Выступление "Малые формы фольклора как средство развития образной речи детей"
материал по чтению

Миркамалова Юлия Валерьевна

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и связанным с сознанием и познанием окружающего мира.   

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) немаловажным становится внимание к одной из задач деятельности педагога – это развитие речи детей.

Актуальность исследования. Речь, включая образную, служит средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Одним из средств, направленных на решение проблемы развития образной речи ребенка является малый фольклор. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Кутарбитская средняя общеобразовательная школа» - «Дегтяревская средняя общеобразовательная школа»

«МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Автор работы:

Миркамалова Юлия Валерьевна,

учитель начальных классов


АННОТАЦИЯ

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и связанным с сознанием и познанием окружающего мира.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) немаловажным становится внимание к одной из задач деятельности педагога – это развитие речи детей.

Актуальность исследования. Речь, включая образную, служит средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Одним из средств, направленных на решение проблемы развития образной речи ребенка является малый фольклор.

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: теоретически обосновать возможности использования малых форм фольклора как средства развития образной речи детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели, мной были поставлены задачи:

1 Выделить особенности образной речи у детей младшего школьного возраста.

2. Определить роль малых форм фольклора в развитии образности речи детей младшего школьного возраста.

3. Охарактеризовать педагогические условия использования фольклора в развитии образной речи у детей младшего школьного возраста.

4. Провести диагностику уровня развития образной речи детей.

5. Разработать варианты занятий, направленных на развитие образности речи детей младшего школьного возраста посредством малых форм фольклора.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Экспериментальная работа будет проводиться по следующим этапам:

1 этап. Констатирующий этап. Цель: определение и диагностика образности речи детей младшего школьного возраста.

2 этап. Формирующий этап. Цель: проверка выдвинутой гипотезы. Проведение занятий, направленных на развитие образности речи детей младшего школьного возраста посредством малых форм фольклора.

3 этап. Контрольный этап. Цель: уточнение результатов правильности или ошибочности поставленной гипотезы (проведение вторичной диагностики).

Мной были разработаны критерии диагностики:

-умение понимать переносный смысл слов и выражений

- умение использовать в речи слова с переносным значением в речи;

- умение находить слова в переносном значении в предложениях и тексте.

На основании критериев и уровней – высокого, среднего и низкого – был составлен комплекс заданий, который был предложен учащимся на констатирующем этапе. Использовано было четыре задания. По методике выделяются показатели, по которым определяется уровень сформированности образности речи детей младшего школьного возраста.

Высокий уровень (18 – 32 баллов);

Средний уровень (11 – 17 баллов);

Низкий уровень (0-10 баллов).

Я провела данное тестирование.

Представлена диаграмма, показывающая уровень сформированности образности речи детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента (см. приложение диаграмма 1)

Полученные данные свидетельствуют, что большинство детей имеют средний и низкий уровень сформированности образности речи детей младшего школьного возраста.

Наблюдения, проведенные мной, позволяют сделать вывод, что у учащихся недостаточно прочно сформирована образность речи.

С этой целью были разработаны варианты занятий, направленные на развитие образности речи детей младшего школьного возраста посредством малых форм фольклора.

Тематическое планирование факультативных занятий.

Тема: «Знакомимся с малыми жанрами фольклора» – 1 ч.

Тема: «Угадай-ка» – 1 ч.

Тема: Традиции села – мои традиции – 1 ч.

Тема: «Жили-были…» – 1 ч.

Тема: «Фольклор: песенка-закличка» – 1 ч.

Тема: «Народная колыбельная песня» – 1ч.

Тема: «Ознакомление с пословицами и поговорками» - 1 ч.

Тема: «Театр – экспромт» - 1 ч.

Тема :«Волшебный клубочек» - 1 ч.

Тема: «Чудесные превращения» - 1 ч.

Тема: «Путешествие в страну фольклора» - 1 ч.

Всего: 10 ч.

Формирующая работа состояла из серии занятий, которые были разработаны на основании полученных результатов констатирующего эксперимента.

Структура каждого занятия включала три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Участие в формирующей работе принимали учащиеся 1 класса.

Структура занятия:

I Этап. Подготовительный. (3-5 минут)

II Этап. Основной. (15-27 минут)

III Этап. Заключительный. (5-10минут).

Темы и цели каждого занятия отражены в таблице 1 (см. приложение)

Тем самым были реализованы теоретически обоснованные мной педагогические условия развития образной речи младших школьников при использовании малых фольклорных жанров.

В данный момент нахожусь на формирующем этапе, контрольный эксперимент предусмотрен, но мы пока до него не дошли и планируем продолжить развивать в процессе дальнейшего обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы было теоретически обосновать возможности использования малых форм фольклора как средства развития образной речи детей.

Так, в процессе исследования было отмечено, что дети понимают содержание литературного произведения.

