Внеурочное планирование "Мой мир", 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Планирование кружка "МОй мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_moy_mir.doc126.5 КБ
Файл ekonomika_1_klass.docx31.28 КБ
Файл shashki_1_klass_1.docx38.37 КБ
Файл shashki_1_klass_1.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

  Личностные результаты:

Реализация программы позволит:

- сформировать духовно-нравственные начала личности;

- сформировать потребность в познавательной активности личности;

- сформировать эмоциональную отзывчивость  к окружающему миру.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Школьник научится:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,  в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной и задачной области.

Школьник получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

Научится:

-осуществлять поиск необходимой информации;

-осуществлять запись (фиксировать) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

-устанавливать  причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Школьник получит возможность научится:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения разрешения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-строить понятные для партнёра высказывания;

-контролировать действия партнёра.

Школьник получит возможность научиться:

-учитывать координацию в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

                 Планируемые результаты в области воспитания

                  нравственных чувств и этического сознания

-о качествах личности и нравственных нормах поведения;

- о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- о конфликтах и способах их разрешения;

- об основных моделях коммуникативного поведения;

-о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.

Содержание данной программы тесно связанно с содержанием учебных предметов, особенно с окружающим миром, чтением, развитием речи, логопедическими занятиями.

 Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), предполагают задания комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 Занятия призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Дети не только получат знания об этических нормах поведения, но и поупражняются в приёмах различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения. На занятиях  проводится коррекция эмоционально – личностной сферы детей. Навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми развиваются через беседу на нравственную тему; чтение художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц; поговорок, продолжение тематического рассказа; учебно – игровые упражнения (творческого подражательного характера); разыгрывание и анализ ситуации;  мини – конкурсы; совместную разработку правил поведения.

Содержание программы   «Мой мир»

1 класс

 Тема 1. Мы все такие разны! Знакомство - игра «Волшебный клубок» Презентация.           Музыкальный калейдоскоп.

Тема 2.Чудо жизни на Земле. Беседа. Изба-читальня. Чтение-обсуждение ст.М.Карема Презентация. Игра «Аукцион»(авт.М.Г.Ермолаева,АППО,СПб).Работа в группах. .Конкурс рисунков к стихотворению М.Карема «В первый раз».

Тема 3.Если хочешь быть здоров. Беседа о режиме дня, ПДД и вредных привычках. Презентация . Игра «Зебра»(авт.М.Г.Ермолаева). Музыкальная пауза-комплекс упр. для ф/минуток.

Тема 4. Дорогая цена вежливости. Волшебные слова. Игра «Пожалуйста!» (авт.М.Г.Ермолаева )Инсценировка «Медведя лет пяти-шести учили как себя вести…»Обсуждение.

Тема 5. Права детей и способы их защиты. Презентация. Беседа «Посмотри на себя со стороны». Игра «Калейдоскоп»(авт.М.Г.Ермолаева).Мастерская радости. Работа в группах-конкурс рисунков «Цветок желаний»

Тема 6.Человек среди людей. Мой дом-моя семья. Презентация. Игра «Букет»(авт.М.Г.Ермолаева).Работа в группах. Конкурс рисунков «Моя семья»

Тема 7 .С чего начинается Родина? Беседа. Презентация .Мини-концерт.

Тема 8. Жизнь на Земле. Зелёная планета. Загадки. Викторина. Изба-читальня: Чтение-обсуждение стихотв . В.Шефнера «Листок». Работа в группах - рисунки кленовых листочков Презентация «Деревце». Задание на дом:  кормушки для птиц.

 Тема 9. Общественный порядок и его правила. Знаем, умеем, можем. Беседа по правилам поведения в общественных местах, по ПДД, службах спасения. Презентация. Сюжетно-ролевая игра.

Тема 10. О чести судят по поступкам. .Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо.» Изба-читальня. Чтение и обсуждение р. Л.Н.Толстого «Косточка» Игра «Аукцион». Работа в группах: рисунок «Зеркало»-о плохом и хорошем.

Тема 11 .Человек среди людей. Подари близким любовь и заботу. Беседа «Наши мамы». Презентация. Мастерская радости. Работа в группах : подарок-сюрприз для мамы.

