Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России"
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
во 2 классе
Составители: Ткачук О.В.
Логвинова О.Г.
Гордынец О.П.
2019 - 2020 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку и завершенной предметной линии учебников по русскому языку для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений: «Русский язык», авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»; ОАО «Издательство», «Просвещение» с учетом целевых установок ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и отражает пути реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и изменения, приказ № 1241 от 26.11.2010 г. «Фундаментальным ядром содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011 г.
Программа составлена на основе программы учебного курса «Русский язык» п.2 раздел 2.2.2. ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена для обучающихся 2 года обучения русского языка в МБОУ СОШ г. Мамоново.
Учебный предмет «Русский язык» включен в обязательную предметную область «Русский язык и литературное чтение».
На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится – 170 часов.
136 часов инвариантная часть (на изучение учебного предмета «Русский язык»), вариативная часть–34часа.
Из учебного предмета «Русский язык» выделенывнутрипредметныеобразовательные модули: «Занимательная грамматика», «Удивительный русский язык»,расширяющие содержание учебного предмета «Русский язык». Внутрипредметные образовательные модули направлены на формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека, обогащение словарного запаса.
Цели:
- ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
- продолжение формирования коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Основным средством реализации программы является УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, прошедший государственную экспертизу на соответствии ФГОС и включенный в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ № 345 от 28.12.2018 г.,где ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является:«Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества». Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими школьниками приёмов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.
Основной формой реализации программы является урок.
Форма получения образования обучающимися – очная.
Уровень преподавания - базовый.
Направленность РП - образовательная программа начального общего образования.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и правилах речевого этике;
- начальные умения выбирать адекватные языковые средств при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология синтаксис (в объёме изучаемого предмета);
- применение орфографических правил и правил постанов знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого предмета);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как члены предложения, предложение (в объёме изучаемого предмета).
Предметные результаты освоения основных содержательных линийпрограммы:
Развитие речи
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения с его собственного мнения);
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой, звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й'];
- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита при работе со словарями;
- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава
в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга; - применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробеломмежду словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика. Освоение данного раздела распределяется по всем разделам предмета.
Обучающийся научится:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
- иметь представление о синонимах и антонимах;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
- наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать
родственные (однокоренные) слова данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом
(памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология .
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- находить имена существительные, понимать их значение и
употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных; - находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
- находить глаголы, понимать их значение и употребление речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении;
- узнавать личные местоимения, понимать их значении употребление в речи;
- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения
(без дифференциации на виды); - устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
- находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
1) применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
- разделительный мягкий знак (ь);
- знаки препинания конца предложения (.?!);
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
2) применять орфографическое чтение (проговаривание)
- при письме под диктовку и при списывании;
3) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
4) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательных признакам в указанных учителем словах;
- применять разные способы проверки правописания слов; изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- представления о своей этнической принадлежности;
- развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа —русский язык;
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
- положительного отношения к языковой деятельности;
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
- развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в внутреннем плане.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективно: организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из части (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
3. Содержание учебного предмета
2 класс | ||
Наша речь (2 ч) | Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. |
Текст (3 ч) | Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Создавать тексты-повествования (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами). Создавать тексты как результата собственного мини-исследования; оформлять сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека. |
