Программа "Одарённые дети"(1-4 класс)
рабочая программа

Козлова Валентина Павловна

Программа "Одарённые дети "разработана для обучающихся начальной школы .Цель программы :

Создание условий для выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti_1-4_.docx127.86 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\XTF0I14sMdo.jpg

Срок реализации Программы

2016– 2020 гг.

Пояснительная записка

Программа составлена  в соответствии с нормативно-правовой базой

  • Конвенция о правах ребенка;

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года№ 599;

  • Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; (2009г.)
  • Федеральные государственные образовательные Стандарты нового поколения (ФГОС ООО) от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции)

Цель:

Создание условий для выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения

Задачи:

  1. Построение целостной системы работы с одаренными детьми в рамках школы.
  2. Подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой работе.
  3. Объединение усилий педагогов образовательных учреждений района по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.
  4. Развитие материально-технической базы.
  5. Формирование банка данных «Одаренные дети».

    Прогнозируемые результаты реализации программы

  • расширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей школьников;
  • укрепление нормативно-методической базы школы;
  • пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети»;
  • создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся;
  • повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;
  • повышение качества знаний;
  • создание банка проектных и исследовательских работ.

 Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,

незаурядными умственными резервами.

Познавательные возможности учащихся:

  • Гениальность – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
  • Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой –то определенной сфере.
  • Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия

«одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:

-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-Информационно - коммуникативная одаренность;

-Творческая одаренность;

-Социальная одаренность;

-Спортивная одаренность.

Цели программы:

-выявление и поддержка способных и одаренных детей;

-раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления;

-создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Задачи программы:

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе начального общего образования;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарѐнных детей;
  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Главные принципы реализации программы

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего обучения.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с ОД:

групповые занятия с одаренными учащимися;

предметные кружки;

кружки по интересам;

конкурсы;

факультативы по выбору;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

исследовательская деятельность и участие в НПК.

Методическая работа педагога:

заниматься самообразованием;

повышать профессиональное мастерство;

посещать занятия других педагогов;

участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

проводить открытые занятия;

подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, родительски е собрания, лекции, семейные игры.

Функции руководителей кружков и секций

 Выявление одарѐнных детей.

 Организация творческих отчѐтов детей.

 Предоставление необходимой информации классным руководителям.

 Консультирование родителей.

 Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме)

Функции психолога

 Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);

 Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;

 Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;

 Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);

 Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

  • внедрение передовых образовательных технологий;
  • укрепление материально-технической базы;
  • нормативно-правовое обеспечение деятельности;
  • формирование банков данных по проблеме одарѐнности.

методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
  • научно-методическое и информационное обеспечение программы.

                          Примерный план работы с одарѐнными детьми 

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов и

методических рекомендаций.

в течение года

Заместитель

директора по УВР

2.

Разработка целостной системы поиска,

выявления, отбора, обучения, развития одарѐнных детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

в течение года

Психолог

3.

Создание банка данных по одарѐнным

детям начальной школы.

Сентябрь,

январь

Психолог, учитель начальных классов

4.

Проведение работы с родителями

одарѐнных детей.

в течение года

Учитель

начальных классов,

психолог

5.

Проведение семинаров и заседаний ШМО по изучению опыта работы учителей, работающих с одарѐнными детьми.

в течение года

Руководитель ШМО

Козлова В.П.

6.

Создание условий для работы с

одарѐнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

 Учитель начальных классов

7.

Подготовка и проведение предметных

школьных олимпиад учащихся 2-4 классов.

В течение года

Руководитель ШМО

Козлова В.П.

Зам директора

Иванова Л.А.

8.

Активизация работы по участию детей

в международных, всероссийских и муниципальных конкурсах.

в течение года

Учитель

начальных классов

9.

Анализ критических замечаний и

предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

январь-апрель

Руководитель

ШМО

Козлова В.П.

10.