Тема 12.Сознательный труд и его результаты. В музее старых вещей. Беседа     «Надо ли беречь вещи?» Презентация. Работа в группах-творческая задача(конкурс): придумать историю на тему «Любимые старые игрушки» вместе с рисунком.

Тема 13 .Жизнь на Земле. Наши друзья-животные. Беседа «Животные тоже имеют чувства». .Игра «Дельфин» .Кинозал: «Каштанка» Просмотр и обсуждение. Задание :подготовить рассказ о своих дом .питомцах.

Тема 14. Человек среди людей. Мой класс-мои друзья.Беседа-игра. Презентация детских рисунков «Мой класс», «Мой лучший друг» . Инсценировка.

Тема 15.В кругу друзей. Простые правила этикета. Идём в гости. Беседа о правилах поведения в гостях. Сюжетно-ролевая игра. Обсуждение.

Тема 16.В кругу друзей. Новогодний огонёк. Праздник. Мини-спектакль.

Тема 17. Жизнь и здоровье человека. Внимание:sos! Презнтация о службе МЧС. Беседа. Инсценировка(отрывок) «Ищут пожарные, ищет милиция…» Работа в группах-конкурс рисунков: «Мой запрещающий знак.» Выставка. Комментарий.

Тема 18. Любимый уголок Отчизны. Моя малая Родина. Презентация детских мини-сочинений и рисунков. Мастерская радости: творческий проект «Моя Родина.

Тема 19 . Жизнь на Земле. Чудо из чудес. Изба-читальня.(С.Маршак «Чудо из чудес»;Б.Заходер «Про всех на свете»; Беседа) Презентация. Игра   «Аукцион»(авт.М.Г.Ермолаева)

Тема 20.Жизнь и здоровье человека. Весёлые старты.

Тема 21.Сознательный труд и его результаты. Трудовой десант. Беседа «Домашний помощник». Ремонтная мастерская: помощь игрушкам.

Тема 22.Человек среди людей. Давайте жить дружно. Беседа. Игра «Букет»(авт.М.Г.Ермолаева).Кинозал: «Крокодил Гена»  и  «Кот Леопольд» (отрывки).Обсуждение. Работа в группах: конкурс рисунков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Тема 23.Человек среди людей. Мама-золотое слово. Мини-инсценировка. Презентация детских рисунков о маме. Сюжетно-ролевая игра. Музыкальный калейдоскоп.

Тема 24. Родина-Россия. Война-это страшное слово. Презентация.  Изба-читальня.(стихи Ю.Воронова и рассказ Н.И.Элиасберг «Воспоминания о военном  детстве»).Обсуждение.. Работа в группах. Конкурс рисунков «Мы против войны».

Тема 25. .Жизнь на Земле. Знакомьтесь - Красная книга. Беседа «Почему надо беречь природу?» Презентация. Кинозал(видеоролик «Лес»)Работа в группах: составление эскиза к тв.проекту «Цветы на лужайке».

Тема 26. Индивидуальность человека. Мы все такие разные!   Эпиграф-(Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»)  .Изба-читальня.-Притча о встрече чернокожего и белого человека. обсуждение. Игра «Грецкий орех»(авт.М.Г.Ермолаева)Работа в группах: рисование своего портрета. Выставка .Игра «Узнай меня».

Тема 27. Жизнь на Земле. Наедине с природой. Беседа о разрушителях и защитниках природы . Изба-читальня.(А.Барто.»Одиночество»-декламация уч-ся; А.Платонов. «Любовь к Родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие» отрывок)Обсуждение. Задание группам: дома нарисовать свою иллюстрацию к рассказу.

Тема 28.Жизнь на Земле. В мире прекрасного. Времена года.

Загадк,.викторина. Игра «Стихии»(авт.М.Г.Ермолаева)Презентация. Мастерская радости. Работа в группах: тв. проект «Времена года»(вр. года -по одному  на группу).Выставка.

Тема 29. Дорогая цена вежливости. Писатели-детям: «Ежели вы вежливы» Изба-читальня. Презентация. Сюжетно-ролевая игра(задания по группам).

Тема 30.Сознательный труд и его результаты.     Трудовой десант -благоустройство пришкольной территории.

Тема 31.Родина- Россия. Мастерская радости. День Памяти. Умелые руки-Подарок ветеранам.

Тема 32. «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» Презентация творческих проектов уч-ся за год. Концерт.

Тема 33. Человек и природа. Беседа о правилах поведения на прогулке. Экскурсия в парк.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Раздел/тема занятия

Форма организации

Виды внеучебной деятельности учащихся

План

Факт

1

5.09

Мы все такие разные!

Беседа.   Волш. клубок-игра-знакомство. Презентация. Муз. калейдоскоп.

Личностные: умение аргументировать необходимость моральной нормы; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости в игре, этюдах.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор оснований для сравнения объектов во время игры; формирование правил социального поведения.

Коммуникативные:

эмоцинально позитивное отношение  к процессу сотрудничества; потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные: планирование; волевая саморегуляция как способность к мобилизации в игре.

2

12.09

Чудо жизни на Земле.

Беседа-игра. Изба-читальня. Работа в группах. Конкурс рисунков.

3

19.09

Если хочешь быть здоров.

Беседа-игра. Презентация. Музыкальная пауза-комплекс упр. для физминуток.

4

26.09

Дорогая  цена вежливости. Волшебные слова.

Игра. Инсценировка. Обсуждение.

5

3.10

Права детей и способы их защиты.

Беседа. Игра. Презентация. Мастерская радости-работа в группах. Конкурс рисунков.

6

10.10

Человек среди людей. Мой дом-моя семья.

Презентация. Игра. Работа в группах. Конкурс рисунков.

7

17.10

С чего начинается  Родина?

Беседа. Презентация. Мини-концерт.

8

24.11

Жизнь на Земле. Зелёная планета.

Викторина. Изба-читальня. Работа в группах. Презентация

9

7.11

Общественный порядок и его правила. Знаем, умеем, можем.

Беседа. Презентация. Сюжетно-ролевая игра.

10

14.11

О чести судят по поступкам.

Беседа. Изба-читальня. Игра. Работа в группах-рисунок «Зеркало»

11

21.11

Человек среди людей. Подари близким любовь и заботу.

Беседа. Презентация. Мастерская радости. Подарок-сюрприз.

Личностные: положительное отношение к школе, адекватное содержательное представление о ней; ориентировка в нравственном содержании собственных поступков.

Познавательные:

12

28.11

Сознательный труд и его результаты. В музее старых вещей.

Беседа. Презентация. Работа в группах -творческая литературная задача.

13

5.12

               Жизнь на Земле. Наши друзья-животные.

Беседа. Игра. Кинозал. Дискуссия.

14

12.12

Человек среди друзей. Мой класс-мои друзья.

Беседа. Презентация детских рисунков. Инсценировка.

15

19.12

В кругу друзей. .Простые правила этикета. Идём в гости.

Беседа. Сюжетно-ролевая игра. Обсуждение.

16

В кругу друзей. Новогодний огонёк.

Праздник. Мини-спектакль.

17

Жизнь и здоровье человека. Внимание:sos!

Презентация. Беседа. Инсценировка. Работа в группах - конкурс рисунков. Комментарий.

Личностные: понимать и принимать предложения учителя и оценки учителей, товарищей.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании  и контроле способа решения

18

Любимый уголок Отчизны. Моя малая Родина.

Презентация детских мини-сочинений и рисунков. Мастерская радости.

19

Жизнь на Земле. Чудо из чудес.

Изба-читальня. Презентация.  Игра.

20

Жизнь и здоровье человека.

Весёлые старты. Игра-соревнования.

21

Сознательный труд и его результаты. Трудовой десант.

Беседа. Ремонтная мастерская: помощь игрушкам.

22

Человек среди людей. Давайте жить дружно.

Беседа. Игра. Кинозал. Работа в группах.

23

Человек среди людей. Мама-золотое слово.

Презентация детских рисунков. Мини-инсценировка. Сюжетно-ролевая игра. Музыкальный калейдоскоп.

24

Моя Родина-Россия. Война-это страшное слово.

Презентация. Изба-читальня. Работа в группах: конкурс рисунков.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности

25

Жизнь на Земле. Знакомьтесь-Красная Книга.

