Методическая разработка «Развитие творческого воображения обучающихся в начальной школе»
методическая разработка

Ибатуллина Алёна Геннадиевна

Сейчас современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Сказочных воображаемых героев они часто копируют с экранов телевизоров. Несомненно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx159.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран муниципального района

Шаранский район Республики Башкортостан»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ИБАТУЛЛИНОЙ АЛЁНЫ ГЕННАДИЕВНЫ

 

«Развитие творческого воображения обучающихся

в начальной школе»

с.Шаран


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3

1.Актуальность………………………………………………………………………………..….4

2.Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников…......5

3. Технология опыта……………………………………………………………………………..8

3.1. Диагностика уровня развития творческого воображения на начальном этапе работы...8

3.2. Методические приемы развития творческого воображения младших школьников….8

3.3. Результаты опыта работы……………………………………………….…................….19

Заключение…………………………………………………………….……….……….…....…22

Список литературы………………………………………………………..……….……....…...23

Приложения……………………………………………………………………………..………24


    Введение

«Если ученик в школе не научится ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать…»

Л. Н. Толстой

Современное общество постепенно ускоряет темпы своего развития и, как следствие, возникает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Поэтому постоянно возрастает потребность в таких людях, которые способны творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы.

 Чем больше потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Всем известно, что такое стремительное развитие науки и техники, начиная с середины ХХ века, постепенно вытесняет образное мышление. Технократический век подминает под собой образную культуру.  Телевидение заменило рассказанную перед сном сказку, требующую от ребенка игры воображения. Оно принесло с собой готовые стереотипные образы, которые нередко несут в себе агрессию, и потеснило непосредственную детскую фантазию.

Сейчас современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Сказочных воображаемых героев они часто копируют с экранов телевизоров. Несомненно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования.

С точки зрения практической психологии в современной практике наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. На сегодняшний день важна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.


1.Актуальность

Многие исследователи (Е.Е.Кравцова, О.М.Дьяченко, Р.С.Немов) отмечают, что в младшем школьном возрасте уровень творческого воображения постепенно снижается. Это связано с тем, что в обучении преобладает установка на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипных действий. Вместе с тем, анализ учебной деятельности детей младшего школьного возраста позволяет предположить наличие значительных возможностей для развития творческого воображения в процессе обучения.

Я не случайно выбрала для своей методики тему «Развитие творческого воображения обучающихся на уроках в начальной школе». Так как считаю необходимым и своевременным развитие творческого воображения в младшем школьном возрасте.

Нужно отметить, что есть обучающиеся 1 класса, которые не посещали детские дошкольные учебные учреждения. В основном они воспитываются бабушкой.

Кроме того, в процессе обучения школьникам просто необходимо что-то представлять, воображать, оперировать абстрактными образами и понятиями, будь то решение задачи по математике или написание сочинения по русскому языку.

Воображение как бы проторяет для ребёнка путь вхождения в культуру как в проблемное целое. Посредством воображения  раскрывается значение предметов, составляющих её исторически развивающееся пространство.

Поэтому возникает необходимость разработки системы творческих заданий и упражнений, выбора наиболее эффективных приемов по развитию этих психических процессов.

Цель  моей методической разработки: создание на уроках  условий для развития творческого воображения каждого обучающегося с помощью различных методик.

Задачи: 

1) проанализировать теоретические аспекты развития творческого воображения;

2) определить уровень развития творческого воображения обучающихся;

3) использовать на уроках эффективные методы и приемы для развития  творческого воображения.


2. Теоретическое обоснование опыта

Проблемой развития творческого воображения занимались такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. Е. Игнатьев, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, Я. И. Пономарёв, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Воображение, как сложный комплекс представлений и образов, определяющих поведение человека, его действия, намерения, стремления, является одной из важнейших субъективно-психологических характеристик личности. Вопрос о значимости воображения для развития личности младшего школьника является одним из важнейших в педагогике начальной школы.

Различают два вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение протекает без заранее поставленной цели и проявляется в сновидениях, грёзах, иллюзиях. Активное воображение отличается целенаправленностью и сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего воображения, творческого воображения и мечты. Знание видов воображения - необходимое условие исследования индивидуальных особенностей младших школьников, и в этом плане оно важно для анализа воображения в процессе обучения.

В школьном возрасте воображение включено в процесс учения и творческую деятельность. В преподавании всех учебных предметов открываются большие возможности развития воссоздающего и творческого воображения.

Творчество – сложный психологический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Отечественный психолог В. Брушлинский считал, что воображение – одна из форм мышления. Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путём переработки предшествующего образа.

К решению любой задачи всегда можно найти творческий подход. Но возникнет он тогда, когда учитель покажет, что существует множество вариантов и способов решений, нетрадиционных подходов. Нужно не просто  научить детей навыкам, способам работы,   главное – научить вкладывать в свои чувства, индивидуально неповторимое  отношение к задуманному.

Теоретической основой  моей работы стали  труды известного психолога Л. С. Выготского и доктора философских наук, профессора Е. А. Юниной, они посвящены тщательному анализу особенностей и механизма воображения как важной психической способности человека, ее связи с творчеством.

В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский развернуто обосновывает положения, очень важные для психологии и педагогики, последовательно раскрывает  значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах его культурной жизни. «В этом смысле, — пишет Л. С. Выготский - все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении».

 Л.С. Выготский убеждает нас в том, что любой, даже самый фантастический, необычный образ имеет в себе некоторые черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Кроме этого, большая часть образов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в  произведениях  духовной культуры людей.

При этом подчёркивается, что на каждой  возрастной ступени воображение и творчество имеет свои специфические черты, тесно связанные с объёмом и характером житейского и эмоционального опыта ребёнка.

Во втором труде, «Педагогическая психология: социально-личностное образование» доктора философских наук, профессора педагогики Е. А. Юниной, рассмотрены основные сущностные смыслы и  соответствующие ему педагогические технологии: личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного обучения и воспитания, эффективной речевой деятельности,  раскрывает  систему и единство использования всех эффективных способов и приёмов для развития личностных качеств ребёнка.

Изучение данных трудов  мне  позволило определить ряд позиций, составляющих основу построения педагогического процесса и выбора педагогического инструментария для моей дальнейшей работы.

Я считаю, что успешный результат педагогической деятельности не возможен без реализации данных принципов: 

  • принцип индивидуальности,
  • принцип доверия и поддержки, 
  • принцип самоактуализации, 
  • принцип творчества и успеха.

