Малые формы фольклора, как средство развития речи учащихся начальной школы
учебно-методический материал

Клыковская Альвина Владимировна

Цель данной статьи показать способы работы с малыми  жанрами фольклора, влияние малых фольклорных жанров на развитие речи младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богатовская средняя школа»
Белогорского района Республики Крым

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 «Малые формы фольклора, как средство развития речи учащихся начальной школы»

Учитель начальных классов

Клыковская Альвина Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………......2

2. Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие

речи младших школьников ……………………………………………3  

                                                           

3. Формы и методы работы с малыми жанрами фольклора…………...4

4.Заключение…………………………………………………………..…9

5.Литература……………………………………………………………...10

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных результатов, метапредметных и регулятивных учебных действий.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще, и к собственной речи, в частности, с потребностью, совершенствоваться и обогащать ее.

Основные функции речи

  • Речь - средство общения, средство обмена чувствами, мыслями.
  • Речь - средство передачи и усвоения определенной информации, коллективного   опыта человечества, т.е. служит целями познания мира.
  • Речь - средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
  • Речь - средство организации и планирования деятельности людей.     В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- зачастую учитель недостаточно внимания уделяет развитию речи младших школьников;

- у младших школьников недостаточно развиты мыслительные процессы, необходимые для овладения речью;

- младшие школьники не умеют пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями;

- конструирование текстов трудная учебная работа для младших школьников.                                                        Данные методические рекомендации окажут помощь в реализации метапредметных и личностных результатов ФГОС.    

   Цель методических рекомендаций показать:

способы работы с малыми жанрами фольклора, влияние малых фольклорных жанров на развитие речи младших школьников.

3

2. Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников

      Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель - это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров и использование их в начальной школе особенно очевидна в наше время, когда зачастую утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учебе и живому русскому слову.

      Существует особый вид устного народного поэтического творчества - это детский фольклор. Этот термин был сформулирован в середине XX века фольклористом Г.С.Виноградовым.

     Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:

1)произведения, связанные с игровыми действиями (потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки);  

2)произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, сказки, прибаутки, небылицы, скороговорки или чистоговорки).

      Дети легче понимают, запоминают, работают с загадками песнями пословицами, поговорками. сказками. Ведь с устным народным творчеством они знакомятся еще в раннем детстве. Устное народное творчество представляет большую ценность, состоящую в его познавательном, духовно-нравственном и эстетическом значениях.

     Элементы устного народного творчества, для развития речи учащихся возможно использовать на любых уроках в любом классе. Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. В уроки можно включать различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям

4

3. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников с малыми жанрами фольклора.

    Использование пословиц в обучении и воспитании имеет давнюю историю.

    Одна из целей пословицы - привить людям определенные оценки явлений действительности, жизненного поведения человека. Пословицы легко запоминаются. Это объясняется выразительностью и строгостью формы, их созвучием, ритмикой.

Пословица, как и сказка, и загадка, может присутствовать на любом уроке

Упражнения

  • Вместо точек вставь название животных:

Голоден, как...

Упрям, как...

Здоров, как... и т.д.

  • Доскажи пословицу:

 Без труда ...

 Каков мастер ...

 Поспешишь ...

• Где и когда можно употребить данную пословицу?

  • Кто больше? За определенное время вспомнить пословицы на определенную тему.
  • Вспомни, как называется в народе такой человек:

Ел да устал, спал да намаялся, (лентяй)

Язык без костей, что хочет, то и лопочет, (болтун)

Подал ручку, да подставил ножку, (двуличный)

  • Составь пословицу:

День - ночь, дело - потеха, дело - мастер.

  • Пословицы - ребусы.
  • Восстанови пословицу, добавив прилагательное: За (какой?) головой, ногам покоя нет.
  • Соотнеси пословицу и картинку.
  • 1 пословица, много картинок

5

  • Вспомни пословицу с числом 7.
  • «Скучен день до вечера, когда делать нечего».
  • Чистописание.
  • Подчеркнуть все знакомые орфограммы.
  • Найти слова, где два слога, три слога, выписать их, поставить ударение.
  • Выписать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова, разделить их для переноса.
  • Найти слова, где все согласные звонкие (или глухие)
  • Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.

Еще один вид малых форм фольклора - скороговорка.

Работа над скороговоркой проста. Нравится детям и опять же используется на разных уроках.

Упражнения

Водовоз вез воду из водопровода.

Над  артикуляцией

  • Читаем по слогам.
  • Читаем по словам.
  • Цепочкой.
  • Медленно - ласково.
  • Быстро - четко.
  • Первое слово громко, постепенно понижая голос и т.д.
  • Подражая какому - нибудь животному.

Память

  • Расскажи по памяти.
  • Можно предложить сразу несколько скороговорок - повтори, что
    запомнил.
  • Повтори скороговорку на определенную тему.

Логическое ударение

  • Выделяй голосом указанное слово.

                Водовоз вез воду из водопровода.

Интонация

Что изменилось?
Водовоз вез воду из водопровода.
Водовоз вез воду из водопровода?

6

Лексика

  • Найди родственные слова.
  • Выдели общую часть (корень).
  • Найди родственников, которых нет в скороговорке.
  • Объясни значение каждого слова

Орфография

  • Какое из слов - родственников будет проверочным?

       Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения, занимает важное место в обучении грамоте, и является прекрасным источником для развития мышления и речи учащихся

Загадки - древнейший жанр устного народного

Упражнения

Загадка может служить исходным материалом для знакомства:

На уроке математики

  • Что стоит в конце страницы,

Украшая всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?

Ну конечно, цифрой пять.

О чем загадка?

Покажи числовую карточку, соответствующую числу 5.

Назови соседей числа 5.

Как получить число 5.

Сравни число 5 с последующим и предыдущим.

  • Для закрепления конкретных знаний о числах, величинах, геометрических фигурах, предлагаю загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Все его представить рад

Как зовут его.. .(квадрат).

7

     Считалками заставляет разучивать больше стихотворений и тем самым развивать речь и память .

Один, два, три - Ваня не шути.

Один, два, три, четыре, пять,

Ваня не шути опять.

Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь – Ваня, не шути, мы просим!

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один –

В прятки мы играть хотим.

Сказки

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Упражнения.

Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование

театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.

  • Продолжи сказку: «Жили-были...»
  • Угадай, кто я?

Дети получают задание: представить себя в роли сказочного героя, двигаться, изъясняться от его имени. Остальные должны догадаться, в кого превратился их товарищ. Возможны индивидуальные и групповые роли.

3 .Инсценировка.

Отрывок или вся сказка обыгрывается детьми. Подражаем голосом (артикуляция) + жесты; + мимика; + эмоции.

4.Угадай сказку:

«Не лежалось на окошке,

покатился по дорожке...»

«А дорога - далека. А корзина - нелегка.

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок».

«По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат ведра...»

5.  Растеряшка.

Назови хозяина вещи, название сказки по описанию или по демонстрации.

6.  Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живет.

8

Кот...(в сапогах, Котофей Котофеич, Леопольд, Матроскин)

Баба... (Яга,...) Лисичка.. .(сестричка,...)

6 . Докажи характер героя примерами из сказок.

Зайчишка - трусишка, лисичка - сестричка, дочка - ..., падчерица и т.д.

7. Опиши героя.

Лиса (какая?)... Морозко (какой?)...

8.  Поставь вопрос к задаче.

Я колобок, колобок.

От зайца ушел, От волка ушел. От медведя ушел. А от лисы не удалось!

9. Реши задачу.

  • Красная шапочка принесла бабушке 3 пирога с мясом и 2 с грибами. Сколько пирогов всего она принесла?
  • У Аленушки было 5 яблок. Она искала брата и потеряла 2 яблока. Сколько осталось?
  • Измени задачку, чтобы она решалась сложением.
  • Помоги Аленушке и Иванушке разложить 10 яблок в 2 корзины.

10 .По картинке к сказке придумай задачу на заданную тему, используя текст  сказки.

       Развивать речь младшего школьника мы должны на каждом уроке  и при работе со словом (ребёнок должен понимать слово, различать его переносное, образное значение, а затем умело использовать его в собственной речи); и при работе с текстом (уметь воспринимать текст, понимать смысл прочитанного, воссоздавать в своём воображении прочитанное, воспроизводить текст).

9

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Устное народное творчество в различных своих формах предоставляет огромные возможности для развития речи, развития творчества, развития личности.

     Все вышеперечисленные упражнения показывают возможность, необходимость и эффективность использования малых форм фольклора.

     Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает учащимся «открыть глаза на мир», активизирует мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию.

     В результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражают свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция.

10

5. Литература

1. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно – правовых материалов. – М.: Вентана –Граф, 2012.

2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников 1-4 кл.-
М.; Тула, 2003.

3.  Печкурова        О.В. Современные уроки развития речи. - Ростов на Дону:
Изд.-во «Феникс».2003.

4. Скопина Е.В., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по
русскому языку + фольклор на уроках русского языка и чтения. -
Москва «ВАКО». 2004.

5. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. С.А. Сидорова - 2004.

6. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. // В.А. Синицын // Начальная школа. - 2003.

7. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на
уроках русского языка 1- 4 кл. - М., 2003.

8.Даль В. Пословицы русского народа. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Опыт методической работы по теме "ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ"....

Аналитический отчет "Развитие речи учащихся начальной школы"

Из опыта работы: формы, методы и приемы работы над развитием речи учеников. работа над проектом в начальной школы....

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы".

В статье выделены 3 линии в развитии речи, направления в словарной работе, описаны группы упражнений, умения, относящиеся к связной речи, общие задачи учителя и требования к речи учащихся. В практичес...

Применение современных технологий для развития речи учащихся начальной школы

Данная работа включает в себя статью на тему "Применение современных технологий для развития речи учащихся" и презентацию к данной работе....

Обучающее сочинение как средство развития речи учеников начальной школы.

Ребёнок обязательно должен жить в творчестве. «Без этого,- писал В. А. Сухомлинский, — он как засушенный цветок» . Сочинение — это первые по...

Выступление "Малые формы фольклора как средство развития образной речи детей"

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и связанным с сознанием и познанием окружающего мира.   С введением нового Федерального государственног...