Беседа. Презентация. Кинозал. Работа в группах -эскизы к тв. проекту.

26

Индивидуальность человека. Мы все такие разные.

Изба-читальня. Игра. Работа в группах. Игра.

27

Жизнь на земле. Наедине с природой.

Беседа. Изба-читальня.

28

Жизнь на Земле. В мире прекрасного. Времена года.

Викторина. Игра. Презентация. Мастерская радости.

29

Дорогая цена вежливости. Писатели-детям «Ежели вы вежливы»

Изба-читальня. Презентация. Сюжетно-ролевая игра( задание по группам)

30

Сознательный труд и его результаты. Трудовой десант.

Благоустройство пришкольной территории-посадка саженцев.

31

Родина-Россия. Мастерская радости.

День памяти. Умелые руки-Подарок ветеранам.

32

Я, ты, он, она – вместе целая страна!

Презентация детских тв. работ за год. Концерт.

33

Человек и природа. Экскурсия в парк.

Беседа. Экскурсия.

                     



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Личностные

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметные

Учащийся научится:

сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

различать понятия: своя и чужая собственность, профессии.

осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

уважать труд людей разных профессий;

классифицировать профессии по предмету труда;

рассказывать о профессиях.

Учащийся получит возможность научиться:

обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

проявлять бережнее отношение к вещам, предметам труда людей;

самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду.

Содержание курса

Я и моя семья

Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитывать средства), щедрость.

Практическая и игровая деятельность:

Игра «Генеральная уборка»;

Игра «Я – хозяин большого дома».

Мое и чужое

Все, что принадлежит человеку – это его собственность. Личные вещи человека. Собственность – это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относится к своей и чужой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

Тема исследования «Как становятся собственниками»

Игра «Страна Обмения».

Почему люди трудятся

Труд – это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Практическая и игровая деятельность:

Экскурсия в школьную столовую;

Экскурсия в библиотеку;

Экскурсия в художественный музей; сюжетно-ролевые игры;

Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье»

Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию – работу (врач, инженер, педагог, космонавт).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Практическая и игровая деятельность:

 Встреча с человеком интересной профессии;

Рисование на тему профессий;

Темы проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и стать мастером своего дела».

Календарно-тематический план

№ п\п

Дата

план

Дата

факт

Раздел/тема занятия

Форма организации

Виды деятельности учащихся

Я и моя семья

Умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение.

Применять полученные знания на практике,

1

3.09

Семья. Состав семьи

беседа

2

10.09

Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи

рассказ учащихся о своем доме

3

17.09

Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам

беседа

4

24.09

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

беседа

5

1.10

Качества, присущие «хорошему» хозяину.

беседа

6

8.10

Игра «Генеральная уборка»

игра

7

15.10

Игра «Я-хозяин большого дома»

игра

Мое и чужое

Работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием , которое нужно выполнить ,планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и результат.

8

22.10

Собственность человека. Личные вещи человека.

беседа

9

29.10

Собственность – это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия)

беседа

10

12.11

Как человек становится собственником: производит сам

беседа

11

19.11

Как человек становится собственником: покупает, получает в дар

беседа

12

26.11

Как человек становится собственником: обменивает одну вещь на другую.

беседа

13

3.12

Отношение к своей и чужой собственности

беседа

14

10.12

Игра «Страна Обмения».

игра

Почему люди трудятся

Работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием , которое нужно выполнить ,планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и результат.

Применять полученные знания на практике

15

17.11

Труд – это полезная деятельность человека. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения

беседа

16

24.11

Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить.

беседа

17

Ценность труда людей разных профессий.

рисование

18

Экскурсия в школьную столовую

экскурсия

19

Проект «Что и как производят на заводе»,

минипроект

20

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

рассказ учеников

21

Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

беседа

22

Проект «Трудовые награды в моей семье»

минипроект

Все работы хороши

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий .

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий .

Применять полученные знания на практике

23

Профессии по предмету труда, связанные с работой людей.

беседа

24

Экскурсия в медицинский кабинет.

экскурсия

25

Профессии по предмету труда, связанные с техникой.

беседа

26

Профессии по предмету труда, связанные с транспортом.

беседа

27

Экскурсия в трамвайное депо.

экскурсия

28

Профессии по предмету труда, связанные с созданием произведений искусства и культуры.

беседа

29

Экскурсия в городской музей.

экскурсия

30

Профессии по предмету труда, связанные с работой в природе.

беседа

31

Профессии по предмету труда, связанные с бизнесом.

беседа

32

Как люди выбирают профессию. Как люди получают профессию.

беседа

33

Проект «Профессии моей семьи».

минипроект



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Личностные

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.

Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в проведении шашечной партии и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Предметные

Учащийся научится:

различать термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, пат, ничья;
называть шахматные и шашечные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; шашка;

определятьправила хода и взятия каждой фигуры.

ориентироваться на шахматной доске;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

различать слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё; завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты.

Учащийся получит возможность научиться:

использовать комбинации в разыгрывании шашечной партии;

решать элементарные задачи шашечных партий.

Содержание курса

Шахматная доска и фигуры

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Ходы и взятие фигур

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Цель и результат шашечной партии.

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Особенности хода «дамки»

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Игра «Уголки»

Игра «Поддавки»

Шашечный турнир

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Календарно-тематический план

1 четверть (9ч)

Дата

Тема

Формы организации

Виды деятельности учащихся

План

Факт

1

6.09

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение.

Диспуты

Прочитать  и инсценировать  дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски». Познакомиться с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

2

13.09

Шахматные фигуры. Легенда о возникновении шашек.

Диспуты

Прочитать  и инсценировать  дидактическую сказку «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличать  диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

3

20.09

Инвентарь для игры в шашки. Начальное положение фигур в шахматах.

Диспуты

Прочитать  и инсценировать  дидактическую сказку «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличать  диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

4

27.09

Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей

Диспуты

Различать горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске.

Знать правила шашечной игры, способы защиты, открытые и двойные ходы.

Работать по алгоритму.

Различать выигрыш, ничья, виды ничьей.

5

4.10

Дидактические игры на ограничение подвижности фигур.

Игра

6

11.10

Закрепление знаний о шахматной доске.

Диспуты

7

18.10

Правила шашечной игры.Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Диспуты

8

25.10

Правила шашечной игры. Обучение алгоритму хода.

Игра

9

Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Игра

10

Повторение правил шашечной игры. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

  Игра

Отличать  диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.

Использовать упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

Анализировать учебные партии.

Планировать игровую практику.

11

Начало партий: «Городская партия». Понятие о шашечном турнире.

Игра

12

Правила поведения при игре в шашечных турнирах. «Обратная городскаяпартия»

Игра

13

Правила поведения в соревнования

Спортивная квалификация

Игра

14

Анализ учебных партий, игровая практика.

игра

15

Дидактические игры. Игровая практика

игра

16

Дидактические игры. Игровая практика

игра

17

Повторениеправилшашечнойигры

диспуты

Отличать центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Использовать упражнения на выполнение ходов дамкой, слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение.

Различать связка, виды связок и защита от нее.

Сравнивать завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия.

Наблюдать освобождение пространства, уничтожение защиты.

18

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Учебные игры в шашки

диспуты

19

Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей. Ловушка в начале партии

игра

20

Дидактические игры на ограничение подвижности фигур. Ловушка в начале партии

диспуты

21

Слабость крайней горизонтали,

игра

22

Двойной удар, открытое нападение

игра

23

Связка, виды связок и защита от неё

игра

24

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия

игра

25

Освобождение пространства, уничтожение защиты

игра

Тема

Формы организации

Виды деятельности учащихся

26

Понятие о комбинации.

диспуты

Знать  понятие комбинация.

Использовать упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

Анализировать учебные партии.

Планировать игровую практику.

Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Решать упражнения на выигрыш в различное количество ходов

27

Повторение правил.

Учебные игры диспуты в шашки

диспуты

28

Игра «Уголки». Правила игры

диспуты

29

Игра «Поддавки». Правила игры

Диспуты

игра

30

Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

игра

31

Решение тестовых позиций

игра

Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Анализировать учебные партии.

