Обобщение педагогического опыта
методическая разработка
«Формирование читательской деятельности младшего школьника".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые члены жюри, уважаемые участники конкурса!
Хочу Вам представить мой опыт работы. Готовясь к сегодняшнему дню, я думала…Интересно, каким должен быть учитель? Наверное, он должен быть похож на большое, чистое, прозрачное…окно с аккуратными рамами. В таком окне можно видеть мир неискаженным. А если на окне есть пятна, то оно закрывает вид, может на что-то важное. Если окно маленькое, то и света мало, и видно немного…
Окна – это дом. Таким домом является МО учителей начальных классов, где все жильцы заняты общим делом. И мой опыт – это, конечно же, опыт не одного человека, а опыт многих коллег, но в моей работе. В нашем доме я почти долгожитель (стаж работы составляет 17 лет) и есть чем поделиться (пауза).
Одно из самых главных средств, которое помогает ребёнку рассмотреть мир за окном, познать его и самого себя является чтение.
Тему педагогического опыта, о котором хотелось бы рассказать, я сформулировала так: «Формирование читательской деятельности младшего школьника".
Кто-то может сказать: «Неактуально»
Отвечу просто: Чтение всегда актуально. Особенно сейчас, так как одно из приоритетных направлений работы в стандартах 2 поколения обозначено тезисом: «От обучения чтению к чтению для обучения». Ведь умение правильно читать – это умение работать с информацией.
Согласитесь, что сегодня серьезную тревогу вызывает отчетливо наметившаяся тенденция удаления ребенка от детской книги, что объясняется, в определенной мере, социальной неустроенностью общества. Превратившись в страну с рыночной экономикой, мы вдруг быстро из самой читающей страны, по мнению некоторых специалистов, скатились на довольно низкий уровень знания и чтения книг. Да, что говорить, всё реже и реже родители обращаются к русским народным сказкам, а чаще к сказкам современным, с трансформерами и космическими войнами. Проводя занятия в «Школе для малышей» и обращаясь с просьбой продолжить сказку, услышала ответ ребёнка: «А я не знаю сказку про репку». А ведь именно сказки учат детей отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости. Проблемы с качеством чтения наблюдаются и у выпускников начальной школы. В результате бесед с родителями стало очевидным, что многие дети предпочитают книге телевизор или компьютер. Понятно, что появилось множество других источников информации помимо чтения, но с данными источниками также необходимо уметь работать.
Поэтому…
Актуальность темы обусловлена противоречием между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению, к книге.
И если вспомнить слова французского писателя Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», то становится понятно, сколь важно чтение.
Психологи утверждают, что на успеваемость учащихся влияют более 200 факторов и фактор№1- чтение.
Следовательно, необходима системная работа по формированию читательской деятельности, без которой невозможно дальнейшее качественное образование.
Какова практическая значимость опыта?
Практическая значимость педагогического опыта заключается в следующем: легко применима в школе, определен набор методических приёмов и разработан контрольно-диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности учебных умений и навыков по чтению, можно модифицировать с учётом особенностей детей и личного опыта. Можно расширить диапазон сотрудничества через МО учителей начальных классов, учителей-предметников, родителей.
Теоретическая база опыта. Если говорить о теоретической базе, то она богата. Проблема формирования навыков чтения рассматривалась в трудах И.Канта, в педагогических идеях Л.Толстого, К.Д.Ушинского, В.А. Сухомлинского. Именно К.Ушинский рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту, или иную сторону жизни…». Последователи Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский….. подчёркивали значимость чтения в образовании и его влияние на развитие и воспитание ребёнка.
Читательская деятельность рассматривает чтение, как деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение, иногда и преобразование и дополнение читаемого (схема). Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками.
