Статья.Развитие у младших школьников внимания и навыков самоконтроля.
статья (2, 3, 4 класс)

Сорокина Наталья Анатольевна

 

 

 

Статья.Развитие у младших школьников внимания и навыков самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx294.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у младших школьников внимания и навыков самоконтроля.

Наталья Анатольевна Сорокина,

учитель начальных классов

   Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательной способности учащихся. В виды познавательной деятельности входят способности планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение деятельности. Для этого у учащихся должен быть хорошо развит самоконтроль. В этом процессе внимание выполняет контрольную функцию. Дополнительно следует добавить, что речь идет о произвольном внимании, являющимся ведущим в учебной деятельности.

   К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания-как

интересного, так и неинтересного. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятности, интереса ребенка и сформированности его волевых качеств. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует и о развитии самоконтроля.

  Начинать формирование внимания надо с внешних осознанных и развернутых действий контроля. Можно использовать действие контроля в разных видах

заданий, но наиболее целесообразно выбирать такие виды учебной деятельности, в которых недостатки внимания особенно ощутимы. Для этого следует установить содержание контроля - чему конкретно следует учить, в  данном случае контрольное действие состоит из следующих операций:

- Выбор порядка в выполнении проверки. Ученик должен решить, что раньше будет проверять в тексте. Правильность по смыслу или по написанию.

- Выделение проверяемых частей текста. Слова, предложения.

- Предусматривание возможных типов ошибок. Пропуск, перестановка, удвоение, подмена (слогов, слов, букв).

   Для того чтобы ученики с самого начала выполнили последовательно все операции, им необходимо дать определенное правило работы. Вот как оно  выглядит.

1. Наметь порядок выполнения проверки по смыслу или по содержанию.

2 Читай предложение вслух.

3. Подходят ли слова друг другу.

4. Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог.

5. Подходят ли буквы к слову.

6 Нет ли пропуска букв.

   Работа начинается с разъяснения и показа действия контроля учителем. Первый пункт правила разъясняется примерно так. В этом тексте допущены ошибки. Их надо найти и исправить. Ошибки в тексте разные. Есть ошибки

в написании слов, а есть ошибки другого рода, пропущены слова или вместо нужного слова написано другое,ненужное. От этого предложение становится

бессмысленным. Чтобы найти все ошибки нужно работать по порядку: какие ошибки будешь исправлять сначала,  какие потом. Один текст учитель проверяет вместе с учениками, строго следуя правилу. После этого

ученики начинают работать самостоятельно. Вначале контроль должен выполняться в материальной форме. С этой целью следует предложить ученикам: а)выделять вертикальной чертой каждое проверяемое слово в предложении, каждый слог в проверяемом слове; б) громкое прочтение написанного слова или слога и его проверка. Если ученики затрудняются в

выполнении проверки (пропускают ошибки) можно им в качестве образца дать правильно написанные тексты. После успешного выполнения этого действия в

материализованной форме ученики должны выполнять eго без опоры на карточку. Перед выполнением они должны называть очередную операцию и совершать её. Проверяемые слова и слоги теперь не подчеркиваются, зрительно выделяются и прочитываются. После успешного выполнения действия контроля во внешне-речевой форме необходимо постепенно переводить его в умственную форму. На этом этапе контроль может

уже быть преобразован в акт внимания. Но для этого надо обеспечить изменения этого действия не только по форме (от материального к умственному), но и еще по линиям: сократить и автоматизировать. После того,

как действие приобретает умственную форму, учащийся, владеющий таким действием, станет внимательным.

  С первого класса на уроках математики применяется «мозаика». Берутся две карточки одинакового размера и расчерчиваются на прямоугольники. На одной карточке пишутся примеры, а на другой, в соответствующих местах, ответы. На обратной стороне карточки с ответами наклеивается забавный рисунок и эта карточка разрезается по линиям разметки. Получаем таблицу с примерами и отдельную карточку с ответами. Решая пример ученик находит ответ и кладет его на место примера. Так заполняется вся таблица. Потом каждый ответ переворачивается и если примеры решены верно,получится рисунок. Можно проверить весь класс за минимальное время, тратить время на проверку не надо, т.к. ученик проверил себя сам.