Предложение (9 ч) | Предложение как единица речи, его назначение и признаки законченность мысли, связь слов в предложении, интонация конца предложения. Значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии): первое представление. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.). Проектное задание: «Почему это так называется?». Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Значимость главных и второстепенных членов в предложении. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного). Понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения, значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). |
Слова, слова, слова… (13 ч) | Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам. Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением». Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка: произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов. Работать с учебным орфоэпическим словарём для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения. Использовать учебные словари для уточнения состава слова. Использовать учебные этимологические словари для уточнения происхождения слова Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик). |
Звуки и буквы (44 ч) | Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь). | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка. |
Части речи (49 ч) | ||
Имя существительное (15 ч) | Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных . Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга — книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). *Слова с непроверяемым написанием: топор. Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Правописание предлогов с именами существительными. |
Глагол (10 ч) | Глагол. Значение глаголов в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи. Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать) Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. |
Имя прилагательное (13 ч) | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Имя прилагательное как часть речи. Формирование первоначальных представлений о разборе имени прилагательного как части речи. Определение роли имён прилагательных для обозначения признаков предметов. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. | Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. |
Местоимение (5ч) | Местоимение. Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи Текст-рассуждение. | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. |
Предлог (6 ч) | Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов в предложении. Правописание предлогов с именами существительными. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Правописание предлогов с именами существительными. |
Повторение (16 ч) Повторение и закрепление изученного материала. |
4.1. Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Знакомство с учебником. Виды речи. Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи?По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | 1 |
2 | Диалог и монологУчаствуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. | 1 |
3 | Текст. Что такое текст? Тема текстаПо одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | 1 |
4 | Главная мысль текстаКак научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. | 1 |
5 | М. Введение. Речь в жизни человека. | 1 |
6 | Части текстаПрактическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 1 |
7 | Предложение как единица речи, его назначение и признакиУчимся связывать предложения в тексте Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 1 |
8 | Связь слов в предложенииУчимся связывать предложения в тексте Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 1 |
9 | Логическое (смысловое) ударение в предложении.Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
10 | М. Удивительные невидимки звуки | 1 |
11 | Главные члены предложения(основа предложения). | 1 |
12 | Второстепенные члены предложения.Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
13 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 |
14 | Распространённые и нераспространённые предложения.Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
15 | М. Игры с буквами и словами | 1 |
16 | Входной контроль | 1 |
17 | Работа над ошибками. Связь слов в предложении. | 1 |
18 | Слово и его лексическое значение.Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину | 1 |
19 | Однозначные и многозначные слова.Составляем развёрнутое толкование значения слова. | 1 |
20 | М. Превращение слов. | 1 |
21 | Прямое и переносное значение слов | 1 |
22 | СинонимыДля чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста | 1 |
23 | АнтонимыДля чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. | 1 |
24 | Родственные слова | 1 |
25 | М. Грамматическая эстафета. | 1 |
26 | Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 |
27 | Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 |
28 | Однокоренные слова. Корень слова. | 1 |
29 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 |
30 | М. Секреты красноречия. | 1 |
31 | УдарениеКаша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
32 | УдарениеКаша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
33 | Перенос слов по слогам | 1 |
34 | Звуки и буквы | 1 |
35 | М. Игра «Умники и умницы» | 1 |
36 | Звуки и буквы. | 1 |
37 | Русский алфавит, или Азбука | 1 |
38 | Использование алфавита при работе со словарями | 1 |
39 | Употребление прописной (заглавной) буквы | 1 |
40 | М. В гостях у слова. | 1 |
41 | Контрольный диктант по теме «Перенос слов по слогам» | 1 |
42 | Работа над ошибками. Гласные звуки. | 1 |
43 | Гласные звуки. Слова с буквой э. | 1 |
44 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки. | 1 |
45 | М. Пословицы и поговорки. | 1 |
46 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | 1 |
47 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 |
48 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 |
49 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 |
50 | М. Поединок грамотеев | 1 |
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы | 1 |
52 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 |
53 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 |