Как и любой учитель, я всегда нахожусь  в постоянном поиске, стараюсь найти творческий подход к учебному процессу. И, конечно, я хочу видеть в каждом своём ученике просто доброго, любящего человека, способного творчески подойти к решению любых ситуаций.  Поэтому с самого начала обучения в школе стараюсь создать в детском коллективе атмосферу творчества, способствовать  раскрытию способностей каждого моего ученика. Для этого практически с первых дней пытаюсь приучать детей по одной на всех теме выполнять задания в своём индивидуальном решении, развивая при этом самостоятельность, активность, инициативу, т. е. качества, способствующие развитию творческих способностей.

Я согласна с тем, что для творческого самовыражения должна быть красочная наглядность, технические средства обучения, но главное – это выражение содержания урока самим учителем и его учениками. Если этого не будет, то будет хорошая сухая наука, будут цифры, буквы, тексты, но они не будут петь. Песня рождается в творчестве. В совместном творчестве учителя и учеников.

                     


  1. Технология опыта

  1.  Диагностика уровня развития творческого воображения                                                         на начальном этапе работы

Диагностика уровня развития воображения обучающихся 1 класса МБОУ «СОШ №1 села Шаран РБ» была проведена в начале учебного года (сентябрь 2018/2019 уч.г.) по методике креативности (Приложение 1).

Исходя из концепции творческого воображения, различают следующие показатели творческого воображения и мышления как характеристик этих процессов:

  • беглость или продуктивность
  • семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под  новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.
  • оригинальность, необычность высказываемых идей, стремление к новизне.
  • образная адаптивная гибкость, или разработанность – способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Для комплексного анализа результатов выполнения данной методики и определения уровня развития творческого воображения обучающихся 1 класса были использованы выше перечисленные показатели развития творческого воображения класса в целом.

Оказалось, такие показатели воображения как оригинальность, продуктивность  и семантическая гибкость оказались на низком уровне развития детей. Такой показатель воображения как  образная адаптивная гибкость идей у девочек и у мальчиков находится на одном уровне развития (низком).

Нужно отметить, что данное задание вызвало у детей затруднение и требовало дополнительного времени на выполнение. Анализ полученных данных из тестовой методики показывает  низкий уровень творческого потенциала.

В 3 классе это же задание вызвало у детей интерес и уровень творческого потенциала повысился (Приложение 1).

 

  1. Методические приемы развития творческого воображения                                       младших школьников

Работу по формированию воображения я  представила в виде системы поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Задания и упражнения я использовала  как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности. В задачи таких упражнений входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов — для создания более полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями — для развития собственно воображения.

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

В своей педагогической деятельности я использую УМК «Школа России». Одним из основополагающих принципов данного комплекта является принцип творчества. Он основан на максимальной ориентации на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Речь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у обучающихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия, иными словами, развитие компетентности.

Это  помогает на каждом уроке работать  над развитием творческого воображения, что является основой  любой творческой деятельности человека.

Хочу представить некоторые методические приемы развития воображения, которые я использую на различных уроках.

  1. Чтение с увлечением

Особым средством воспитания духовности  являются детские творческие работы. Этапы этой работы:

  1. Создание на уроках особой творческой атмосферы.
  2. Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии и воображению детей.
  3. Развитие у школьников чувства любви, сострадания и т. д.

Здесь большое значение имеет работа над устными сочинениями-миниатюрами на темы: «Я бабочка, порхающая над цветком», «Я – раненый лосёнок», «Я – замерзающий воробышек» и др.

  1. Для развития логических универсальных действий - умения сравнивать, наблюдать, анализировать, я часто использую игру «На что похоже?». (Ученик выходит за дверь, класс загадывает слово; вошедший пробует отгадать слово по нашим ассоциациям: то, что мы загадали, похоже на бабочку, облако, цветок…).
  2.   Обогащение опыта непосредственными наблюдениями за природой. Ими могут служить не только экскурсии в природные сообщества, но также наблюдения за процессом роста и  развития конкретного растения.

6. Целенаправленная работа над загадками, которые являются метафорами или построены на основе сравнения, развивает творческое, образное видение предмета и учит составлять собственные загадки.

Стремясь привить обучающимся интерес к предмету, воспитать любовь к русскому народному поэтическому слову ввожу на уроках чтения и развития речи скороговорки для речевой разминки, потешки, считалки, пословицы и поговорки русского народа, которые помогают совершенствовать речь обучающихся, обогащают словарный запас, развивают память и мышление детей.

Как научить детей рифмовать слова? Прежде надо читать и любить стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями. Выясняем, что такое рифма? Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Рифмовать – значит подбирать слова для получения рифмы. Сначала дети пробуют подобрать как можно больше рифм к заданному слову. Затем пытаются сочинить свои стихи по заданной рифме или заданной теме.

Очень любят дети придумывать свои варианты продолжения сказки. Я даю лишь начало. Учу детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью.

Я считаю, необходимо формировать у детей умение передавать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, видеть окружающий мир в разных красках, звуках. Это можно делать, предлагая обучающимся сочинения о временах года. Ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, если им предоставляется свобода в отборе содержания. Перечислю некоторые темы:

О чем рассказывают весенние ручейки?

Неудачная рыбалка.

В замке снежной королевы.

Сон деревьев.

Шёл охотник по лесу. Вдруг…

В подводном царстве.

О чём плачет сосулька и др.

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда ново, необычно. Но нуждается в помощи учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю и ученику. (Приложение 2)

  1. Изучай родной язык и могуч он и велик

На уроках русского языка можно предлагать детям следующие упражнения, игры, задания, развивающие воображение.

Тема: «Имя прилагательное».

  1. Представь, что ты трогаешь, видишь, слышишь мамин смех. Какой он?
  2. Какой запах у счастья?
  3. Подбери как можно больше слов для описания листьев.
  4. Кто больше скажет друг другу добрых слов.
  5. Напиши несколько названий предметов, обладающих двумя признаками: зелёный и гладкий.

Образное воображение развивает игра «Укрась 4 слова».

а) За 1 минуту подбери как можно больше имён прилагательных к словам погода, рассказ, улица.

б) За 1 минуту вспомни объекты жёлтого цвета, чёрного цвета, горячие, интересные, прекрасные, хорошие объекты.

в) Подбери имена  прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.

Словарные слова.

