Мотивация учебной деятельности младших школьников.
статья

Илюшина Светлана Михайловна

Данное сообщение было сделано в рамках распространения опыта профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад36.24 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Мотивация учебной деятельности

 младших школьников

Сообщение в рамках распространения опыта работы

Подготовила

учитель начальных классов

МАОУ СОШ№7 г.Балаково

Саратовской области

Илюшина Светлана Михайловна

2017/2018уч.г.

  1. Я попытаюсь показать, какое большое количество различных мотивов существует у младших школьников. К сожалению они  не могут поддерживать в течении длительного времени его учебную работу  и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать.

  1. Поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника становится учение, появляются новые системы отношений, новые обязанности и права. Учебная деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется мотивами.

Новая форма, портфель пенал и другие канцтовары которые нельзя трогать, потому что они куплены для школы, поддерживают интерес и желание малышей пойти в школу. Но этого порой хватает на неделю-другую. (Слайд 2)

Затем выходят вперед узкие социальные  мотивы. У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению,  преобладают следующие ответы: «учусь потому что нравиться учитель», «учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое  время  такая мотивация  определяет добросовестное, ответственное отношение к обучению. (Слайд 3)

Социальные мотивы, называются ещё мотивами социального сотрудничества, состоят в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться анализировать способы, формы своего сотрудничества. Новый коллектив, новые формы общения очень привлекают первоклашек. (слайд 4)

Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым)

 и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Следовательно, ребенок осознает общественную значимость учения. (слайд 5)

  1. Но проходит месяц, другой и я замечаю, что работают  одни и те же ребята. Какая то группа - продолжает «стесняться». А некоторые активно мешают другим: играют принадлежностями, что-то ищут под партой, отвлекают соседей. И тут приходит понимание, что пришла пора формировать  учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Что делать? Отметок – нет. Но оценку то никто не запрещал. И появляются в тетради записи «Молодец» «Старайся», «Я в тебя верю», «У тебя все получится», «Каковы труды, таковы и плоды», «Грустно», «Огорчил», (Слайд 6)…. Выставка тетрадей.  Обложки с «5». (слайд 7) Такие приемы я использую для выработки аккуратности прилежания внимания при письме.  Но мне надо, чтобы  заговорили  и «молчуны». И тут я использую прием соревнования. Все дети хотят быть победителями. Игра «НЕ подведи свой ряд». (Слайд 8)

            Если в первом классе  больше половины детей к учебной работе относятся   положительно, то в третьем классе их количество сокращается до 40%. А наряду с неопределенным отношением появляется чисто отрицательное.

         

На первый план выходят такие факторами, как:

  • содержание учебного материала и  организация учебной деятельности; (тут на помощь приходят технологии: технология игры,  групповая работа. Практические работы играют огромную роль в поддержании мотивации. Ну и конечно современные дети не мыслят свою жизнь без гаджетов. (слайд 9,10,11, 12)
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя.

Я хотела бы акцентировать ваше внимание на индивидуальном подходе в процессе обучения.  В каждом классе есть такие ученики, которые ничего не хотят делать, другие хотят, но у них не получается, а есть ученики , которые могут да не хотят. Так вот существует стратегия мотивации. В 1968 году американскими  учёными Полом Херси и Кеном Бланшардом была разработали модели уровней сотрудничества. Вкратце суть этой модели: для эффективного управления руководитель должен выбирать стиль взаимодействия с сотрудником в зависимости от уровня способности сотрудника к выполнению задачи и его мотивации. Под способностью понимается совокупность знаний, умений и опыта.

Не хочет – не может = инструктирование

Хочет – не может = наставничество

Может – не хочет = мотивация

Может и хочет делегирование полномочий

Отношения учитель  - ученик – это тоже сотрудничество. И  любого из наших учеников

мы можем отнести  к той или иной модели.

СТРАТЕГИЯ 1: ИНСТРУКТИРОВАНИЕ

Применяется, когда ученик не может и  не хочет.