Специфика развития образного языка у младших школьников является хорошей предпосылкой для развития образного языка, то есть формирования представлений о средствах выражения, понимания иносказательного значения слов, образно-смысловых словосочетаний, сравнений, двусмысленностей. Слова, умение правильно использовать средства выражения, такие как словосочетания, синонимы и антонимы, и использовать их для выражения своих мыслей и чувств четко, точно и убедительно.

В младшем школьном возрасте развитие фонетических образов возможно и необходимо при условии подбора комплекса, включающего средства образов, наполненных малыми народными легендами, если создан метод обеспечения детей речевыми образами, то это возможно и необходимо и именно о фольклоре пойдет речь далее.

Для развития образной речи ребёнка младшего школьного возраста малые формы фольклора играют большую роль, т.к. именно в них сохранились особые черты культуры русского народа, присущие ему нравственные ценности, идеи доброты, красоты, правды, мужества, трудолюбия, верности. Язык, созданный народом, богат словами в образной разговорной форме.

Были представлены педагогические условия, акцентированные на целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста. Достоверность выдвинутых мной педагогических условий была проверена в ходе экспериментальной работы.

Было проведено экспериментальное исследование по развитию образности речи у детей посредством малых форм фольклора. Целью экспериментальной части работы было выявить уровень сформированности образности речи детей младшего школьного возраста, средствами малых форм фольклора для разработки конспектов.

Был составлен комплекс из четырех заданий, которые были предложены учащимся на констатирующем и контрольном этапах.

По итогам поведенного эксперимента сделала заключение, что для обучающихся с низким и средним уровнем развития образности речи явилось необходимым проведение работы по ее формированию. С целью чего были разработаны варианты занятий, направленных на развитие образности речи детей младшего школьного возраста посредством малых форм фольклора.

В данный момент нахожусь на формирующем этапе, контрольный эксперимент предусмотрен, но мы пока до него не дошли и планируем продолжить развивать в процессе дальнейшего обучения.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Диаграмма 1.

Таблица 1.

Тематический план занятий

Тема занятия

Цель и задачи, занятия

1

«Знакомимся с малыми жанрами фольклора»

Ознакомить обучающихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями,потешками,считалками, загадками и.т.п.Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

2

«Угадай-ка»

Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению образной речи, интонации; развитие грамотной устной речи; отрабатывать навыки чтения, умение группировать слова и явления.

3

«Жили-были…»

Упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

4

«Фольклор: песенка закличка»

Формировать читательские умения (определять жанр и тему произведения, идею произведения; работать с текстом); формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения; обогащать речь младшего школьника (пословицы, поговорки, песенки – заклички, незнакомые слова в тексте и т.д.); развивать память, мышление.

5

«Народная колыбельная песня»

Формировать представления детей об описании и его структурных элемен-тах, определять недостатки описания; познакомить детей со структурой повествовательного текста и с первой частью – началом, вспомнить разные зачины в жанрах малого фольклора; отрабатывать навыки выразительного чтения; вырабатывать быструю переключаемость мышц языка, губ с одного движения на другое

6

«Ознакомление с пословицами и поговорками»

Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок и составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста; выработать умения правильно пользоваться интонационными средствами выразительности

7

«Театр – экспромт

Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными средствами; образной речью

8

«Волшебный клубочек»

Учить детей использовать различные средства выразительности для передачи образов сказочных героев, передачи эмоций с опорой на пиктограммы, учить подбирать слова на заданную тему;

Развивать диалогическую и связную речь, формировать навыки реплицирования; способствовать созданию эмоционального настроения; формирование умения правильно формулировать вопросы, самостоятельности в ведении расспроса

9

«Чудесные превращения»

Формировать коммуникативные качества детей и прививать элементарные этические нормы поведения; развивать воображение и творческую инициативу у детей в театрализованной игре, пополнять и активизировать словарь детей.

100

«Путешествие в

страну фольклора»

Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; учить выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений малого фольклора; расширять словарный запас обучающихся.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бородич А.М. Методика формирования речи детей. Москва: Просвещение, 2016. 126 с.

Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2018. 477 c.

Григорьева Т.П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. 2018. №14. С. 289-292.

Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2016. 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над темой Фольклор как средство развития речи младших школьников

Эта работа расчитана на то, чтобы научить детей  воспринимать  выразительные средства языка в соотве ствии с их функцией в художественном   произведении;- на...

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

Речевое творчество детей как средство развития образного мышления младших школьников

Современными исследованиями доказано, что каждый человек психологически обладает одной доминантной подструктурой, которая и определяет «лицо» его интеллекта. При этом, по мере...

Малые формы фольклора, как средство развития речи учащихся начальной школы

Цель данной статьи показать способы работы с малыми  жанрами фольклора, влияние малых фольклорных жанров на развитие речи младших школьников...

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

Фольклор как средство развития связной устной речи детей на уроках литературного чтения.

В статье рассматривается Фольклор как средство развития устной связной речи детей на уроках литературного чтения...