           1. Игра «Изобретатель» (комбинирование несовместимых объектов, используя слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова).

Детские изобретения. Сапоги-грелка, машина-самолет и т. д.

           2. На каждую букву придумай своё слово и составь рассказ.

Р        растение              

И        иней

С        салют

У        улица

Н        насекомое

О        облако

К        капуста

3.  Представь себя книгой (приём одушевления неживых предметов). Как живёшь, что чувствуешь, о чём бы ты попросил читателя?

  1. Открой словарь, загадай профессию, назови несколько слов, связанных с ней.

Тема: «Глагол».

  1. Вы любите фантазировать?  Представьте, каким вы будете через 30 лет? Напишите сочинение «Я через 30 лет», используя глаголы будущего времени. (Приложение 3)
  2.   Игра «Загадай объект», используя глаголы прошедшего времени.

Читал, писал, учил - школьник.

  1. Напиши правила поведения в общественных местах, в лесу, на водоеме, в школе употребив глаголы с частицей не.

Развитию внутренних механизмов процессов воображения способствуют рисунки, схемы, чертежи. Подобные задания позволяют необычно начать урок, вызывают интерес к изучаемой теме, активизируют деятельность детей.

Развитию воссоздающего воображения способствуют загадки, ребусы, кроссворды, преобразования слов, деформированные тексты. Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желаний ученика:

  • составление рассказов по серии рисунков-схем;
  • придумывание названий к рассказам;
  • придумывание продолжения сказки.

Так, при написании изложений на уроке я часто использую тексты без концовки:

  • попробуй догадаться, что произошло дальше;
  • помни, что в сказке существуют волшебные предметы и происходят невероятные превращения, напиши продолжение сказки;
  • напиши, каким людям и для чего ты хотел бы рассказать эту сказку.

Во всех предлагаемых заданиях имеют место процессы комбинирования элементов, привнесение прошлого опыта в новые схемы, образы, композиции. При этом развиваются комбинаторные и структурные механизмы воображения, обеспечивающие многовариантность решения любой творческой задачи.

Преобразующее свойство – основа воображения – врождённая принадлежность мозга. И это свойство необходимо развивать и стимулировать в обучении.

С этой целью я  использую методы устного словесного рисования, составление рассказов, текстов описательного и повествовательного характера, текста-рассуждения. В целях повышения эффективности обучения необходимо формировать умение дополнить текст своими предложениями.

Для развития творческого воображения необходимо практиковать самостоятельное сочинение сказок, загадок. Подобные задания позволяют повысить уровень развития воображения и других психических процессов младшего школьника. (Приложение 3).

  1. Математики страна – увлекательна она

На уроках математики стараюсь поддерживать интерес детей к этому предмету, их желание узнать что-то новое. Стремлюсь развивать творческие способности детей, углублять их знания по математике, учить логически мыслить.

Очень любят дети математические игры по составлению плоскостных фигур-силуэтов из геометрических фигур. Наиболее популярной  из этих игр является «Волшебный Танграм». Квадрат, круг, овал разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Такие игры часто называют «Геометрическим конструктором» или «головоломкой». Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Дети с удовольствием изображают геометрические фигуры на посуде, им нравится превращать геометрические фигуры в различные предметы, в живых персонажей.

В обучении математике я  предлагаю детям придумывать сочинения – сказки. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и  средство для развития обучающихся: их творческих способностей, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Но главная цель такой работы – акцентирование внимания обучающихся на сущности математических понятий. Герои математических сказок – различные математические объекты: геометрические фигуры, цифры, числа и др. Очень важно обратить внимание обучающихся на то, что описываемые в сказке события должны быть математическими. (Приложение 4).

Сочинения-загадки. Их целью является  такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ.

Сочинения на уроках математики непривычная, но интересная форма работы со значениями математических знаков. Основной целью является обращение к сущности математических понятий, закрепление и обобщение смысла математических терминов и символов. Составление загадок имеет большой развивающий эффект: «Это число двузначное. Если его разделить на 4, то получится 5. Оно больше, чем количество месяцев в году, но меньше, чем часов в сутках».

 Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирование положительных эмоций и мотивационной сферы обучения математике. Они способствуют обогащению внутреннего опыта младших школьников, развивают их творческую активность, самостоятельность и в конечном итоге личность обучающегося.

  1. Природа и мы

        Сегодня школа призвана организовать индивидуально – ориентированную помощь детям в реализации базовых первичных потребностей, без чего невозможно ощущение «самости» и человеческого достоинства. Кроме того, она создаёт условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогает ребёнку в духовном и творческом самовоплощении.

Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. И здесь большую помощь могут оказать себе сами дети, если они  будут больше знать о себе, об особенностях своего внимания, памяти  об умении общаться. В решении данной проблемы мне помогает комплекс творческих заданий, выполнение которых требует индивидуального решения, умения реализовать своё «Я».  Такие творческие задания мы с ребятами выполняем на уроках окружающего мира. Приведу примеры некоторых из них.

Задание 1.

Давайте поделимся друг с другом своими мыслями. Расскажи, что ты чувствуешь или представляешь, когда слышишь слова день и ночь. (Выслушиваются варианты ответов детей).  Продолжим работу. Если тебе хочется, нарисуй картинки. Одну назовём «День», другую - «Ночь».

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. (Обмен рисунками, обсуждение их). Подберите группу слов, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово день (ночь)? Какие звуки мы слышим днём (ночью)?

Задание 2.

Назовите время суток. А какие времена года вы знаете? Попробуйте изобразить на рисунке любое время года. Можете нарисовать просто цвета, характерные для того или иного времени года.

Рассматриваем полученные картинки. Пытаемся обобщить, какие краски преобладают в определённое время года. Проговариваются и принимаются разные мнения и предложения.

  • Попробуем воспроизвести звуки, которые мы слышим в разные времена года? Чем различаются эти звуки? Какие звуки мы можем слышать круглый год? А какие только весной? Только зимой?
  •  Поиграем в слова. За одну минуту под словом, обозначающим одно из времён года, напишите слова, которые соответствуют ему. А теперь вспомним слова, подходящие для трёх оставшихся времён года.

Задание 3.

