РОЛЬ ГПД В СОЗДАНИИ ДРУЖНОГО И СПЛОЧЁННОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья
Развитие коммуникативных навыков детей через многообразие игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ начальная школа – детский сад №36
Василеостровского района Санкт-Петербурга
«РОЛЬ ГПД В СОЗДАНИИ ДРУЖНОГО И СПЛОЧЁННОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Подготовил: воспитатель ГПД
Шарипова Р.Ф.
Санкт-Петербург
2018.
Актуальность группы продлённого дня.Казалось бы, что нового может предложить сегодня старая добрая группа продлённого дня? Обед, прогулка, домашние задания. На этом перечень исчерпывается? Ничуть. Педагогам в группе продлённого дня надо уметь организовать и заинтересовать ребят. Ребёнок не должен быть психологически травмирован тем, что другие дети идут домой, а он остаётся сидеть в школе за партой. Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения, проблема раскрытия творческой индивидуальности каждого ребёнка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободной от учебной работы время. От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в ГПД, зависит успех воспитательной работы в целом. Группы продлённого дня являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продлённый день в школе позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.
Целью работы ГПД является организация жизни и деятельности группы так, чтобы ребенку было хорошо и комфортно, чтобы он не просто был под присмотром, а полноценно жил и развивался. К задачам, поставленным перед воспитателем, относится сохранение здоровья учащихся и организация досуговой деятельности в условиях группы.
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют низкий уровень приспособления к жизни в обществе, выполнению общественно-полезного труда, и поэтому требуют усилия многих специалистов, в том числе и воспитателей. Мы готовим детей к самостоятельной жизни и деятельности. И они должны быть воспитаны так, чтобы в разнообразных жизненных ситуациях их самостоятельное поведение соответствовало бы существующим в обществе социальным нормам. Дети будут жить не на необитаемом острове, а в социуме. Дети могут и не быть высокопрофессиональными специалистами, но находиться в обществе людей, общаться, взаимодействовать, сотрудничать с ними им будет просто необходимо. Играя, наблюдая, беседуя с детьми, я поняла, что у них достаточно много проблем личностного характера: закомплексованность, неуверенность или наоборот – завышенная самооценка, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы. Их поведение часто сопровождается повышенной тревожностью, напряжённостью, агрессивностью и обидчивостью. Поэтому развитие коммуникативных способностей является актуальной для данной категории детей. И одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей, имеющих большое значение для психического и эмоционального развития ребёнка, является игра.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития, игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений, понятий.» – В. А. Сухомлинский.
Во время игровой деятельности у детей с ОВЗ развивается речь: увеличивается объем словаря, ученики учатся слушать, решаются и закрепляются представления об окружающем мире, активность и глубина восприятия. В игре развиваются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования самостоятельности, учит организовывать свое поведение, контактировать с другими детьми. В игре отображается то, что дети видят в реальной жизни. Необходимо помнить, что игра является важнейшим средством развития личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности, способствует формированию межличностных отношений в классе. Игра повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более доброжелательными друг к другу у детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни.
И я глубоко убеждена, что для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо предоставить им возможность для игр и самостоятельной деятельности, в ходе которых дети смогли бы закреплять коммуникативные навыки, обогащать свой эмоциональный и интеллектуальный опыт. А наибольшие возможности для игровой деятельности я вижу во внеклассной работе, в работе группы продленного дня, где ребята могут выбирать игры и занятия по интересам, а я как воспитатель, в ходе игрового взаимодействия имею возможность способствовать самовыражению, самоутверждению детей. Я глубоко убеждена, что одними беседами и назиданиями невозможно научить ребенка поступать правильно в соответствии с нормами и правилами общественной жизни. Необходимы реальные ситуации, в которых ребенок может действовать, общаться, находить выход из жизненных проблем. Обращение к сюжетно-ролевой игре, наглядность и моделирование ситуаций помогают сделать учебный процесс результативным. Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье – когда ты умеешь быть понятным и себе, и людям. Вся наша жизнь происходит в общении – с собой, с людьми. От того, как мы умеем общаться, выражаем свои просьбы и чувства, понимаем чужие волеизъявления и реагировать на них – зависит очень многое.
В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению детей в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно-полезной жизни.
Таким образом, особую важность при работе с детьми с ОВЗ приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений, которые являются ключом к успешной деятельности и благополучию будущей жизни школьника.
Давайте перечислим коммуникативные навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок:
1. Приветствие.
Формулировка всем известна: «здравствуйте», «добрый день». Важно, чтобы ребенок с ОВЗ делал различия, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем следует поздороваться «почтительно».
2. Прощание.
Важно научить ребенка с нарушением интеллекта, что «пока» подходит для друзей и близких, а остальным – «до свидания».
3. Обращение.
4. Просьба о помощи, поддержке.
5. Благодарность («спасибо»).
6. Принятие благодарности («пожалуйста»).
7. Извинение.
8. Давайте познакомимся.
9. Слушание.
Слушание – база для понимания (надо уметь слушать и слышать другого).
Игра «Слева друг и справа друг»
Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет нам свое имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища справа и слева».
Учитель начинает игру сам, называя свое имя, и предлагает ребятам продолжить представление по кругу. После того как все ребята назвали свои имена, ведущий дает следующую инструкцию:
«А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена, и мы продолжим игру. Сейчас я положу правую руку на плечо своего соседа (обнимает за плечи ребенка, стоящего справа) и скажу так: «Моего друга справа зовут... (называет имя), а моего друга слева (обнимает за плечи соседа слева) зовут...» Запомнили?
