«Формирование начальных навыков звукового анализа»
материал (4 класс)
При алалии ребенок не может полноценно научиться говорить, в том числе потому, что с трудом улавливает порядок звуков в словах, поэтому плохо запоминает их и легко забывает. Этот недостаток обязательно нужно преодолеть, а для этого сформировать у ребенка первоначальные навыки звукового анализа различных единиц речи: звукосочетаний, слогов, простейших слов.
Прежде чем обучать ребенка фонематическому восприятию последовательности звуков в слове, нужно составить у него представление о последовательности вообще. Это удобнее сделать на основе анализа зрительного ряда, который (в отличие от звукового, где звук сменяет звук) может находиться перед глазами у ребенка весь сразу и целиком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoy_analiz.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование начальных навыков звукового анализа»
Учитель-логопед Оганесян С.Г.
При алалии ребенок не может полноценно научиться говорить, в том числе потому, что с трудом улавливает порядок звуков в словах, поэтому плохо запоминает их и легко забывает. Этот недостаток обязательно нужно преодолеть, а для этого сформировать у ребенка первоначальные навыки звукового анализа различных единиц речи: звукосочетаний, слогов, простейших слов.
Прежде чем обучать ребенка фонематическому восприятию последовательности звуков в слове, нужно составить у него представление о последовательности вообще. Это удобнее сделать на основе анализа зрительного ряда, который (в отличие от звукового, где звук сменяет звук) может находиться перед глазами у ребенка весь сразу и целиком.
Операции со зрительным рядом
Чтобы научиться воспринимать и анализировать зрительный ряд (в дальнейшем — звуковой), ребенок должен освоить понятия: сначала и потом.
♦ Сядьте рядом с ребенком и играйте в разноцветные кубики. Ребенку нужно выкладывать кубики в ряд, повторяя вашу последовательность. Сначала используйте только красные и зеленые кубики (поскольку с этими цветами ребенок уже знаком). Вы кладете зеленый кубик и говорите: Сделай, как я. Показывайте на свой кубик, жестом объясняйте, что ребенок тоже должен взять кубик. Если он не поймет, что нужно брать именно зеленый, объясните: Клади зеленый куб. Такой же. Показывайте на свой кубик и другой такой же — на столе. Если задание все равно не понятно, объясните через помощника (пусть тот выкладывает за вами ряд). Сперва выкладывайте ряд из двух кубиков. Следите, чтобы ребенок размещал кубики слева направо. В дальнейшем следите за этим всегда.
♦ Выкладывайте ряд из трех кубиков. Располагайте их в разной последовательности. Комментируйте: зеленый, красный и т.д. Пусть ребенок запоминает названия цветов. Он должен выкладывать кубики так же, как вы.
♦ Желательно увеличить ряд до пяти кубиков. Добавьте еще один цвет: желтый.
♦ Меняйте местами два кубика. Сначала — крайние, затем в любом порядке. Ребенку нужно делать то же самое со своим рядом. Говорите: Сделай, как я.
♦ Попробуйте поменять местами сразу три кубика. Ребенок должен повторить.
♦ Кладите кубики в ряд и говорите: Сначала я положу зеленый, потом — красный, потом — желтый, потом — красный. Делайте акцент на слова «сначала» и «потом». Пусть ребенок выкладывает ряд следом за вами.
♦ Пусть ребенок выполняет предыдущее задание, опираясь только на словесную инструкцию. Говорите: Сначала положи красный (дождитесь, пока он сделает это, если нужно, помогите ему), потом положи зеленый, потом — желтый и т.д.
♦ Положите два кубика, ребенок должен смотреть, что вы делаете. Спросите: Какой я положила сначала? Пусть ребенок покажет. Затем спросите: Какой я положила потом?
♦ Подобные задания выполняйте с разноцветными кружками.
Теперь у ребенка нужно сформировать представления о начале и конце ряда.
♦ Выкладывайте кубики. Комментируйте, какой вы положили сначала, какой — потом. Покажите ребенку на начало ряда, скажите: Вот тут — начало. Покажите на конец, скажите: Вот тут — конец.
♦ Это же задание выполняйте с кружками (с другими предметами) многократно. Ребенок должен запомнить слова «начало» и «конец» и хорошо усвоить, что они означают.
♦ Горизонтально кладите перед ребенком продолговатые предметы (карандаш, полоску бумаги, ленточку и т.п.), просите показать, где у предмета начало, где конец. При необходимости подсказывайте.
