Методики
учебно-методический материал
Методики: «Знаю-хочу узнать – узнал» или «Знал - узнал - не понял»,«Составление Кластера»,«Концептуальная таблица»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 64.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика
«Знаю-хочу узнать – узнал» или «Знал - узнал - не понял»
Цель: диагностика личностных УУД(действий смыслообразования), регулятивных УУД
Описание
Знал | Узнал | Не понял |
В 1 графе пишут знания на начало учебного занятия, последние две заполняют в конце учебного занятия. Анализируют написанное.
Цель:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1 и 2 графы заполняются в начале учебного занятия, последняя –в конце учебного занятия. Анализируют написанное.
Оценивается умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно, умение вносить дополнения и корректив в план и способ действия, выделять и осознавать то, что изучено, и то, что ещё предстоит изучить
Методика «Составление Кластера»
Цель: диагностика познавательных (знаково-символических, общеучебных) УУД
Описание
Обучающимся дается текст для изучения. Задание - составить по нему кластер(схему), отразив основные понятия и их связи, образы и их черты, явления и их составляющие ( в зависимости от текста)
Оценивается:
- Умение выделять основные понятия, явления, образы
- Умение определять родо-видовые связи, или составляющие понятия, или черты образа
- Умение структурировать понятие
- Умение делать выводы
Оценивается умение структурировать знания с помощью различных знаковых моделей, преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта
Методика «Концептуальная таблица»
Цель: диагностика познавательных УУД (логических, общеучебных)
Описание: Сравнить объекты и заполнить таблицу
Объекты сравнения | критерии сравнения 1 | критерии сравнения 2 | критерии сравнения 3 |
I | |||
II | |||
III |
Оценивание
Умение выделять:
- объекты сравнения
- критерии сравнения
- общие черты
- различные черты
Чем больше критериев выделяется, тем выше уровень развития действия сравнения
Методика «Умение задавать вопросы»
Цель: диагностика познавательных (общеучебных) УД
Описание:
Обучающимся дается текст для чтения.
Задание 1: Сформулируйте по 10 вопросов «толстых» и «тонких».
Оценивание:
Количественное и качественное. Количественное-
Высокий уровень-8-10вопросов
Средний уровень-6-7 вопросов
Низкий уровень – менее 5 вопросов
Качественное- «тонкие» вопросы
Критерии- должны начинаться с вопросных слов «где, когда, кто, что, сколько»,
Ответ на вопрос должен быть в только тексте
«толстый» вопросы
Критерии - должны начинаться с вопросных слов «где можно применить, почему, зачем. Что дальше, объясни причины, что, если»,
Ответы должны содержать собственное мнение с опорой на текст
Задание 2: Сформулируйте вопросы разных видов- простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические
Оценивание:
Количественное- сформулированы все 6 видов вопросов –высокий уровень
4-5 вопроса – средний уровень
Менее 4вопросов – низкий уровень
Качественное – правильное формулирование (содерджание) вопросов разных видов
МЕТОДИКА познавательных способностей через выявление и аргументированное решение проблемы текста
Цель : диагностика познавательных УУД ( исследовательсие умения, поиск и выделение необходимой информации, речевые навыки)
1.Умение формулировать проблему исходного текста
Критерии | баллы | УУД |
Обучающийся верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 | сформировано |
Обучающийся не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста | 0 | Не сформировано |
2.Умение комментировать сформулированную проблему исходного текста
Критерий | баллы | УУД |
Сформулированная обучающимся проблема исходного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. | 2 | Высокий уровень сформированности |
Сформулированная обучающимся проблема исходного текста прокомментирована, Но в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста. | 1 | Средний уровень сформированности |
Сформулированная учащимся проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная учащимся проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 | Не сформировано |
3.Умение понимать и отражать позицию автора исходного текста
Критерии | баллы | УУД |
Обучающийся верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. | 1 | сформировано |
Позиция автора исходного текста обучающимся сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 | Не сформировано |
4.Умение аргументировать собственное мнение по проблеме
Критерии | баллы | УУД |
Обучающийся выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | 3 | Высокий уровень сформированности |
Обучающийся выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), Или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | 2 | Средний уровень сформированности |
Обучающийся выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. | 1 | Низкий уровень сформированности |
Обучающийся сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе. | 0 | Не сформирован |
3. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивные действия контроля (планирование).
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Инструкция: Прочитай текст, проверь его, исправь ошибки.
Критерии оценивания: подсчтитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на количество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.
Уровни сформированности внимания:
0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень внимания.
3-4 – средний уровень внимания;
Более 5 – низкий уровень внимания.
Текст
В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. На новогодней ёлке висело много икрушек. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стрекогчет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Методика «Фишбон»
Цель: диагностика познавательных УУД
Описание:
Обучающимся предлагается текст для прослушивания или чтения. Задание –заполнить схему -сформулировать проблему, назвать причины возникновения изучаемой проблемы, факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, путь решения проблемы.
Причины проблемы
Факты
Оценивается умение выделять проблему, находить её причины, факты, их объясняющие, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Методика для диагностики сформированности коммуникативных УУД...
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...
Оптимизированный вариант известных методик по развитию устойчивых каллиграфических навыков.Методики Потаповой Е.Н, Безруких М.М.и Илюхиной И.А.
Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитани...