Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант.
методическая разработка (1 класс)
Заседание методического объединения классныых руководителей по теме: «Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenki_lichnostnyh_dostizheniy.docx | 78.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»
г. Фурманов
Заседание методического объединения
классных руководителей.
Тема заседания: «Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант».
Форма: семинар
Руководитель МО:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сахарова И.В.
2019
Адаптируемая основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
- Система оценки достижений планируемых результатов освоения
АООП.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организации и педагогических кадров.
Данная система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие
задачи:
- закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентирует образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП общего образования, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
- предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Система оценки результатов опирается на следующие принципы:
- дифференциации оценки достижений с учетом типологических
и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
- динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
- единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого-медико-педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав ШПМПк включает педагогических и медицинских работников
(учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).
Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями,
сформулированными в разделе «2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы» ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями)
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися
- умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Программа системы оценки также включает:
- перечень личностных результатов,
- критериев оценки жизненной компетенции обучающихся,
- перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата:
Программа оценки личностных результатов
Критерий: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
Параметры | Индикаторы | Баллы | ||
оценки | ||||
Владение понятиями | − | сформированность представлений о | − | |
гражданско-патриотической | символах государства (Флаге, Гербе, | |||
направленности | Гимне России) | |||
− | сформированность элементарных | |||
представлений о политическом | ||||
устройстве Российского государства, его | ||||
институтах, их роли в жизни общества, о | ||||
его важнейших законах; | ||||
− | сформированность элементарных | |||
представлений о правах и обязанностях | ||||
гражданина России. | ||||
Сформированность | − | способность бережно относиться к | − | |
навыков гражданского | культурно-историческому наследию | |||
поведения | родного края и страны; | |||
− | сформированость навыков соблюдения | |||
прав и обязанностей гражданина России. | ||||
Сформированность | − | проявление чувства гордости за свою | − | |
гражданско-патриотических | страну; | |||
чувств | − | проявление положительного отношения к | ||||
своему национальному языку и культуре; | ||||||
− проявление уважительного отношения к | ||||||
русскому языку как государственному. | ||||||
Критерий: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и | ||||||
культуре других народов | ||||||
Сформированность | − | наличие начальных представлений о | − | |||
представлений о | народах России, их единстве и | |||||
полиэтническом составе | многообразии; | |||||
России | − | знание культурных, религиозных | ||||
традиций, истории и образа жизни | ||||||
представителей народов России. | ||||||
Сформированность | − | проявление толерантного отношения к | − | |||
навыков взаимодействия | традиционным российским религиям и | |||||
спредставителями других | религиозным организациям; | |||||
национальностей | − | проявление уважения к культуре, | ||||
традициям, религии народов мира. | ||||||
Критерий: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о | ||||||
насущно необходимом жизнеобеспечении | ||||||
Сформированность | − | умение излагать свое мнение и | − | |||
адекватных представлений | аргументировать свою точку зрения; | |||||
о себе, своих | − | адекватная оценка собственного | ||||
возможностях | поведения и поведения окружающих; | |||||
− | адекватные представления о | |||||
собственном будущем. | ||||||
Сформированность | − | умение адекватно выбрать взрослого и | − | |||
представлений о своих | обратиться к нему за помощью, точно | |||||
нуждах | описать возникшую проблему; | |||||
− адекватные представления об устройстве | ||||||
домашней жизни; | ||||||
− | умение устанавливать взаимосвязь | |||||
природных условий и уклада | ||||||
собственной жизни в семье и в школе. | ||||||
Критерий: овладение начальными навыками адаптации в динамично | ||||||
изменяющемся и развивающемся мире | ||||||
Сформированность | − | умение использовать доступные | − | |||
навыков получения | источники и средства получения | |||||
информации | информации для решения | |||||
коммуникативных, познавательных и | ||||||
практических задач; | ||||||
− умение пользоваться в жизни и | ||||||
деятельности межпредметными | ||||||
знаниями. | ||||||
Сформированность | − | умение использовать готовые алгоритмы | − | |||
навыков осуществления | деятельности; | |||||
разных видов деятельности | − | проявление способности устанавливать | ||||
простейшие взаимосвязи и | ||||||
взаимозависимости; | ||||||
44 |
−
−
умение планировать, контролировать
свою деятельность;
умение самостоятельно выполнять
задания, поручения.