Игра продолжается по кругу. В конце игры группа детей стоит, обняв друг друга за плечи.
Игра «Сотворение чуда»
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Эта игра учит эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности дает система внеклассных мероприятий: викторины, конкурсы, ролевые игры, проигрывание различных ситуаций, беседы-диалоги, подготовка к различным праздникам, выпуск стенгазет, часы общения, фольклорные праздники, дни рождения, прогулки, экскурсии, различные спортивные мероприятия. Все это в комплексе способствует развитию речевых навыков общения, эмоциональной раскрепощенности, умению вести себя в различных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у детей. Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах.
Приведу некоторые примеры из практики работы с учащимися.
Игра: «Мы живем среди людей».
Цели: отработка моделей коммуникативного поведения, коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоциональном реагировании.
Выполняем практические упражнения:
- Как можно приветствовать людей?
- Как обратиться с просьбой?
- Как обратиться за помощью в больнице?
- Как отказаться от сигареты?
Игра «В школе и дома»
Используется для формирования у детей понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях.
Детям предлагается типичная ситуация, например: «Тебе попалась трудная задача, и тебе никак не удается ее решить. Как ты поступишь, если рядом с тобою мама? А если ты в классе и рядом одноклассники и учительница, как надо поступить?» Ситуации проигрываются детьми и обсуждаются. В процессе обсуждения особое внимание уделяется чувствам и переживаниям героев.
Можно составить вместе с ребёнком целый список вежливых вопросов, типа «скажите, пожалуйста, как пройти?» и «не подскажете ли Вы, сколько времени?»
Среди детей с ОВЗ часто встречаются дети-задиры, склонные к ссорам, дракам. Они импульсивны, не способны к игровой деятельности, не умеющие ограничивать свои желания, бурно реагирующие на все запреты, упрямые, склонные к агрессивности. Они часто создают в коллективе конфликтные ситуации. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения гнева. Поэтому детей нужно учить способам выражения гнева приемлемым способом, вырабатывать у них навыки общения друг с другом. Поэтому мы часто играем в игры, которые:
1. Учат справляться с гневом и другими отрицательными эмоциями.
2. Показываю способы выражение гнева в приемлемой форме.
3. Разовьют коммуникативные навыки и эмпатию.
4. Выработают умение контролировать свое тело.
Проводились мероприятия: «Спешите делать добро», - цель:
-создать условия для формирования добрых отношений между людьми
-формировать у детей доброту и милосердие
-воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим
-способствовать сплочению детского коллектива
-развивать навыки работы в сотрудничестве.
Проводился классный час: «Дружба дороже всякого богатства», целью которого является воспитание чувства толерантности в коллективе.
Проводилось много бесед, как общаться без ссор и конфликтов. Эти приёмы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы»:
-помогай товарищу, если умеешь что-то делать сам
-делись с товарищем
-останови товарища, если он делает что-то плохое
-если товарищ не прав, скажи ему об этом
-не ссорься и не спорь по пустякам.
Школьные праздники – одна из форм воспитательной работы с детьми. В организации и проведении их принимают участие все дети. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает, как правило, радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочённости и роста коллектива. Они укрепляют чувство интернационализма у детей, воспитывают уважение, любовь к культуре разных народов, укрепляют дружбу и сплачивают детей, воспитывают их в духе толерантности.
Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности дает система внеклассных мероприятий: викторины, конкурсы, ролевые игры, проигрывание различных ситуаций, беседы-диалоги, подготовка к различным праздникам, выпуск стенгазет, часы общения, фольклорные праздники, дни рождения, прогулки, экскурсии, различные спортивные мероприятия. Все это в комплексе способствует развитию речевых навыков общения, эмоциональной раскрепощенности, умению вести себя в различных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у детей. Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах.
Игра «Разумно просто».
Закончи фразу и объясни:
- Если кто-то из гостей нечаянно пролил чай на скатерть, то ..
- Подростку нельзя курить, т.к. это...
- Больного не утомляют долгим разговором, потому что...
Игра: «Если беда рядом...»
Постановка проблемы:
Диспетчер записал вызов «Пожар, пожар... не помню адрес... все горит, приезжайте скорее... Ой, беда, беда...» Дети должны назвать, что неправильно сделал вызывающий?
Запомнить вывод: Очень важно четко назвать свои координаты и сформулировать проблему, адрес, причину вызова.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы, воспитатели, стремимся создать психологические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идёт через контакт с детьми общеобразовательных классов.
Школьная внеклассная работа включает в себя: физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из общеобразовательных классов. И это даёт свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и так далее, проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиться успеха. В школе проводится много спортивных соревнований, все обучающиеся школы, в том числе и дети с ОВЗ, принимают в них активное участие, каждый по своим способностям.
Школа организует совместный отдых всех обучающихся в период школьного летнего лагеря. Благодаря такой работе дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности возникают трудности, то здесь они могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.
Таким образом, наша школа делает всё возможное, чтобы дети класса коррекции получали достойное образование и развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...
Мастер - класс на тему "Создание условий для удовлетворения образоательных запросов детей с ограниченными возможностями здоровья"
Пока видят глаза – не понимаешь,что такое зрение....
«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»
Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижен...
«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической помощи более опытных коллег и методического объединени...
Создание здоровьеформирующей образовательной среды в Учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
Ежегодно увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий...
Буклет "Создание форм дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Буклет для родителей. Для успешного преодоления жизненых трудностей ребенка с ОВЗ родителям необходимо владеть информацией, которая поможет сориентироваться в жизненной ситуации и принять ...