Предметная неделя как средство развития творческого потенциала обучающихся в начальной школе.
статья
Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является проведение предметных недель. И как раз через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при которых вся школа от мала до велика будет погружаться, объединяя в едином порыве всех: педагогов, обучающихся и родителей.
Участие в предметной неделе даёт возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов. Важно не оставить без внимания ни одну параллель, учесть учебные возможности всех школьников.
В гимназии традиционно проводятся недели по предметам (исходя из структуры …по кафедрам): неделя русского языка и литературы, неделя общественных дисциплин, неделя физики и информатики, неделя математики и неделя искусства……Учащиеся начальной школы гимназии традиционно принимали участие в отдельных мероприятиях, причем, как правило, учащиеся старших классов проводили с ними «Занимательные минутки»……Однако 5 лет назад возникла идея проводить «свою» неделю…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet_nedelya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя как средство развития творческого потенциала обучающихся в начальной школе. (из опыта работы И.А.Коршуновой
Начальная школа — это первая ступенька, на которую встают маленькие школьники, поднимаясь все выше и выше на пути к знаниям и будущей профессии. Воспоминания о первой учительнице, о школьных друзьях, переменках, утренниках, экскурсиях будут греть уже взрослых состоявшихся людей всю жизнь. Поэтому так важно в младшем школьном возрасте заложить в ребенке тягу к знаниям, ощущение школьного сообщества, чувство доверия и уважения к взрослым наставникам.
На учителях начальных классов и лежит особая ответственность за успешное и благополучное школьное будущее маленьких учеников.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как раз и предусматривают на сегодняшний день стандарты второго поколения.
Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».
Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.
Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является проведение предметных недель. И как раз через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при которых вся школа от мала до велика будет погружаться, объединяя в едином порыве всех: педагогов, обучающихся и родителей.
Участие в предметной неделе даёт возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов. Важно не оставить без внимания ни одну параллель, учесть учебные возможности всех школьников.
В гимназии традиционно проводятся недели по предметам (исходя из структуры …по кафедрам): неделя русского языка и литературы, неделя общественных дисциплин, неделя физики и информатики, неделя математики и неделя искусства……Учащиеся начальной школы гимназии традиционно принимали участие в отдельных мероприятиях, причем, как правило, учащиеся старших классов проводили с ними «Занимательные минутки»……Однако 5 лет назад возникла идея проводить «свою» неделю…Неделю для учащихся начальной школы….был изучен опыт проведения РАЗНОЦВЕТНОЙ НЕДЕЛИ, обсудив в августе на заседании кафедры единогласно приняли решение о проведении недели, составили план ее проведения…решили по срокам проведения- неделя праздников ( на ноябрьские праздники)…так сам собой и «родился первый день недели-КРАСНЫЙ…
День любви к Родине и родному краю… В этот день проходит торжественное открытие (по сменам). Проводятся мероприятия, направленные на патриотическое воспитание младших школьников. Это и конкурс рисунков «Мир глазами ребенка», и викторина «А я знаю свой город?», и обязательно экскурсии в школьный музей. Все перемены АКТИВНЫЕ. И в первый день можно организовать мастер-класс «Бабушкин сундучок» (например, оригами). Заканчивается день обязательным ПОДВЕДЕНИЕМ ИТОГОВ. На стенде появляются фото с мероприятий КРАСНОГО ДНЯ, а также итоги конкурсов и викторин.
Порядок дней по цвету может быть любой. Мы договорились, что за каждый из четырех дней отвечает параллель…распределили следующим образом: Красный день начинают 2-е классы, Желтый день для 4-х классов ,Зеленый день-для 3-х классов и Разноцветный день для 1-х классов…..Почему так? Вы сейчас поймете…
Неделя показывает не только возможности обучающихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма. Очень важно, чтобы неделя для педагогов стала возможностью апробации новых технологий, новых форм организации урока. Она позволяет в полной мере раскрыть потенциалы учителя, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному становлению.
«Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным». В этом твёрдо убеждены педагоги и нашей начальной школы.
Принцип проведения предметной недели - каждый ребенок является активным участником всех событий недели.
Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
План проведения недели был обсуждён и утверждён на методическом объединении учителей начальных классов. В составлении плана приняли участие все учителя начальной ступени обучения.
Мероприятия недели проводились согласно разработанным планам.
Цели:
∙ активизировать познавательную деятельность учащихся;
∙ содействовать развитию творческих способностей;
∙ выявлять талантливых учащихся;
∙ формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
∙ воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.
Задачи:
∙ создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурнообразовательных потребностей.
∙ повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
∙ оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
∙ помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.
∙ создание праздничной творческой атмосферы. Девиз недели: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!»
