Внеурочное планирование "Мой мир", 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Планирование кружка "МОй мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_moy_mir.doc | 126.5 КБ |
ekonomika_1_klass.docx | 31.28 КБ |
shashki_1_klass_1.docx | 38.37 КБ |
shashki_1_klass_1.docx | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Реализация программы позволит:
- сформировать духовно-нравственные начала личности;
- сформировать потребность в познавательной активности личности;
- сформировать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Школьник научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной и задачной области.
Школьник получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Научится:
-осуществлять поиск необходимой информации;
-осуществлять запись (фиксировать) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Школьник получит возможность научится:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения разрешения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-строить понятные для партнёра высказывания;
-контролировать действия партнёра.
Школьник получит возможность научиться:
-учитывать координацию в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Планируемые результаты в области воспитания
нравственных чувств и этического сознания
-о качествах личности и нравственных нормах поведения;
- о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- об основных моделях коммуникативного поведения;
-о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.
Содержание данной программы тесно связанно с содержанием учебных предметов, особенно с окружающим миром, чтением, развитием речи, логопедическими занятиями.
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), предполагают задания комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Занятия призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Дети не только получат знания об этических нормах поведения, но и поупражняются в приёмах различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения. На занятиях проводится коррекция эмоционально – личностной сферы детей. Навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми развиваются через беседу на нравственную тему; чтение художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц; поговорок, продолжение тематического рассказа; учебно – игровые упражнения (творческого подражательного характера); разыгрывание и анализ ситуации; мини – конкурсы; совместную разработку правил поведения.
Содержание программы «Мой мир»
1 класс
Тема 1. Мы все такие разны! Знакомство - игра «Волшебный клубок» Презентация. Музыкальный калейдоскоп.
Тема 2.Чудо жизни на Земле. Беседа. Изба-читальня. Чтение-обсуждение ст.М.Карема Презентация. Игра «Аукцион»(авт.М.Г.Ермолаева,АППО,СПб).Работа в группах. .Конкурс рисунков к стихотворению М.Карема «В первый раз».
Тема 3.Если хочешь быть здоров. Беседа о режиме дня, ПДД и вредных привычках. Презентация . Игра «Зебра»(авт.М.Г.Ермолаева). Музыкальная пауза-комплекс упр. для ф/минуток.
Тема 4. Дорогая цена вежливости. Волшебные слова. Игра «Пожалуйста!» (авт.М.Г.Ермолаева )Инсценировка «Медведя лет пяти-шести учили как себя вести…»Обсуждение.
Тема 5. Права детей и способы их защиты. Презентация. Беседа «Посмотри на себя со стороны». Игра «Калейдоскоп»(авт.М.Г.Ермолаева).Мастерская радости. Работа в группах-конкурс рисунков «Цветок желаний»
Тема 6.Человек среди людей. Мой дом-моя семья. Презентация. Игра «Букет»(авт.М.Г.Ермолаева).Работа в группах. Конкурс рисунков «Моя семья»
Тема 7 .С чего начинается Родина? Беседа. Презентация .Мини-концерт.
Тема 8. Жизнь на Земле. Зелёная планета. Загадки. Викторина. Изба-читальня: Чтение-обсуждение стихотв . В.Шефнера «Листок». Работа в группах - рисунки кленовых листочков Презентация «Деревце». Задание на дом: кормушки для птиц.
Тема 9. Общественный порядок и его правила. Знаем, умеем, можем. Беседа по правилам поведения в общественных местах, по ПДД, службах спасения. Презентация. Сюжетно-ролевая игра.
Тема 10. О чести судят по поступкам. .Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо.» Изба-читальня. Чтение и обсуждение р. Л.Н.Толстого «Косточка» Игра «Аукцион». Работа в группах: рисунок «Зеркало»-о плохом и хорошем.
Тема 11 .Человек среди людей. Подари близким любовь и заботу. Беседа «Наши мамы». Презентация. Мастерская радости. Работа в группах : подарок-сюрприз для мамы.
Тема 12.Сознательный труд и его результаты. В музее старых вещей. Беседа «Надо ли беречь вещи?» Презентация. Работа в группах-творческая задача(конкурс): придумать историю на тему «Любимые старые игрушки» вместе с рисунком.
Тема 13 .Жизнь на Земле. Наши друзья-животные. Беседа «Животные тоже имеют чувства». .Игра «Дельфин» .Кинозал: «Каштанка» Просмотр и обсуждение. Задание :подготовить рассказ о своих дом .питомцах.