  • Почти каждый день вы слышите слова вода, воздух. Чем они похожи? Есть ли у них что-то общее? Чем они отличаются? Как ты можешь их нарисовать? Дети рисуют, затем рисунки обсуждаются, выбираются наиболее яркие.
  •  А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? А когда вокруг тебя воздух, что ты чувствуешь? Попробуй сказать или написать о своих ощущениях.
  •  Закройте глаза и представьте, что у вас на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? Что вы ощутите, если по спине будет течь ледяная вода?
  • Закрой глаза и представь, что ты корень дерева. Как ты поишь его водой? Куда поступает влага сначала? А потом?

Рассказы ребят выслушиваются и обсуждаются.

Задание 4.

  • Вспомните, где вам приходилось наблюдать за животными?
  • Давайте поиграем в игру «Театр животных». Представьте какое-то животное и попробуйте изобразить его: вот оно передвигается, слушает, ест, пьёт, издаёт звуки. (Один ученик изображает, остальные пытаются узнать, что это за животное, обосновывая свои предположения).

Как же организовать деятельность детей по изучению окружающего мира?

При проведении уроков окружающего мира предлагаю детям следующие творческие задания:

  • Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»; «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус»
  • Придумай собственные условные знаки для обозначения каких-либо объектов на карте.
  • Нарисуй, какой ты представляешь себе пустыню. Попробуйте из пластилина и других материалов сделать макет участка пустыни.
  • Нарисуй, какой ты представляешь себе тайгу, степь, тундру…
  • Нарисуй, как выглядит поверхность нашего края и другие.

На всех уроках окружающего мира стараюсь так организовать деятельность детей, что бы она была творческой, желанной и интересной для каждого ребёнка, развивала его врождённый познавательный интерес, стремление поникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему».

  1. В мире красок и фантазий

Художественная деятельность строится на активном  воображении и творческом мышлении и развивает личность. Творчество – сложный психологический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Творческий подход к решению любой задачи возникнет только тогда, когда учитель покажет, что существуют множество способов и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей способам работы разными художественными материалами, главное - вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

Важным условием развития творческого воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту и наслаждаться ею.

Я считаю занятия изобразительным искусством в начальных классах основой для развития творческого воображения, фантазии, необходимых учащимся в научном и художественном творчестве. И эта способность особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. Для развития этих качеств предлагаю различные творческие задания, а в качестве иллюстративного материала – природные формы или их изображения, а также элементы архитектуры, народных костюмов, предметы быта и т. п.

Хочу показать некоторые приёмы и задания, которые я использую на уроках для развития  творческого воображения детей.

Прогулки на природу.

В 1 классе урок по теме «Как природа себя украшает» хорошо провести на природе. Настраиваю детей на восприятие красоты природы. Предлагаю обратить внимание на красоту травинок и цветов, на капельки росы, на красоту коры деревьев и др. С чем можно сравнить? Наблюдаем смену настроений в природе, слушаем песню ветра или шум дождя, о чём шепчут листья. А можно ли выразить настроение цветом? Какие цвета весёлые, какие нежные, а какие грустные, печальные? Дети с помощью цвета стараются выразить настроение в пейзаже на бумаге.

На другом занятии любуемся красивым цветом неба, наблюдаем за изменяющимся цветом облаков. Спрашиваю, на что или на кого похожи облака? Эта туча – слон, та – огромный крокодил, который сейчас проглотит слона. После этого дети уже не отрывают глаз от туч и фантазируют, на что они похожи. А потом на листе бумаги возникают тучи-образы -  тучки-овечки, тучи - мчащиеся кони (Приложение 5).

Метод любования.

Летом предлагаю полюбоваться цветущим лугом, цветами ромашки, лесной фиалкой. Весной – веточкой цветущей сирени и черёмухи, нежной зеленью травы, деревьев, первыми цветами. Осень очаровывает багряной, золотой листвой, шорохом листьев под ногами. Зима – белым, пушистым снегом. Плавным падением снежинок. На занятии «Природа и фантазия» дети придумывают и рисуют кружевные снежинки.

 «Кляксография».

В. А. Сухомлинский писал, что в игре раскрывается перед детьми мир и творческие способности личности. Игра развивает память, воображение. Поэтому на уроках изобразительного искусства желательно использовать различные игры.

Игру «Чудесные превращения кляксы» провожу на уроке «Изображать можно пятном». Готовлю для урока чистые листы белой бумаги и кладу их на стол. Но что с ними случилось? Они все в чёрных кляксах. Дело в том, что в пузырьке живёт злая-презлая, чёрная-пречёрная Клякса. Она подглядывает за нами, как мы рисуем. Она выскакивает из пузырька и плюхается прямо на рисунок. Все листочки вредная Клякса нам измарала. Что же нам делать с этой злюкой? Давайте превратим её в зверюшку или птицу. Надо только посмотреть, на кого она больше похожа. Дети всматриваются в кляксы и превращают их в зверей, птиц, рыб.

Приём одушевления.

Урок « Таинственный лес». Нужно было придумать необычные деревья. Наши деревья имели нос, рот, глаза, руки. Вот на рисунке дерево с протянутыми ветвями-руками. Оно как будто хочет кого-то схватить. Вот пень с глазами и длинным носом. А рядом дерево-дракон, дерево-птица.

Рисование мятой бумагой.

  • Нравится ли вам осенний лес? Попробуем нарисовать деревья, но без кисточек. Простым карандашом делаем наброски. Рисуем стволы деревьев, потом берём тонкий лист бумаги, мнём его, опускаем в краску и, осторожно примакивая, начинаем рисовать крону – сначала одного дерева, потом другого.

Рисование на стекле.

Дворец Феи словно соткан из прозрачных цветных нитей, но он тоже нарисован и этот способ совсем несложный. Надо нанести рисунок гуашевой краской на стекло. Смотрите: вот башни. Вот купола, вот резные двери и овальные окна… Краска растеклась, но это не страшно. Положить сверху чистый лист бумаги, осторожно прижать его к стеклу, а потом так же осторожно его поднять. Вот и готово.

Развитию фантазии, воображения помогают также следующие задания:

Нарисовать рисунки со «спрятанными» в них предметами, животными или людьми.

Дорисовать геометрические фигуры, превратив их в разных животных.

Нарисовать фантастический город (город-корабль, город-шляпу, город-подсолнух).

Рассмотреть картину, придумать, что случилось дальше с её персонажами, и нарисовать.

Обучающиеся выполняют творческие задания, с интересом и большой выдумкой используя растительные, животные элементы, создают проекты домов для эльфов, человека-амфибии, животных.

