Компетентностный подход в развитии и совершенствовании у младших школьников фонетических знаний и умений
статья

Свищева Инна Алексеевна

Живая речь, игра с живым звуком  на уроках русского языка очень интересна и важна для учеников младших классов. Лингвисты и методисты исчерпывающе обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в развитии и совершенствовании у младших школьников фонетических знаний и умений

Живая речь, игра с живым звуком  на уроках русского языка очень интересна и важна для учеников младших классов. Лингвисты и методисты исчерпывающе обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике. Ученики должны уметь слышать звуки, которые произносят. Без слышания слова, без развития фонематического слуха возникают различные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом: лексики, грамматики, словообразования, сказывается это и на обучении правописанию.

Но где взять для такой работы звуковой материал, чтобы он был доступный, разнообразный, занимательный? Какие упражнения по фонетике могут быть интересны детям? Ответ однозначен: те, которые интересно выполнять.

Звуковой материал должен быть "настроен" на ребенка, учитывать его психику, его читательские интересы, его кругозор. И в тоже время должен развивать фонетические способности детей, учить последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове.

Учебно-методический комплект по русскому языку системы «Перспективная начальная школа»  полностью удовлетворяет этим требованиям. Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы. Организация фонетической работы, которая позволяет значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей.

Звукобуквенная зарядка проводится в учебнике как линия. Польза упражнений, связанных с различением звуков, а также с тем, чтобы школьники не смешивали звук и букву, огромна. Но она очевидна только в ситуации накопления этих упражнений. Каждое из упражнений начинается заданием: «Произнеси оба слова. Прислушайся: какими звуками они отличаются? Произнеси оба звука правильно». Задания: «Произнеси и послушай» – исключительно важны для развития фонетических способностей.

Материал для фонетической работы – это короткие стихотворные, часто шуточные тексты, которые представляют собой реальные, доступные возрасту образцы речи. Такие тексты способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме. К каждому стихотворению – иллюстрация, которая помогает школьникам понять абстрактные языковые закономерности.

Вот примеры заданий из рубрики «Звукобуквенная зарядка»:

Вязы на столе стоят,
В вязах фрукты для ребят.

- Произнеси первое выделенное слово.

- Какое слово должно быть вместо него? Произнеси его.

- Какими звуками различаются прежнее и новое слово? Эти слова пишутся по-разному, потому что они произносятся по-разному.

А дальше ребенок выбирает правильный ответ из 2-х данных.

С каким суждением ты согласишься:

Другая буква обозначает то, что:

1) изменился один звук (какой?);

2) изменились два звука (какие?).

Такие задания, которые побуждают ребенка выбирать, очень интересны для него. Ведь это он может сделать самостоятельно, откинув неправильный ответ. Постепенно сложность звукобуквенной зарядки возрастает. Так, в следующем упражнении дети должны осознать разницу между звуком и буквой в слове будка.

Лает из БУЛКИ собака:
Видно, она забияка.

- Произнеси слово, которое должно быть вместо слова булки.

- Какой звук ты слышишь на месте звука [л]: звук [т] или звук [д]

- А какой буквой его обозначишь: Т или Д? Запиши новое слово.

ФЛЯГИ развеваются –

Праздник начинается.

Есть два мнения:

  1. Если вместо слова ФЛЯГИ произнести другое слово – изменится не только гласный звук, но и согласный.
  2. Гласный звук не изменится! Изменится только согласный.

- Произнеси оба слова. Посмотри звуковые записи слов.

- Какое мнение верно?

А в этом упражнении детям нужно дать и характеристику звукам.

С урожаем все в порядке:
РЕЙКА выросла на гря
дке.

- Какое слово ты произнесешь вместо выделенного? Дай характеристику звукам, которыми различаются эти два слова.

- Одинаковые ли звуки обозначаются подчеркнутыми буквами? Произнеси их и прислушайся к себе. Охарактеризуй эти звуки: они звонкие или глухие? Твердые или мягкие?

В следующем упражнении вместе с заданием по фонетике идет проверка базовых орфограмм и словарных слов. В такой звуковой зарядке идет не только устная работа - сравнительный анализ звуков, но и письменная работа.

Замыли на ЗАЙКЕ сл_ды от м_рко[ ф] ки –
Придется теперь повисеть на вере [ф] ке.

- Какое другое слово должно быть вместо слова ЗАЙКА? Какими звуками различаются прежнее и новое слова? Запиши текст, заменив выделенное слово и вставив пропущенные буквы.

Прочитав двустишие:

"В огород пришел мой друг,
Посадил на грядке щу
к."

дети должны произнести первые звуки в прежнем и новых словах и  дать им характеристику. А затем выяснить, верно, ли утверждение, что у этих звуков нет ничего общего. И приходят к выводу, что у этих звуков разные характеристики.