Тема 14. Человек среди людей. Мой класс-мои друзья.Беседа-игра. Презентация детских рисунков «Мой класс», «Мой лучший друг» . Инсценировка.
Тема 15.В кругу друзей. Простые правила этикета. Идём в гости. Беседа о правилах поведения в гостях. Сюжетно-ролевая игра. Обсуждение.
Тема 16.В кругу друзей. Новогодний огонёк. Праздник. Мини-спектакль.
Тема 17. Жизнь и здоровье человека. Внимание:sos! Презнтация о службе МЧС. Беседа. Инсценировка(отрывок) «Ищут пожарные, ищет милиция…» Работа в группах-конкурс рисунков: «Мой запрещающий знак.» Выставка. Комментарий.
Тема 18. Любимый уголок Отчизны. Моя малая Родина. Презентация детских мини-сочинений и рисунков. Мастерская радости: творческий проект «Моя Родина.
Тема 19 . Жизнь на Земле. Чудо из чудес. Изба-читальня.(С.Маршак «Чудо из чудес»;Б.Заходер «Про всех на свете»; Беседа) Презентация. Игра «Аукцион»(авт.М.Г.Ермолаева)
Тема 20.Жизнь и здоровье человека. Весёлые старты.
Тема 21.Сознательный труд и его результаты. Трудовой десант. Беседа «Домашний помощник». Ремонтная мастерская: помощь игрушкам.
Тема 22.Человек среди людей. Давайте жить дружно. Беседа. Игра «Букет»(авт.М.Г.Ермолаева).Кинозал: «Крокодил Гена» и «Кот Леопольд» (отрывки).Обсуждение. Работа в группах: конкурс рисунков.
Тема 23.Человек среди людей. Мама-золотое слово. Мини-инсценировка. Презентация детских рисунков о маме. Сюжетно-ролевая игра. Музыкальный калейдоскоп.
Тема 24. Родина-Россия. Война-это страшное слово. Презентация. Изба-читальня.(стихи Ю.Воронова и рассказ Н.И.Элиасберг «Воспоминания о военном детстве»).Обсуждение.. Работа в группах. Конкурс рисунков «Мы против войны».
Тема 25. .Жизнь на Земле. Знакомьтесь - Красная книга. Беседа «Почему надо беречь природу?» Презентация. Кинозал(видеоролик «Лес»)Работа в группах: составление эскиза к тв.проекту «Цветы на лужайке».
Тема 26. Индивидуальность человека. Мы все такие разные! Эпиграф-(Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет») .Изба-читальня.-Притча о встрече чернокожего и белого человека. обсуждение. Игра «Грецкий орех»(авт.М.Г.Ермолаева)Работа в группах: рисование своего портрета. Выставка .Игра «Узнай меня».
Тема 27. Жизнь на Земле. Наедине с природой. Беседа о разрушителях и защитниках природы . Изба-читальня.(А.Барто.»Одиночество»-декламация уч-ся; А.Платонов. «Любовь к Родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие» отрывок)Обсуждение. Задание группам: дома нарисовать свою иллюстрацию к рассказу.
Тема 28.Жизнь на Земле. В мире прекрасного. Времена года.
Загадк,.викторина. Игра «Стихии»(авт.М.Г.Ермолаева)Презентация. Мастерская радости. Работа в группах: тв. проект «Времена года»(вр. года -по одному на группу).Выставка.
Тема 29. Дорогая цена вежливости. Писатели-детям: «Ежели вы вежливы» Изба-читальня. Презентация. Сюжетно-ролевая игра(задания по группам).
Тема 30.Сознательный труд и его результаты. Трудовой десант -благоустройство пришкольной территории.
Тема 31.Родина- Россия. Мастерская радости. День Памяти. Умелые руки-Подарок ветеранам.
Тема 32. «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» Презентация творческих проектов уч-ся за год. Концерт.
