Проектирование урока окружающего мира в 1 классе.
Автор: Коровиченко Марина Евгеньевна
Методический семинар «Преемственность детского сада и школы в формировании исследовательских умений».
Урок – исследование окружающего мира по теме: «Кто такие насекомые?»
Урок – исследование. Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Результат - интеллектуальный, устанавливающий истину. ( У проекта результат – материальный, имеющий практическую и социальную значимость).На уроке формировались исследовательские умения:
- умение видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- умения и навыки наблюдения;
- проведения эксперимента;
- умение делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- навыки работы с текстом;
- умение доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.
Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Основные этапы методики исследования
1. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия).
Структура урока – исследования (урок творчества).
- Мотивация.
- Создание проблемной ситуации
- Исследование (может быть в малых группах)
- Обмен информацией.
- Организация информации
- Связывание информации
- Подведение итогов: рефлексия
- Применение новых знаний
Проектирование урока – исследования окружающего мира
по теме: «Кто такие насекомые?»
Тема Кто такие насекомые? 13 урок Кто и что? (20ч.)
Содержание. Человек и природа: Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног.
Тип урока
Урок – исследование. Цель: исследование признаков насекомых для определения принадлежности животного к данной группе.
Методы:1) по способу передачи информации: словесный, наглядный;
проблемное изложение (создание проблемной ситуации и ее решение); репродуктивно – поисковый (ответы на вопросы, работа с терминами); 2) по способу управления – работа под руководством учителя.
Форма (способы организации деятельности): групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.
Вид учебного исследования:
- по количеству участников- групповой;
- по месту проведения – урочный;
- по времени – кратковременный;
- по теме – предметный.
Технологии: проблемно – диалогическое обучение, учебно – исследовательская деятельность, ТРКМ (Арт – кластер, технология оценивания учебных успехов., ИКТ, здоровьесберегающая
Продукт урока Создание арт – кластера «Признаки насекомых»
Дидактическая задача урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.
Задачи урока:
- создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
- воспитывать умение слушать других.
Прогнозируемые результаты (научатся): познакомятся с насекомыми, научатся выделять отличительные признаки этой группы; научатся определять насекомых.
Получат возможность научится : осознавать ценность и многообразие природы; извлекать информацию по заданию учителя
Ожидаемые результаты.
В результате проведения урока обучающиеся смогут:
Предметные образовательные результаты:
1. сравнивать части тела различных насекомых;
2. узнавать насекомых по рисункам на страницах учебника, по слайдам презентации, по дидактическим карточкам, по «Атласу – определителю»;
3. приводить примеры насекомых;
4. пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе;
5. формировать навыки исследовательской деятельности;
6. работать в группе и паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что насекомые — это животные, у которых шесть ног; научиться приводить примеры насекомых.
Метапредметные образовательные результаты:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать; формулировать выводы
- слушать собеседника и вести диалог;
- согласовывать позиции и находить общее решение при работе в группе, паре;
- совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- формировать мотивацию учебной деятельности на основе имеющихся знаний;
- уважительно относиться к иному мнению;
- формировать способность к самооценке с помощью листа обратной связи.
Оценивание учебных успехов:
Вид рефлексии: познавательная рефлексия деятельности на уроке
Прием: самооценка активности (оценочный лист достижение цветом: умею – умение сформировано на высоком уровне, учусь – на среднем, пока не умею – на низком). Познавательные УУД. «Как я думаю?»
Вовлечение учащихся в рефлексию процесса учения
Этапы методики исследования. 1. этап урока по структуре. Мотивация (включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне) 1. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза) - Что значит исследовать? (рассмотреть для изучения что-либо; подвергнуть научному исследованию). - давать определения понятиям;
Исследовать – это значит: - подвергнуть научному изучению;
- осмотреть для выяснения, изучения чего – то нового.
- В каких источниках мы можем найти определение данного слова, чтобы посмотреть, правы ли мы? - Обратитесь к Толковому словарю С. И. Ожегова. - Кого называют исследователем? (человека, который что-то изучает, исследует, доказывает, опровергает) - Найдите определение в словаре.
