Обобщение педагогического опыта
статья
Тема по самообразованию:" Активизация познавательной деятельности младших шккольников".
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного процесса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема по самообразованию:"Активизация познавательной деятельности младших школьников" | 56.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
«Активизация
познавательной деятельности младших школьников»
Автор:
Магафурова Зайтуна Биктимировна,
учитель начальных классов
2019 г.
Содержание
I. Информация об опыте
Тема опыта…………………………………………………………… 3
Сведения об авторе опыта…………………………………………… 3
Условия возникновения, становления опыта……………………… 3
Актуальность опыта………………………………………………… 4
Ведущая педагогическая идея опыта……………………………….. 5
Длительность работы над опытом…………………………………. 6
Диапазон опыта……………………………………………………… 6
Теоретическая база опыта …………………………………………. 6
^ II. Технология опыта
Постановка целей и задач данной педагогической деятельности… 7
Организация учебно-воспитательного процесса ………………… 8
Содержание образования …………………………………………… 8
Формы, методы и средства работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения…………………………………................................................. 9
III. Результативность опыта…………………………………………….. 16
^ IV. Библиографический список .…………………………………….......
V.Приложение………………………………………………………………
Информация об опыте
^ 1. Тема опыта.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного процесса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы моего опыта: “Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников”.
^ 2.Сведения об авторе.
Магафурова Зайтуна Биктимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Саранпаульской общеобразовательной средней школы». Образование – высшее, закончила Мишкинское педагогическое училище в 1982г., Шадринский государственный педагогический институт в 1988 г.; стаж работы – 34 года.
^ 3.Условия возникновения, становления опыта.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях. Он рассматривается так:
избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);
проявление умственной и эмоциональной активности человека (С. Л. Рубинштейн);
активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова);
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Г. Ковалёв).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активировать любой вид деятельности человека, поскольку любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Особую значимость познавательный интерес приобретает в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. В начальных классах познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Но процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретённых знаний, умений и навыков, и от того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную силу своих возможностей, зависит успех обучения в целом.
Следовательно, познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности младшего школьника.
Поэтому определилась тема моего опыта работы «Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников».
^ 4.Актуальность опыта.
Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества.
В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу опыта.
Среди множества задач, стоящих перед школой, выделим те, которые на наш взгляд напрямую соотносятся с опытом работы:
Совершенствовать образовательный процесс путем привития интереса к знаниям;
Активизировать познавательную деятельность за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения;
Сформировать систему социально- ценностных отношений школьника посредством включения его в активную деятельность.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие познавательную активность учащихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, в процессе работы с классом обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
^ 5. Ведущая педагогическая идея опыта.
Предметом интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.
Поэтому ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроках в начальной школе условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.
^ 6. Длительность работы над опытом.
В течение нескольких лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
^ 7. Диапазон опыта.
Работа над темой опыта проводится систематически на уроках и во внеклассной работе. Опытом над данной темой делюсь с коллегами по работе на школьных педагогических советах, на заседаниях методического объединения учителей начальных классов школы.
Данный опыт можно широко использовать в практике любого учителя начальных классов школ района, студентов, молодых специалистов.
^ 8. Теоретическая база опыта.
Анализ литературы показал, что многие отечественные и зарубежные исследователи выдвигали идею целенаправленного развития творческих возможностей личности. В их трудах освещены психологические исследования творчества, его особенности и закономерности, а также явление креативности, творческого мышления и поведения, качества творческой личности.
Но, изучая и анализируя эти труды, я пришла к выводу, что в настоящее время еще не сложилось единого представления о формировании познавательного интереса у учащихся через использование творческих заданий. В научно-методической литературе сравнительно мало работ, посвященных изучению условий развития творческого потенциала младших школьников. В большинстве исследований они рассматриваются в связи с повышением эффективности учебной деятельности.