Тема 33. Человек и природа. Беседа о правилах поведения на прогулке. Экскурсия в парк.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел/тема занятия | Форма организации | Виды внеучебной деятельности учащихся | |
План | Факт | ||||
1 | 5.09 | Мы все такие разные! | Беседа. Волш. клубок-игра-знакомство. Презентация. Муз. калейдоскоп. | Личностные: умение аргументировать необходимость моральной нормы; развитие эмоционально-нравственной отзывчивости в игре, этюдах. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор оснований для сравнения объектов во время игры; формирование правил социального поведения. Коммуникативные: эмоцинально позитивное отношение к процессу сотрудничества; потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: планирование; волевая саморегуляция как способность к мобилизации в игре. | |
2 | 12.09 | Чудо жизни на Земле. | Беседа-игра. Изба-читальня. Работа в группах. Конкурс рисунков. | ||
3 | 19.09 | Если хочешь быть здоров. | Беседа-игра. Презентация. Музыкальная пауза-комплекс упр. для физминуток. | ||
4 | 26.09 | Дорогая цена вежливости. Волшебные слова. | Игра. Инсценировка. Обсуждение. | ||
5 | 3.10 | Права детей и способы их защиты. | Беседа. Игра. Презентация. Мастерская радости-работа в группах. Конкурс рисунков. | ||
6 | 10.10 | Человек среди людей. Мой дом-моя семья. | Презентация. Игра. Работа в группах. Конкурс рисунков. | ||
7 | 17.10 | С чего начинается Родина? | Беседа. Презентация. Мини-концерт. | ||
8 | 24.11 | Жизнь на Земле. Зелёная планета. | Викторина. Изба-читальня. Работа в группах. Презентация | ||
9 | 7.11 | Общественный порядок и его правила. Знаем, умеем, можем. | Беседа. Презентация. Сюжетно-ролевая игра. | ||
10 | 14.11 | О чести судят по поступкам. | Беседа. Изба-читальня. Игра. Работа в группах-рисунок «Зеркало» | ||
11 | 21.11 | Человек среди людей. Подари близким любовь и заботу. | Беседа. Презентация. Мастерская радости. Подарок-сюрприз. | Личностные: положительное отношение к школе, адекватное содержательное представление о ней; ориентировка в нравственном содержании собственных поступков. Познавательные: | |
12 | 28.11 | Сознательный труд и его результаты. В музее старых вещей. | Беседа. Презентация. Работа в группах -творческая литературная задача. | ||
13 | 5.12 | Жизнь на Земле. Наши друзья-животные. | Беседа. Игра. Кинозал. Дискуссия. | ||
14 | 12.12 | Человек среди друзей. Мой класс-мои друзья. | Беседа. Презентация детских рисунков. Инсценировка. | ||
15 | 19.12 | В кругу друзей. .Простые правила этикета. Идём в гости. | Беседа. Сюжетно-ролевая игра. Обсуждение. | ||
16 | В кругу друзей. Новогодний огонёк. | Праздник. Мини-спектакль. | |||
17 | Жизнь и здоровье человека. Внимание:sos! | Презентация. Беседа. Инсценировка. Работа в группах - конкурс рисунков. Комментарий. | Личностные: понимать и принимать предложения учителя и оценки учителей, товарищей. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации. Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | ||
18 | Любимый уголок Отчизны. Моя малая Родина. | Презентация детских мини-сочинений и рисунков. Мастерская радости. | |||
19 | Жизнь на Земле. Чудо из чудес. | Изба-читальня. Презентация. Игра. | |||
20 | Жизнь и здоровье человека. | Весёлые старты. Игра-соревнования. | |||
21 | Сознательный труд и его результаты. Трудовой десант. | Беседа. Ремонтная мастерская: помощь игрушкам. | |||
22 | Человек среди людей. Давайте жить дружно. | Беседа. Игра. Кинозал. Работа в группах. | |||
23 | Человек среди людей. Мама-золотое слово. | Презентация детских рисунков. Мини-инсценировка. Сюжетно-ролевая игра. Музыкальный калейдоскоп. | |||
24 | Моя Родина-Россия. Война-это страшное слово. | Презентация. Изба-читальня. Работа в группах: конкурс рисунков. | Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||
25 | Жизнь на Земле. Знакомьтесь-Красная Книга. | Беседа. Презентация. Кинозал. Работа в группах -эскизы к тв. проекту. | |||
26 | Индивидуальность человека. Мы все такие разные. | Изба-читальня. Игра. Работа в группах. Игра. | |||
27 | Жизнь на земле. Наедине с природой. | Беседа. Изба-читальня. | |||
28 | Жизнь на Земле. В мире прекрасного. Времена года. | Викторина. Игра. Презентация. Мастерская радости. | |||
29 | Дорогая цена вежливости. Писатели-детям «Ежели вы вежливы» | Изба-читальня. Презентация. Сюжетно-ролевая игра( задание по группам) | |||
30 | Сознательный труд и его результаты. Трудовой десант. | Благоустройство пришкольной территории-посадка саженцев. | |||
31 | Родина-Россия. Мастерская радости. | День памяти. Умелые руки-Подарок ветеранам. | |||
32 | Я, ты, он, она – вместе целая страна! | Презентация детских тв. работ за год. Концерт. | |||
33 | Человек и природа. Экскурсия в парк. | Беседа. Экскурсия. |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Личностные
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные
Учащийся научится:
сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
различать понятия: своя и чужая собственность, профессии.