Критерий: овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
Сформированность навыков | − умение пользоваться средствами гигиены; | − |
самообслуживания | − владение навыками уборки помещений, | |
мытья посуды, приготовления пищи, | ||
покупки продуктов и т.д. | ||
Сформированность | − умение организовать рабочее место в | − |
организационно- | соответствии с предстоящим видом | |
практических умений и | деятельности; | |
навыков | − умение принимать и сохранять цели для | |
решения типовых практических задач; | ||
− осознанность действий на основе разных | ||
видов инструкций для решения | ||
практических задач; | ||
− умение планировать свою деятельность; | ||
− умение применять начальные сведения о | ||
сущности и особенностях объектов, | ||
процессов и явлений действительности | ||
(природных, социальных, культурных, | ||
технических и др.); | ||
− умение осуществлять поиск необходимой | ||
информации из различных источников | ||
для решения различных задач. |
Критерий: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
Сформированность | − | способность инициировать и | − |
навыков коммуникации со | поддерживать коммуникацию со | ||
взрослыми | взрослыми; | ||
− | способность применять адекватные | ||
способы поведения в разных ситуациях; | |||
− способность обращаться за помощью. | |||
Сформированность | − | способность инициировать и | − |
навыков коммуникации со | поддерживать коммуникацию со | ||
сверстниками | сверстниками; | ||
− | способность применять адекватные | ||
способы поведения в разных ситуациях; | |||
− способность обращаться за помощью. | |||
Владение средствами | − | способность использовать | − |
коммуникации | разнообразные средства коммуникации | ||
согласно ситуации. |
Критерий: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Сформированность | − осознание себя в разных социальных | − |
представлений о социальных | ролях: | |
45
ролях, выполняемых | − | члена семьи, друга, одноклассника и др.; | |
человеком | − | знание особенностей поведения людей, | |
исполняющих различные социальные | |||
роли. | |||
Владение навыками | − | способность вести себя в соответствии с | − |
выполнения социальных | исполняемой социальной ролью; | ||
ролей | − | адекватность реакций на исполнение | |
социальных ролей другими участниками | |||
ситуаций. | |||
Сформированность | − | знание некоторых общечеловеческих | − |
представлений оценностях | (базовых) ценностей: совесть, счастье, | ||
общества | добро, честь, долг, вера, | ||
ответственность, достоинство и т.д.; | |||
− понимание семейных ценностей и | |||
уважительное отношение к ним. | |||
Критерий: принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление | |||
социально значимых мотивов учебной деятельности | |||
Сформированность | − | бережное отношение к школьному | − |
социальной роли | имуществу, учебникам; | ||
обучающегося | − | адекватность учебного поведения во | |
взаимоотношениях с учителем, | |||
учащимися. | |||
Сформированность | − | проявление заинтересованности в | − |
мотивов учебной | посещении школы; | ||
деятельности | − | проявление гордости за школьные | |
успехи | |||
− | и достижения; | ||
− | стремление получить положительную | ||
− | оценку на уроке; | ||
− успешное выполнение учебных заданий. | |||
Критерий: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в | |||
разных социальных ситуациях | |||
Сформированность | − | ориентировка в социальных ролях; | − |
представлений об | − | владение алгоритмами поведения в | |
особенностях поведения в | разных социальных ситуациях. | ||
разных социальных | |||
ситуациях | |||
Сформированность | − | умение обращаться за помощью и | − |
навыков коллективного | принимать помощь; | ||
взаимодействия | − | умение слушать собеседника, вступать в | |
диалог и поддерживать его; | |||
− | умение дифференцированно | ||
использовать разные виды речевых | |||
высказываний (вопросы, ответы, | |||
повествование, отрицание и др.) в | |||
разных ситуациях с учетом специфики | |||
участников (возраст, социальный статус, | |||
знакомый/незнакомый и т.п.); | |||
− | проявление доброжелательного |
46
отношения и сопереживания участникам | ||
взаимодействия; | ||
− умение контролировать и оценивать свои | ||
действия и действия партнеров по | ||
взаимодействию. | ||
Сформированность | − умение договариваться с социальными | − |
навыков поведения в | партнерами; | |
конфликтных ситуациях | − умение изменять свое поведение в | |
соответствии с объективным мнением | ||
большинства в конфликтных ситуациях. | ||
Критерий: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | ||
Сформированность | − проявление эмоционального отклика на | − |
эстетических чувств и | произведения литературы, музыки, | |
понимания прекрасного | живописи и др.; | |
− наличие интереса к занятиям | ||
художественным творчеством; | ||
− умение видеть красоту природы, труда и | ||
творчества; | ||
− отрицательное отношение к некрасивым | ||
поступкам и неряшливости. | ||
Сформированность | − стремление и умение создавать | − |
умения выражать прекрасное | прекрасное (делать «красиво»); | |
в деятельности | − наличие интереса к чтению, | |
произведениям искусства, детским | ||
спектаклям, концертам, выставкам, | ||
музыке; | ||