Развитию фантазии помогают практические задания в технике монотипия. Дети выполняют отпечаток со стекла на листе бумаги, рассматривают его и фантазируют по поводу получившегося изображения. Если отпечаток получился невыразительным, можно дорисовать изображение.

Я привела  примеры заданий,методик, различных по степени сложности, направленных на развитие воображения и других психических процессов и свойств личности.

Эффективным методом развития творческого воображения я считаю метод проектов, который часто применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у обучающихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.

3.3. Результаты опыта работы

Выше описанная система работы по развитию творческого воображения у обучающихся использовалась в моей педагогической практике в течение трех лет. Для определения эффективности своей работы, я в конце каждого учебного года проводила диагностики уровня развития творческого воображения. При этом я разработала следующие методики (Приложение 6):

Методика 1. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)

Обучающимся необходимо придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Методика 2. «Рисунок» (художественное воображение)

В этой методике ученику предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). За 5 минут ученику нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину.

Методика 3. «Скульптура» (художественно-прикладное воображение)

Обучающемуся предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Максимальное число баллов, которое обучающийся в этих методиках может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Выводы об уровне развития

8-10 баллов - высокий.

3 -7 баллов - средний.

0 - 3 балла - низкий.

Анализируя выполненные работы обучающихся, были сделаны следующие результаты:

        Уч. год, класс

                            уровень

Методика

2018/2019

1 класс

2019/2020

2 класс

2020/2021

3 класс

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

«Вербальная фантазия» (речевое воображение)

100%

33%

66%

66%

33%

«Рисунок» (художественное воображение)

50%

50%

66%

33%

66%

33%

«Скульптура» (художественно-прикладное воображение)

50%

50%

66%

33%

66%

33%

Анализ результатов показывает, что у обучающихся наблюдается положительная динамика развития уровня творческого воображения. К концу третьего года обучения у 66% обучающихся наблюдается высокий уровень воображения. Большие трудности возникали при развитии речевого воображения, т.к. социальный статус класса составляют обучающиеся разной национальности, которые испытывают затруднения в обучении русскому языку. Но все же можно отметить увеличение количества процентов обучающихся, имеющих средний уровень развития речевого воображения.

Кроме этого, результатом своей работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время считаю творческие работы своих учеников по учебным предметам и участие в различных конкурсах (Приложение 7).

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.


Заключение

Таким образом, изучив особенности развития творческого воображения младших школьников и определив уровень его развития у обучающихся класса, я веду работу по созданию условий для успешного  развития творческого воображения детей.

В своей работе я привела примеры методических приемов и заданий, позволяющие расширить знания и кругозор, развить интерес к изучению предметов, повысить уровень творческого воображения, что, несомненно, служит хорошей базой для успешного обучения.

Подводя итоги работы, я заметила, что мои ученики стали более активными, открытыми, свободными в общении. Они открывают в себе новые возможности, что приводит к повышению познавательного интереса. Ребята ждут новых уроков, новых открытий и в себе, и в окружающем мире. Им стало присуще стремление к самостоятельному поиску вариантов решений предлагаемых заданий. Дети моего класса  активно творят. Для них это увлекательное, интересное упражнение с радующим душу осязаемым результатом.

Результаты подтвердили целесообразность и эффективность моей работы:

                     Уч. год, класс

                                                         

Методика                                             уровень

                                                                     

2018/2019

1 класс

2020/2021

3 класс

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

«Вербальная фантазия» (речевое воображение)

100%

66%

33%

«Рисунок» (художественное воображение)

50%

50%

66%

33%

«Скульптура» (художественно-прикладное воображение)

50%

50%

66%

33%

Развивать творческое воображение мы должны на каждом уроке.  Так постепенно, шаг за шагом, целенаправленно, начиная с 1 класса, развивая у детей воображение и фантазию, используя при этом  представленные в методической системе приемы развития творческого воображения, помогают ученику не только в творческом самовыражении, но и улучшить свои результаты в учебной деятельности.                                                 Сравнив полученные результаты с целями и задачами, которые были поставлены в начале работы, я могу утверждать, что работа приносит свои плоды. Развивая у обучающихся творческое воображение, я способствую развитию умений анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов, общаться друг с другом, т.е. универсальных учебных действий. А это приводит к повышению качества знаний моих учеников.

Список литературы

1. Амосова И.Ю. Развитие творческого воображения младших школьников // Современная педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1788.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М. , 1986

4. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 5 – 17.

5. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С. 29 – 33.

6. Симановский А. Э. Развитие творческого мыщления детей.- Ярославль, 1997

7. Субботина Л. Ю.       Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1997

8. Шумакова Н. Б. Развитие одаренности детей младшего школьного возраста в условиях экспериментального обучения // Новые исследования в психологии и педагогике. 1991. №1. С. 44 – 50.


Метод креативности

Фигурная форма. 

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи метода креативности представляет собой задание «Закончи рисунок».         

Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления.

Время выполнения — 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д.  необходимо отвести 15 — 20 минут. 

Раздаточный материал

Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________

Закончи рисунок

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.

Интерпретация результатов тестирования.

1. Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять биографические данные.

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3.  Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4.  Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.


Методика 1. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)

Необходимо придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.

2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов.

1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная.

2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу - 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Выводы об уровне развития

8-10 баллов - высокий. 3 -7 баллов - средний.

0 - 3 балла - низкий.

Методика 2. «Рисунок» (художественное воображение)

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

Методика 3. «Скульптура» (художественно-прикладное воображение)

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Выводы об уровне развития

Оценка в 8-10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. То есть воображение вполне развито.

Оценка в интервале от 4 до 7 баллов является признаком того, что в целом у данного ребенка удовлетворительно развито воображение.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе. Воображение не развито, что в значительной степени осложняет ход обучения в целом.

Занятия по развитию творческого воображения детей

Занятие 1. Рисование в технике “монотипия”. «Волшебные звери».

Программные задачи: познакомить с монотипией, развивать творческое воображение, наблюдательность.

Материал: Монотипия для каждого ребёнка, фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов, клей ПВА, пластилин, иллюстрации животных из сказок.

Ход занятия:

Перед началом занятия рекомендуется подготовить выставку с использованием иллюстраций, фотографий, репродукций картин о животных. Здесь могут быть выполненные аппликации животных.