Я же, являясь учителем – практиком, должна научить, направить, помочь…
В чём новизна? Новизна в моём педагогическом опыте заключается: в попытке самостоятельно обобщить и систематизировать литературу по проблеме; создать оптимальные условия в конкретной школе с конкретными детьми, отобрать и разработать комплекс тренировочных упражнений, памяток для учащихся, творческих заданий с 1 по 4 классы, позволяющих сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки читательской деятельности и получить ожидаемый результат.
Длительность работы над опытом. Над этой темой я работаю наиболее активно последние 4 года.
Технология опыта заключается в активной передаче знаний способов чтения детям, внедрении приёмов работы с текстом, которые бы непроизвольно заставляли детей изучать прочитанное более глубоко и осмысленно.
Для учащихся был разработан перечень видов чтения, приёмов работы с текстом. Оформляя домашнее задание, мы с ребятами указываем номер вида чтения из специальной таблицы. Таблица постепенно увеличивается. Теперь там 43 наименования и совершенно понятно, что данный список будет пополняться. Давайте посмотрим на виды чтения, многие вам знакомы…
Приёмы работы с текстом и виды чтения.
№1. Простое чтение.
№2.Выразительное чтение.
№3. Беглое чтение.
№4. Чтение в темпе речи.
№5. Безошибочное чтение.
№6. Орфографическое чтение.
№7. Чтение по ролям.
№8. Чтение шёпотом.
№9. Тихое чтение.
№10. Чтение беззвучное (шевеля губами)
№11. Громкое чтение.
№12. Чтение с разной силой голоса.
№13. Чтение «диктор».
№14. Чтение про себя.
№15. Чтение с настроением.
№16. Выучи наизусть.
№17. Конкурс на лучшего чтеца.
№18. Выборочное чтение.
№19. Чтение абзаца, части, отрывка.
№20. Ответы на вопросы после текста.
№21. Составь вопросы.
№22. Пересказ.
№23. Краткий пересказ.
№24. Пересказ близко к тексту.
№25. Пересказ понравившегося отрывка.
№26. Творческий пересказ (от имени какого-либо героя или от себя).
№27. Составление плана.
№28. Подбор пословиц по теме произведения.
№29. Подбор книг по теме произведения.
№30. Поиск материала об авторе.
№31. Подпись к иллюстрациям.
№32. Нарисуй иллюстрацию.
№33. Я - режиссёр (какие декорации ты придумал бы).
№34. Подбери слова о характере героя.
№35. Найди образное выражение.
№36. Сравнение героев произведения.
№37. Сравнительный анализ произведений.
№38.Глубокое чтение (с карандашом в руках).
№39. Щадящее чтение
№40. Чтение с последующей презентацией.
№41 Чтение текста с последующей «маркировкой» (выделением ) текста
№42. Многократное обращение к тексту.
№43. Чтение перед сном.
Достоинства каждого вида чтения известны моим учащимся. Например, чтение перед сном даёт очень хорошие результаты. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, просмотр интересного фильма, фильм закончился, а мы ещё о нём думаем. Так и с книгой.
Или щадящее чтение (прочитать столько, сколько смог). Иногда позволяю детям выбрать данное чтение, когда плохо себя ребёнок чувствует.
Или приём многократного обращения к тексту. Учащиеся перечитывают каждый раз текст с новым заданием: тут и глубокое понимание текста и совершенствование навыка чтения.
Или выделение в тексте самого важного «маркировка», помогает отобрать информационный материал при подготовке сообщения, проектной работы.
Очень интересно строится работа, когда ребятам позволяю самим выбрать любой вид чтения или приём работы с текстом. Право выбора делает их равноправными участниками образовательного процесса. Такой подход в обучении считаю деятельностным.
Хотелось бы отметить, что приоритетными в разных классах были разные виды работы с текстом. Так, для моего предыдущего выпуска были актуально чтение с последующим подробным или творческим пересказом, чтение наизусть, составление плана произведения. Нынешние же ученики чаще выбирают краткий пересказ, составление вопросов к тексту, создание иллюстрации, поиск информации об авторе и публичное выступление. Т.е. то, что позволяет экономить время, проявить творчество, выступить в роли учителя – дублёра, самому проконтролировать свои знания и знания других, а иногда и затратить меньше усилий. Лишь в некоторых ситуациях приходится корректировать выбор детей, планируя последующий контроль или сообщая о контроле.
