ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
статья
Выступление на педсовете на актуальную тему, так как в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_mezhdu_sadom_i_shkoloy.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете.
Тема: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Ермолаева Елена Валентиновна,
учитель 1 категории
школы-сада №7
г.Пересвета
Январь 2016 г.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении отдельных элементов при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Нравственные и умственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
С какими же проблемами мы, педагоги, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка, специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.
Специфика нашего учреждения позволяет установить непосредственный контакт педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогает определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
2. Вторая проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в ряде школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал числами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей, приводящая к переутомляемости детей.
У нас специальный отбор не проводится. Собеседование, которое я провожу с будущими первоклассниками и их родителями в начале лета, направлено на то, чтобы познакомиться с детьми, дать рекомендации родителям, составить впечатление о классе.
Чтобы сгладить переход от детского сада к школе в этом году была введена предшкольная подготовка. Она поможет в решении нескольких задач:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- отбор содержания образования детей, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться;
- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
- Методическая работа.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, педсоветов, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
- Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
- Психологическая готовность ребёнка к школе.
- Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду. Информ для\ род
И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются участие в совместных праздниках и мероприятиях, беседы воспитателей о школе. Предложение: проведение экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее название - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
В процессе работы в 1 классе были выявлены некоторые трудности, на которые следовало бы обратить внимание всем педагогам и родителям:
- Как ребёнок держит ручку, карандаш, ложку (начиная с младшей группы)
- Кто автор произведения, которое прочитали.
- Дети не знают и с трудом объясняют смысл пословиц (включать эту работу не только в занятия, но и в повседневное общение)
Решение педсовета:
1.В течение февраля старшему воспитателю Рябых Л.И. и зам. директора по УВР Бондаренко С.Ю. посетить занятия учителей-дефектологов, воспитателей и урок письма в 1 классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проблемы современной школы и пути их решения"
Проблемы экологического воспитания младшего школьника...
Урок "чистоты" в 4 классе по теме "Экологичечкие проблемы г. Бугульмы и пути их решения"
Урок проводился в 4 классе с использованием активных методов обучения, которые позволяют детям исследовать экологические проблемы родного города , сделать выводы и найти пути решения эти проблем....
Проблемы преемственности начальной и основной школы и пути их решения
Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения....
Проблемы, возникающие при работе. пути их решения.
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАБОТЕ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ....
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДУЗ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят пе...
Психологические проблемы преемственности "Детский сад-начальная школа"
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...
Проблемы преемственности образования и пути их решения.
Проблема преемственности между уровнями дошкольного и начального школьного, а также начального школьного и основного общего образования ищет своего разрешения. Актуальна она и в наше время. Пост...