Очень интересной и близкой к моему опыту считаю теорию развития познавательных интересов через творческие задания Винокуровой Н. К.. Она считает, что задания необходимо располагать по определённой схеме – от простого к сложному:
Разминка – познавательные задачи, рассчитанные на подготовку ребёнка к выполнению творческих заданий
Логически – поисковые задачи – на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности
Частично – поисковые задачи разного уровня – на развитие самостоятельного, нестандартного мышления
Творческие задачи, которые непосредственно связаны с той или иной учебной дисциплиной и рассчитаны на поисковую деятельность, творческое применение своих знаний
Технология опыта.
^ 1.Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.
Школа не в состоянии вооружить молодого человека всеми достижениями современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний – велики. Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес. Поэтому педагогическим объектом моего опыта стал познавательный интерес.
Предмет обобщения опыта: активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников.
^ Цель обобщения опыта: разработать систему формирования познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи обобщения опыта:
Выработать у учащихся умения и навыки, которые требуются в учебной программе.
Повысить сознательность усвоения знаний школьниками.
Формировать у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда.
Развивать познавательную активность школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Способствовать поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей.
Обеспечивать вовлечение каждого школьника в процесс активного творчества, внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность.
^ 2. Организация учебно-воспитательного процесса.
В учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, при актуализации ранее усвоенных знаний, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
К приемам активизации познавательной деятельности учащихся относится:
Установление связи изученного материала с новым.
Выработка у учащихся навыков самостоятельной работы с учебником.
Использование справочных таблиц при выполнении самостоятельной работы.
Использование инструктивных карточек.
Применение дифференцированных знаний.
Использование дидактических игр на уроке.
^ 3.Содержание образования.
В учебниках по программе «Школа России» присутствуют задания и вопросы, которые заставляют детей думать, размышлять, активизируют их мыслительные способности.
Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, присутствием заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития.
^ 4.Формы, методы и средства работы.
Выбор методов определяется поставленными целями и задачами: рассказ, объяснение, беседа. Очень важным является метод самостоятельного добывания знаний, что актуально в наше время. Учащиеся часто пользуются методом самостоятельного наблюдения. Для проверки знаний учащихся я применяю метод устного опроса, тестирования.
Использую различные организационные формы обучения: индивидуальную, групповую, парную, фронтальную, дифференцированную форму работы. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательных интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач.
Что же такое познавательный интерес?
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:
1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
В процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. В постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе.
4. Благоприятное общение в учебном процессе. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, влияние которых очень велико.
Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Для каждого учителя так же очень важно знать о признаках, по которым можно судить о наличии познавательного интереса у школьников, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.
Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям. Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.
Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.
Ещё один очень ценный для интереса показатель – стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почёрпнутой из различных источников за пределами обучения.
Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить учитель без достаточных усилий, - это интеллектуальная активность школьника, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.
Обучение учащихся элементам познавательной деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, а не сообщение фактической информации, не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов. Когда материал урока не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, тогда проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей учащихся, что всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 и, например, 12765:3.
Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.
Развитие познавательных способностей можно реализовать на уроке тогда, когда ученики по заданию учителя смогут самостоятельно выполнить определённые виды действий. Которые подводят их к усвоению новых знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при выполнении тренировочных упражнений.учителя смогут самостоятельно выполнить опред
При сообщении научных знаний я стараюсь добиться, чтобы учащиеся не только слушали, понимали и умели воспроизводить сообщаемые сведения, но и творчески осваивали получаемые знания. Чтобы у них возникало желание вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство со склонением имён существительных (3 класс). Я предложила детям просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол», «конь», «окно», «степь». Выделяются окончания.
- Ребята, какие слова склоняются одинаково, сходно? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (1 скл.)? ко второй группе (2 скл.)? к третьей группе (3 скл.)? обратите внимание на окончание и род имён существительных.