Исследуем тему :«Кто такие насекомые?» - Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
Головоломка «Найди слова» (индивидуальная работа). Самостоятельная мыслительная деятельность направлена на развитие мыслительных процессов, что способствует развитию исследовательской активности. Находят названия насекомых. Формулировка темы урока и цели. - Постановка учебной задачи. (выявление места и причины затруднения).
Знакомство с планом и задачами исследования. Алгоритм (план, программа исследования) Тема Цели Сбор информации Обобщение, выводы Результаты
| Дидактическая задача: эмоциональный настрой на работу, активизация учащихся. Познавательные УУД: определяют готовность к уроку. Регулятивные УУД: стабилизация эмоционального состояния для решения поставленных задач., организация рабочего места Коммуникативные УУД: слушают учителя. Личностные УУД : формируем положительную эмоциональную атмосферу(комфортную обстановку в классе), мотивацию к обучению Результат: готовность учащихся к уроку, к поиску новых открытий.
Дидактическая задача:выявить основные проблемы , возникшие при изучении темы на основе повторения предыдущей темы урока= общеучебные УУ
Познавательные УУД: передача информации устным способом, умение извлекать информацию из предложенного учителем источника Познавательные УУД: работа с информацией: умение извлекать информацию из таблицы. Регулятивные УУД: 1.определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя 2.проговаривать последовательность действий на уроке 3.самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения ошибок в результатах собственной работы (=обнаружение отклонений и отличий от
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя. Результат: готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности
|
2. этап урока по структуре. Создание проблемной ситуации выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных. Рассмотрим их на с. 32 учебника. Как вы думаете, какое из них — насекомое? (Ответы детей) -Давайте повнимательнее рассмотрим этих животных.
- Кто знает как называется это животное? Давайте поработаем в парах и поищем в «Атласе-определителе» как же называется это животное. (Индивидуальная работа) - Посмотрите сколько ног у этого животного. Многоножка – кивсяк. Питается кивсяк опавшими листьями. Обнаружив присутствие врага, кивсяк, будучи медлительным животным, не спасается бегством, а сворачивается в кольцо. Есть у него и средство защиты. Это особые железы, которые вырабатывают вещество в резким неприятным запахом. Тропические кивсяки настолько ядовиты, что индейцы смазывают их ядом наконечники стрел. Поэтому очень важно запомнить и знать какие животные опасны, а каких не стоит бояться. - Рак - Паук- А это что за животное? Давайте найдём его в «Атласе-определителе». Работа в паре (Богомол).
- Муравей спросил у Мудрой Черепахи: „Как же узнать, какое из животных — насекомое?“ Их разговор услышала бабочка. Она сказала: „Посмотри на меня. Я —насекомое“. Давайте и мы рассмотрим бабочку на рисунке (с. 32) Карточки – помощники «Посмотри в книгу»
Рассматривание частей тела бабочки. Найдите у бабочки голову, грудь, брюшко. Что находится на голове у бабочки? ( усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар.) На груди бабочки крылья и ноги. С чем сравнили крылья бабочки? Сколько их? А мы сколько видим? Почему? А теперь посчитаем, сколько у бабочки ног. (Шесть.)
Ученые энтомологи.(знакомство с термином) Карточки – помощники «Пронаблюдай, проведи опыт, эксперимент» (наиболее ценный метод в исследовательской работе) и «Подумай»
|
Проблемно – диалогическая технология (тема, цель, проблема, вопросы) Познавательные УУД:= 1)постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). 2) побуждающий диалог(стимулирующий реплики) 3)подводящий диалог
Личностные УУД : формируем положительную эмоциональную атмосферу, мотивацию к обучению (смыслообразование) , учебно- познавательный интерес, потребность в учебной деятельности.
