"Профессиональный стандарт педагога"
статья

Просвирнина Наталья Петровна

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Осваиваем профессиональный стандарт педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл standart_pedagoga.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей начальных классов

 г. Петровска, Саратовской области

Подготовила:Просвирнина Н. П.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

им. Героя Советского Союза Шамаева П. С.

г. Петровска, Саратовской области

17 .02.2017 год

Тема «Осваиваем профессиональный стандарт педагога»

        Эпиграфом к нашему семинару мы взяли слова К. Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

В настоящее время педагог является ключевой фигурой реформирования образования.  Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Сегодня мы с вами поговорим о Профессиональном стандарте педагога, вступление в силу которого мы ожидали 1 января 2017 году, но этот момент перенесли на 2020 год.

      Сегодня под стандарты ложится любая профессия. История стандартизации зародилась ещё в 1947 году, когда была создана Международная Организация Стандартизации. На данный момент около 19500 профессий уже стандартизированы. Настало и наше время. Организация, которая занимается разработкой мировых стандартов, даёт четкое определение этому понятию.

Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Т.е. получается, что в рамках стандарта, который скоро будет принят, идёт своего рода упорядочивание деятельности. Другими словами система стандартов – это универсальное, максимальное  и полное упорядочивание всего того, что мы с вами должны делать.

          Если говорить о России, то первые стандарты на Руси появились ещё в 16 веке, не в сфере образования, а касались они оружия. Прошло четыре столетия, и начали стандартизировать нашу с вами работу.

         О профессиональном стандарте стали говорить давно. Первые попытки появились ещё в 1998 году. Новая концепция системы образования была создана в 2000 году и была рассчитана на 25 лет. Эта национальная доктрина образования была разработана Минтруда. До 2004 года пытались проводить реформы, но все осталось без удовлетворения. И только чуть позже стали задумываться, что надо вернуться к этой идеи.

     Для чего нужен стандарт? Это обусловлено рядом причин:

  1. Изменение понимания профессионализма современного педагога.

Изменилось отношение к учителю и образованию. В законе об образовании звучит, что мы оказываем образовательную услугу.  Если это услуга, то она должна быть измерима, чтобы проверить качественна она или нет. Таким образом, появляется ФГОС по всем уровням образования.  Если есть стандарт качества образования, то соответственно надо измерить того, кто оказывает эту услугу. Поэтому в рамках Профессионального стандарта по мах было прописано все то, что должен делать учитель. От того насколько качественно педагог оказывает образовательную услугу, будет зависеть насколько он отвечает требованиям  ПСП.

  1. Изменение понимания качества образования.

      Этот стандарт был вызван интересными событиями. В 2000 году состоялось заседание организации ЮНЕСКО, где провозглашались лозунги «Учеба через всю жизнь». Мы адоптировали этот лозунг под себя как «непрерывное образование». Там выступало два человека, которые провозгласили новые принципы системы образования 21 века. Как вы видите на слайде, они полностью совпадают с тем, что прописано во всех документах. Это все что касается системы оздоровления, все, что касается созданию образовательной среды, чтобы на первом месте были только интересы ребёнка и т.д.

Когда все это положили в систему образования 21 века, то встал вопрос, как это тоже можно измерить? На сколько тот, кто будет все это реализовывать, реализует это правильно. И соответственно в ПС очень много уделяется тому, что называется индивидуальной работе с ребёнком.

  1. Необходимость инноваций.

Что такое инновации мы все с вами знаем. А вот как измерить степень инновационности педагога?

4. Несмотря на то, что ПС ещё не запущен, он только находится на стадии апробации, а то, что он должен быть обязательно по ТК уже существует.

В рамках Трудового Кодекса в 31 главе уже говорится, что любая деятельность, которую осуществляет человек (по любой профессии) должна соответствовать квалификации и должны быть определенные знания и нормативы. У нас есть квалификационный справочник должностей, где четко прописано, кто такой педагог, воспитатель и т.д. А вот как оценивать на уровне профстандартов – нет.

           В результате всего этого мы с вами говорим о том, ПС – это с одной стороны помощь работодателю, а с другой стороны – это оценка труда учителя и она может быть выражена его аттестацией. Т.е. ПС – это ещё и база, чтобы изменить систему аттестации.

          Сегодня у нас существует два ПС педагога. Один разрабатывался МинОбрнауки России и утвержден 15.02.2013 г. Он был вывешен на сайт МинОбрнауки и его бурно все обсуждали, писали комментарии.

           Но обратите внимание на другой ПС. Здесь вы видите, что он принят Минтруда и социальной защиты  18.10.2013 г. Т.е. он больше имеет отношение к структуризации нашей трудовой деятельности.  Именно этот ПС должен был вступить в силу с 1.01.2015 года, то тогда было бы не сильно понятно, как бы мы по нему жили. И было принято решение, его отложить на 1.01.2017 года и адоптировать. Для этого выбрали 21 регион, по всей России. Наша Саратовская область туда не вошла. В этих регионах стандарт вводился как апробация. Но по большому счету он не был там введен полностью. Проводились круглые столы, конференции по его изучению, выбрали школы, которые прорабатывают этот ПС. Пока все идет на уровне разработки, но в живую он пока не запущен. 1 января он тоже не был введен, потому что не совсем понятно, что делать дальше.

        Что же представляет из себя ПС сегодня?

Согласно проекту стандарта педагог должен соответствовать определенным требованиям (компетенциям). Их много, но я хочу обратить ваше внимание на НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

1.Работа с одаренными детьми.

2.Работа в условиях инклюзивного образования.

3.Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным

4.Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.

5.Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Когда сегодня говорят, что мы сегодня, как педагоги должны работать с обсолютно разными детьми, т.е. с одаренными, инклюзивными, с теми, кто плохо говорит на русском языке или не знает его, с обсолютно любыми проблемами в развитии, с талантливыми в том числе. Здесь возникает очень большой вопрос у многих учителей. Потому, что мы плохо представляем себе как работать в классе, где есть действительно талантливый ребенок и он идет с опережением и ему бывает, где-то скучно на уроке. Если в то же время есть дети, которые усваивают, но долго, т.е. им надо несколько раз повторить, закрепить, утвердить и есть ребенок, пусть даже один, у которого проблемы со здоровьем. При этом мы не говорим, что у него не обязательно не сохранный интеллект, он может быт с нормальным интеллектуальным развитием, а у него могут быть проблемы с опорно-двигательной системой или проблемы со слухом, зрением. Как это делать? Многие не готовы к этому. Если мы говорим о ПС, то как проверит наше умение работать со всеми этими детьми, честно тоже не понятно. Можно задать теоретические вопросы нам, но не более чем, а наше умение можно увидеть только на уроке и опять это будет только чьё-то субъективное мнение.  Так, что вопросов, пока больше, чем ответов.

        Ещё, что важно знать о ПС. В ПС говорится о том, что педагог должен заниматься обучением, воспитанием и развитием. В рамках обучения, что включает ПС. Понятно, что обучение именно предметное, соответственно здесь необходимо иметь высшее образование, которое помогает нам реализовывать конкретные знания, но здесь необходимы ещё и специальные походы к детям и ИКТ, это и разные формы и методы инновационные и стандартные. Раньше приветствовались только инновационные, а теперь уже возвращаемся к стандартным. Говорим о том, что иногда надо просто в классе решать задачи и больше ничего не делать или делать упражнения – для того, чтобы руку набить. С обучением как - бы все понятно.

        Посмотрим на другой раздел стандарта – воспитание.

Здесь мы должны владеть разными формами воспитательной работы, уметь защищать достоинства детей и т.д. Как это измерить правильно или неправильно я поддерживаю атмосферу, насколько мы защищаем их честь и достоинство. Тоже вопрос.

        Идем дальше: принимаем всех детей, оказываем им помощь, взаимодействуем с специалистами, смотрим их динамику. А теперь соединим все в одно. Т. е. я, как учитель, проводя любой урок, одновременно должна давать знания, воспитывать ребенка, с другой стороны прослеживать динамику каждого ребенка, должна четко помнить с каким инклюзивным или талантливым ребенком мы работаем и т.д. Конечно, все мы это делаем, но делаем автоматически. Если мы с классом проработали хотя бы пол года, то про каждого ребенка можем сказать какой он. Как он? Что он? Есть ли у него динамика, нет ли у него динамики?

           Тогда встает вопрос, что меняется в рамках ПС, если мы все это делаем и так.  Изменится то, что укладывают в бумажные рамки. А эти бумажные рамки прописаны в несколько других вещах. Они прописаны в том, что касается нашего конкретного труда, описывается через методическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение и информационное сопровождение.

         Методическое сопровождение. Что в рамках ПС должен делать учитель. Он должен уметь разрабатывать РП. Это мы уже умеем.

       Должен планировать учебные занятия. Это мы тоже все делаем. Учебные планы никто, не отменял.

         Дальше мы должны формировать УУД. Про это тоже очень много говорилось. Из всех УУД, только два, которые четко направлены на предмет, а все остальные: умение логически мыслить, умение общаться со сверстниками, умение строить план действий, оценивать свою работу, не связаны со знаниями, они связаны с восприятием себя, своего окружения, логики и всего остального.

             Формирование мотивации к обучению. Когда мы готовимся к уроку, мы все продумываем этот момент, четко прописываем в рамках нашего урока, как нам кажется для себя, что мы можем предложить, чтобы заинтересовать учеников, где-то игру, где-то интересное задание или задачку, где-то экскурсию и т.п.

        Очень сложным для понимания является психолго - педагогическое сопровождение. Второй стандарт разрабатывался психолого-педагогическим институтом. Связи с этим там очень много было психологии. Понятно, что эти разработки Минтруда тоже учло. Но получается, что в ПС очень много требований к учителю, как к психологу. Сегодня процесс обучения и воспитания усложнился, мы должны работать с разными детьми, должны понимать разные документы, которые пишут разные специалисты (логопеды, дефектологи, врачи и т.п.). Это определенная специфика и её надо знать. Поэтому встал вопрос о том, что педагоги должны знать основы психодидактики (дидактика, психология, методика). То встал вопрос, если профстандарт внедрят, то стоит сначала обучить этому, чтобы потом проверять. Потому что мы с вами тоже должны будем подтверждать, что мы в этих вопросах разбираемся. Тогда будут какие-то папочки, а м.б. экзамены, которые подтверждали наши знания по психодидактике.

Информационное сопровождение.

  1. Общепользовательская.
  2. Общепедагогическая.
  3. Предметно-педагогическая.

Т.е. мы должны не просто владеть компьютером, а у каждого учителя должен будет быть свой блог, где могут быть выложены дистанционные курсы, или учебные фильмы, или видеоуроки, задания, тесты. Эта страница может быть прикреплена к сайту школы. Т.е. говорят о другом уровне владения ИКТ.

     Говоря о ПС все сказать не возможно. Остается много вопросов. Закон, по которому его должны принять предоставляет свободу регионам. Все зависит ещё, что придумает наш регион и спустит нам. Так, что надо дождаться того, когда ПС вступит в силу.

   Если Вы хотите узнать о ПС больше, то можно воспользоваться сайтом ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ

Этот сайт существует при поддержке Министерства образования. На сайте можно найти много интересного материала, документов, стажировочные площадки. Есть тестовый материал, где вы сможете оценить себя в рамках ПС.

    Последний кадр, немного не соответствует тому, что я вам говорила до этого, потому что лозунг «Образование право, а не услуга» не соответствует нашей жизни, закону об образовании и ПС тоже тогда сюда не вписываются. Но в Законе об образования сказано, что образования это услуга, а для этого необходима система оценивания качества образования. От этого никуда не денешься. Поэтому хочется закончить словами … «Перед прошлым снимите шляпу, а перед будущим засучите рукава».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Профессиональный стандарт педагога»

Выступление на районной педагогической конференцииЦель: Ознакомить учителей района с  проектом документа  «Профессиональный стандарт  педагога»  с целью  дальнейшего обсуждени...

Выступление на ГМО по теме: "Профессиональный стандарт педагога".

Выступление на ГМО по теме:«Профессиональный стандарт педагога»Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя ...

Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога...

Профессиональный стандарт педагога.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся...

Профессиональный стандарт педагога в начальной школе

Данная презентация на тему:"Профессиональный стандарт педагога в начальной школе" раскрывает те педагогические компетенции, которыми должен обладать педагог, шагающий в ногу со временем....

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога

Цель моей программы – развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии, развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта п...