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
уважать труд людей разных профессий;
классифицировать профессии по предмету труда;
рассказывать о профессиях.
Учащийся получит возможность научиться:
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
проявлять бережнее отношение к вещам, предметам труда людей;
самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду.
Содержание курса
Я и моя семья
Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитывать средства), щедрость.
Практическая и игровая деятельность:
Игра «Генеральная уборка»;
Игра «Я – хозяин большого дома».
Мое и чужое
Все, что принадлежит человеку – это его собственность. Личные вещи человека. Собственность – это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относится к своей и чужой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
Тема исследования «Как становятся собственниками»
Игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд – это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Практическая и игровая деятельность:
Экскурсия в школьную столовую;
Экскурсия в библиотеку;
Экскурсия в художественный музей; сюжетно-ролевые игры;
Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье»
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию – работу (врач, инженер, педагог, космонавт).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Практическая и игровая деятельность:
Встреча с человеком интересной профессии;
Рисование на тему профессий;
Темы проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и стать мастером своего дела».
Календарно-тематический план
№ п\п | Дата план | Дата факт | Раздел/тема занятия | Форма организации | Виды деятельности учащихся |
Я и моя семья | Умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение. Применять полученные знания на практике, | ||||
1 | 3.09 | Семья. Состав семьи | беседа | ||
2 | 10.09 | Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи | рассказ учащихся о своем доме | ||
3 | 17.09 | Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам | беседа | ||
4 | 24.09 | Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. | беседа | ||
5 | 1.10 | Качества, присущие «хорошему» хозяину. | беседа | ||
6 | 8.10 | Игра «Генеральная уборка» | игра | ||
7 | 15.10 | Игра «Я-хозяин большого дома» | игра | ||
Мое и чужое | Работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием , которое нужно выполнить ,планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и результат. | ||||
8 | 22.10 | Собственность человека. Личные вещи человека. | беседа | ||
9 | 29.10 | Собственность – это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия) | беседа | ||
10 | 12.11 | Как человек становится собственником: производит сам | беседа | ||
11 | 19.11 | Как человек становится собственником: покупает, получает в дар | беседа | ||
12 | 26.11 | Как человек становится собственником: обменивает одну вещь на другую. | беседа | ||
13 | 3.12 | Отношение к своей и чужой собственности | беседа | ||
14 | 10.12 | Игра «Страна Обмения». | игра | ||
Почему люди трудятся | Работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием , которое нужно выполнить ,планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и результат. Применять полученные знания на практике | ||||
15 | 17.11 | Труд – это полезная деятельность человека. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения | беседа | ||
16 | 24.11 | Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. | беседа | ||
17 | Ценность труда людей разных профессий. | рисование | |||
18 | Экскурсия в школьную столовую | экскурсия | |||
19 | Проект «Что и как производят на заводе», | минипроект | |||
20 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | рассказ учеников | |||
21 | Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. | беседа | |||
22 | Проект «Трудовые награды в моей семье» | минипроект | |||
Все работы хороши | Проводить групповые наблюдения во время экскурсий . Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий . Применять полученные знания на практике | ||||
23 | Профессии по предмету труда, связанные с работой людей. | беседа | |||
24 | Экскурсия в медицинский кабинет. | экскурсия | |||
25 | Профессии по предмету труда, связанные с техникой. | беседа | |||
26 | Профессии по предмету труда, связанные с транспортом. | беседа | |||
27 | Экскурсия в трамвайное депо. | экскурсия | |||
28 | Профессии по предмету труда, связанные с созданием произведений искусства и культуры. | беседа | |||
29 | Экскурсия в городской музей. | экскурсия | |||
30 | Профессии по предмету труда, связанные с работой в природе. | беседа | |||
31 | Профессии по предмету труда, связанные с бизнесом. | беседа | |||
32 | Как люди выбирают профессию. Как люди получают профессию. | беседа | |||
33 | Проект «Профессии моей семьи». | минипроект |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Личностные
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в проведении шашечной партии и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметные
Учащийся научится:
различать термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, пат, ничья;
называть шахматные и шашечные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; шашка;
определятьправила хода и взятия каждой фигуры.