Познавательные УУД: Умение ориентироваться в учебнике, атласе Находить ответы на вопросы в иллюстрациях
|
3. этап урока по структуре. Исследование( решение устных задач и обсуждение проекта решения (Какие одинаковые части у всех этих насекомых?) I. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы) Слайды презентации. Стрекоза и божья коровка - К нам прилетели стрекоза и божья коровка. «Мы тоже насекомые, — сказали они. — Рассмотрите нас». - умения и навыки наблюдения;
- Рассмотрите на с 32 стрекозу и божью коровку, найдите у них те же части тела, что и у бабочки. Вместо хоботка у них челюсти, потому что они питаются другой пищей. Сосчитайте сколько ножек у божьей коровки и стрекозы. 2) развитие навыка формирования или выделения версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование; - Чтобы разобраться в этом выдвинем гипотезы (предположения) - Попробуем подтвердить или опровергнуть данные предположения. 4. этап урока по структуре. Обмен информацией (проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала – кластер)
– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.) - выдвигать гипотезы;
– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое. КЛАСТЕР
5. этап урока по структуре. Организация информации. (проверка гипотез) 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); Проверка гипотез (их 4 ) 1) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». «Крылья» – Как вы думаете, зачем насекомым крылья? Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). – Но только ли у насекомых есть крылья? – Значит, данный признак нельзя считать главным. 2) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». «Усики» – Ваши предположения, зачем насекомым усики? Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. Носа у насекомых нет, запах улавливают с помощью усиков. – Только ли у насекомых есть усики? – Значит, и этот признак нельзя считать главным. 3) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». «Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко». – Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. (Слайд 13) 4) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». «6 ног» – У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых? – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) (Слайд 14) Кластер - арт - Гипотезы подтверждены, выделены признаки насекомых, указан основной. 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной. Вернемся к нашей проблеме, прозвучавшей в начале урока. - Муравей спросил у Мудрой Черепахи: „Как же узнать, какое из животных — насекомое?“ Их разговор услышала бабочка. Она сказала: „Посмотри на меня. Я —насекомое“. Решение проблемы. С. 32 Так кто же из этих животных насекомое? Богомол. А наш Муравьишка?
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; Выделение существенных признаков и фиксация в знаковой форме. Картинки с жуками. (Арт –кластер) | Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых.
Познавательные УУД: 1) Сравнивать предметы, находить общее и различное 2)Умение самостоятельно анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные УУД: формировать умение осуществлять учебную деятельность по вопросам взрослого и заданиям раздаточного материала; Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других. Сотрудничать с товарищами при работе в паре. Результат: активные действия учащихся с объектом изучения
Коммуникативные УУД: 1) участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы 2)оформлять свои мысли в устной форме
Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу
Познавательные УУД: Умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Проблемный подход в учебном пособии – на страницах учебника Технология – проблемный диалог (самостоятельно решают проблему и добывают новые знания)
Коммуникативные УУД : Вступать в диалог ( отвечать на вопросы, уточнять непонятое)
Познавательные УУД: 1)Делать выводы в результате совместной работы с учителем
2) понимать информацию, представленную в виде кластера |
6. этап урока по структуре.Связывание информации. Цель: исследование признаков насекомых для определения принадлежности животного к данной группе. Карточки – помощники «Спроси у других»
Работа в группах. Правила работы в группе. Муляж животного каждой группе (скорпион, тарантул, богомол, божья коровка, долгоносик, жук – олень). Что это за животное? Записывают в карточке. Крыльев – 0, ног – 6, усиков – 2, части тела – 3 (голова, грудь, брюшко). Вывод: это насекомое или нет. Что о нем знаете? - Читает задание
- Записывает количество цифрой в пустом кружке.
И отмечает любым знаком, насекомое это или нет. - Ищет в «Атласе – определителе» название животного.
- Паук – это насекомое?
- Скорпион - это насекомое?
Выводы и обобщения.