Педагог: «У нас в гостях — животные. Одних Карандаш рисовал для сказок. Это сказочные животные. Других животных Карандаш сфотографировал на природе. И выглядят они совсем иначе. В сказках животные умеют разговаривать, наряжаться в красивые одежды, ходить на двух лапах. А в жизни животные не говорят, а издают разные звуки. Какие (каждый из детей имитирует голос какого-либо животного, а другие угадывают). Животных можно нарисовать карандашом, мелками, красками. По таким рисункам их легко узнать. Труднее обстоит дело, когда перед нами волшебный, таинственный зверь. Как может такой зверь называться? Например, Котозверь, или Барсокрыс. Придумайте и своих волшебных зверей. А помогут нам кляксы». Перед началом работы взрослый вместе с ребёнком рассматривает монотипию и определяет, где может быть спрятано изображение зверя, какое оно. Силуэт можно обвести фломастером. Затем по контуру вырезать изображение. Дополнить его отдельными деталями, используя фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов. Закрепить на клей или пластилин.

В конце занятия можно предложить каждому ребенку рассказать о своем звере, как его зовут, какие у него повадки, что он любит делать…

Занятие 2. «Во что превращаются кляксы?»

Программные задачи: Познакомить детей с техникой монотипии, последовательностью ее выполнения, развивать творческое воображение, наблюдательность.

Материал: глянцевая бумага для монотипии, гуашь семи цветов, кисти мягкие, кафельная плитка или оргстекло.

Зрительный ряд: монотипии с изображением разных узоров, силуэтов.

Ход занятия:

Педагог: «Какими разными материалами приходится рисовать Карандашу — карандашами, мелками, фломастерами. И картины получаются непохожими друг на друга. Попробуйте определить, каким материалом выполнены эти работы. (Дети рассматривают и называют технику и материал исполнения картины – гуашевые краски, тушь, бумага, карандаш и т.д.)

Чтобы получить такие замечательные картины, Карандашу пришлось потрудиться не один день. А это кто появился среди картин? Да ведь это Клякса! Что ты здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать?

— Я не только умею рисовать, — гордо ответила Клякса, — но и уже нарисовала одну из замечательных картин. Вот она. И клякса показала на изображение, похожее на густую траву или деревья. Как же она это сделала?

— В этом мне помогли добрые Кляксочки. Хотите и вы научиться рисовать кляксами? Посмотрите, как я буду это делать”. На столе разложены гуашь, кисть, вода, кафельная плитка или оргстекло. Воспитатель объясняет детям, что нужно сделать:

1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.

2. Накрыть листом бумаги изображение на плитке и произнести волшебные слова: “Абра-кадабра, шишел-мышел. Что тут вышло?»

3. Движением руки открыть листок, на котором будет монотипия.

По окончании занятия детские работы рассматриваются, обсуждается, что ребенок увидел в полученном изображении, можно ли найти в нем другие образы.

Занятие 3. “Кто спрятался в лесу”.

Программные задачи: учить детей составлению цветной композиции,

продолжать знакомить с монотипией, развивать воображение, связную речь.

Материал: монотипия для каждого ребёнка, вырезанные из черной бумаги силуэты деревьев, фигурки, напоминающие животных, пуговицы, клей ПВА, пластилин, составленная взрослым картина леса из перечисленных материалов.

Ход занятия:

Педагог: “Кляксы превратились в удивительные картины. Представим себе, что мы попали в наши рисунки и оказались в волшебном лесу. Перед нами не просто деревья, а их чудесные превращения. По цвету и форме они скорее похожи на гигантские растения с причудливыми ветвями. (Дети рассказывают о своих работах.) Интересно путешествовать по вашим картинам, но вот что-то мелькнуло среди ветвей. Это обитатели сказочного леса. Кто они? Звери? Птицы? А как они выглядят? А на кого они похожи? Помогите найти тех, кто спрятался в сказочном лесу”. Каждый ребёнок по собственному желанию выбирает одну из монотипий в качестве фона. Из представленного материала нужно отобрать фигурки деревьев, растений, животных и составить из них композицию. Только когда будет составлен окончательный вариант, можно приклеить все детали.

По окончанию занятия детям предлагается рассказать о созданном ими лесе: какой он (светлый, дремучий, приветливый…), какие в нем растут деревья, обитают животные.

Занятие 4. “Цветы из прошлого”.

Программные задачи: познакомить детей с исчезающими видами растений, занесенными в Красную книгу, развивать воображение и фантазию.

Материал: варианты монотипий, ножницы, клей, кисти жесткие.

Зрительный ряд: открытки с изображениями цветов, цветы, составленные из разрезанной монотипии.

Ход занятия:

Педагог: ‘Как щедро художник-природа одарила цветы красками и формой! Какие они великолепные! Посмотрите на эти иллюстрации. Каждый цветок – произведение искусства. Узнаете цветы? Ландыши, колокольчики, анютины глазки, ромашки, розы… На земле огромное количество цветов. Но, к сожалению, некоторые из них исчезли навсегда. Разные тому причины: холод, мороз губят корни растений, человек вырубает леса, так что цветы там больше не растут. Особенно редкие виды цветов заносят в Красную книгу Природы, чтобы человек бережней и внимательней относился к окружающему миру.

Многие цветы навсегда исчезли, и теперь мы можем только догадываться, какими они были. Представить это нам помогут рисунки-кляксы. Рассмотрите их”.

Дети сами выбирают монотипию, по которой будут составлять цветок. Для этого они должны вырезать отдельные лепестки, веточки и листочки. После того, как будет продумана композиция работы, детали закрепляются клеем.

В конце занятия детские работы можно собрать в одну общую Красную книгу Природы.

Занятие 5. “Узоры на камнях”

Программные задачи: продолжать учить работать с монотипией, учить детей замечать красоту линий, различать характерные особенности форм, их многообразие.

Материал: для фона используются монотипии (размер половина альбомного листа), фигурки из белой бумаги различной формы (круг, овал, волнистые линии), клей, кисти жесткие.

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением драгоценных камней, ювелирных изделий, бижутерии.

Ход занятия:

Педагог: “Художник-природа сама придумывает картины, подирая узоры

для украшения. Как прекрасен цветок или крыло бабочки! Безупречное сочетание линий, формы и цвета. А какой узор можно увидеть в камне? Приходилось ли вам задумываться над этим? Посмотрите на камни, которые принёс художник. Гранит — пёстрый, состоящий из мелких кружочков, квадратиков. Мрамор — Словно тягучие линии различной формы и цвета составляют его. А это уже полу драгоценный камень – агат. Если присмотреться внимательно, то можно увидеть необычный рисунок.

