Доклад на МО по теме "Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте"
статья
Доклад о взаимосвязи формирования графического навыка с основами орфографического навыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammatiko-orfograficheskaya_propedevtika.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Тутончанская средняя школа»
ЭМР Красноярский край
Доклад по теме
«Грамматико-орфографическая пропедевтика
в период обучения грамоте.»
Подготовила учитель начальных классов
Чарина Алена Викторовна
2017 – 2018 уч.год
Грамматико-орфографическая пропедевтика
в период обучения грамоте.
Основная задача периода обучения грамоте, независимо от программы обучения, - сформировать у первоклассников элементарные навыки чтения и письма. Решая эту важную задачу, учитель начальных классов не должен забывать, что в этот же период закладываются многие основы дальнейшего усвоения младшими школьниками систематического курса русского языка. Объем и качество пропедевтической работы в области грамматики и орфографии уже к концу второго года обучения скажется на качестве знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Как отмечается в методической литературе для студентов высших учебных заведений, осваивающих курс «Методика преподавания русского языка в начальных классах», в период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе материал по грамматике и орфографии. Учащимся не сообщаются теоретические сведения; в практической устной или письменной речевой работе они выполняют такие действия, упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных тем на более поздних ступенях обучения.
На уроках обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам. Связывают их с именами прилагательными, следовательно, изменяя и имена прилагательные. Согласуя их с именами существительными в роде, числе и падеже; подбирают к именам существительным соответствующие притяжательные местоимения (мой, моя, мои); заменяют имена существительные личными местоимениями; изменяют формы глагола.
Сопоставляя слова типа ехал – отъехал, учащиеся наблюдают способ словообразования и готовятся к изучению тем «Состав слова. Родственные слова», «Приставка как часть слова». Образование новых слов от данного, составление словосочетаний типа осень – осенний день являются пропедевтической работой перед усвоением законов словообразования, изучением тем «Имя прилагательное», «Родственные слова».
В период обучения грамоте, одновременно с формированием графического навыка, закладываются основы орфографического навыка. В этот период работа по орфографии ведется главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). Скорость письма первоклассников очень маленькая, поэтому орфографическая работа больше проводится в устной форме, чем в письменной: наблюдение над читаемыми словами. Еще в подготовительный период необходимо сформировать у учащихся представления о сильной и слабой позиции. О несовпадении произношения и написания слов.
Морфологический принцип русского правописания работает на уровне наблюдения: учащиеся сопоставляют слова простейшего типа дома – дом, леса – лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением.
Изменяя слова еж – ежи, уж – ужи, ерш – ерши, дети не только усваивают правописание сочетаний жи – ши (еще до изучения соответствующего правила), но и практически подготавливаются к выполнению орфографического действия проверки парных согласных на конце слова. В грамматическом плане подобные упражнения готовят к изучению темы «Изменение имен существительных по числам» (2 класс).
Таким образом, в результате практических работ у учащихся накапливается определенный речевой опыт, наблюдения над явлениями языка – над словами, их составом и образованием, изменением и сочетанием с другими словами. На этой основе в дальнейшем идет формирование теоретических обобщений.
Методические приемы, используемые учителем: звукобуквенный анализ и синтез, составление слов на наборном полотне, лексический анализ слов, смысловой анализ предложений, письмо с проговариванием, письмо с комментированием.
В этот же период формируются элементарные навыки самоконтроля: списывание по памятке, проговаривание, сличение написанного с образцом.
В существующих сегодня азбуках, букварях и прописях содержится богатейший материал для осуществления пропедевтической работы в области изучения русского языка. При этом разные авторы делают различные акценты:
- лексической работе большое внимание уделяется в учебниках и прописях В.Г.Горецкого (УМК «Школа России») и Н.В.Нечаевой (система Л.В.Занкова);
- с различными приемами словообразования, вариантами суффиксов и приставок русского языка и их значением, понятием «родственные» («однокоренные») слова широко знакомят первоклассников учебники и прописи Н.М.Бетеньковой (УМК «Гармония») и Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (УМК «Школа 2100»);
- сведения о лексико-грамматических разрядах слов (частях речи): слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, личные местоимения, род имен существительных и имен прилагательных, единственное и множественное число, сложное предложение, форма слова, предлоги, порядок слов в предложении, лицо глагола и др. – обширно представлены в учебниках и прописях Н.В.Нечаевой (система Л.В.Занкова), В.В.Репкина и Д.Б.Эльконина (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова);
- в области пунктуации авторы всех проанализированных учебных пособий ограничиваются пропедевтикой правил оформления предложения на письме, знаками препинания в конце предложения, интонацией. Более подробно этот материал рассматривается в прописях Н.В.Нечаевой (система Л.В.Занкова);
- орфографическая пропедевтика занимает значительное место в период обучения грамоте, особенно на уроках письма. Особое внимание формированию орфографической зоркости учащихся (выделение опасных мест в словах) уделяет на уроках письма Н.В.Нечаева (система Л.В.Занкова). Практически все авторы уже в период обучения грамоте знакомят учащихся с разными типами орфограмм.
Таким образом, грамматико-орфографическая пропедевтика, как показывает анализ учебных пособий, многопланова и многовариантна. Одни авторы ограничиваются только проведением наблюдений за явлениями языка, другие формируют первые представления об этих явлениях. Эта работа не всегда отражена в методических рекомендациях, прилагаемых авторами к своим учебным пособиям. Задача учителя – внимательно изучать располагаемый на страницах пособий материал и максимально извлекать из него грамматико-орфографические сведения, научить детей видеть их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы использования наглядно-дидактических пособий в период обучения грамоте (из опыта работы)
В помощь молодому учителю....
Изучение букв в период обучения грамоте
Шаблоны для презентаций при изучении букв в период обучения грамоте. (буквы А-К)...
Картинки в период обучения грамоте
Эти картинки для раскрашивани можно использовать в период обучения грамоте для закрепления словарных слов и правил написания слов (жи-ши...)....
Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А.
Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А. В своей практике использую методику "Интеллектуального развития младших школь...
Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".
Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...
Тексты для чтения в 1 классе в период обучения грамоте в послебукварный период
В данной разработке содержатся тексты для чтения в 1 классе в период обучения грамоте в послебукварный период....
План урока в период обучения грамоте в первом классе первого отделения Букварный период Закрепление звуков [к] [к`], буквы К
Цель: обучение грамотеРезультаты обучения:Предметные:Припоминание звуков, изученных раннее.Выделять звуки, дать характеристику и познакомить с буквой.Учить читать от слогового к целому слову.Учить пис...