54 | Правописание словарных слов.Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. | 1 |
55 | М. Тайны слов. | 1 |
56 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 |
57 | Согласные звуки. | 1 |
58 | Согласный звук [й’] и буква й. | 1 |
59 | Слова с удвоенными согласными. | 1 |
60 | М. Играем в прятки с буквами. | 1 |
61 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
62 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
63 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. | 1 |
64 | Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным. Проект «Пишем письмо». | 1 |
65 | М. Блиц-тест «Занимательный русский язык» | 1 |
66 | Буквосочетания с шипящими звуками. | 1 |
67 | Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 |
68 | Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч и других изученных орфограмм. | 1 |
69 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 |
70 | М. Сказочные фразеологизмы. | 1 |
71 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | 1 |
72 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | 1 |
73 | Промежуточный контроль | 1 |
74 | Работа над ошибками.Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
75 | М. Грамматическая арифметика. | 1 |
76 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 |
77 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов. | 1 |
78 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 |
79 | Правописание слов с парным поглухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | 1 |
80 | М. Письмо Деду Морозу. | 1 |
81 | Правописание слов с парным поглухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | 1 |
82 | Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные звуки». | 1 |
83 | Работа над ошибками. Изложение текста по вопросам. | 1 |
84 | Работа над ошибками.Разделительный мягкий знак (ь). | 1 |
85 | М. Выбор друзей в стране слов. | 1 |
86 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». | 1 |
87 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 1 |
88 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)». | 1 |
89 | Работа над ошибками. Части речи.Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. | 1 |
90 | М. В стране Сочинителей. | 1 |
91 | Употребление частей речи в тексте. | 1 |
92 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
93 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
94 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму | 1 |
95 | М. В гостях у тетушки Фонетики. | 1 |
96 | Неодушевлённые имена существительные.Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму | 1 |
97 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
98 | Собственные и нарицательные имена существительные.Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму | 1 |
99 | Правописание собственных имён существительных.Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов. | 1 |
100 | М. Дидактические игры. | 1 |
101 | Правописание собственных имён существительных. | 1 |
102 | Правописание собственных имёнсуществительных. Названия и клички животных. | 1 |
103 | Правописание собственных имёнсуществительных. Географические названия. | 1 |
104 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
105 | М. Путешествие в страну вежливых слов. | 1 |
106 | Работа над ошибками.Единственное и множественное число имён существительных | 1 |
107 | Изменение имён существительных по числам. | 1 |
108 | Число имён существительных.Имена существительные, употребляющиеся только в одномчисле: единственном или множественном. | 1 |
109 | Подробное изложение повествовательного текста. | 1 |
110 | М. Король Текст и королева Грамматика. | 1 |
111 | Работа над ошибками.Обобщение знаний об именисуществительном | 1 |
112 | Обобщение знаний об имени существительномСоздаём тексты-инструкции и тексты-повествования | 1 |
113 | Глагол как часть речи. | 1 |
114 | Работа над ошибками.Значение глаголов в речи. | 1 |
115 | М. Кто командует «Корнями». | 1 |
116 | Признаки глагола. | 1 |
117 | Сочинение по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 |
118 | Работа над ошибками. Единственное и множественное число глаголов. | 1 |
119 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 |
120 | М. Русская пословица – во всех делах помощница. | 1 |
121 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 |
122 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 |
123 | Текст-повествование и роль в нём глаголов.Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования | 1 |
124 | Текст-повествование. Составление текста-повествования на заданную тему «Как приготовить салат».Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования | 1 |
125 | М. Лексические упражнения на сообразительность. | 1 |
126 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
127 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Проверочная работа. | 1 |
128 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
129 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
130 | М. Корзина знаний. | 1 |
131 | Употребление в речи имён прилагательных. | 1 |
132 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
133 | Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 |
134 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 |
135 | М. Сказки о частях речи. | 1 |
136 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. | 1 |
137 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Составление текста-описания. | 1 |
138 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 |
139 | Работа над ошибками. Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление). | 1 |
140 | М. Истории о происхождении слов. | 1 |
141 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
142 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
143 | Текст-рассуждение. | 1 |
144 | Итоговый контроль. | |
145 | Работа над ошибками. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. | 1 |
146 | М. В музее старых слов. | 1 |
147 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 |
148 | Правописание предлогов с именами существительными. Проект «В словари — за частями речи!». | 1 |
149 | Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 |
150 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 |
151 | М. Слова – пришельцы. | 1 |
