Мастер- класс "Шесть шляп"
методическая разработка
Статья повествует об эффективном методе «Шести шляп» Эдварда де Боно – простом и практичном способе разделения мышления на 6 различных – 6 шляп разных цветов. Применение данного метода позволяет видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_shlyap.docx | 410.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Николаевская ООШ»
Мензелинский муниципальный район
Республика Татарстан
Мастер – класс
Развитие критического и
творческого мышления
Работу выполнила: учитель высшей
квалификационной категории
Лапшина И.А
2017 год
Аннотация: статья повествует об эффективном методе «Шести шляп» Эдварда де Боно – простом и практичном способе разделения мышления на 6 различных – 6 шляп разных цветов. Применение данного метода позволяет видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.
Ключевые слова:формирование компетенций, Шесть шляп мышления, Эдвард де Боно, групповое мышление, параллельное мышление, процесс обсуждения, способность структурировать информацию, полноцветное мышление.
Цель: познакомить с методом развития критического и творческого мышления –методом «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно.
Задачи: показать участникам возможности использования резервов группового мышления; воспитывать культуру обмена мнениями; способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления педагогов; продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования.
Преимущества метода: наглядность применения; параллельное мышление; умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения; позволяет отстраниться от своего эго.
Ход мастер-класса.
– Добрый день, уважаемые коллеги.Я, Лапшина Ирина Анатольевна, учитель начальной школы МБОУ «Николаевская ООШ»
ЕСЛИ НАШЕ ДЕЛО - В ШЛЯПЕ,
ЕСЛИ НАШЕ ТЕЛО - В ШЛЯПЕ,
ДАЖЕ ЕСЛИ МЫСЛИ - В ШЛЯПЕ,
ЗНАЧИТ В ШЛЯПЕ-ТО - ВСЯ СУТЬ.
- А почему же именно в шляпе?
Я: Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли.
Мой мастер класс называется«Развитие критического и творческого мышления»
А сейчас проверим,
-Как вы умеете мыслить?
Белый цветСЛАЙД 2
- Какие ассоциации у вас возникают? Мыслим, фантазируем, высказываем мнения
-А мои ассоциации такие, и некоторые из них совпадают с вашими.Бумага, документальность, факты, цифры и информация
- А какие могут возникнуть вопросы, если мы надеваем Белую шляпу?
- Какая информация у нас есть?
Какая информация нам нужна?
Какой информации нам не хватает?
Как получить недостающую информацию?
Какие вопросы мы должны задать?
Как мы собираемся получить новую информацию?
На какие вопросы мы должны получить ответы?
щелчок
- Давайте сформулируем один конкретный вопрос?- Какая информация у нас есть?
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПАСЛАЙД 3
- Какие ассоциации у вас возникают при виде желтого цвета?
-А мои ассоциации такие: солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой
- Какими будут вопросы, если мы надеваем Желтую шляпу?
- Что в этом хорошего?
Каковы преимущества? Кому это выгодно?
Откуда появятся преимущества?
Каковы различные ценности?
Зачем это делать?
Каковыми будут результаты?
Есть ли в этом выгодные стороны?
При каких условиях это будет выгодно
Щелчок
-Какой вопрос напрашивается к этой шляпе?.- Что в этом хорошего?
Итак, Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон. Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.
Красный цвет СЛАЙД 4
- Какие ассоциации у вас возникают?
- Может некоторые мои ассоциации опять таки совпадают с вашими.
- Мои ассоциации.свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.
- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?
- Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Щелчок
- Сформулируйте вопрос.- Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА:СЛАЙД 5
- При виде черного цвета, какие ассоциации возникают?
Итак, мои ассоциации: осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.
- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.
- Сработает ли это?
Насколько это безопасно?
Осуществима ли эта идея?
Стоит ли это делать?
Какие слабые места?
Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.
Щелчок
Давайте выберем подходящий нам вопрос. - Стоит ли это делать?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА:СЛАЙД 6
-Какие ассоциации возникают?
Мои ассоциации: растение, рост, развитие, энергия, исследования, свежесть, новые идеи, возможности выбора, вдохновение.
- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?
- Что можно предпринять в данном случае?
- Существуют ли альтернативные идеи?
Щелчок
- Подберите подходящий вопрос для данной шляпы? - Что можно предпринять в данном случае?
Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о варианты существующих идей.
СИНЯЯ ШЛЯПА:.СЛАЙД 7
- С чем ассоциируется синий цвет?Прозрение, чистота небо
Мои представления такие- размышления,управление процессом, контроль, итог
- Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?
- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений?
Что можноделать дальше?
Чего мы хотим добиться?
Чего мы достигли на текущий момент?
Щелчок
И тогда, какой вопрос будет более близким?
- Чего мы достигли?
- Что можно делать дальше?
Синяя Шляпаупорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.
Вывод.
Вот получилось 6 шляп. И человек выходя из дома может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать ,правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы. Этот метод 6 шляп мышления предназначенный для того, чтобы научить детей более эффективно управлять своим мышлением.
- А Как вы думаете, что же такое мышление?СЛАЙД 8
Мышление- это особого родатеоретическаяи практическаядеятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.
Ведущий. Прошу выйти сюда 6 участников. Предлагаю вас «примерить» одну из шляп.
Я взяла любимый литературный жанр – сказку «Колобок»
- Что же в ней такого, чему она учит наших детей, попробуем разобраться.
На выполнение работы даётся 10 минут.
СЛАЙД 9
Итак, вся информация дана на слайде, читайте и работайте
Белая шляпа –- Какая информация у нас есть?
Желтая шляпа –- Что в этом хорошего?
Положительные качества | Вывод |
путешественник любознательный бесстрашный веселый, разговорчивый доверчивый | Захотел узнать мир Не боится других зверей (учит не бояться окружающих) Поет песенку, общается (учит общению) |
Черная шляпа –Стоит ли это делать?
Отрицательные качества | Вывод |
непослушный нетерпеливый доверчивый любит лесть хвастун | Слушать старших Учит терпению (съела лиса) Разбираться, что есть добро, что зло. Не хвалить себя, пусть другие похвалят тебя. |
Красная шляпа–Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Чувства, которые испытывает Колобок | Вывод |
радость счастливый беспечность | От того, что познает мир Что он один |
Зеленая шляпа –Что можно предпринять в данном случае?
Смайлик и Колобок могут быть братьями? | Внешнее сходство. Радостный, как и Колобок. Сказка вечна, по подобию Колобка создаются более современные компьютерные герои. |
СЛАЙД 10
Синяя шляпа -- Чего мы достигли?
- Что можноделать дальше?
Таким образом, в любом возрасте ребенок – это личность, и этот метод Эдварда де БОНО «6 шляп» позволяет нам дирижировать оркестром своих мыслей
«Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении.
Именно в смене шляп мы можем видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.
Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник. Он позволяет сделать урок красочным и увлекательным, эмоциональным.
- Меняйте шляпы, коллеги!
СЛАЙД 11
Русская народная сказка
Колобок
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Волк его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду
И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел по громче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс изготовление шляпы из гофрированной бумаги.
Поэтапное изготовление поделки....
Использование метода «Шесть шляп мышления» в начальной школе (методические рекомендации, конспекты уроков)
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности...
Использование интерактивного метода развития мышления "Шесть шляп де Боно" на уроках математики в начальной школе
Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:· выявить преимущества и недостатки;· выдвинуть ...
Шесть Шляп Мышления
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффе...
Мастер-класс по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Цель:• Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де БоноЗадачи:• Показать участникам возможности использования...
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы.
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» на уроках литературного чтения 1-4 классы....