   На уроках русского языка применяются комментированные упражнения. Предлагая ученику объяснить вслух способ выполнения действий, учитель

ставит его перед необходимостью рассказать так, чтобы это действие было понятно другим. Дети, слушая товарища, могут исправить его объяснения. Это

приучает их быть внимательными. Комментированное письмо заключается в следующем:

- Учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;

- Один ученик, не вставая с места и работая с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первичное предупреждение) никто не

пишет;

-Затем он комментирует (объясняет правописание) слова (второе предупреждение);                                  

- Ученики внимательно следят за комментированием, если ученик затрудняется объяснить правописание слова, ему помогают;

-Молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.

Выполненная таким образом работа не требует вторичной проверки, В ней не должно быть ошибок.

  На уроках русского языка дети пишут взаимные диктанты. Работа проводится в  паре. Подготавливаются карточки по разным темам русского языка.

Работа в паре проводится по плану:

1) Первый ученик из пары читает текст, другой пишет.

2) Второй ученик (т.е. тот, кто писал) читает, а первый пишет.

3) Дети меняются тетрадями и без заглядывания карточку проверяют диктант.

4) Ученики открывают карточку и по ней вторично проверяют диктант сначала первого ученика, а потом втoporo.

5) Ученик допустивший ошибки, делает работу над ошибками под контролем партнера.

   Формирование действия контроля за способом решения той или иной учебной задачи составляет метод поэтапного формирования умственных действий. В частности речь идет о формировании понимания, как

автоматизированного свёрнутого действия контроля. В процессе обучения детей работе над ошибками выделяют несколько этапов. Выясняется, какие ошибки можно допустить и каков характер этих ошибок. Это могут быть ошибки по содержанию и ошибки на невнимание. Анализируя их учащиеся часто ставят  их во главу угла ведь ошибка связанная с элементарной невнимательностью -это самая обидная ошибка По словам П.Я. Гальперина, специально изучавшего внимание, всякая идеальная свернутая, автоматизированная форма действия

контроля есть внимание. В связи с этим была разработана методика работы

над ошибками после выполнения учащимися контрольных или проверочных работ. Cyть этой методики состоит в том, что после анализа ошибкоопасных мест

ученик составляет «справочник ошибок», в который входят все возможные ошибки, которые могут быть у детей. Важно, чтобы учащиеся начали задумываться над тем, какие ошибки можно допустить при выполнении

того или иного учебно-практического действия, попытаться понять причину и характер ошибок. Составив«справочник ошибок учащиеся должны научиться  им пользоваться, при самопроверке. Для примера возьмем формирование вычислительных навыков. Освоив все арифметические действия дети все же допускают большое количество ошибок при решении примеров. Такое положение можно исправить, если работать на «справочником ошибок». Детям предлагается подумать, какие ошибки можно допустить при списании

математического выражения, при его решении. Учащиеся выделяют следующие виды ошибок:

1. замена арифметических знаков;

2. ошибка в записи числа (перестановка пропуск,замена цифры);

3. ошибки при вычислении пределах 10 и с переходом через десяток.

После этого отрабатывается навык проверки арифметических действий.            

 Уже на первых этапах учащиеся понимают, что недостаточно иметь памятку,

нужно применять знания при выполнении практической работы.Задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у ребенка действия самоконтроля. Для этого он должен овладеть пооперационным контролем: выполняю, проверяю, куда посмотреть, если сомневаюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников"

Развитие творческого потенциала младших школьников...

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках математики"

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках математики"...

Статья "Развитие познавательных способностей младших школьников в системе поддержки одарённых детей"

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития и поддержки одарённых детей.  Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для ода...

Статья " Развитие творческих способностей младших школьников"

В статье я попыталась изложить свой опыт работы по развитию творческих способностей ребят младшего школьного возраста....

Статья "Развитие творческих способностей младшего школьника"

Статья освещает вопрос о творческом развитии личности ученика...