4.Выступает у доски с доказательством принадлежности по признакам к данной группе – насекомым.
| Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила сотрудничества (в группе)
Коммуникативные УУД: формирование опыта групповой мыслительной деятельности формировать умение строить речевое высказывание с соответствии с поставленными вопросами; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других; предлагать помощь и сотрудничество. Дидактическая задача: обобщить материал, систематизировать его .Установление правильности и осознанности усвоения изученного материала. Выявление неверных представлений и их коррекция. «Мозговой штурм» - АМО (ТРКМ) - реализация деятельностного и личностно – ориентированного подхода. Цель: активизировать учебно- познавательную деятельность. Обратить внимание на то, что в группе работает каждый ученик, у каждого есть задание. Если работает смешанная группа и слабого ученика возникает вопрос при выполнении задания, он может обратиться за помощью к более сильному товарищу.
|
7. этап урока по структуре.Подведение итогов. Рефлексия(осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности себя и класса в целом) Подведение итогов исследования - Давайте подведем итог исследования и обобщим наши знания. - Подготовьтесь представить результат исследования (в группах делают общий вывод и предоставляют результат). Результат представлен в виде отчета. - умение делать выводы и умозаключения;
V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения Вывод в учебнике с.33. Признаки насекомых. Кластер. 3 части :голова, грудь, брюшко. 3 пары ног, т.е шесть ног На теле есть насечки, отсюда и название «насекомые». Всю информацию мы обобщили, проанализировали результаты и сделали выводы. Выполнение плана исследования. Важный результат урока –исследования. Алгоритм (план, программа исследования) Тема Цели Сбор информации Обобщение, выводы Кто же у нас Муравьишка? Наше исследование закончено
| Дидактическая задача: соотнести цель и результат учебной деятельности. Познавательные УУД: Умение делать выводы на основе индуктивного и и дедуктивного умозаключения под руководством учителя. Построение рассуждения, обобщение. Регулятивные УУД: проговаривают последовательность действий на уроке. Формируем умение осуществлять итоговый контроль деятельности , выполнять адекватную самооценку выполненной работы по данным критериям.
Личностные УУД: следование моральным нормам (нравственно – этическая ориентация)осознание ответственности за свои поступки. Способность к самооценке на основе листа обратной связи, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной Технология оценивания учебных успехов.
|
8. этап урока по структуре.Применение новых знаний.
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия). Карточки – помощники «Подумай самостоятельно»
Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить .Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.??? Карточка Насекомые ли это?
Способы действий | Содержание работы | умение отличать насекомых от других живых существ
| Задание 1. Определи, сколько насекомых среди данных на рисунке существ.
|
|
|
| | паук | божья коровка | оса | сороконожка | таракан | улитка |
|
| Обозначь цифрой количество насекомых
|
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы) По количеству видов насекомые – самая богатая группа животных в мире. Из 1,5 млн. всех видов животных, населяющих Землю насекомых 1 млн. Каких насекомых можно встретить у нас в Уржумском районе? Среди них есть вредные и полезные. Назовите. Какие приносят пользу человеку? Они опыляют растения, дают пищевые продукты и сырье: мед, воск, шелк. Значит, нельзя убивать насекомых. Знак. Около двухсот видов насекомых на грани исчезновения. Половина из них бабочки. В этом списке есть кузнечики, осы и пчелы и другие шестиногие. Эти насекомые занесены в Красную книгу. 5. Подведение итога урока. Рефлексия. - О чем говорили? - Что нового и интересного узнали о насекомых? Остались ли у вас вопросы по этой теме? Картинка «Спроси у другого человека?» .Это и будут темы ваших следующих маленьких самостоятельных исследований. Спасибо за работу! Молодцы! Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями энтомологами! ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых. СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю. КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. Дома рассмотрите рисунок в учебнике на с.33 и придумайте сказочную историю о Муравьишке и Черепахе.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что насекомые — это животные, у которых шесть ног; научиться приводить примеры насекомых - достигнуты
| Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получились результаты? Что еще нужно сделать? Где можно применить полученные знания?
Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета : здороваться, прощаться |
ИТОГ Данный методический прием я часто использую на уроках освоения новых знаний. Исследования могут проводиться и индивидуально, и в парах, и в группах. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Технология позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. Проводимая мною работа показывает, что уроки – исследования способствуют развитию личности, а значит, направлена на реализацию цели начального общего образования и отвечает современным требованиям.
|
|
|
|