Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант.
методическая разработка (1 класс)

Сахарова Ирина Владимировна

Заседание методического объединения классныых руководителей по теме: «Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_lichnostnyh_dostizheniy.docx78.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

г. Фурманов

Заседание методического объединения

классных руководителей.

Тема заседания: «Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант».

Форма: семинар

Руководитель МО:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сахарова И.В.

2019

Адаптируемая основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  вариант 1.

  1. Система  оценки  достижений  планируемых  результатов  освоения

АООП.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организации и педагогических кадров.

Данная система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие

задачи:

  • закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  • ориентирует образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся;

  • обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП общего образования, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;

  • предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Система оценки результатов опирается на следующие принципы:

  1. дифференциации оценки достижений с учетом типологических

и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;

  1. динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

  1. единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.

Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого-медико-педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав ШПМПк включает педагогических и медицинских работников

(учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).

Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями,

сформулированными в разделе «2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы» ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями)

Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися

  • умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Программа системы оценки также включает:

  1. перечень личностных результатов,
  2. критериев оценки жизненной компетенции обучающихся,
  3. перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата:

Программа оценки личностных результатов

Критерий: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину

Параметры

Индикаторы

Баллы

оценки

Владение понятиями

сформированность представлений о

гражданско-патриотической

символах государства (Флаге, Гербе,

направленности

Гимне России)

сформированность элементарных

представлений о политическом

устройстве Российского государства, его

институтах, их роли в жизни общества, о

его важнейших законах;

сформированность элементарных

представлений о правах и обязанностях

гражданина России.

Сформированность

способность бережно относиться к

навыков гражданского

культурно-историческому наследию

поведения

родного края и страны;

сформированость навыков соблюдения

прав и обязанностей гражданина России.

Сформированность

проявление чувства гордости за свою

гражданско-патриотических

страну;

чувств

проявление положительного отношения к

своему национальному языку и культуре;

   проявление уважительного отношения к

русскому языку как государственному.

Критерий: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов

Сформированность

наличие начальных представлений о

представлений о

народах России, их единстве и

полиэтническом составе

многообразии;

России

знание культурных, религиозных

традиций, истории и образа жизни

представителей народов России.

Сформированность

проявление толерантного отношения к

навыков взаимодействия

традиционным российским религиям и

спредставителями других

религиозным организациям;

национальностей

проявление уважения к культуре,

традициям, религии народов мира.

Критерий: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении

Сформированность

умение излагать свое мнение и

адекватных представлений

аргументировать свою точку зрения;

о себе, своих

адекватная оценка собственного

возможностях

поведения и поведения окружающих;

адекватные представления о

собственном будущем.

Сформированность

умение адекватно выбрать взрослого и

представлений о своих

обратиться к нему за помощью, точно

нуждах

описать возникшую проблему;

   адекватные представления об устройстве

домашней жизни;

умение устанавливать взаимосвязь

природных условий и уклада

собственной жизни в семье и в школе.

Критерий: овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире

Сформированность

умение использовать доступные

навыков получения

источники и средства получения

информации

информации для решения

коммуникативных, познавательных и

практических задач;

   умение пользоваться в жизни и

деятельности межпредметными

знаниями.

Сформированность

умение использовать готовые алгоритмы

навыков осуществления

деятельности;

разных видов деятельности

проявление способности устанавливать

простейшие взаимосвязи и

взаимозависимости;

44


умение планировать, контролировать

свою деятельность;

умение самостоятельно выполнять

задания, поручения.

Критерий: овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Сформированность навыков

   умение пользоваться средствами гигиены;

самообслуживания

   владение навыками уборки помещений,

мытья посуды, приготовления пищи,

покупки продуктов и т.д.

Сформированность

   умение организовать рабочее место в

организационно-

соответствии с предстоящим видом

практических умений и

деятельности;

навыков

   умение принимать и сохранять цели для

решения типовых практических задач;

   осознанность действий на основе разных

видов инструкций для решения

практических задач;

   умение планировать свою деятельность;

   умение применять начальные сведения о

сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности

(природных, социальных, культурных,

технических и др.);

   умение осуществлять поиск необходимой

информации из различных источников

для решения различных задач.

Критерий: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

Сформированность

способность инициировать и

навыков коммуникации со

поддерживать коммуникацию со

взрослыми

взрослыми;

способность применять адекватные

способы поведения в разных ситуациях;

   способность обращаться за помощью.

Сформированность

способность инициировать и

навыков коммуникации со

поддерживать коммуникацию со

сверстниками

сверстниками;

способность применять адекватные

способы поведения в разных ситуациях;

   способность обращаться за помощью.

Владение средствами

способность использовать

коммуникации

разнообразные средства коммуникации

согласно ситуации.

Критерий: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Сформированность

   осознание себя в разных социальных

представлений о социальных

ролях:

45

ролях, выполняемых

члена семьи, друга, одноклассника и др.;

человеком

знание особенностей поведения людей,

исполняющих различные социальные

роли.

Владение навыками

способность вести себя в соответствии с

выполнения социальных

исполняемой социальной ролью;

ролей

адекватность реакций на исполнение

социальных ролей другими участниками

ситуаций.

Сформированность

знание некоторых общечеловеческих

представлений оценностях

(базовых) ценностей: совесть, счастье,

общества

добро, честь, долг, вера,

ответственность, достоинство и т.д.;

   понимание семейных ценностей и

уважительное отношение к ним.

Критерий: принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление

социально значимых мотивов учебной деятельности

Сформированность

бережное отношение к школьному

социальной роли

имуществу, учебникам;

обучающегося

адекватность учебного поведения во

взаимоотношениях с учителем,

учащимися.