Действовать по плану, объяснять ход решения.

32

Показательные выступления опытных спортсменов. Малый чемпионат.

игра

33

Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

турнир

Итого

33часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  4. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 
  5. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  6. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  7. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  10. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970.
  11. Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010.
  12. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007.



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты

Личностные

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.

Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в проведении шашечной партии и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Предметные

Учащийся научится:

различать термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, пат, ничья;
называть шахматные и шашечные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; шашка;

определятьправила хода и взятия каждой фигуры.

ориентироваться на шахматной доске;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

различать слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё; завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты.

Учащийся получит возможность научиться:

использовать комбинации в разыгрывании шашечной партии;

решать элементарные задачи шашечных партий.

Содержание курса

Шахматная доска и фигуры

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Ходы и взятие фигур

Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Цель и результат шашечной партии.

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Особенности хода «дамки»

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Игра «Уголки»

Игра «Поддавки»

Шашечный турнир

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Календарно-тематический план

1 четверть (9ч)

Дата

Тема

Формы организации

Виды деятельности учащихся

План

Факт

1

6.09

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение.

Диспуты

Прочитать  и инсценировать  дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски». Познакомиться с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

2

13.09

Шахматные фигуры. Легенда о возникновении шашек.

Диспуты

Прочитать  и инсценировать  дидактическую сказку «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличать  диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

3

20.09

Инвентарь для игры в шашки. Начальное положение фигур в шахматах.

Диспуты

Прочитать  и инсценировать  дидактическую сказку «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличать  диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

4

27.09

Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей

Диспуты

Различать горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске.

Знать правила шашечной игры, способы защиты, открытые и двойные ходы.

Работать по алгоритму.

Различать выигрыш, ничья, виды ничьей.

5

4.10

Дидактические игры на ограничение подвижности фигур.

Игра

6

11.10

Закрепление знаний о шахматной доске.

Диспуты

7

18.10

Правила шашечной игры.Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Диспуты

8

25.10

Правила шашечной игры. Обучение алгоритму хода.

Игра

9

Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Игра

10

Повторение правил шашечной игры. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

  Игра

Отличать  диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.

Использовать упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

Анализировать учебные партии.

Планировать игровую практику.

11

Начало партий: «Городская партия». Понятие о шашечном турнире.

Игра

12

Правила поведения при игре в шашечных турнирах. «Обратная городскаяпартия»

Игра

13

Правила поведения в соревнования

Спортивная квалификация

Игра

14

Анализ учебных партий, игровая практика.

игра

15

Дидактические игры. Игровая практика

игра

16

Дидактические игры. Игровая практика

игра

17

Повторениеправилшашечнойигры

диспуты

Отличать центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Использовать упражнения на выполнение ходов дамкой, слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение.

Различать связка, виды связок и защита от нее.

Сравнивать завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия.

Наблюдать освобождение пространства, уничтожение защиты.

18

Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Учебные игры в шашки

диспуты

19

Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей. Ловушка в начале партии

игра

20

Дидактические игры на ограничение подвижности фигур. Ловушка в начале партии

диспуты

21

Слабость крайней горизонтали,

игра

22

Двойной удар, открытое нападение

игра

23

Связка, виды связок и защита от неё

игра

24

Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия

игра

25

Освобождение пространства, уничтожение защиты

игра

Тема

Формы организации

Виды деятельности учащихся

26

Понятие о комбинации.

диспуты

Знать  понятие комбинация.

Использовать упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

Анализировать учебные партии.

Планировать игровую практику.

Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Решать упражнения на выигрыш в различное количество ходов

27

Повторение правил.

Учебные игры диспуты в шашки

диспуты

28

Игра «Уголки». Правила игры

диспуты

29

Игра «Поддавки». Правила игры

Диспуты

игра

30

Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

игра

31

Решение тестовых позиций

игра

Применять  правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Анализировать учебные партии.

Действовать по плану, объяснять ход решения.

32

Показательные выступления опытных спортсменов. Малый чемпионат.

игра

33

Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

турнир

Итого

33часа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  4. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 
  5. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  6. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  7. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  10. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970.
  11. Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010.
  12. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"

Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс

Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено  в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...