С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к 1-ому склонению, ко 2-ому склонению, к 3-ему склонению.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой. В последние годы объём понятия «книга в учебном процессе» заметно расширился. Помимо учебников, сборников упражнений, школа получила в своё распоряжение хрестоматии, различный дидактический материал, тетради с печатной основой, произведения художественной литературы, теснейшим образом связанной с учебными задачами, разнообразная дополнительная литература, словари и справочники, различные виды периодических изданий. Однако их всех перечисленных видов учебных пособий не только важнейшее, но и определяющее значение для структуры познавательной деятельности ученика имеет учебник как основное пособие.
Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, я выделяю такие группы:
1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставленный анализ художественных и научных текстов и т.д.
Например, задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.
В сентябре у нас хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:
Ребята были в лесу. Вдруг слы … : во … ёлочки кто-то шур … . Там ё… ! Напала Жучка на … … . Да не тут … ! Наколола она нос и … .
Или работа по исправлению предложений:
Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.
2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.
Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».
1.Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя – могучие лапы, у волка – крепкие зубы, у быка и барана – рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить – петлять. 5. А у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи горькие слёзы.
(2 – 5 – 1 – 3 – 4)
Творческие упражнения используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности. Такими видами творческих работ могут быть: сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, сочинение – рассуждение, сочинение с элементами описания, подготовить доклад, написать сказку и др.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. (Приложения № 1, № 2)
В процессе учебной деятельности школьника большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. (Приложения № 3, № 4, № 5)
Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса и развивают внимание учащихся.
В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.
2. Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.
3. Отыскание чисел по таблицам Шульте.
4. Быстрее нарисуй.
5. Найди, кто спрятался.
6. Найди сходство и различие.
7. Прочитай рассыпанные слова.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
1. Подбери заплатку к сапожку.
2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки.
3. Упражнение «Геометрические фигуры».
4. Таблица с геометрическими фигурами разной формы.
5. Таблица с геометрическими фигурами разного размера.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком.
У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но для подготовки детей к обучению в среднем звене необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
1. Запомни двузначные числа.
2. Запомни математические термины.
3. Цепочка слов.
4. Рисуем по памяти узоры.
5. Запомни и воспроизведи рисунки
6. Зрительные и слуховые диктанты
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы
8. Комбинаторные задачи
Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечить переход от репродуктивных, формально – логических, действий к творческим.
Меня очень интересует проблема целенаправленного, управляемого со стороны учителя развития перечисленных выше способностей при помощи специальной системы познавательных задач. Целью обобщения опыта я ставила разработку системы творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности. Мной разработаны материалы для творческих работ по русскому языку. Данные материалы систематизированы по темам, изучаемых в 3 и 4 классе. (Приложение № 3)
Необходимо особо отметить, что я не готовлю творческие задания персонально для способных, и не очень учеников. Задания творческого характера даются всему классу. При их выполнении я оцениваю только успех. Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в своих силах. Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности.
^ Результативность опыта
Регулярное использование на уроках специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило кругозор младших школьников, способствовало умственному развитию, повысило качество подготовленности, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для проверки результативности работы по формированию познавательного интереса учащихся были определены следующие показатели:
Качество знаний учащихся и процент абсолютной успеваемости.
Успеваемость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Результативность административных контрольных работ
Русский язык.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техника чтения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
Учащиеся класса занимали победные и призовые места в олимпиадах и творческих конкурсах:
2017-2018 учебный год:
Школьный тур предметных олимпиад:
Муниципальные и региональные конкурсы:
Конкурс рисунков «Безопасность на дорогах» - Крылов П., 1-е место,
«Я – исследователь» - Филатова А., 2-е место,
Конкурс «Эра фантастики» (район)- Крылов П. 3-е место,
Филатова А., 2-е место
Аникина С., 3-е место
Конкурс «Эра фантастики» (регион) -Крылов П. 3-е место,
Аникина С., 3-е место
5. «Первые шаги» - Филатова А., победитель
6. Конкурс рисунков по ПДД - Крылов П. 2-е место,
Филатова А., 3-е место
2018- 2019 учебный год:
Школьный тур предметных олимпиад: окружающий мир – Крылов П, победитель, Филатова А., призёр, Сидоркин А., призёр; русский язык – Александрова С, призёр, Сидоркин А., призёр.
