Проект «Профессиональный стандарт педагога»
статья по теме

Шах Елена Петровна

Выступление на районной педагогической конференции

Цель:

Ознакомить учителей района с  проектом документа  «Профессиональный стандарт  педагога»  с целью  дальнейшего обсуждения  в образовательных учреждениях  на педсовете, на методических объединениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sokr_2_variant.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Проект «Профессиональный стандарт  педагога»

Цель:

Ознакомить учителей района с  проектом документа  «Профессиональный стандарт  педагога»  с целью  дальнейшего обсуждения  в образовательных учреждениях  на педсовете, на методических объединениях.

План :

  1. Введение.
  2. Обучение
  3. Воспитательная работа
  4. Личностные качества и профессиональные компетенции
  5. Икт- компетенции современного учителя.
  6. Заключение

1.Введение.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите вас поздравить с началом нового учебного года и пожелать творческих успехов в вашем нелегком труде.

    Еще К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Тот факт, что при обсуждении путей развития отечественной школы, наконец дошла очередь до ключевой фигуры реформирования образования - нас , учителей, говорит о том, что вопрос о роли учителя поднимается на самом высоком уровне.

Сегодня  появился проект документа  – профессиональный стандарт педагога, который выдвигает требования к учителю, но "делает" это не в жесткой авторитарной форме, а с уважением к педагогу! Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.

Действительно, время меняется и со временем должен меняться и педагог. Появление документа "Профессиональный стандарт педагога" своевременно и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к педагогу. После прочтения, каждый может сравнить свою профессиональную компетенцию и наметит цели для повышения своего профессионализма.

Давайте рассмотрим, какие требования предъявляются к учителю в обучении

2. Обучение

1.Самое важное и новое требование  – это обязательное наличие высшего образования педагога

Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.

Но, такой  пункт может  создать проблемы в сельских школах, где сегодня и так наблюдается недостаток учителей - специалистов.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

Для этого учитель совместно с психологом и другими специалистами  должен осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

Владеть  элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществлять совместно с психологом мониторинг  личностных характеристик ребенка.

Уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

6. И еще очень важное требование, которое предъявляет этот проект – обязательное владение ИКТ-компетенциями , которые очень расширены, на них мы остановимся чуть позже.

3.Планирование учебно-воспитательной работы по-прежнему строится на принципах воспитания разносторонне развитой, духовно-нравственной, социально-адаптированной компетентной личности.

В воспитательной  работе

Педагог должен:

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

7. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Происходящие демографические сдвиги приводят к тому, что в одних и тех же классах сидят дети с разной ментальностью и этнопсихологией, а мы, приговаривая слово «толерантность», не вооружаем будущего учителя необходимыми знаниями культурологии, этнологии, религиоведения, которые помогут ему избежать многих роковых ошибок в работе. Следовательно, данный проект предполагает, чтобы каждый педагог получил эти знания в данных областях в ходе самообразования, путем постоянных курсов повышения квалификации.

Очень много уделяется внимание коррекционной работе, владению психолого-педагогическим технологиям. Дело в том в том, что пытаются одним человеком подменить целый штат специалистов. Все же нужно разделять функции каждого участника образовательного процесса. Помощь в обучении детей с повышенными потребностями все же должны осуществлять специалисты. Если попытаться все взвалить на одного учителя, то и качественной помощи детям не будет, и собственно процесс обучения пострадает.

Презентация

Слайд 1 Личностные качества и профессиональные компетенции.

Также этот проект предъявляет новые требования  к личностным качествам и профессиональным компетенциям, которые должны закладываться еще в процессе обучения в вузах.

Слайд 2  Компетенции

Давайте с вами вспомним, что такое компетенции.

Если быть кратким,

то Компетенции – это требования

Компетентность – это проявление этих требований

Слайд 3.  Личностные качества педагога

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств.

Каждый педагог должен обладать готовностью  принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития и  умением оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

 Очень много в данном проекте говорится о культуре общения учителя и учащихся. Не секрет, что в нынешнее время мы можем услышать в СМИ и на телевидении , где многие передачи посвящены тому, как происходит общение учитель- ученик.

Учитель должен соблюдать языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок, слов – паразитов, ошибочных ударений в словах, не говоря уже об оскорблениях учителем ученика.

Слайд 4.  Профессиональная компетентность учителя 

Профессиональная компетентность учителя -система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта,  обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

  1. Учебный критерий
  2. Информационный  критерий.
  3. Коммуникативный критерий.
  4. Личностный критерий.
  5. Критерий саморазвития и самообразования.

Слайд 5. Учебные компетенции

Давайте  вкратце остановимся на каждом их них. Учебные компетенции.

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью. Применительно к начальной школе содержание обучения обладает специфическими особенностями. С одной стороны, оно должно соответствовать возрастным возможностям усвоения учебного материала детьми младшего школьного возраста. С другой стороны, конкретнообразный характер мышления детей, недостаточное развитие абстрактного мышления и логической памяти, неустойчивость внимания не дают им усвоить содержание науки в полном объеме. Однако дидактическая переработка материала не должна допускать упрощения и искажения научных данных.

Мы должны  обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

Должны Уметь читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). и составлять вместе с ними программу индивидуального развития ребенка.

Вы наверное заметили, что в данном проекте добавляются не свойственные учителю функции ( знание логопедии, дефектологии). Возникает вопрос: «Психологов и логопедов в школе не будет?».

Нет, они будут, но вузы, готовящие кадров для работы в школе, уже должны вооружить будущих педагогов знаниями в данных областях. Ну, а тем, кто проработал в школе уже много лет, в процессе самообразования придется все же  учиться  всему «понемножку».

Так как данный проект предполагает инклюзивное образование, следовательно ,мы должны будем уметь отслеживать динамику развития как сильного ребенка, так  и ребенка с различными отклонениями в развитии.

Так, в оценке работы педагога со  способными учащимися в
качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и
победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные
возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно
с психологами могут рассматриваться  показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был –стал.)

Слайд 6. Информационные  компетенции

Информационная  функция учителя направлена на наиболее полное и адекватное отражение им постоянно изменяющихся условий педагогической деятельности. В современном педагогическом процессе часто и динамично меняется учебная информация, сами обучаемые, средства и способы обучения, поэтому учитель постоянно оказывается в позиции исследователя меняющегося мира

Поэтому компетентный учитель ведет постоянный педагогический поиск и должен обращаться к различным источникам информации, идти в ногу со временем.

Слайд 7. Коммуникативные компетенции

 

Коммуникативная функция предполагает построение общения учителя с учащимися и их родителями, а также коллегами по работе на основе доброжелательных отношений и профессиональной направленности такого общения.

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя.

Поэтому  общение требует от учителя исключительной наблюдательности и внимания к детям, умение чутко улавливать эмоциональное состояние учеников, отзывчивости.

    Стиль общения учителя обязательно должен быть доброжелательным и тактичным. Постоянное проявление негативных эмоций в общении, частое и возникающее по любому поводу состояние гнева, злобы, раздражения, обиды является признаком психологического нездоровья личности. А применительно к педагогической профессии ответственность  за такой стиль общения возрастает вдвойне. Необходимая требовательность к детям в обучении и воспитании не предполагает авторитаризма и оскорбления достоинства ребенка.

Слайд 8. Личностные  компетенции

      Учителю требуется целая группа специфических для данной профессии свойств, таких как организованность (применительно к своей деятельности и деятельности детей), инициативность и интеллектуальная активность, обеспечивающие активное развитие познавательной и нравственной сфер личности младших школьников. Кроме того, учителю профессионально необходимы такие качества как требовательность и справедливость.

Также  учителю необходимо обладать специфическими психофизиологическими свойствами. Профессиональный труд учителя тяжел и, несомненно, представляет собой огромную нагрузку на нервную систему и психику педагога. Поэтому при отсутствии устойчивости нервной системы, хорошей работоспособности и выносливости к психо - эмоциональным нагрузкам профессиональная педагогическая деятельность невозможна.

Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Необходимость саморазвития и самообразования учителя продиктована также особенностями современного социального опыта. Постоянное увеличение объема профессиональной информации, моральное устаревание психолого – педагогических знаний приводит к необходимости систематического пополнения учителем своего профессионального образования. Как и большинство специалистов, работающих в гуманитарной сфере, учитель начальных классов вынужден систематически повышать свою квалификацию.