Затем дети сравнивают конечные звуки в словах ДРУГ и ЩУК. Глядя на звуковую запись этих слов, дети делают вывод: конечные звуки в этих словах одинаковые, хотя и обозначены разными буквами.

Выполняя серию таких упражнений, дети закрепляют тренируемый навык – давать характеристику согласным звукам.

Я (на/о) дела шарф и шапку
И вз_ла под мышку БАБКУ.

- Прочитай правильно, заменив выделенное слово на другое.

- Произнеси звуки, которыми различаются прежнее слово и новое. Сравни их. Дай им характеристику.

- Запиши двустишие с нужными буквами.

Сравнивая прежнее и новое слова, дети должны заметить, что одна характеристика у звуков [б] и [п] – общая (твердые звуки), а другая характеристика – разная (один звонкий, другой – глухой). Особенность этой зарядки в том, что двустишие нужно будет записать с нужным словом и нужной буквой.

В л_су могучем ЧУБ растет,
Под ЧУБОМ сла [т] ко спит Федо [т].

- Сравни первые звуки в словах ЧУБ и ДУБ. Дай им характеристику.

- Обрати внимание на подчеркнутые буквы: они обозначают разные звуки или один и тот же звук?

Практически на каждом уроке я стараюсь провести работу со звуками и буквами. Место этой работы в уроке может быть разным. Но обязательно этот этап урока связан логически со следующим этапом урока. Приведу пример конспекта урока русского языка во 2 классе, где я использовала звукобуквенную зарядку «Если буква заблудилась».

Тема: «Слово, его формы. Родственные слова.»

Цель: учить детей различать это слово и другое слово.

Задачи:

  1. Определить признаки родственных слов и слов, стоящих в разной форме.
  2. Учить слушать и сравнивать звуки в словах, характеризовать эти звуки, соотносить звук и букву в слове.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • учебник "Русский язык", ч.1, 2класс. Н.А.Чуракова;
  • рисунки предметов;
  • карточки со словами;
  • веер с гласными буквами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока.

2. Звукобуквенная зарядка «Если буква заблудилась».

Дети читают стихотворение Марины Дружининой.

- Меня зовут ГРУША, - сказал мальчуган.

- Хорошее имя! – одобрил Иван.

- Какая буква заблудилась в слове груша? Произнесите прежнее и новое слово. Запишите эти слова звуками. ([груша] [гр'иша])

- Сравните звуки в этих словах. Сколькими звуками отличается второе слово от первого?

- Назовите эти звуки. Охарактеризуйте звуки [р] и [р'].

- Какой буквой обозначаются на письме эти два звука?

3. Чистописание.

Повторяем написание строчной буквы р:

р рр р рр р рр р рр

ря ре рё рю ри ру.

4. Словарная работа.

(Во всех словарных словах обязательно есть буква р. Дети правильно пишут эту букву в соединении с другими буквами.)

1) Дети работают в парах. На доске рисунки предметов:

  • тетрадь;
  • портфель;
  • карандаш;
  • огурец;
  • морковь;
  • картофель.

(Один ученик в паре записывает название предметов из левого столбика, другой ученик – из правого столбика. Ставят ударение, подчеркивают непроверяемую безударную гласную букву. Затем – взаимопроверка.)

2) Знакомство с новым словарным словом.

- Отгадайте загадку:

Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач,
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. 
(Арбуз.)

- Произнесите это слово. Сколько слогов? На какой слог падает ударение?

- В первом слоге, какой гласный звук слышим? ([а]) И буква пишется а.

- А какой звук слышим на конце этого слова? ([с]) Какой это звук? (Дается характеристика.)

- Проверяем – арбузы. Записываем слово арбуз.

5. Физкультурная минутка.

6. Наблюдение за разными словами и их формами.

Работа идет в парах.

- Определяем окончания во всех словарных словах.

- Почему вы решили, что это нулевые окончания? (Карандаша, карандашу, карандашом – в этих формах есть окончания, значит в слове карандаш – нулевое окончание.)

Маша, определяя окончание у слова арбуз, так изменяла слово: арбузы, нет арбуза, любуюсь арбузом, думаю об арбузе.

- Это одно слово или разные слова? (Одно слово, но в разной форме.) Почему? (В этих словах одна и та же основа арбуз.)

- А Миша подобрал вот такие слова: арбузный, арбузик, арбузище.

Мише еще трудно ответить – это разные слова или это одно слово, но в разной форме.

- А вы как думаете?

7. Сообщение темы урока.

8. Новый материал.

1) Работа с учебником.

- Открываем стр. 89. Рассматриваем рисунок. Мише приснился сон. Какие предметы ему приснились? (Рыбка, рыба, рыбешка, рыбища.)

- Это разные слова или одно и тоже слово? Давайте разбираться.

2) Наблюдения за словами.

Стол и стул – это разные слова? А слова стол и столик? Какие основы у этих слов? (Если основы разные, то и слова разные.)

Дом и изба – разные слова? А изба и избушка(Основы разные, значит это разные слова.)

- А какие это еще слова? (Родственные.) Почему? (Общая часть и общий смысл.)

3) Упражнение в нахождении родственных слов.

а) На доске записаны слова: стул, стулья, на стуле, стульчик, под стульчиком, стульчики.

- Выпишите родственные слова. (Стул, стульчик.)

Вывод. Какие слова являются родственными?

б) Упр. 64, с.92.:

На велосипеде двухколесном можно съездить даже на Луну:
Посмотреть на лунные вулканы, лунную послушать тишину.
Если хочешь до Луны добраться, вот велосипед – учись кататься.

(Р. Сеф)

- Выпиши выделенные слова, рядом запиши начальную форму.

- Сколько здесь разных слов? Запиши формы первого слова, а потом формы второго слова.

в) Упр. 65 – устно.

Синий-синий василек,
ты любимый мой цветок!
Кто синее 
василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же... 
Всех синей 
глазки девочки моей.
Пропадает у реки, где стрекозы так легки, -
И глаза её, ей-ей,
с каждым годом всё синей.

(С. Черный)

- Найди строчки с подчеркнутыми словами; слова, выделенные жирным шрифтом; слова написанные курсивом.

- Это разные слова или разные формы одного слова?

4) Обобщение.

- Вернемся, ребята, к словам, которые подобрал Миша к слову арбуз. Это разные слова? Почему? А Мишин сон? Какие это слова?

- Молодцы, ребята!

9. Итог урока.

- Волшебница прислала вам письмо. Она просит выполнить задания, которые находятся в этом конверте. (Учитель достает из конверта задания).

1) Сравни слова: Лес, лесной, лесник, лесок, леска, лесничий, лестница.

Выпишите из них родственные слова, выделите общую часть. Какие слова лишние?

2) В предложении «Арбуз лежит на столе». Нужно найти основу предложения и назвать неглавное слово. Поставьте его в начальную форму.

- Стол и на столе – это разные слова или одно слово, но в разной форме?

- А слово стол и столовая? Это, какие слова?

10. Оценки.

11. Домашнее задание.

Помимо звуковой зарядки интересны следующие упражнения со звуками и буквами. В них для записи звучащего слова используются небуквенные условные значки, а также транскрипция.

1) Произнеси слово и послушай, сколько в нем звуков. Соедини каждое слово с тем числом, которое обозначает количество звуков в нем. Из каждого слова убери одну букву так, чтобы количество звуков в новом слове осталось прежним. Запиши новое слово.

Запиши подчеркнутое слово звуками. Дай характеристику согласным звукам.

2) Запиши скороговорку буквами.

Посадил [д'эт] [лук]. Отрастил [лук] [ч'у] б.
Увидал [лук] [внук], оборвал [луку] [ч'у б].

3) Запиши слова звуками.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589240/img2.gif

Выбери любое слово и дай характеристику согласным звукам.

4) Слова потеряли буквенную одежду. Помоги им ее найти.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589240/img3.gif

5) Запиши скороговорку буквами:

[На дуп н'э дуй гуп],
[Н'э дуй гуп на дуп].

6) Сделай звуковые схемы слов: дуб, кот, экран.

Итак, фонетические упражнения на уроках русского языка сыграют важную роль в формировании точных звуковых представлений ребенка. Выполняя эти упражнения, ученики приучатся пристально всматриваться в звуковой костюм слова, соотносить его с буквенной одеждой. Знания по фонетике станут фундаментом в изучении правописания в том случае, если ученик осознает различие между словом произнесенным и написанным.

Литература:

  1. П.С. Жедек. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения правописанию. // Начальная школа.- 1991. - №8. – с.65.
  2. А.А.Бондаренко. Фонетика по Вральману? // Начальная школа. – 1996. - №1.- с.18.
  3. Н.А.Чуракова. Русский язык. Учебник. Часть 1 и 2. 2 класс. Москва.- Академкнига/Учебник. 2016г.
  4. Т.А.Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. Москва. Академкнига/Учебник. 2016г.
  5. Программы четырехлетней начальной школы: Проект "Перспективная начальная школа". Составитель Р.Г.Чуракова. Москва. Академкнига/Учебник, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Дидактический материал для младших школьников "Фонетический разбор".

Цель данного пособия – подготовить учащихся в начальной школе к изучению фонетики в средних классах; способствовать овладению навыком различать звук и букву, соотносить слово звучащее и слово написанн...

Развитие самостоятельной творческой личности младшего школьника посредством использования технологии системно-деятельностного подхода.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социаль...

Формирование коммуникативных умений и развитие социальных компетенций у младших школьников

Распространение собственного педагогического опыта учителя...

Сборник компетентностно - ориентированных фонетических упражнений "В мире звуков и букв" для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка

Сборник содержит компетентностно – ориентированные фонетические упражнения для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка в период изучения раздела «Фонетика». Материал ...

Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса...

Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...