ориентироваться на шахматной доске;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
различать слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё; завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать комбинации в разыгрывании шашечной партии;
решать элементарные задачи шашечных партий.
Содержание курса
Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии.
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Игра «Уголки»
Игра «Поддавки»
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Календарно-тематический план
1 четверть (9ч)
№ | Дата | Тема | Формы организации | Виды деятельности учащихся | ||||||
План | Факт | |||||||||
1 | 6.09 | Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. | Диспуты | Прочитать и инсценировать дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски». Познакомиться с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. | ||||||
2 | 13.09 | Шахматные фигуры. Легенда о возникновении шашек. | Диспуты | Прочитать и инсценировать дидактическую сказку «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличать диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». | ||||||
3 | 20.09 | Инвентарь для игры в шашки. Начальное положение фигур в шахматах. | Диспуты | Прочитать и инсценировать дидактическую сказку «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличать диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». | ||||||
4 | 27.09 | Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей | Диспуты | Различать горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Знать правила шашечной игры, способы защиты, открытые и двойные ходы. Работать по алгоритму. Различать выигрыш, ничья, виды ничьей. | ||||||
5 | 4.10 | Дидактические игры на ограничение подвижности фигур. | Игра | |||||||
6 | 11.10 | Закрепление знаний о шахматной доске. | Диспуты | |||||||
7 | 18.10 | Правила шашечной игры.Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Диспуты | |||||||
8 | 25.10 | Правила шашечной игры. Обучение алгоритму хода. | Игра | |||||||
9 | Выигрыш, ничья, виды ничьей. | Игра | ||||||||
10 | Повторение правил шашечной игры. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | Игра | Отличать диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Использовать упражнения на выигрыш в различное количество ходов. Анализировать учебные партии. Планировать игровую практику. | |||||||
11 | Начало партий: «Городская партия». Понятие о шашечном турнире. | Игра | ||||||||
12 | Правила поведения при игре в шашечных турнирах. «Обратная городскаяпартия» | Игра | ||||||||
13 | Правила поведения в соревнования Спортивная квалификация | Игра | ||||||||
14 | Анализ учебных партий, игровая практика. | игра | ||||||||
15 | Дидактические игры. Игровая практика | игра | ||||||||
16 | Дидактические игры. Игровая практика | игра | ||||||||
17 | Повторениеправилшашечнойигры | диспуты | Отличать центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Использовать упражнения на выполнение ходов дамкой, слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Различать связка, виды связок и защита от нее. Сравнивать завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия. Наблюдать освобождение пространства, уничтожение защиты. | |||||||
18 | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Учебные игры в шашки | диспуты | ||||||||
19 | Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей. Ловушка в начале партии | игра | ||||||||
20 | Дидактические игры на ограничение подвижности фигур. Ловушка в начале партии | диспуты | ||||||||
21 | Слабость крайней горизонтали, | игра | ||||||||
22 | Двойной удар, открытое нападение | игра | ||||||||
23 | Связка, виды связок и защита от неё | игра | ||||||||
24 | Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия | игра | ||||||||
25 | Освобождение пространства, уничтожение защиты | игра |
№ | Тема | Формы организации | Виды деятельности учащихся | ||
26 | Понятие о комбинации. | диспуты | Знать понятие комбинация. Использовать упражнения на выигрыш в различное количество ходов. Анализировать учебные партии. Планировать игровую практику. Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Решать упражнения на выигрыш в различное количество ходов | ||
27 | Повторение правил. Учебные игры диспуты в шашки | диспуты | |||
28 | Игра «Уголки». Правила игры | диспуты | |||
29 | Игра «Поддавки». Правила игры | Диспуты игра | |||
30 | Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | игра | |||
31 | Решение тестовых позиций | игра | Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Анализировать учебные партии. Действовать по плану, объяснять ход решения. | ||
32 | Показательные выступления опытных спортсменов. Малый чемпионат. | игра | |||
33 | Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся | турнир | |||
Итого | 33часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970.
- Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007.
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
Личностные
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в проведении шашечной партии и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметные
Учащийся научится:
различать термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, пат, ничья;
называть шахматные и шашечные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; шашка;
определятьправила хода и взятия каждой фигуры.
ориентироваться на шахматной доске;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
различать слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё; завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать комбинации в разыгрывании шашечной партии;
решать элементарные задачи шашечных партий.
Содержание курса
Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии.
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Игра «Уголки»
Игра «Поддавки»
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Календарно-тематический план
1 четверть (9ч)
№ | Дата | Тема | Формы организации | Виды деятельности учащихся | ||||||
План | Факт | |||||||||
1 | 6.09 | Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. | Диспуты | Прочитать и инсценировать дидактическую сказку «Удивительные приключения шахматной доски». Познакомиться с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. | ||||||
2 | 13.09 | Шахматные фигуры. Легенда о возникновении шашек. | Диспуты | Прочитать и инсценировать дидактическую сказку «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличать диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». | ||||||
3 | 20.09 | Инвентарь для игры в шашки. Начальное положение фигур в шахматах. | Диспуты | Прочитать и инсценировать дидактическую сказку «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличать диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». | ||||||
4 | 27.09 | Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей | Диспуты | Различать горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Знать правила шашечной игры, способы защиты, открытые и двойные ходы. Работать по алгоритму. Различать выигрыш, ничья, виды ничьей. | ||||||
5 | 4.10 | Дидактические игры на ограничение подвижности фигур. | Игра | |||||||
6 | 11.10 | Закрепление знаний о шахматной доске. | Диспуты | |||||||
7 | 18.10 | Правила шашечной игры.Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Диспуты | |||||||
8 | 25.10 | Правила шашечной игры. Обучение алгоритму хода. | Игра | |||||||
9 | Выигрыш, ничья, виды ничьей. | Игра | ||||||||
10 | Повторение правил шашечной игры. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | Игра | Отличать диагональ от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Использовать упражнения на выигрыш в различное количество ходов. Анализировать учебные партии. Планировать игровую практику. | |||||||
11 | Начало партий: «Городская партия». Понятие о шашечном турнире. | Игра | ||||||||
12 | Правила поведения при игре в шашечных турнирах. «Обратная городскаяпартия» | Игра | ||||||||
13 | Правила поведения в соревнования Спортивная квалификация | Игра | ||||||||
14 | Анализ учебных партий, игровая практика. | игра | ||||||||
15 | Дидактические игры. Игровая практика | игра | ||||||||
16 | Дидактические игры. Игровая практика | игра | ||||||||
17 | Повторениеправилшашечнойигры | диспуты | Отличать центр. Форма центра. Количество полей в центре. Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Использовать упражнения на выполнение ходов дамкой, слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Различать связка, виды связок и защита от нее. Сравнивать завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия. Наблюдать освобождение пространства, уничтожение защиты. | |||||||
18 | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Учебные игры в шашки | диспуты | ||||||||
19 | Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей. Ловушка в начале партии | игра | ||||||||
20 | Дидактические игры на ограничение подвижности фигур. Ловушка в начале партии | диспуты | ||||||||
21 | Слабость крайней горизонтали, | игра | ||||||||
22 | Двойной удар, открытое нападение | игра | ||||||||
23 | Связка, виды связок и защита от неё | игра | ||||||||
24 | Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия | игра | ||||||||
25 | Освобождение пространства, уничтожение защиты | игра |
№ | Тема | Формы организации | Виды деятельности учащихся | ||
26 | Понятие о комбинации. | диспуты | Знать понятие комбинация. Использовать упражнения на выигрыш в различное количество ходов. Анализировать учебные партии. Планировать игровую практику. Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Решать упражнения на выигрыш в различное количество ходов | ||
27 | Повторение правил. Учебные игры диспуты в шашки | диспуты | |||
28 | Игра «Уголки». Правила игры | диспуты | |||
29 | Игра «Поддавки». Правила игры | Диспуты игра | |||
30 | Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. | игра | |||
31 | Решение тестовых позиций | игра | Применять правила хода фигур в игре «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Анализировать учебные партии. Действовать по плану, объяснять ход решения. | ||
32 | Показательные выступления опытных спортсменов. Малый чемпионат. | игра | |||
33 | Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся | турнир | |||
Итого | 33часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970.
- Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс
Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...