Муниципальные конкурсы:
Сочинение «Моя семья» - Крылов П., призер,
Филатова А., призер.
«Любимый уголок моей малой родины» - Крылов П., 2-е место,
Сочинение «Мой Шатурский край» - Крылов П., призер
Всероссийские конкурсы:
«Моя Родина – 2011» - Филатова А., 1-е место по Шатурскому району, Крылов П., 3-е место по Московской области
Всероссийский проект для одаренных детей «Алые паруса» - Крылов П., Курашов П., Филатова А., Аникина С.
Международные конкурсы:
«Ломоносов – великий сын России» - Филатова А, участник
«Сказка в новогоднюю ночь» - Аникина С.
Александрова С.
Библиографический список
Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994
Винокурова Н . К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Москва, 1999
Волина В. В. Праздник числа. Москва, 1993
Волина В. В. Занимательная математика для детей. Санкт – Петербург, 1996
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. Москва, 1994
Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа, № 7, 1990; № 7, 1991; № 7, 8, 1992; № 7, 1993
Гордеев Е. В., Дмитрюк М. В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием // Начальная школа, № 3, 1995
Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики // Начальная школа, № 8, 1994
Львов М.Р. Развитие творческой деятельности на уроках русского языка // Начальная школа, № 1, 1993
Моро М.И., Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. Москва, 1985
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. Москва, Просвещение, 1993
Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах. Москва, 1985
Трегубов Г. В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка // Начальная школа, № 6, 1995
Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург, 1997
Шукейло В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Санкт – Петербург, 1999
Приложения
Приложение № 1
Дидактические игры на уроках математики
У кого больше фигур?
У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).
Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.
Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.
^ Мальчики - девочки
Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной.
Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего – мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.
^ Весёлое путешествие
Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну из карточек, читает примеры и называет ответы. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.
Взяв последнюю карточку и назвав ответы ученик переворачивает карточку и читает: “Весёлое путешествие окончено”. Он поднимает руку - его команда выполнила задание.
При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику.
^ По сугробам!
Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ неверно, проваливается в сугроб. «Провалившийся в сугроб» назначает себе замену из других учеников, сидящих в классе.
Варианты: можно играть двумя командами; при подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.
“^ Поймай рыбку”, “Кто больше соберёт грибов?”, “Садовники”
На вырезанных из картона или бумаги рыбках, грибах, яблоках и т.д. на обратной стороне записаны примеры. Ученики подходят к столу, берут карточку и решают записанные на ней примеры. Правильно решил – поймал рыбку, сорвал гриб, яблоко и т.д.
Победителем считается тот, кто больше наберёт предметов, т.е. быстро и правильно решит примеры.
^ Выбери примеры
Реши примеры:
2 : 4 = 6 * 2 = 12 : 4 = 5 * 5 =
63 : 9 = 14 : 2 = 9 * 2 = 10 : 2 =
Выбери среди них примеры, сумма ответов которых равна 10. Запиши эти примеры в тетрадь.
|
|
^ Составь слово
На доске записаны примеры: 5 * 9 = 6 * 7 =
7 * 9 = 9 * 4 =
12 : 4 = 49 : 7 =
9 * 3 = 5 * 4 =
12 * 2 = 9 * 3 =
К доске выходят две команды. По сигналу первый член команды решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек ту, которая соответствует ответу решённого им примера. На обороте карточки написана буква. Команда, первая составившая слово, выигрывает.
В данной игре осуществляется межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слово на какое-либо правило.
^ Какой ряд первый?
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме "Классный руководитель - помощник индивидуального развития каждого ребёнка"
«Сердце отдаю детям…»...
Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."
Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".
Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....
Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...
обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».
Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...
Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"
Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....