15; левша-3 отсут -2 | нет-18; отсут-2 | верно-15; не верно-3; Оосут-2 | не твёрдо-7; нет-2; да-7 отказ-2; отсут-2 | да-14; неустойчивое-4; отсут.-2 | да-14 неустойчивое-4; отсут.-2 |
№ | №4 Фонематический слух | №5. Словарный запас. Умение читать | |||||||
особенности речи | наличие логопедических трудностей | качество фонематического слуха: не слышит звук, значение слова, выделение звука | узнавание, знание букв | качество чтения | словарный запас | знание стиха или песни | составление рассказа по картинке | ||
1 | Брянский Антон | стесняется, молчит | «р», шипящие | молчит | не знает | не читает | небольшой | молчит | односложно |
2 | Брянский Андрей | реагирует на вопросы | «р», шипящие | молчит | знает 1 букву | не читает | небольшой | стих | составляет предложения |
3 | Будожапова Субда | реагирует на вопросы | «р», шипящие | понимает значение слов, слышит звуки | узнаёт несколько букв | не читает | средний | стих | с помощью |
4 | Власов Миша | реагирует на вопросы, отвечает односложно | «р» | затрудняется выделять звуки | узнаёт и называет буквы | не читает | небольшой | стих | составляет предложения |
5 | Гроздова Таня | реагирует на вопросы | произносит все звуки правильно | понимает значение слов, слышит звуки | узнаёт и называет все буквы | не читает | средний | стихи, песни | составляет предложения |
6 | Губкина Марина | реагирует на вопросы | произносит все звуки правильно | понимает значение слов, слышит звуки | узнаёт и называет несколько букв | не читает | средний | стих | составляет предложения по наводящим вопросам |
7 | Илькова Людмила | находилась в отъезде | |||||||
8 | Кельберг Ярослав | реагирует на вопросы | произносит все звуки правильно | понимает значение слов, слышит звуки | слоговое, плавное чтение | слоговое, плавное чтение | небольшой | стихи, песни | по наводящим вопросам |
9 | Коломин Владислав | реагирует на вопросы | произносит все звуки правильно | понимает значение слов, слышит звуки | не знает | не читает | средний | стих | с помощью составляет предложения |
10 | Нетёсова Марина | реагирует на вопросы | произносит все звуки правильно | понимает значение слов, слышит звуки | читает бегло | читает бегло | выше среднего | стих | составляет рассказ |
11 | Попова Алёна | реагирует на вопросы | «р» | затрудняется | узнаёт 2 буквы | не читает | небольшой | стих, песни | с помощью составляет предложения |
12 | Поспелов Андрей | реагирует на вопросы | шипящие | понимает значение слов, слышит звуки | узнаёт 2 буквы | не читает | средний | стих, песни | с помощью составляет предложения |
13 | Пяткин Сергей | не понимает, о чём идёт речь | «с» - «ш» | говорит «эхом» | не знает | не читает | бедный | читает про Таню в прозе | |
14 | Суетина Вика | находилась на лечении | |||||||
15 | Хабаргина Вероника | реагирует на вопросы | произносит все звуки правильно | понимает значение слов, слышит звуки | узнаёт и знает много букв | не читает | небольшой | стих, песни | составляет предложения |
16 | Чигиринов Виталий | реагирует на вопросы | «с» - «ш», «р» | понимает значение слов, слышит звуки | знает начало алфавита, узнаёт 2 буквы | не читает | небольшой | стих, песни | односложно |
17 | Шагунова Любовь | молчит | - | с помощью определяет наличие звука | не знает | не читает | небольшой | стих | односложно |
18 | Шакиров Тимурбек | реагирует на вопросы | «р», шипящие | понимает значение слов, затрудняется выделять звуки | не знает | не читает | средний | стих | с помощью составляет предложения |
19 | Шумилова Саша | реагирует на вопросы | «р» | понимает значение слов, затрудняется выделять звуки | не знает | не читает | небольшой | стих, песни | с помощью составляет предложения |
20 | Щербина Даша | реагирует на вопросы | «р», «л» | Ссышит не все звуки | знает несколько букв | не читает | небольшой | стих | односложно |
Итого: | хорошо читающих -2 |
По результатам диагностики уровень подготовки будущих первоклассников:
высокий – 3
средний - 14
низкий - 1
Использую диагностическую работу по выявлению уровня воспитанности по методике Капустиной Н.П. По результатам тестирования видно, что дети моего класса положительно относятся к школе и учёбе, к природе, любознательны.
- Создание условий для развития и самореализации детей с повышенной мотивацией.
Цель: Обеспечить условия для самореализации способностей учащихся.
Классно-урочная система: ИКТ, разноуровневые задания, творческие задания, образовательные технологии.
Внеурочная деятельность: олимпиады, турниры, кружки.
Проектно-исследовательская деятельность.
Конференция «Первые шаги в науку».
Конкурсы чтецов, сочинений.
Проведение выставки детского творчества.
Предметные недели.
3. Осуществление контроля за процессом развития детей.
Анализ проведённых мероприятий.
Одной из главных задач в организации обучения детей с повышенной мотивацией является диагностика одарённости. Но в условиях сельской школы диагностика представляет собой сложную проблему, т.к. в настоящее время в виду объективных причин в школе нет психолога. Поэтому используются следующие методы диагностирования: наблюдение, анкетирование, тестирование, внутришкольный мониторинг качества ЗУН.
Результаты:
№ | Наименования мероприятия. | Сроки реализации. | ||||
2015 г | 2016г | 2017г | 2018г | 2019г | ||
1 | Конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии» (школьный) | 4 участ. 1место |
|
|
|
|
2 | Конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии» ( муниципальный) | 1 участник |
|
|
|
|
3 | Олимпиада по русскому языку (школьная) | 4 победителя | ||||
4 | Олимпиада по русскому языку (республиканская) | 4 участника |
|
| ||
5 | Районный турнир для начальных классов «Лесенка успеха | 4 участ. |
| |||
6 | Выставка детского творчества | 5 участ., 2 колл-ые работы |
| |||
7 | Год литературы в России (сельский) Бал сказочных героев | Самый читающий класс, диплом | 18 уч.- участие; герои в костюмах 4 уч. |
|
| |
8 | Смотр художественной самод-ти (районный) | Хор – 17 участ. |
| |||
9 | Конкурс военной песни (школьный) | 18 участ.. 2 место |
| |||
10 | Конкурс художественного слова (школьный) | Югов Кирилл-1 место; Свирелкина Юля – 2 место. |
| |||
11 | Смотр строя и песни (муниципальный) | 2 место |
| |||
12 | Конкурс «Дюймовочка» (сельский) | «Гран-при»; 1 место среди нч.кл. |
| |||
13 | Турнир «Лесенка успеха» ( районный) | 4 участ. | 3 место рус.яз. Гроздова Таня. Участники: Нетёсова Марина Попова Даша, Поспелов Андрей | 2 место рус.яз Гроздова Таня, Участники: Власов М. Нетёсова М. Поспелов А. 2 место групповая работа | ||
14 | Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» (район) Интеллектуальный турнир «Своя игра» |
| 1 место Гроздова Татьяна, рекомендована на республику. Победитель Гроздова Татьяна | |||
15 | Всероссийская школьная олимпиада по русскому языку |
| 4 участника_ 1 м- Гроздова Таня, 2 место- Поспелов Андрей | |||
16 | Всероссийская школьная олимпиада по математике | 6 участн. 1 место – Гроздова Таня, 2 место- Нетёсова М. | ||||
17 | Межшкольная краеведческая конференция учащихся начальных классов | Участие Гроздова Татьяна, сертификат | ||||
18 | Конкурс чтецов «Произведения А.С.Пушкина» | 1 место грамота | ||||
19 | Лучший класс года | 1 место |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с детьми имеющими низкую мотивацию в обучении
План работы с детьми имеющими низкую мотивацию в обучении русского языка и математики в 3классе...
Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...
Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "
Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....
План работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению
Материал содержит пояснительную записку и план работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению...
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....
Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.
В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....