Организация работы с детьми имеющими повышенную мотивацию к обучению
учебно-методический материал

Павлова Надежда Александровна

На  этапе выявления детей с повышенной мотивацией к учёбе  проводится диагностика. Первая диагностика проводится  ещё до поступления в первый класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми имеющими повышенную мотивацию к обучению

Цель: обеспечение возможности творческой самореализации личности в    

            различных видах деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для выявления, поддержки и развития детей,

           имеющих повышенную мотивацию к обучению.

  1. Обеспечить участие детей в олимпиадах, турнирах  разного уровня.
  2. Создать систему внеурочной деятельности детей.
  3. Организовать систему исследовательской работы учащихся.

Проблема и актуальность.

       Одной из приоритетных социальных задач общества является создание условий для выявления, развития наиболее подготовленных детей и реализация их потенциальных возможностей. Социальный заказ государства и родителей требует индивидуального подхода к ученику, развития его личностных качеств. Поэтому проблема выявления и развития одарённых детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность. В законе  РФ « Об образовании»  указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Развитие креативности  учащихся требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

       В условиях массовой школы учитель и ученик поставлены в рамки классно-урочной системы обучения, где учитель нацелен на среднего ученика. Такая стандартизация традиционной системы обучения приводит к слабой учебной мотивации учащихся, а, следовательно, к учению ниже своих способностей, к пассивности на уроках и во внеурочной деятельности.

Вывод: необходимо создать условия для развития индивидуальности личности ребёнка, стимулировать познавательную активность наиболее способных учащихся.

Дети с повышенной мотивацией
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития 
способностей ученика. 

Отличительные особенности детей с повышенной мотивацией

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  • Испытывают радость от умственного труда.


Категории детей с повышенной мотивацией

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы:

  1. Углублённое изучение предметов, которые учащиеся выбрали.
  2. Насыщенность урока заданиями творческого характера.
  3. Поощрение учащихся.
  4. Учёт индивидуальных способностей учащихся.

Результативность и продуктивность:

  1. Формирование системы работы с учащимися, имеющими повышенные способности к обучению.
  2. Творческая самореализация учащихся.
  3. Обеспечение возможности участия в предметных олимпиадах, турнирах  разного уровня.
  4. Организация и проведение  конференции «Первые шаги в науку».
  5. Формирование активной гражданской позиции.
  6. Повышение квалификации педагогов.

 

Структура разработки, реализации и анализа программы.

  1. Информационно – методическое обеспечение организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию.

Цель: - подготовить условия для работы с учащимися, отследить    

              учащихся с повышенной мотивацией к обучению.

Для реализации данных целей проводится следующая работа:   изучение передового опыта, мониторинг качества ЗУН, подбор и накопление литературы по проблеме.

На данном этапе проводится диагностика по выявлению детей с повышенной мотивацией. Первая диагностика проводится  ещё до поступления в первый класс. В марте 2016 г с согласия родителей по расписанию  проводилась диагностика готовности детей к школьному обучению для будущих первоклассников  по методике Натальи Гладышевой. По результатам были выявлены учащиеся, прошедшие диагностику на высоком уровне ( 3 учащихся из 20), справились со всеми заданиями.  Наряду с диагностикой родителям давались необходимые рекомендации по активизации подготовки ребёнка к школе.

       

Уровень подготовленности 1 класса

МБОУ Новоселенгинской СОШ

 

      В марте 2016 года с согласия родителей по расписанию была проведена диагностика готовности детей к школьному обучению для будущих первоклассников  по методике Натальи Гладышевой.

     Для того чтобы тестирование было компактным, разнообразным, выбрано пять заданий, определяющие основные функциональные характеристики: уровень развития наглядно – образного мышления, количественное представление, уровень развития тонкой моторики руки, фонематический слух, проверка словарного запаса и умение читать. Результаты фиксируются в протоколе, вследствие чего получается психологический портрет ребёнка. Наряду с диагностикой родителям давались необходимые рекомендации по активизации подготовки ребёнка к школе.

       Диагностика включает в себя педагогические и психологические задачи.  

Ф.И.

№1. Уровень развития наглядно-образного мышления.

№2. Количественное

представление

№3. Уровень  развития  тонкой

моторики  руки

критерии

1 мин-сред., в/ср.,

3-4 мин –низкий

не предпринимает попыток;

оказать помощь

прямой

счёт

обратный

счёт

состав

числа

склады

вание

( способ пересчит.)

вычи

тание

левша

или правша

дрожит ли рука

правильно ли держит карандаш

способен ли управлять линией

Скоординировано ли зрение

Скоординировано ли движение руки

1

Брянский Антон

низкий, помощь

знает

помощь

затруд-

ся

умеет

помощь

левша

нет

верно

отказ

неустойчивое

неустойчивое

2

Брянский Андрей

выше среднего

знает

помощь

затруд-

ся

умеет

помощь

правша

нет

верно

нет

да

да

3

Будожапова Субда

низкий, помощь

знает

затрудняется

затруд-

ся

умеет

умеет

левша

нет

не верно

да

да

да

4

Власов Миша

ниже среднего

знает

помощь

затруд-

ся

умеет

умеет

правша

нет

верно

не твёрдо

да

да

5

Гроздова Таня

ниже среднего

знает

знает

понимает

умеет

умеет

правша

нет

верно

да

да

да

6

Губкина Марина

выше среднего, частично с помощью

знает

помощь

затруд-

ся

умеет

умеет

правша

нет

верно

да

да

да

7

Илькова Людмила

находилась в отъезде

8

Кельберг Ярослав

выше среднего

знает

1-20

знает

20-1

понимает

умеет

умеет

правша

нет

верно

неуверенно

да

да

9

Коломин Владислав

средний

знает

1-11

затрудняется

затруд-

ся

умеет

умеет

правша

нет

верно

не твёрдо

да

да

10

Нетёсова Марина

высокий

знает

1-20

знает

затруд-

ся

умеет

умеет

правша

нет

верно

да

да

да

11

Попова Алёна

низкий, помощь

знает

знает

не выпол.

Умеет

умеет

правша

нет

верно

не твёрдо

да

да

12

Поспелов Андрей

выше среднего

знает

затрудняется

затруд-

ся

умеет

умеет

правша

нет

верно

да

да

да

13

Пяткин Сергей

низкий,  помощь

знает до 5

не знает

не выпл.

Помощь

помощь

правша

нет

верно

нет

неустойчивое

неустойчивое

14

Суетина Вика

находилась на лечении

15

Хабаргина Вероника

средний

знает

знает

затруд-

ся

умеет

умеет

правша

нет

верно

да

да

да

16

Чигиринов Виталий

низкий,  помощь

знает

знает

затруд-

ся

умеет

умеет

левша

нет

не верно

да

да

да

17

Шагунова Любовь

отказалась

отказ

отказ

отказ

умеет

умеет

правша

нет

верно

отказ

отказ

отказ

18

Шакиров Тимурбек

ниже среднего

знает

не знает

понимает

умеет

умеет

правша

нет

не верно

не твёрдо

да

да

19

Шумилова Саша

средний

знает

помощь

затруд-

ся

умеет

умеет

правша

нет

верно

не твёрдо

неустойчивое

неустойчивое

20

Щербина Даша

низкий, помощь

знает до 9

не знает

не выпол.

умеет

умеет

правша

нет

верно

не твёрдо

неустойчивое

неустойчивое

Итого:

высокий – 1

выше среднего – 4

средний – 3

ниже среднего – 3

низкий, помощь -6

отказалась -1

отсут. -2

знает – 16;

знает до 5 -1;

отказ -1;

отсут. -2

знает- 6;

затруд-ся -3;

помощь – 5

не знает-3

отказ -1;

отсут.-2

понимает- 3;

затруд-ся -11;

не выполняет -3;

отказ -1;

отсут 2

умеет-17;

помощь-1;

отсутст.-2

умеет-

15;

Помощь-3;

отсут.-2

правша-15;

левша-3

отсут -2

нет-18;

отсут-2

верно-15;

не верно-3;

Оосут-2

не твёрдо-7;

нет-2;

да-7

отказ-2;

отсут-2

да-14;

неустойчивое-4;

отсут.-2

да-14 неустойчивое-4;

отсут.-2

№4 Фонематический слух

№5. Словарный запас. Умение читать

особенности речи

наличие логопедических трудностей

качество фонематического слуха: не слышит звук, значение слова, выделение звука

узнавание, знание букв

качество чтения

словарный запас

знание стиха или песни

составление рассказа по картинке

1

Брянский Антон

стесняется, молчит

«р», шипящие

молчит

не знает

не читает

небольшой

молчит

односложно

2

Брянский Андрей

реагирует на вопросы

«р», шипящие

молчит

знает 1 букву

не читает

небольшой

стих

составляет предложения

3

Будожапова Субда

реагирует на вопросы

«р», шипящие

понимает значение слов, слышит звуки

узнаёт несколько букв

не читает

средний

стих

с помощью

4

Власов Миша

реагирует на вопросы, отвечает односложно

«р»

затрудняется выделять звуки

узнаёт и называет буквы

не читает

небольшой

стих

составляет предложения

5

Гроздова Таня

реагирует на вопросы

произносит все звуки правильно

понимает значение слов, слышит звуки

узнаёт и называет все буквы

не читает

средний

стихи, песни

составляет предложения

6

Губкина Марина

реагирует на вопросы

произносит все звуки правильно

понимает значение слов, слышит звуки

узнаёт и называет несколько букв

не читает

средний

стих

составляет предложения

по наводящим вопросам

7

Илькова Людмила

находилась в отъезде

8

Кельберг Ярослав

реагирует на вопросы

произносит все звуки правильно

понимает значение слов, слышит звуки

слоговое, плавное чтение

слоговое, плавное чтение

небольшой

стихи, песни

по наводящим вопросам

9

Коломин Владислав

реагирует на вопросы

произносит все звуки правильно

понимает значение слов, слышит звуки

не знает

не читает

средний

стих

с помощью составляет предложения

10

Нетёсова Марина

реагирует на вопросы

произносит все звуки правильно

понимает значение слов, слышит звуки

читает бегло

читает бегло

выше среднего

стих

составляет рассказ

11

Попова Алёна

реагирует на вопросы

«р»

затрудняется

узнаёт 2 буквы

не читает

небольшой

стих, песни

с помощью составляет предложения

12

Поспелов Андрей

реагирует на вопросы

шипящие

понимает значение слов, слышит звуки

узнаёт 2 буквы

не читает

средний

стих, песни

с помощью составляет предложения

13

Пяткин Сергей

не понимает, о чём  идёт речь

«с» - «ш»

говорит «эхом»

не знает

не читает

бедный

читает про Таню в прозе

14

Суетина Вика

находилась на лечении

15

Хабаргина Вероника

реагирует на вопросы

произносит все звуки правильно

понимает значение слов, слышит звуки

узнаёт и знает много букв

не читает

небольшой

стих, песни

составляет предложения

16

Чигиринов Виталий

реагирует на вопросы

«с» - «ш», «р»

понимает значение слов, слышит звуки

знает начало алфавита, узнаёт 2 буквы

не читает

небольшой

стих, песни

односложно

17

Шагунова Любовь

молчит

-

с помощью определяет наличие звука

не знает

не читает

небольшой

стих

односложно

18

Шакиров Тимурбек

реагирует на вопросы

«р», шипящие

понимает значение слов, затрудняется выделять звуки

не знает

не читает

средний

стих

с помощью составляет предложения

19

Шумилова Саша

реагирует на вопросы

«р»

понимает значение слов, затрудняется выделять звуки

не знает

не читает

небольшой

стих, песни

с помощью составляет предложения

20

Щербина Даша

реагирует на вопросы

«р», «л»

Ссышит не все звуки

знает несколько букв

не читает

небольшой

стих

односложно

Итого:

хорошо читающих -2

      По результатам диагностики уровень подготовки  будущих первоклассников:

     

высокий – 3

средний -   14

низкий  - 1

                                       

     Использую диагностическую работу по выявлению уровня воспитанности по методике Капустиной Н.П. По результатам тестирования видно, что дети моего класса  положительно относятся к школе и учёбе,  к природе, любознательны.                     