152 | Работа над ошибками. Текст. Типы текстов. | 1 |
153 | Текст. Типы текстов | 1 |
154 | Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Диалог. | 1 |
155 | Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Диалог. | 1 |
156 | М. В королевстве ошибок. | 1 |
157 | Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Диалог. | 1 |
158 | Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. | 1 |
159 | Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. | 1 |
160 | Части речи. | 1 |
161 | М. К несметным сокровищам страны слов. | 1 |
162 | Части речи | 1 |
163 | Части речи | 1 |
164 | Звуки и буквы | 1 |
165 | М. Турнир знатоков. | 1 |
166 | Правила правописанияПредставление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. | 1 |
167 | Правила правописанияПредставление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.Проверочная работа. | 1 |
168 | Правила правописания | 1 |
169 | Правила правописания | 1 |
170 | М. КВН «Путешествие в страну слов». | 1 |
итого | 170 |
4. 2. - 4.3. Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Наша речь.Знакомство с учебником. Виды речи.Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи?По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | 1 |
2 | Диалог и монологУчаствуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. | 1 |
3 | Текст.Что такое текст? Тема текстаПо одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. | 1 |
4 | Главная мысль текстаКак научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте | 1 |
5 | М. Как обходились без письма? | 1 |
6 | Части текстаПрактическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 1 |
7 | Предложение. Предложение как единица речи,его назначение и признакиУчимся связывать предложения в тексте Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 1 |
8 | Связь слов в предложенииУчимся связывать предложения в тексте Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 1 |
9 | Логическое (смысловое) ударение в предложении.Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
10 | М. Древние письмена | 1 |
11 | Главные члены предложения(основа предложения). | 1 |
12 | Второстепенные члены предложения.Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
13 | Подлежащее исказуемое —главные члены предложения. | 1 |
14 | Распространённые и нераспространённые предложения.Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
15 | М. Как возникла наша письменность? | 1 |
16 | Входной контроль | 1 |
17 | Работа над ошибками. Связь слов в предложении. | 1 |
18 | Слова, слова, слова Слово и его лексическое значение.Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину | 1 |
19 | Однозначные и многозначныеслова.Составляем развёрнутое толкование значения слова. | 1 |
20 | М. Меня зовут Фонема | 1 |
21 | Прямое и переносное значение слов | 1 |
22 | СинонимыДля чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста | 1 |
23 | АнтонимыДля чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. | 1 |
24 | Родственные слова | 1 |
25 | М. Меня зовут Фонема | 1 |
26 | Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 |
27 | Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 |
28 | Однокоренные слова. Корень слова. | 1 |
29 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 |
30 | М. Для всех ли фонем есть буквы? | 1 |
31 | УдарениеКаша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
32 | УдарениеКаша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. | 1 |
33 | Перенос слов по слогам | 1 |
34 | Звуки и буквы. Звуки и буквы | 1 |
35 | М. Для всех ли фонем есть буквы? | 1 |
36 | Звуки и буквы. | 1 |
37 | Русский алфавит, или Азбука | 1 |
38 | Использование алфавита при работе со словарями | 1 |
39 | Употребление прописной (заглавной) буквы | 1 |
40 | М. В гости к Алфавиту | 1 |
41 | Контрольный диктант по теме «Перенос слов по слогам» | 1 |
42 | Работа над ошибками.Гласные звуки. | 1 |
43 | Гласные звуки. Слова с буквой э. | 1 |
44 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки. | 1 |
45 | М. Тайны фонемы | 1 |
46 | Правило обозначения буквойбезударного гласного звука. | 1 |
47 | Способы проверки написаниябуквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 |
48 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 |
49 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 |
50 | М. Опасные согласные | 1 |
51 | Правописание слов с безударнымгласным звуком в корне слова.Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы | 1 |
52 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 |
53 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 |
54 | Правописание словарных слов.Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. | 1 |
55 | М. Опасные согласные | 1 |
56 | Представление об орфограмме.Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 |
57 | Согласные звуки. | 1 |
58 | Согласный звук [й’] и буква й. | 1 |
59 | Слова с удвоенными согласными. | 1 |
60 | М. На сцене гласные | 1 |
61 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
62 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
63 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. | 1 |
64 | Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным. Проект «Пишем письмо». | 1 |
65 | М. «Фонемы повелевают буквами» | 1 |
66 | Буквосочетания с шипящими звуками. | 1 |
67 | Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 |
68 | Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч и других изученных орфограмм. | 1 |
69 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу. | 1 |
70 | М. Когда ь знак пишется, а когда не пишется? | 1 |
71 | Правописание буквосочетанийжи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | 1 |
72 | Правописание буквосочетанийжи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. | 1 |
73 | Промежуточный контроль | 1 |
74 | Работа над ошибками.Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 |
75 | М. Ваши старые знакомые | 1 |
76 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 |
77 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов. | 1 |
78 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 |
79 | Правописание слов с парным поглухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | 1 |
80 | М. Ваши старые знакомые | 1 |