− стремление к опрятному внешнему виду. |
Критерий: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей
Сформированность | − | понимание личной ответственности за | − |
основ морали | свои поступки на основе представлений | ||
об этических нормах и правилах | |||
поведения в современном обществе; | |||
− наличие представлений о добре и зле, | |||
должном и недопустимом. | |||
Сформированность | − | умение соотносить собственные | − |
навыков морально- | поступки и поступки других людей с | ||
этического поведения | принятыми этическими нормами; | ||
− | способность давать элементарную | ||
нравственную оценку своим и чужим | |||
поступкам; | |||
− проявление отрицательного отношения к | |||
аморальным поступкам, грубости, | |||
оскорбительным словам и действиям, в | |||
том числе в содержании | |||
художественных фильмов и | |||
телевизионных передач. |
Критерий: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Сформированность | − | знание основных компонентов культуры | − |
представлений о безопасном, | здоровья и здорового образа жизни; | ||
здоровом образе жизни | − | знание правил ЗОЖ. | |
Сформированность | − | владение навыками безопасного и | − |
навыков безопасного и | бережного поведения в природе и | ||
здорового образа жизни | обществе; | ||
− проявление желания заботиться о своем | |||
здоровье; | |||
− соблюдение правил здорового образа | |||
жизни; | |||
− наличие установки на использование | |||
здорового питания; | |||
− | проявление желания заниматься | ||
физической культурой и спортом. | |||
Сформированность | − | осознанное отношение к выбору | − |
мотивации к труду | профессии; | ||
− проявление уважительного и бережного | |||
отношения к людям труда и результатам | |||
их деятельности; | |||
− | участие в общественно-полезной | ||
деятельности. |
Критерий: формирование готовности к самостоятельной жизни
Сформированность | − | проявление чувства личной | |
личностных качеств, | ответственности за свои дела и | ||
обеспечивающих готовность | поступки; | ||
к самостоятельной жизни | − | проявление уважения к труду и | |
творчеству старших, младших, | |||
сверстников. | |||
Сформированность | − | возможность произвольно включаться в | − |
навыков самостоятельного | деятельность, следовать предложенному | ||
поведения | − | плану; | |
− | умение самостоятельно выполнять | ||
задания, поручения; | |||
− умение соотносить свои действия и их | |||
результаты с заданными образцами; | |||
− адекватность восприятия оценки своей | |||
деятельности; | |||
− умение адекватно оценивать результаты | |||
своего труда с учетом предложенных | |||
критериев; | |||
− | умение корректировать свою | ||
деятельность | |||
− с учетом выявленных недочетов. |
Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
№ | Балл | Характеристика продвижений |
1 | 0 баллов | Нет продвижения |
2 | 1 балл | Минимальное продвижение |
3 | 2 балла | Среднее продвижение |
4 | 3 балла | Значительное продвижение |
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка.
Для отслеживания реализации АООП проводится диагностика, которая:
- позволяет оценить динамику развития личности;
- сопровождает ученика на всем протяжении образовательного маршрута;
- направлена на выявление учебных и личностных проблем обучающихся;
- используется для коррекции индивидуального образовательного маршрута.
В школе применяются диагностики:
- Медицинская
Отслеживает показатели физического здоровья учащихся. Проводится в форме медицинского осмотра учащихся в школе и на базе медицинских учреждений района и области .
- Социологическая
Осуществляется через опрос всего педагогического коллектива, учащихся и их родителей и позволяет выявить тенденции развития школы, реализации АООП.
- Педагогическая
Отслеживает изменения качеств личности ученика, его продвижения по образовательному маршруту. Проводится членами педагогического коллектива совместно со школьным психологом. Основные методы и формы: наблюдение, исследования, анализ, коррекция.
- Психологическая
Изучает и фиксирует уровень личностных достижений учащихся, их эмоционально-психологическое самочувствие на конкретный момент. По результатам определяет и рекомендует пути коррекционно-развивающей работы. Проводится под руководством психолога.
Результаты диагностики заносятся в карты психолого-медико-социального сопровождения обучающихся (Приложение 1) и направлены на принятие
управленческих и педагогических решений с целью создания условий, способствующих достижению обучающимися с разными возможностями установленного стандарта образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса. При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы повышения кв...
«Система оценки достижения планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.
Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...
Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант - презентация.
Презентация к заседанию методического объединения классных руководителей по теме: «Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант»....
Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов
Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов...
Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов
Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов...