Анализ работы ШМО учителей начальных классов
материал

Елескина Наталья Александровна

2018-2019 уч. г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_shmo.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения

учителей начальных классов 2018 -2019уч.год

Система Российского образования на современном этапе развития
общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой
модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не
проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на
конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является
основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И
для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в
новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать
необходимым     уровнем
        профессиональной     компетентности     и

профессионализма.

Все нововведения в образовании меняют требования к учителю. Поэтому учителя начальных классов в 2018 - 2019 уч. году работали над решением следующих задач:

  1. Активно внедрять в работу педагогов достижений и рекомендаций технолого-педагогической науки.
  2. Изучить программы информационно - коммуникативных технологий, внедрение в практическую деятельность.
  3. Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов.
  4. Разработка учебных и образовательных программ, ориентированных на развитие индивидуальности ученика.
  5. Продолжить изучение нормативно - правовых документов, необходимых для работы по ФГОС второго поколения.

Для решения поставленных задач были выбраны темы по самообразованию учителей МО:

Бочкарёва Г.В. «Развитие информационной компетентности учащихся на уроках русского языка»

Базунова Е.С. «Индивидуальная работа с учащимися как средство повышения знаний»

Елескина Н.А « Современные информационные технологии на уроках русского языка»

Денисова Г.Н. «Методы и приёмы формирования УУД на уроках русского языка и литературы»

На заседаниях МО проводились педчтения по темам самообразования учителей с целью формирования творческой продуктивности и саморазвития педагогов и повышения успешности обучения через использование технологии развития критического мышления, технологии проблемного диалога, проектной деятельности.

Для формирования профессиональной компетентности педагогов начальной школы, для качественной работы начальной школы на основе ФГОС второго поколения проведено6 методических заседаний начальных классов (по плану МО):

  • Утверждение плана работы, утверждение рабочих программ.
  • «Преемственность между дошкольным и начальным образованием, начальной школой и средним звеном». Круглый стол.
  • «Общеучебные компетентности и их формирование в рамках работы по УМК «Планета знаний» и по УМК «Школа России» на основе ФГОС». Практикум
  • «Осуществление духовно - нравственного воспитания через основные направления внеучебной деятельности»
  • Круглый стол «Особенности урока в рамках введения и реализации ФГОС второго поколения в начальной школе».

        «Учитель - учителю». Творческая мастерская  «Это нам удалось!». Круглый стол.

На заседаниях рассматривались общие методические вопросы, происходил обмен опытом. На каждом методическом объединении проводился обзор методических новинок и обзор статей журнала «Начальная школа», информации с районных семинаров.

Рассматривались методические вопросы:

        «Новые санитарные требования (СанПиН) для школ». (Бочкарева Г.В.)

  • «Проблемы непрерывности и преемственности между д/с и начальной школой» для учителя 1 класса в свете работы по новым ФГОС.(Елескина Н.А.)
  • «Подготовка проблемно-диалогического урока». (Базунова Е.С.)
  • «Технология развития критического мышления на уроках в начальных классах» - (Базунова Е.С.)
  • «Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся» (Елескина Н.А.)
  • « Технологии оценивания учебных успехов в свете работы по новым ФГОС». (Денисова Г.Н.)
  • «Критерии эффективности урока при системно-деятельном подходе» (Бочкарёва Г.В.)

На заключительном заседании МО начальных классов проведена диагностика педагогических затруднений.

Ещё вызывает затруднение (по результатам анкетирования) «Применение технологии оценивания учебных достижений обучающихся по УМК «Школа России». Этот вопрос нужно рассмотреть в следующем учебном году.

Работа МО учителей начальных классов по реализации методической темы школы «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях перехода на новые ФГОС» велась по двум направлениям: совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя и развитие творческого потенциала ученика.

В текущем учебном году в состав ШМО начальных классов входило 4 человека : 4 учителя начальных классов . В начальных классах 4 класса и 1 группа продлённого дня.

Кадровый состав методического объединения

п/п

Ф.И.О. учителя

Квалиф.

категория

Стаж

Класс

УМК

1

Базунова Евдокия Савельевна

1

3

«Школа России»

2

Бочкарева Галина Викторовна

Соотв.