81 | Правописание слов с парным поглухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. | 1 |
82 | Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные звуки». | 1 |
83 | Работа над ошибками. Изложение текста по вопросам. | 1 |
84 | Работа над ошибками.Разделительный мягкий знак (ь). | 1 |
85 | М. Правила о безударных гласных | 1 |
86 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». | 1 |
87 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 1 |
88 | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)». | 1 |
89 | Работа над ошибками.Части речи.Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. | 1 |
90 | М. Правила о безударных гласных | 1 |
91 | Употребление частей речи в тексте. | 1 |
92 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
93 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
94 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму | 1 |
95 | М. К тайнам звуков и букв | 1 |
96 | Неодушевлённые имена существительные.Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму | 1 |
97 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
98 | Собственные и нарицательные имена существительные.Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму | 1 |
99 | Правописание собственных имён существительных.Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов. | 1 |
100 | М. Ошибкоопасные места | 1 |
101 | Правописание собственных имён существительных. | 1 |
102 | Правописание собственных имёнсуществительных. Названия и клички животных. | 1 |
103 | Правописание собственных имёнсуществительных. Географические названия. | 1 |
104 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
105 | М. Ошибкоопасные места | 1 |
106 | Работа над ошибками.Единственное и множественное число имён существительных | 1 |
107 | Изменение имён существительных по числам. | 1 |
108 | Число имён существительных.Имена существительные, употребляющиеся только в одномчисле: единственном или множественном. | 1 |
109 | Подробное изложение повествовательного текста. | 1 |
110 | М. К словам - родственникам. Почему их так назвали? | 1 |
111 | Работа над ошибками.Обобщение знаний об именисуществительном | 1 |
112 | Обобщение знаний об имени существительномСоздаём тексты-инструкции и тексты-повествования | 1 |
113 | Глагол как часть речи. | 1 |
114 | Работа над ошибками.Значение глаголов в речи. | 1 |
115 | М. К словам - родственникам. Почему их так назвали? | 1 |
116 | Признаки глагола. | 1 |
117 | Сочинение по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 |
118 | Работа над ошибками. Единственное и множественное число глаголов. | 1 |
119 | Единственное имножественное число глаголов. | 1 |
120 | М. Где же хранятся слова? | 1 |
121 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 |
122 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 |
123 | Текст-повествование и роль в нём глаголов.Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования | 1 |
124 | Текст-повествование. Составление текста-повествования назаданную тему «Как приготовить салат».Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования | 1 |
125 | М. Где же хранятся слова? | 1 |
126 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление вречи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
127 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление вречи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Проверочная работа. | 1 |
128 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
129 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как частьречи: значение и употребление вречи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
130 | М. Кто командует корнями? | 1 |
131 | Употреблениев речи имён прилагательных. | 1 |
132 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употреблениев речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
133 | Единственное и множественноечисло имён прилагательных.Изменение имён прилагательных по числам. | 1 |
134 | Единственное и множественноечисло имён прилагательных. | 1 |
135 | М. Кто командует корнями? | 1 |
136 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. | 1 |
137 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Составление текста-описания. | 1 |
138 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 |
139 | Работа над ошибками. Местоимение как часть речи:значение и употребление в речи (общее представление). | 1 |
140 | М. «Пересаженные корни» | 1 |
141 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
142 | Местоимение как часть речи:значение и употребление в речи. | 1 |
143 | Текст-рассуждение. | 1 |
144 | Предлог как часть речи. Рольпредлогов в речи. | 1 |
145 | М. Синонимы и антонимы в русском языке | 1 |
146 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 |
147 | Правописание предлогов с именами существительными. Проект «В словари — за частями речи!». | 1 |
148 | Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 |
149 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 |
150 | М. Синонимы и антонимы в русском языке | 1 |
151 | Работа над ошибками.Текст. Типы текстов. | 1 |
152 | Текст. Типы текстов | 1 |
153 | Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.Диалог. | 1 |
154 | Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.Диалог. | 1 |
155 | Итоговый контроль | 1 |
156 | М. В гости к частям речи | 1 |
157 | Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Диалог. | 1 |
158 | Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. | 1 |
159 | Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. | 1 |
160 | Части речи. | 1 |
161 | М. В гости к частям речи | 1 |
162 | Части речи | 1 |
163 | Части речи | 1 |
164 | Звуки и буквы | 1 |
165 | М. Итоговое занятие. КВН | 1 |
166 | Работа над ошибками. Правила правописанияПредставление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. | 1 |
167 | Правила правописанияПредставление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. | 1 |
168 | Правила правописания | 1 |
169 | Правила правописания | 1 |
170 | Правила правописания | 1 |
итого | 170 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России")
Рабочая программа по русскому языку, 2 - 4 класс (УМК " школа России")...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...