При постановке конкретной задачи вы понимаете, что ребенок не сможет с ней справиться. Да и желания особого не проявляет.  Он не захочет и начинать, чтобы не потерпеть неудачу. А почему он не хочет? Да потому что не может. Здесь надо

разобраться, почему не может: состояние здоровья, психологический аспект, запущенность изучаемого материала, не умение работать самостоятельно. Надо постараться найти причину и устранить ее.

Опыт показывает, что в таких случаях выполнение задания лучше разбить на более мелкие части.  Дайте детальные  инструкции, алгоритм действия.  Такого ученика нужно чаще контролировать, поскольку он самостоятельно не справится.

СТРАТЕГИЯ 2: НАСТАВНИЧЕСТВО

Когда ученик хочет, но не может.

Чаще всего в этом случае требуется помощь в организации работы, в ее планировании. Такие ребята охотно обращаются за помощью к ПОМОЩНИКАМ УЧИТЕЛЯ. Им нужен только толчок более сильного ученика.

СТРАТЕГИЯ 3: МОТИВАЦИЯ

Ученик может, но не хочет. Такие ребята имеют большой потенциал, достаточно знаний и опыта, могут решить конкретную задачу самостоятельно, но не хотят этого делать.

Здесь уже речь идет о внутренней мотивации ребенка, точнее о ее отсутствии. В этом случае угрозы, уговоры, «подкуп», инструктирование, наставничество малоэффективны. Ребенок считает данный вид деятельности бесполезным делом. И это тот самый случай, когда говорят «надо подобрать ключик».

Но психологи и тут приходят к нам на помощь. Они утверждают, что ребенку надо показать конкретный способ применения данных знаний «ни где-то в далеком будущем, а сейчас, в сегодняшней его жизни». Я вижу выход в технологии проектов.

СТРАТЕГИЯ 4: ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

Ученик и может,  и хочет решать задачу.

Работать с таким ребятами – одно удовольствие. Это наши единомышленники. Такому ребенку необходимо предоставлять самостоятельность в выполнении работы. Им смело можно поручать работу с отстающими, или провести фрагмент урока.  У таких ребят от этого повышается мотивация.

 И последний фактор, влияющий на мотивацию – это:

  • оценка учебной деятельности.

Все мы можем вспомнить случаи из своей жизни, когда нам не справедливо поставили отметку. Алгоритм «Самооценки» позволяет ученику понимать, за что ставиться «пятерка», а за что «тройка». Учителю позволяет находиться в правовом поле. Его ни кто не обвинит в предвзятости. А родителям четко представлять требования учителя. Нет образования. Потому что этот алгоритм был разработан коллективом УМК «2100».

Алгоритмы введения правила «Самооценки».

1 класс.  Совместная выработка порядка оценивания

1 шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу?»… «Что сделаем после этого?»  и т.д.

2 шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется указанный выше алгоритм самооценки из четырех пунктов.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

В течение первого времени, планируя уроки, учитель отбирает в них только минимум содержания учебного материала, т.к. это время уйдёт на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем это окупится).

При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будем проговаривать с учеником алгоритм самооценки.

Начиная со 2-го класса к этому алгоритму могут быть добавлен новый пункт:

5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

Начиная с 3-го класса, к этому алгоритму могут добавляться новые пункты для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки:

6 шаг. Каков был уровень задачи-задания?

- Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания. (Необходимый уровень)

- Эта задача необычно сформулирована (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания). (Программный уровень)

- Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали. (Максимальный уровень)

7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи, какую отметку ты можешь себе поставить.

Действия при выработке у учеников умения самооценки .

  • В начале учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 2-3 ученика).
  • Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание и осмысление вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
  • На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
  • Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога саомоценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
  • Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

Я попыталась показать, какое большое количество различных мотивов существует у младших школьников. К сожалению, они  не могут поддерживать в течению длительного времени его учебную работу  и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Мотивация учебной деятельности младших школьников.

Мотивация учебной деятельности  младших школьников....

Презентация " Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"

Презентация к выступлению на ШМО "Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"...