Контроль и организация сети занятий

по интересам (внеурочная деятельность).

в течение года

Заместитель

директора по УВР

Иванова Л.А.

11.

Расширение банка методической

литературы по работе с одарѐнными детьми.

в течение года

Библиотекарь, учитель начальных классов

12.

Разработка системы поощрений

победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

в течение года

Заместитель

директора по УВР Руководитель ШМО

13.

Разработка и подбор диагностических психолого-

педагогических методик для выявления одаренных детей.

в течение года

Психолог

14.

Внедрение в систему работы образовательного учреждения разработанных диагностических методик и методов работы с одаренными детьми.

в течение года

Учитель

начальных классов, психолог

15.

Психологическая диагностика по

выявлению одаренных детей.

   1 четверть

Психолог

16.

Проведение предметных недель.

в течение года

Руководитель

ШМО

Козлова В.П.

Учитель нач. классов

17.

Анализ и корректировка

результативности и выполнения этапов программы «Одаренные

дети».

в течение года

Заместитель

директора по УВР

Иванова Л.А.

 Рук. ШМО

Козлова В.П.

18.

Педагогическая диагностика по

выявлению одаренных детей по учебным предметам.

1 четверть

Учитель

начальной школы.

19.

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми.

ежегодно

    ШМО

    РМО

20.

Распространение опыта работы с одаренными детьми.

ежегодно

    ШМО

    РМО

21.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».

ежегодно

    ШМО

     РМО


Планируемы результаты программы, важнейшие целевые показатели модели

  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.
  • Выпускники начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России.
  • Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы, выражая своѐ отношение к ним.
  • Участвовать в различных конкурсах: городских, районных, областных, межрегиональных, международных, Российских, способствующих позиционированию ОУ.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;       
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • совершенствовать и повышать качество знаний и умений;
  • развивать свои способности в соответствии со своими возможностями;
  • применять свои способности в нестандартных ситуациях;
  • развивать общую эрудицию, расширять свой кругозор.

Результаты по формированию УУД

Личностные УУД

  • Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
  • Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
  • Стремление к самосовершенствованию;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя:

социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД

  • Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
  • Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
  • Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи. Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану. Понимать значение работы над устранением ошибок.
  • Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок. Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях. Различать способ и результат действия.

  • Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы,
  • линейки, баллы, проценты).
  • С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
  • Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия. Анализировать результаты собственного действия относительно общей
  • схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
  • Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
  • Составлять внутренний план действий.

Познавательные УУД

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
  • Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
  • Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
  • Грамотное построение устной и письменной речи. Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
  • Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов. Самостоятельно создавать алгоритм действий.
  • Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
  • Устанавливать аналогии.
  • Владеть общим рядом приемом решения задач.
  • Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
  • Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
  • Использовать разные географические средства.
  • Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД

  • Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Уметь формулировать свое мнение и позицию
  • Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

Литература

    Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. «Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.

Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.

Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.

Гуревич К. М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». – Москва, 1988.

Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва, 2002.

Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы: Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А.

Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребенка». – Москва, 1994.

Заместитель   директора по   УВР:   Иванова Л.А.

Руководитель ШМО начальных класссов :     Козлова В.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одарённые дети".

По работе с одарёнными и талантливыми детьми накоплен большой опыт. Буду рада если пригодится мой материал.Программа "Одарённые дети"Диагностика. (Диагностика личностных особенностей детей в возрасте ...

Программа "Одарённые дети"

Программа предназначена для работы с уч-ся 1 класса...

Положение о школьном конкурсе «Ученик года» в рамках программы «Одарённые дети» среди учащихся первой ступени.

Стимулирование познавательной деятельности учащихся, развитие их кругозора, творческих способностей....

Программа "Одарённые дети"

Программа "Одарённые дети" , планирование по русскому языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»3 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

Рабочая программа «Одарённые дети» для учащихся 1-4 классов.

Цель программы:выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не п...