 

  1. Создание условий для развития и самореализации детей с повышенной мотивацией.

Цель: Обеспечить условия для самореализации способностей учащихся.

Классно-урочная система:  ИКТ,  разноуровневые задания, творческие задания,  образовательные технологии.

Внеурочная деятельность: олимпиады, турниры, кружки.

Проектно-исследовательская деятельность.

Конференция «Первые шаги в науку».

Конкурсы  чтецов, сочинений.

Проведение выставки детского творчества.

Предметные недели.

3. Осуществление контроля за процессом развития детей.

Анализ проведённых мероприятий.

    Одной из главных задач в организации обучения детей с повышенной мотивацией является диагностика одарённости. Но в условиях сельской школы диагностика представляет собой сложную проблему, т.к. в настоящее время в виду объективных причин в школе нет психолога. Поэтому используются следующие методы диагностирования: наблюдение, анкетирование, тестирование, внутришкольный  мониторинг качества ЗУН.

Результаты:

Наименования

мероприятия.

Сроки реализации.

2015 г

2016г

2017г

2018г

2019г

1

Конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии» (школьный)

4 участ.

1место

 

 

 

 

2

Конкурс чтецов «Чудесный клад Бурятии» ( муниципальный)

1

участник

 

 

   

 

3

Олимпиада по русскому языку

(школьная)

4 победителя

4

Олимпиада по русскому языку

(республиканская)

4 участника

 

 

5

Районный турнир для начальных классов «Лесенка успеха

4 участ.

 

6

Выставка детского творчества

5 участ.,

2 колл-ые работы

 

7

 Год литературы в России (сельский)

Бал сказочных героев

Самый читающий класс, диплом

 18 уч.- участие;

герои в костюмах 4 уч.

 

 

8

 Смотр художественной самод-ти

(районный)

Хор – 17 участ.

 

9

 Конкурс военной песни (школьный)

18 участ..

2 место

 

10

 Конкурс художественного слова

(школьный)

Югов Кирилл-1 место;

Свирелкина Юля – 2 место.

 

11

 Смотр строя и песни

(муниципальный)

2 место

 

12

 Конкурс «Дюймовочка»

(сельский)

«Гран-при»;

1 место среди нч.кл.

 

13

Турнир «Лесенка успеха»

( районный)

4 участ.

 3 место рус.яз.

Гроздова Таня.

Участники:

Нетёсова Марина

Попова Даша,

Поспелов Андрей

2 место рус.яз Гроздова Таня,

Участники:

Власов М.

Нетёсова М.

Поспелов А.

2 место групповая

работа

14

 Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

(район)

Интеллектуальный турнир «Своя игра»

 

1 место Гроздова Татьяна, рекомендована на республику.

Победитель Гроздова Татьяна

15

Всероссийская школьная олимпиада по русскому языку

 

4 участника_

1 м- Гроздова Таня,

2 место- Поспелов Андрей

16

 Всероссийская школьная олимпиада по математике

6 участн.

1 место – Гроздова Таня,

2 место- Нетёсова М.

17

Межшкольная краеведческая  конференция учащихся начальных классов

Участие Гроздова Татьяна,

сертификат

18

 Конкурс чтецов «Произведения А.С.Пушкина»

1 место

грамота

19

 Лучший класс года    

1 место

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с детьми имеющими низкую мотивацию в обучении

План работы с детьми имеющими низкую мотивацию в обучении русского языка и математики в 3классе...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "

Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....

План работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению

Материал содержит пояснительную записку и план работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению...

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....

Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.

В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....