Сформированность

проявление заинтересованности в

мотивов учебной

посещении школы;

деятельности

проявление гордости за школьные

успехи

и достижения;

стремление получить положительную

оценку на уроке;

   успешное выполнение учебных заданий.

Критерий: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях

Сформированность

ориентировка в социальных ролях;

представлений об

владение алгоритмами поведения в

особенностях поведения в

разных социальных ситуациях.

разных социальных

ситуациях

Сформированность

умение обращаться за помощью и

навыков коллективного

принимать помощь;

взаимодействия

умение слушать собеседника, вступать в

диалог и поддерживать его;

умение дифференцированно

использовать разные виды речевых

высказываний (вопросы, ответы,

повествование, отрицание и др.) в

разных ситуациях с учетом специфики

участников (возраст, социальный статус,

знакомый/незнакомый и т.п.);

проявление доброжелательного

46

отношения и сопереживания участникам

взаимодействия;

   умение контролировать и оценивать свои

действия и действия партнеров по

взаимодействию.

Сформированность

   умение договариваться с социальными

навыков поведения в

партнерами;

конфликтных ситуациях

   умение изменять свое поведение в

соответствии с объективным мнением

большинства в конфликтных ситуациях.

Критерий: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Сформированность

   проявление эмоционального отклика на

эстетических чувств и

произведения литературы, музыки,

понимания прекрасного

живописи и др.;

   наличие интереса к занятиям

художественным творчеством;

   умение видеть красоту природы, труда и

творчества;

   отрицательное отношение к некрасивым

поступкам и неряшливости.

Сформированность

   стремление и умение создавать

умения выражать прекрасное

прекрасное (делать «красиво»);

в деятельности

   наличие интереса к чтению,

произведениям искусства, детским

спектаклям, концертам, выставкам,

музыке;

   стремление к опрятному внешнему виду.

Критерий: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей

Сформированность

понимание личной ответственности за

основ морали

свои поступки на основе представлений

об этических нормах и правилах

поведения в современном обществе;

   наличие представлений о добре и зле,

должном и недопустимом.

Сформированность

умение соотносить собственные

навыков морально-

поступки и поступки других людей с

этического поведения

принятыми этическими нормами;

способность давать элементарную

нравственную оценку своим и чужим

поступкам;

   проявление отрицательного отношения к

аморальным поступкам, грубости,

оскорбительным словам и действиям, в

том числе в содержании

художественных фильмов и

телевизионных передач.

Критерий: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Сформированность

знание основных компонентов культуры

представлений о безопасном,

здоровья и здорового образа жизни;

здоровом образе жизни

знание правил ЗОЖ.

Сформированность

владение навыками безопасного и

навыков безопасного и

бережного поведения в природе и

здорового образа жизни

обществе;

   проявление желания заботиться о своем

здоровье;

   соблюдение правил здорового образа

жизни;

   наличие установки на использование

здорового питания;

проявление желания заниматься

физической культурой и спортом.

Сформированность

осознанное отношение к выбору

мотивации к труду

профессии;

   проявление уважительного и бережного

отношения к людям труда и результатам

их деятельности;

участие в общественно-полезной

деятельности.

Критерий: формирование готовности к самостоятельной жизни

Сформированность

проявление чувства личной

личностных качеств,

ответственности за свои дела и

обеспечивающих готовность

поступки;

к самостоятельной жизни

проявление уважения к труду и

творчеству старших, младших,

сверстников.

Сформированность

возможность произвольно включаться в

навыков самостоятельного

деятельность, следовать предложенному

поведения

плану;

умение самостоятельно выполнять

задания, поручения;

   умение соотносить свои действия и их

результаты с заданными образцами;

   адекватность восприятия оценки своей

деятельности;

   умение адекватно оценивать результаты

своего труда с учетом предложенных

критериев;

умение корректировать свою

деятельность

   с учетом выявленных недочетов.

Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:

Балл

Характеристика продвижений

1

0 баллов

Нет продвижения

2

1 балл

Минимальное продвижение

3

2 балла

Среднее продвижение

4

3 балла

Значительное продвижение

Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка.

Для отслеживания реализации АООП проводится диагностика, которая:

  • позволяет оценить динамику развития личности;
  • сопровождает ученика на всем протяжении образовательного маршрута;
  • направлена на выявление учебных и личностных проблем обучающихся;

  • используется для коррекции индивидуального образовательного маршрута.

В школе применяются диагностики:

  1. Медицинская

Отслеживает показатели физического здоровья учащихся. Проводится в форме медицинского осмотра учащихся в школе и на базе медицинских учреждений района и области .

  1. Социологическая

Осуществляется через опрос всего педагогического коллектива, учащихся и их родителей и позволяет выявить тенденции развития школы, реализации АООП.

  1. Педагогическая

Отслеживает изменения качеств личности ученика, его продвижения по образовательному маршруту. Проводится членами педагогического коллектива совместно со школьным психологом. Основные методы и формы: наблюдение, исследования, анализ, коррекция.

  1. Психологическая

Изучает и фиксирует уровень личностных достижений учащихся, их эмоционально-психологическое самочувствие на конкретный момент. По результатам определяет и рекомендует пути коррекционно-развивающей работы. Проводится под руководством психолога.

Результаты диагностики заносятся в карты психолого-медико-социального сопровождения обучающихся (Приложение 1) и направлены на принятие 

управленческих и педагогических решений с целью создания условий, способствующих достижению обучающимися с разными возможностями установленного стандарта образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант - презентация.

Презентация к заседанию методического объединения классных руководителей по теме: «Система оценки достижений планируемых личностных результатов освоения АООП 1 Вариант»....

Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов

Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов...

Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов

Контроль и оценка достижения планируемых личностных результатов...