2

«Школа России»

3

Елескина Наталья Александровна

1

1

«Школа России»

4

Денисова Галина Николаевна

Соотв.

4

«Планета Знаний»

Анализ данных, приведённых в таблице ,позволяет сделать вывод о том, что

в начальной школе работают квалифицированные специалисты.

50 % имеют высшее образование.

75% учителей имеют стаж- от 20 до 30 лет..

             Приведённые цифры свидетельствуют о наличие определённого опыта. Все педагоги начальной школы прошли краткосрочные курсы по программе «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи: реализация требований 273 - ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»». С целью распространения передового опыта учителей создана «Методическая копилка» оригинальных авторских разработок», что оказывает практическую помощь всем учителям. С целью обмена опытом каждый учитель дал открытый урок и внеклассное мероприятие. После каждого урока проводился глубокий анализ. Отмечались положительные стороны, давались рекомендации. Почти все уроки прошли на хорошем методическом уровне.

          Работа по самосовершенствованию учителя включала взаимопосещение уроков.

          Взаимопосещение уроков направлено на изучение опыта коллег для развития

          собственного педагогического творчества.

Классные руководители 1-4 классов в течение года проводили мониторинг уровня сформированно универсальных учебных действий в начальной школе. Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированно универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Учителя не останавливаются в поисках оптимальных методик для успешного обучения учащихся, понимая, что необходимо заинтересовать ученика не готовыми знаниями, а вовлекать учащихся в поисковую деятельность.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ за 2018 / 2019 учебный год

Класс, учитель

Количество учащихся, чел.

Отличников, чел.,%

Ударников, чел., %

СОУ, %

Качество знаний, %

Успеваемость, %

2кл.,Бочкарёва Г.В.

7

1(14)

2 (28)

53,1

42,9

100%

3кл.,Базунова Е.С.

7

2(28)

4 (56)

70,3

85,7 %

100%

4кл.,Денисова Г.Н..

7

-

4 (57)

52%

57,1 %

100%

1кл.,Елескина Н.А.

10

Не оценивается

Итого

31

3 (10)

10(32)

51,2

42

100%

             Учителям следует систематически и последовательно осуществлять контроль за умением, навыками и знаниями учащихся с усложнением содержания и приемов проверки, а также в проверочные работы - задания включать материал повторительного характера, тесно связанный с изучаемой темой и ранее изученным.

В соответствии с письмом Рособрнадзора «О проведении Всероссийских проверочных работ в 2018-2019 учебном году» во 2 классе проводилась ВПР по русскому языку в целях мониторинга качества подготовки обучающихся 2 классов. Мониторинг направлен на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования

      Общий анализ качества знаний по русскому языку в 3 классе

Класс

Кол-во

Кол

-во

Качество

СОУ

Успеваемость

участников

выполнивших работу на

знаний

«5»

«4»

«3»

«2»

2

6

1

3

2

0

66%

66%

100%

В 4 классе был проведен мониторинг учащихся по следующим предметам:

Предмет

СОУ

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

60%

60%

100%

Математика

67%

60%

100

Окружающий мир

54%

40%

100%

В целом уровень подготовленности учащихся, заканчивающих начальную школу в 2018/2019 учебном году, можно оценить удовлетворительно.

Учителям начальных классов необходимо довести подробную информацию об уровне подготовленности, общем развитии и социуме каждого «выпускника» начальной школы до учителей среднего звена для координации работы по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в среднюю школу.

По итогам 2018/2019 учебного года по всем учебным предметам государственная программа (практическая часть) выполнена полностью. Отставаний по программе нет.

Развитие творческого потенциала ученика

В целях развития интереса у учащихся по предметам и поддержки наиболее способных к творческой и исследовательской деятельности учащихся, с целью формирования у младших школьников потребности к саморазвитию и самообразованию, становлению мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире проведена выставка тетрадей по русскому языку и математики учащихся 2-4 классов. Оценивались аккуратность, каллиграфия, правильность оформления работ. Аккуратные тетради у Абакумовой А. (3 класс), Кузнецовой Е. (4 класс).Выставка тетрадей показала, что учителя начальных классов систематически проверяют работы учащихся, работают над каллиграфией, единым режимом оформления работ. Но, к сожалению, это не приводит к желаемым результатам. Проверка тетрадей учащихся 1-4 классов показала, что от 30% до 50% детей не владеют правильным письмом. Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, достаточно быстрым. Учителям рекомендовано кроме коллективных форм по совершенствованию каллиграфических навыков следует проводить индивидуальную работу. Также проверялись дневники учащихся 2-4 классов. С целью устранения недостатков по ведению тетрадей и дневников учащихся в последствии был рассмотрен на заседании МО вопрос «Правила ведения школьной документации», разработаны памятки - требования к ведению тетрадей и дневников.

              Активизировалась работа учителей начальных классов по подготовке учащихся к различным конкурсам.

Учащиеся 2-4 классов, все желающие, принимали участие в международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» и по математике в международном математическом конкурсе-игре «КЕНГУРУ». Высокие результаты показали учащиеся 3 класса. Также учащиеся 3 класса участвовали в областном конкурсе чтецов «ЖИВОЕ СЛОВО».

Таким   образом,   показателями   успешной   работы   педагогического коллектива учителей начальной школы можно считать: Развитие познавательной сферы учащихся выпускных классов. Сохранение положительной мотивации учащихся. Результаты инновационной деятельности педагогов.

              Системный подход к анализу и планированию деятельности начальной школы.

             Формирование позитивного образа школы через создание комфортных условий обучения и воспитания детей.

              Подведя итоги работы МО учителей начальных классов по данной теме, постановили: признать работу «удовлетворительной».

В 2019-2020 году необходимо продолжить работу в том же направлении, углубив ее содержание и скорректировав цели и задачи. Основной целью работы МО становится:

«Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной работы в рамках ФГОС второго поколения» и

перед МО ставятся следующие задачи:

  • Продолжить формирование информационной культуры педагогов.
  • Продолжить внешнюю методическую деятельность учителей начальных классов.
  • Продолжить изучение нормативно - правовых документов, необходимых для работы в рамках ФГОС второго поколения.
  • Продолжить взаимо и самообразование участников образовательного процесса.
  • Продолжить работу учителей по подготовке участников творческих конкурсов и конференций.

              -Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми инновационными технологиями;

-Использовать в своей работе новые технологии, интегрированные уроки, осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся. -Повышать  мотивацию   младших  школьников  через   коммуникативно-деятельный подход к обучению.

              -Повышать качество знаний через использование коммуникативно-информационных, проектных технологий.

-Создать необходимые условия для обеспечения разработки инноваций, реализации образовательной программы школы;

 

Рекомендации:

Продолжить работу над методической темой «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной работы в рамках ФГОС второго поколения».

С целью распространения опыта продолжить работу над созданием «Методической копилки оригинальных разработок», размещать разработки на страницах интернета.

              Усилить работу с учащимися, имеющими высокую мотивацию к учёбе; больше внимания уделить воспитанию социальной роли каждого ребёнка.

              Руководитель ШМО начальных классов  _________________ Н.А. Елескина

              МОУ Покровской СШ

              МО «Цильнинский район»

              Ульяновской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2009-2010уч.г.

Материал к итоговому заседанию методического объединения учителей начальных классов....

Анализ работы ШМО учителей начальных классов и воспитателей ГПД

Анализ работы ШМО учителей начальных классов  за 2009-2010 уч.год...

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год

Цель, которую поставили перед собой учителя: создать условия, обеспечивающие усвоение обязательного минимума содержания образования по предметам базисного учебного плана, способствующие фо...

Анализ работы МО учителей начальных классов

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов....

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010-11 уч.г.

Анализ работы МО учителей начальных классов по теме " Наша новая школа - школа создания творческой, информационно- безопасной образовательной среды, развивающего фактора индивидуального успеха ребенка...

Анализ работы кафедры учителей начальных классов

Анализ работы методического объединния (кафедры) учителей начальных классов за 2009-2010учебный год....

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2010 - 2011 учебный год

Работа МО была направлена на решение главной методической проблемы: «Развитие ведущих учебных умений, как путь к личностному росту учащихся начальных классов»  и реализацию поставленных задач чер...