Проведение предметной недели в начальных классах стало традицией в нашей школе. Впервые в этом учебном году проводилась Разноцветная неделя. Мы предлагаем отчёт о проделанной работе.
Предметная неделя в начальной школе – это праздник длиною в целую неделю. Для повышения интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к изучению научных дисциплин была проведена Разноцветная (предметная) неделя в начальной школе с 16 по 20 октября. Активное участие приняли учащиеся 2-4 классов и их учителя. Всю неделю начальные классы были наполнены цветом, разнообразными красками. Глаза у детей загорелись: что же это такое? Что за разноцветная неделя? Как играть в эту игру? Договорились о правилах.
Каждый день имел свой «фон. Понедельник – оранжевый, вторник – зеленый, среда –желтый, четверг – голубой или синий, пятница-красный. Ребятам необходимо было одеться так, чтобы во внешнем виде и в школьно-письменных принадлежностях как можно больше присутствовал данный цвет.
Программа проведения предметной недели прошла под девизом: «Только учение, старание и труд к высотам учёбы нас приведут» и отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины. Были организованы выставки творческих работ по разным предметам. Предметная неделя позволила учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Всю неделю в начальной школе праздничное, приподнятое настроение, все дети были заняты делом: играли, соревновались, обсуждали.
В первый день состоялось открытие предметной недели. Этот день был оранжевым и Днем математики «Умки». Ребята соревновались между собой в математическом турнире «Умники и умницы» и каждый смог показать свои математические знания. В акции «Лучшая тетрадь по математике» классные руководители выбрали учащегося, который аккуратнее всех ведет тетрадь по математике.
В зелёный день – вторник, в День окружающего мира «Почемучка» учащиеся с удовольствием сделали стенгазету «Зелёная планета», поучаствовали в конкурсе рисунков «Природа-источник творческого вдохновения» и в конце дня отправились в экологическое путешествие «Будь природе другом».
В этот день – изобилие солнечного жёлтого цвета. Все дети в этот день, в среду были «окрашены» позитивным лучистым настроением. В День литературного чтения «Книгочей» каждый ребенок смог проявить себя: кто-то в литературном ринге «Сказочный денек», кто-то в конкурсе на лучшую иллюстрацию к любимому произведению, кто-то конкурсе-сочинении «Новая сказка» (детям предлагалось заранее написать свою сказку), в конкурсе чтения стихов. А также для детей была оформлена выставка книг «юному читателю».
В голубой и синий четверг День русского языка «Грамотейка» дети участвовали в конкурсе «Лучший каллиграф», очень интересной получилась конкурсная программа "Лучший знаток русского языка". Приятно было смотреть на детей, когда они с интересом смотрели мультфильм «В стране невыученных уроков».
И, наконец, наступила пятница. По программе она была красным днем, и загорелся очень ярким, полным энергетики, красным цветом.
В этот день учителя награждали победителей и призеров по итогам предметной «Разноцветной» недели начальных классов.
На протяжении всей недели ребята принимали активное участие во всех мероприятиях и «разноцветных конкурсах». Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умение применять знания в разных ситуациях, взаимовыручку, неординарное решение трудных вопросов.
Закончилась разноцветная неделя. Каковы же её итоги? Все эти дни прошли на высоком эмоциональном подъёме. Улыбки не сходили с лица детей. Каждый ребенок старался соответствовать цвету дня. Учиться и вообще ходить в школу, по их словам, стало намного интересней. И настроение как нельзя лучше!
Разноцветная неделя дала возможность проявить фантазию, индивидуальность и оригинальность каждому ребёнку. Пять разноцветных дней стали днями психологической разгрузки и снятия эмоционального напряжения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника
В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...
Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"
Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от пробл...
Внеурочная деятельность как эффективное средство развития творческого потенциала и ценностных ориентиров обучающихся.
Новые подходы к содержанию и организации образования младших школьников в соответствии с ФГО НОО. Развитие творческого потенциала и ценностных ориентиров...
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала у обучающихся
В статье говорится о необходимости использования в работе метода проектов для развития обучающихся, в том числе и развитие у них творческого потенциала....
"Развитие творческого потенциала детей в начальной школе"
Деятельность учителя начальных классов немыслима без внеклассной и внешкольной работы. Мои дети всегда с удовольствием принимают участие на различных внеклассных мероприятиях: конференции, конкурсы ри...
Методическая разработка «Развитие творческого воображения обучающихся в начальной школе»
Сейчас современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Сказочных воображаемых героев они часто копируют с экранов телевизоров. Несомненно, что прогресс общ...
Реферат на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей у учащихся начальной школы"
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у младших школьников художественное, а не шаблонное мышление. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, в...