С целью формирования навыков осознанного чтения, я использую упражнения в тетрадях на печатной основе, тесты, блиц – опросы, оценочные листы для проверки знания учащимися текста. Составляю вопросы, исходя из содержания произведения, но касающиеся трёх уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание (предлагаю несколько вариантов ответов, среди которых есть не только верные и неверные, но иногда шуточные);
2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей;
3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков
И дети стараются быть к этому готовыми.
В любом деле, а в учительском особенно, результат во многом зависит от взаимодействия всех: учащихся, учителей, родителей, работников других учреждений. Ведь в единстве сила!!! Продолжаю использовать опыт посещения городских и школьных библиотек, книжных выставок и их презентаций, ведь там царит особая атмосфера соприкосновения с книгой. Принимаю все предложения библиотекаря по участию в конкурсах: на создание кроссвордов по содержанию книг, участие в лит. викторинах, выпуске газет и поздравительных открыток книгам-юбилярам. И оказалось, что детям это интересно, особенно, когда необходимо представить коллективную работу.
Очень важна помощь родителей при обучении детей. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь – то отдохнут. А это не так...
Поэтому на родительских собраниях провожу анкетирование, демонстрирую достижения детей, стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка.
Помогают и открытые занятия, уроки для родителей. Такие занятия стараюсь проводить интегрированные: литературное чтение и музыка, информатика и чтение, ИЗО и лит.чтение, чтение и окружающий мир, чтобы показать значимость умения работать с информацией. Многие родители остаются благодарны, признаются в своём неверном подходе, недостаточных требованиях к ребёнку. Жаль, что остаётся и категория равнодушных родителей, от этого никуда не деться. И тогда вся надежда у меня на самого ребёнка.
РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЙ. Мониторинг работы по формированию читательской деятельности учащихся подтвердил положительную динамику и эффективность реализуемого опыта (отдельные краткие примеры, диаграммы, фото).
Возросли:
- Интерес к чтению (дети признаны активными читателями библиотеки);
- Качество подготовки домашнего задания;
- Уровень организации внимания на уроке в период чтения;
- Психологическая самостоятельность детей;
- Рост числа осознанно читающих при проверке навыков чтения (пример);
- Качество знаний по предметам (система работы даёт долгосрочный эффект), более успешное обучение в школе 2 ступени;
- Публичная активность учащихся (учащиеся стали победителями «Малой конференции для учащихся»);
- Участие детей в творческих и интеллектуальных конкурсах: «ЭМУ», «Русский медвежонок», «Зимние интеллектуальные игры», «Кенгуру», независимая районная олимпиада.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ МОИМ УЧЕНИКАМ БЫТЬ УСПЕШНЫМИ. А значит, я иду в правильном направлении.
И на вопрос: «Каким должен быть учитель?» знаю ответ. Он должен быть похожим на большое, чистое и прозрачное окно – окно в мир…
Какое гордое призванье -
Давать другим образование -
Частицу сердца отдавать,
И опыт свой передавать.
Не ждать признания как платы,
Искать великое в простом
И в мире, где не всё так свято
Хранить и душу, и свой дом.
Педагогический опыт опубликован на Интернет- сайтах:
- Учительский портал «Приглашаем На Урок. Ру»
nayrok.ru
- Архив учебных программ и презентаций
rusedu.ru
- Про Школу ру - бесплатный школьный портал
proshkolu.ru
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Слова Морара Владимира Алексеевича:
«Каждый строит свою собственную систему на фундаменте своей личности.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме "Классный руководитель - помощник индивидуального развития каждого ребёнка"
«Сердце отдаю детям…»...
Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."
Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".
Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....
Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...
обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».
Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...
Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"
Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....