Дремучий лес, таинственные деревья. Такой камень используют для украшений. Из него делают серьги и кольца. Представьте себя мастерами по камню, которым надо придумать узор”. Дети должны подобрать монотипию для своего камня. Затем из отдельных фигурок белой бумаги составить узор и закрепить его клеем.

В конце занятия можно устроить выставку драгоценных камней: пусть каждый ребенок придумает название своему камню, расскажет о нем (где его добывают, какие у него есть особенности, какой характерен узор, какое украшение из него можно сделать).

Рисование в технике “кляксография”, задания по типу кляксографии.

Занятие 6. “Заколдованные фигуры”.

Программные задачи: развивать воображение детей, побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами и явлениями окружающей действительности, затем путём дорисовки этих форм получить предметную или сюжетную картинку, упражнять в свободном выборе изобразительных материалов. Материал: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур, нарисованных фломастером.

Ход занятия:

Педагог раскладывает листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур на столе и рассказывает историю о том, как злой волшебник заколдовал предметы: например, от чудесного домика, который стоял на опушке красивого леса, остался лишь маленький треугольник, и т. п.

Получив согласие детей “расколдовать” картинки, педагог предлагает каждому выбрать ту, при работе с которой он сможет справиться с “колдовскими чарами” и восстановить те предметы, которые были заколдованы.

Дети по-разному реагируют на геометрические формы. Воображение одних детей будит круг (ассоциируется с часами, мячом, капустой, тарелкой). Для других ближе треугольник (крыша дома, собачья будка, шапочка и т.д.). Третьих привлекает овал (яйцо, камень, картофель). Поэтому необходимо предоставить детям возможность свободного выбора формы. В конце занятия, когда все картинки будут расколдованы, можно устроить презентацию добрых волшебников. Каждый ребенок рассказывает о чудесах, которые он совершил (расколдовал дом, лес и т. п.).

Занятие 7. “Расколдуем фигуры”.

Программные задачи: развивать воображение детей, побуждать их устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами и путем дорисовки получать цельное изображение.

Материал: листы бумаги с наклеенными на них геометрическими формами из цветной бумаги, гуашь, палитры, значки из картона на каждого ребенка.

Ход занятия:

На столе раскладываются все листы с наклеенными на них геометрическими формами. Затем педагог рассказывает о том, “что злой волшебник пошел на новую хитрость и заколдовал различные предметы в цветные геометрические формы”. Теперь стало гораздо труднее что-либо распознать в них. Но он надеется, что и сейчас дети не растеряются и «расколдуют» предметы, дорисовав их. Благодаря этому по их картинкам всем сразу станет понятно, какие предметы были «заколдованы». Затем педагог предоставляет возможность каждому ребенку на основе возникших у него ассоциаций выбрать листок с теми или иными геометрическими формами и дорисовать их до получения предметной или сюжетной картинки. В конце занятия каждый ребенок награждается значком «Волшебник II степени».

Занятие 8. “Волшебные картинки“.

Программные задачи: продолжать формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений окружающей действительности, побуждать устанавливать сходство между кусочками ткани абстрактной формы и предметами, получая путем дорисовывания целостное изображение, стремиться к передаче цветовых оттенков.

Материал: цветные карандаши, листы бумаги с наклеенными кусочками ткани абстрактной формы.

Ход занятия:

Педагог напоминает о прошлых успехах детей в расколдовывании картинок и предлагает юным волшебникам выполнить новое, очень трудное задание – рассмотреть все листы с кусочками ткани, выбрать тот, в котором каждый узнает какой-либо предмет и расколдовать его, дорисовав полностью.

После того, как все выполнят задание, педагог обращает внимание на цветовое решение картинки в зависимости от освещения. Если ребенок изобразил солнышко, то цвет всех переданных предметов должен стать ярче, выразительнее, т.е. надо к основному тону добавить светлый оттенок. При этом не следует перерисовывать картину, а просто к одному, например, зеленому цвету травы добавить светлый оттенок того же цвета. Если на картине изображен пасмурный день, то к основному цвету мы добавляем темный оттенок. По окончании работы педагог предлагает детям украсить свои работы красивыми рамками. Для этого рисунки наклеиваются на лист бумаги большего формата или к основному листу приклеиваются полоски бумаги.

В конце занятия, когда все картинки будут расколдованы, можно устроить презентацию добрых волшебников. Каждый ребенок рассказывает о чудесах, которые он совершил (расколдовал дом, лес и т.п.).

Занятие 9. “Сегодня мы — волшебники”.

Программные задачи: познакомить с кляксографией, развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.

Материал: бумага, тушь, акварель, беличьи кисти, фломастеры.

Ход занятия:

Педагог: “Сегодня мы поиграем в волшебников – добрых, умных и веселых. Представьте, что все вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и бегемотов. Пока мы – волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.

Лист бумаги смачивается с помощью кисти или ватного тампона. Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть, иначе краска сильно растечется. Затем с помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в одно яркое “колючее” пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось.

— Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?

В кляксе можно найти нос, дать выглянуть глазкам-бусинкам, короткие лапки можно дорисовать фломастером. В результате получился ежик. В пятне можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист можно капнуть и немного черной туши. Теперь стоит только приглядеться к пушистому черному клубочку, на которое стало похоже ”разлохматившееся” пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик – вот и спит черный котенок. Можно колдовать и на сухом листе бумаги: накапать несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложить лист пополам, а затем разложить его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. Можно попробовать осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же “вытянет” рожки или ножки.

— Вот ручеек краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А вот вытянулся во весь рост длинноногий страус…

Давайте посмотрим через наши волшебные окошки: кого или что вы видите? Из какой сказки могли прийти к нам эти герои?”

Занятие 10.“Животные, которых я сам придумал”.

Программные задачи: учить самостоятельно выбирать способ изображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческое воображение при выборе содержания работы.

Материал: черная или цветная тушь в мисочке, белый лист (20х20 см), простой карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разными техниками для стимуляции способности к комбинированию способов рисования.

Ход занятия:

Педагог рассказывает сказку об ожившей кляксе, сопровождая повествование своими рисунками: “Однажды неаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (рисует). Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит – чудеса да и только – у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: “Не удивляйся, все мы, кляксы, живые. На самом деле я сказочное существо, животное”. У кляксы появились лапки, хвост (рисует). “Мы живем в волшебной стране, а еще там живут ладошки” – сказала клякса.