Слайд 9 . Способы совершенствования профессиональной компетентности

Как же мы можем развить в себе все эти профессиональные компетенции. Существует множество способов

  • Самообразовательная работа;
  • Посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • Изучение информационно-компьютерных технологий ;
  • Участие в профессиональных конкурсах (в том числе  и в  Интернете)
  • Помещение своих разработок на сайтах в Интернете, создание своего сайта

Слайд 10

Критерии оценивания уровня  профессиональной компетентности

Как мы видим, что критерии очень расширены и они будут учитываться при отборе кадров и при аттестации педагогов.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых  компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность.

В данном проекте профес.стандарта педагога большое место отводится ИКТ – компетентности учителя.

5. ИКТ – компетенции современного учителя

Давайте конкретно рассмотрим ИКТ – компетентность современного учителя.

Слайд 11. Как оценить ИКТ-компетентность учителя?

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

      Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности.

      Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

Это сегодня пока является проблемой для некоторой части учителей. Но количество педагогов, испытывающих затруднения в использовании информационных технологий, неуклонно сокращается. Очень скоро вопрос работодателя: «Владеете ли вы информационными технологиями?» — снимется и будет звучать столь же неприлично, как вопрос: «Умеете ли вы читать и писать?» Таким образом, в инвариантной части профессионального стандарта учителя содержится знание своего предмета и владение информационными технологиями.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера.

Слайд 12. Как повысить ИКТ компетентность учителя ?

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю необходимо:

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  • участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах, вебинарах;
  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов;
  •  обеспечить использование коллекции ЦОР и   ресурсовИнтернет;
  • формировать банк учебных заданий,  выполняемых с активным использованием ИКТ;

Слайд 13

Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ:

Кроме наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе, учителя должны владеть  основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.

Владеть приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов  (раздаточных материалов, презентаций и др.):

Владеть приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;

 владение простейшими приёмами сайтостроения, где каждый из нас         должен размещать свои разработки, принимать участие в обсуждении материалов своих коллег.

Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов,

В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т.д.

  Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся электронные журналы и дневники, осуществляется дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором , составление электронного портфолио , все это обеспечивает частичное погружение образовательного процесса в информационную среду (ИС).

Как вывод, данная концепция очень противоречива, возникает много вопросов по пунктам. Хотя есть и отражение нового времени: безопасность, активное внедрение ИКТ в нашу жизнь, включение детей с особыми потребностями в общий процесс обучения.

  Слайд 14.     Заключение

Анализируя квалификационные характеристики педагогов, мы приходим к следующему выводу. Педагог должен обладать общепедагогическими компетенциями (повышать свою квалификацию или полностью переучиваться; быстро оценивать ситуацию и свои возможности; самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них ответственность; адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывать новые способы деятельности).
На наш взгляд, в проект включены все базовые компетенции педагога:
1. видеть ребенка (обучающегося) в образовательном процессе;
2. строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной системы образования;
3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
4. проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Но есть и отрицательные стороны этого проекта

Чтобы разработать стандарт, необходимо сначала просчитать хотя бы рабочую неделю учителя. Сколько времени он тратит на подготовку к урокам, проверку тетрадей,  работу с родителями, учащимися, методические и другие совещания, отчетность, разработку различных планов и программ, дополнительные занятия с отстающими, одаренными, внеклассные мероприятия школьного, районного, городского уровня,  проведение собраний, родительских комитетов, индивидуальные собеседования и пр. При этом умудряется вести до 36 часов, а некоторые и 42. Сколько у педагога остается на личную жизнь, отдых, здоровье, ведь интеллигентный, культурный учитель дорогого стоит, и качество у него другое. Только после таких исследований можно говорить о стандарте.

Слайд 15.

Всем удачи в нашем нелегком труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...

Этика в профессиональной культуре педагога (практико-значимый проект)

Цель данной работы - рассмотреть роль и место этики в профессиональной культуре педагога, помочь учителю провести тестирование на определение уровня общительности, уровня культуры в общении, узнать. л...

Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»

«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием,   -  это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...

Проект профессионального развития учителя начальных классов

Проект профессионального развития учителя начальных классов.Тема: «Деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС НОО»....

Проект Профессиональный хит-парад. Ранняя профориентация МБ ОУ СШ № 2

ПРОЕКТНАЗВАНИЕ КОМАНДЫ «Оптимисты»НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Профессии разные нужны – профессии разные важны»Ряд мероприятий , которые помогли осуществить этот проект...