Сообщение на ШМО по теме:"Развитие коммуникативных компетентностей у младших школьников. "
материал
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie-na-shmo-po-teme-razvitie-kommunikativn.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2 к протоколу ШМО №4
от 26.05.2017г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Вараксинская основная школа
Развитие коммуникативных компетентностей у младших школьников.
Подготовила: Пушкова Г.А,
учитель начальных классов,
Высшая квалификационной категории
2017 г.
Тема: «Развитие коммуникативных компетентностей у младших школьников».
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.
Почему? Что происходит? За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема – общение.
С развитием экономики в нашей стране произошла переработка психики людей, превращающая порой человека в индивидуалитета, ожесточенного борьбой за выживание. Каково в этих условиях ребенку? Что происходит с ним? А происходит следующее: родители заняты зарабатыванием денег, а ребенок остается наедине с телевизором, который демонстрирует зло, насилие, жестокость, сквернословие; остается наедине с компьютером, где игры учат тому же насилию, где стреляют и убивают. Ребенок находится под воздействием мощного потока информации и других стимулов. При этом катастрофически уменьшается живое общение.
Меня всегда волновал вопрос о том, как построить обучение, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в большей степени развитию познавательной, творческой и личностной сферы. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в любой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором.
Сейчас в нашей системе образования активно разрабатываются стандарты нового поколения. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является четкое обоснование необходимости перехода от парадигмы оценки достижений по ЗУН-ам к компетентностному подходу. Современная школа признана формировать ключевые компетенции личности. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность.
Необходимо вспомнить, что к универсальным учебным действиям относятся личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. Известно, что хотя уровень развития этой способности осуществлять общение посредством языка различен, в целом он далёк от желаемого. Поэтому разработчики нового проекта стандартов считают формирование коммуникативных действий приоритетной задачей школьного образования.
На своих уроках, уже с первого класса, применяю программу обучения публичного выступления. Дети учатся инсценировать сказки, делают свои первые шаги как артисты. Инсценировки (сказок, басен, стихотворений) способствуют развитию интонационно – выразительной стороны речи, также помогают детям преодолевать страх выступать перед своими товарищами, делает их более раскованными и уверенными в себе.
Также с раннего детства я приучаю их работать в сотрудничестве. Это работа и в парах, и в группах. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества: инициативность, лидерство, умение решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие.
В целях формирования коммуникативной компетенции младших школьников в нашей школе традиционно проводятся различные мероприятия. Это и «День Матери», «Новогодние представления», «Умники и умницы», конкурсы чтецов, школьные олимпиады, защита научных проектов, внеклассные мероприятия.
Хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Наши дети активно принимают участие в работе над проектами.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что: - происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества учащихся;
-происходит включение школьников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, в ходе которой учащийся и демонстрирует свои коммуникативные способности, умение выступать перед аудиторией, рассуждать, доказывать свое мнение, отвечать на вопросы, оппонировать. Чтобы защита проекта прошла успешно, необходима практика публичного выступления. И это даёт положительные результаты. Совместное творчество – одна, из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях мотивацию к общению. Где каждый играет, пускай и не очень важную, но все же такую необходимую роль.
Примером тому могут служить театрализованные постановки.
Проигрывая роль артиста, от которого в свою очередь зависит судьба спектакля, как общего дела, ребенок учится взаимодействию с людьми в социальной среде.
Репетиционный процесс, как корректирующий позволяет каждому оценить свои реальные возможности и критично посмотреть на себя. И если у кого-то не получается одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Они могут обнаружить, что оказывается, если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность взаимодействия друг с другом. Пожалуй, самой популярной формой внеклассной работы является проведение различных праздников и конкурсов творческого характера. В таких конкурсах раскрываются творческие способности каждого ребёнка, его гениальность, артистизм. Даже если ребёнок не является успешным учеником, участвуя в различных конкурсах, он может проявить себя как творческий человек и завоевать авторитет у своих товарищей. Это помогает ощутить уверенность в себе.
Стараюсь организовывать мероприятия не только внутри школы, но и за её пределами. Дети учатся общению во время экскурсий в музеи, выставочные залы, поездок в заповедники, к памятникам культуры.
В исследованиях психологов были выделены три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе.
Эгоцентричный тип – недостаточно высокий уровень положительного отношения к себе при высокой степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются в частых проявлениях демонстративного и агрессивного поведения. Им трудно вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать. Они имеют низкий уровень успешности в общении.
Неуверенный тип – имеют средний уровень успешности в общении, крайне недоверчивое, настороженное отношение к окружающим, испытывают затруднения в развитии умений отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении.
Дружелюбный тип – дружелюбны, успешны в общении, имеют низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений. Имеются индивидуальные барьеры общения.
Решающая роль принадлежит учителю. Важна позиция педагога – закрытая или открытая?
Для закрытой позиции характерно:
- Проявление авторитаризма, недоверие взрослого к ребёнку: «Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сам ему всё объясню, помогу, подскажу, сделаю за него».
- Преобладают вопросы, на которые дети дают односложные ответы, вопросы репродуктивные, направленные на воспроизведение знаний, и вопросы риторические (должны быть открытые, проблемные, объясняющие, творческие, практические, как в технологии критического мышления).
- Неумение быть хорошим слушателем; к сожалению, слушание того, что говорит ребёнок, часто является критическим: учитель перебивает, не дослушивает до конца. Взрослый негативно оценивает услышанное, слышит только то, что хочет услышать, стереотипен.
- Отсутствие представлений о том, что ребёнок всегда имеет собственную ненормативную точку зрения по любому вопросу. В детской ошибке обычно усматривают
«недоученность, недомыслие, а не возрастное своеобразие мысли, не особое, закономерное виденье предмета» Для открытой позиции характерно:
- Педагог эмоционально открыт, искренен, оказывает внимание каждому ребёнку, использует зрительный, физический контакт.
- Слышит разное, обнажает разное (мысли, позиции, переживания).
- Не боится и готов изменить ситуацию на уроке в пользу ребёнка.
- Понимает и соорганизует разное.
- Даёт возможность ребёнку влиять на то, что происходит на уроке.
- Организует понимание, рефлексию, самоанализ, рефлексирует сам.
Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:
Благодаря развитию коммуникативной культуры на наших занятиях и мероприятиях складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованы, свободны, спокойны. И радует то, что наши ученики развиваются, расширяют кругозор, задают много интересных, умных вопросов, стремятся сами найти на них ответы, горят жаждой познания.
Я уверена, они будут успешными и в будущем, потому, что они научились не бояться проблемных ситуаций, в них развиты любознательность, инициативность, потребность в познании, общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".
В данном обобщении опыта прослеживается: использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...
Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...
Сообщение по теме «Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста»
Литература – особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс. ...