— Ладошки? – удивилась Катя.

— Да. Обведи свою ладошку, и она оживет! (показывает). А теперь дорисуем ей ножки (рисует). Видишь, как нас много, необычных животных!- Ой, как здорово! Я так хочу попасть в вашу страну, только как это сделать?- спросила Катя.

— А ты нарисуй нас, и мы всегда будем с тобой! – ответила Кате клякса и пропала”.

Дети рассматривают педагогические эскизы животных, вместе с педагогом обсуждают, каким из предложенных способов каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, что выбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных на эскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинирование образов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбирается самое необычное, самое добродушное, самое веселое существо и т.д. У детей выясняется, какая техника помогла им фантазировать на бумаге.

Рисование в технике “цветные нитки”.

Занятие 11.“Морозные узоры”.

Программные задачи: познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года, познакомить с техникой “рисование нитками”.

Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, Бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Ход занятия: Педагог: “Каждое время года по-своему прекрасно. Весна – это пробуждение природы, время появления молодых листочков и пения птиц. Лето – это яркие краски и солнечное тепло. Осень – богатство оттенков от огненно-красного до золотисто-желтого. А чем может порадовать нас зима, как вы думаете? Одна из прекрасных тайн зимы – это волшебные узоры на окнах. Фантазия мороза безгранична, и вот, он рисует на стеклах неведомые леса, им самим придуманных животных, загадочные растения… Рисунки мороза никогда не повторяются. Сегодня мы тоже попробуем составить зимний узор. А чтобы он получился таким же необычным и неповторимым, мы будем создавать свой узор с помощью ниточек. У каждого времени года есть свой характерный цвет. Посмотрите на палитру и скажите, какие цвета помогут нам показать, что это зимние узоры? Представьте себе, что вы сейчас в зимнем лесу. Холод. Озноб. Какие цвета подошли бы для этого случая? (синий, голубой, фиолетовый). Перед работой сложим лист бумаги пополам. Выберите, каким зимним цветом вы будете составлять узор. Чтобы рисунок получился более загадочным, можно окрасить нитку в несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы захотите выложить нитку, пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку. Интересно, что за рисунок на стекле у нас получился? Давайте подумаем ”.

Дети дают название узорам, называют увиденные образы. “Посмотрите, а ведь у нас получилось ни чуть не хуже, чем у самой зимы! В наших узорах есть и дремучие леса, и светлые заснеженные полянки, а вот и загадочный зимний цветок… ”

Занятие 12. “Цветные сны”

Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображение детей.

Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Ход занятия:

Педагог: “Все мы видим сны. Конечно, они у всех разные, но всегда необычные и волшебные. Яркий, красочный сон создаст хорошее настроение на весь день. Ну, а если сон приснился страшный, наутро о нем останется лишь воспоминание. Иногда нам снится целый фильм или мультфильм. Такой сон мы можем легко изобразить на бумаге. Но иногда приснятся лишь цветные узоры, вспышки, что-то волшебное, радостное. Хочется оставить воспоминание об этом сне, но только как? В этом нам помогут волшебные ниточки. Посмотрите на палитру и подумайте, какие цвета помогут нам изобразить теплый, солнечный, а какие – снежный, зимний сон. Перед работой сложим лист бумаги пополам. Выберите, каким цветом вы будете составлять узор. Чтобы рисунок получился более загадочным, можно окрасить нитку в несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы захотите выложить нитку, пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку. Попробуем разгадать, что же нам приснилось”.

Дети называют увиденные в полученном изображении образы или говорят, с каким настроением ассоциируется рисунок. Дают название своей работе.

“Теперь мы знаем, как можно сохранить понравившийся сон и хорошее настроение”.

“О чем рассказала ниточка”

Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать творческое воображение.

Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, Бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Ход занятия:

Педагог: “Сегодня к нам в гости пришла волшебная ниточка. Она очень рада всех вас видеть и хочет поделиться историей, которая с ней произошла, но так волнуется, что ничего не может сказать. Ниточка, но ведь нам очень интересно послушать про твои приключения! Что же делать, ребята? (Педагог выслушивает предложения детей) Ниточка не может рассказать нам свою историю словами, но ведь она может нарисовать ее. Главное, ей не мешать. Подготовим для ее рисунка лист бумаги, сложим его пополам. Теперь подумайте, каким цветом будет у вас рисовать ниточка. А может, в ее рассказе будет несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы выложите нитку, пусть вам она сама подскажет. Прикроем сверху другой половиной листа, чтобы не отвлекать нашу гостью. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку… О чем тебе рассказала ниточка?”

По окончании занятия дети по цепочке составляют рассказ о приключениях ниточки, опираясь на увиденные в своей работе образы.

Занятие 13.“Загадочный лес”

Программные задачи: продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображение детей.

Материал: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток, фломастеры.

Ход занятия:

Педагог: “Сегодня ниточка поможет нам создать свой необычный лес. Представьте себе, какой лес вы хотите нарисовать. Это может быть и ясная солнечная полянка, и дремучий темный лес, в котором никогда не бывал человек. А может, вы захотите показать в своем рисунке картину зимнего леса…. Подумайте, какие цвета помогут вам изобразить такой лес. Почему именно такие цвета вы выбрали для своего рисунка? (для солнечной, яркой картины лучше взять теплые цвета, для изображения зимнего или дремучего леса – холодные). Чтобы нарисовать густой лес, можно выложить на листе ниточку несколько раз.

Лес не может быть без жителей. Давайте подумаем, каких животных мы можем в нем поселить. Это могут быть и хорошо знакомые нам звери наших лесов, и гости из дальних стран, и волшебные жители сказок. С помощью фломастеров поселите этих животных в своем лесу.

Составь рассказ о том лесе, который у тебя получился: какой это лес, какие в нем можно увидеть растения, каких можно встретить животных. Почему ты захотел нарисовать именно такой лес, чем он тебе нравится…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...

Методическая разработка. Развитие устной речи в начальной школе.

Известно, что дети приходят в школу с разным уровнем развития речи. Учителю приходится в различные моменты урока вставлять упражнения, помогающие строить предложения, обогащать речь, активизировать сл...

Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Развитие творческого воображения учащихся начальной школы

Развитие творческого воображения учащихся начальной школы...

Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".

Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного  занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...

Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы на внеурочных занятиях курса «Волшебный мир»

   Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Творческое воображение более интенсивно развивает...