Операции со звуковым рядом
Вам понадобятся отдельные карточки с изображениями формы рта при произнесении гласных звуков (раньше вы рисовали эти символы на бумаге).
♦ Напомните ребенку значение изображений. Показывайте карточку, он должен называть соответствующий гласный звук.
♦ Выполняйте задание наоборот. Называйте гласный звук, ребенку нужно показать карточку.
♦ Называйте гласные звуки и кладите в ряд карточки с их изображениями. Затем ведите пальцем по получившемуся ряду и комментируйте: Сначала — А, потом — У, потом — О и т.д. Выполняйте задание многократно, выкладывая символы звуков в разной последовательности.
♦ Положите в ряд две карточки, спрашивайте: Что идет сначала? Что — потом? Ребенку нужно называть звуки.
♦ Это задание делайте с тремя карточками (если получится, то с большим числом).
♦ Выложите на стол все карточки, обозначающие гласные звуки (вперемешку). Называйте гласный звук, ребенку нужно выбрать из кучки подходящую карточку и положить перед собой. Называйте следующий гласный, ребенок должен найти соответствующую карточку и положить рядом с первой.
♦ Это же задание выполняйте с большим количеством звуков. Спрашивайте у ребенка, показывая пальцем на его ряд: Что идет сначала? Что — потом ?
♦ Задавайте ребенку эти же вопросы без указывания на символы звуков.
♦ Кладите в ряд две (затем — три) карточки. Ребенок должен последовательно произнести звуки. Предварительно выполните это задание сами, чтобы он понял, что от него требуется. Называя звуки, показывайте на соответствующие символы.
♦ Выложите ряд из нескольких карточек (трех и больше). Спрашивайте: Что в начале? Что в конце? Показывайте пальцем в начало и конец ряда, в дальнейшем ребенку нужно выполнять задание, опираясь только на ваши слова.
♦ Положите в ряд несколько карточек. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Еще что потом? Еще что потом? Что в конце?Для начала ведите пальцем по карточкам, чтобы ребенок не упускал из виду их последовательности. Затем ему нужно опираться только на ваши слова. Упражнение выполняйте многократно, меняя порядок звуков.
♦ Скажите ребенку: Положи сначала А, потом — У. Он должен выкладывать карточки.
♦ Количество звуков нужно увеличить до трех. Говорите: Положи сначала А, потом — О, в конце — Ы. Задавайте вопросы по поводу ряда: Что в начале? Что потом? Что в конце? Меняйте порядок вопросов.
♦ Положите две карточки. Молча показывайте на них по очереди. Ребенку нужно произнести соответствующие звуки.
♦ Поменяйте карточки местами, снова покажите на них. Ребенок должен произнести звуки в обратной последовательности. Если смысл двух последних заданий ему непонятен, объясните через помощника. Два предыдущих задания пробуйте выполнять с тремя звуками. Произнесите два гласных звука, чтобы ребенку был виден ваш рот. Спросите: Что в начале? Повторите те же звуки. Ребенку нужно назвать первый звук.
♦ Это же упражнение выполняйте с различными комбинациями двух гласных звуков. Произносите их так, чтобы ребенок не мог видеть вашей артикуляции.
♦ Произносите по два гласных звука. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Ребенку нужно по порядку называть звуки.
♦ Это же упражнение попытайтесь выполнять с тремя гласными звуками.
♦ Произносите два гласных звука, меняя их местами (например: АУ — УА и т.п.). Ребенку оба раза нужно определять, какой — первый, ка- кой — второй.
♦ Произносите два согласных звука. Спрашивайте: Что сначала? Что потом ? Артикулируйте внятно, между звуками делайте небольшие nayзы, чтобы они не сливались. Используйте только те звуки, которые ребенок хотя бы как-то умеет произносить.
♦ Это же упражнение выполняйте, меняя звуки местами.
♦ Произносите закрытые слоги (например, AM, АП). Произносите внятно. Выясняйте у ребенка, какой звук первый, какой второй.
♦ Это упражнение делайте с открытыми слогами (МА, ТА). Если ребенку трудно различить второй звук в слоге (так как он сливается с первым), произносите слог повторно, несколько разрывая в нем звуки. Затем снова повторяйте слитно.
♦ Произносите слоги (закрытые и открытые). Спрашивайте у ребенка. Есть ли в слоге тот или иной звук. Например: Есть — А? Есть — М? Ребенку нужно отвечать: есть (да) или нет. Произносите слоги по нескольку раз.
♦ Это же упражнение выполняйте со словами из трех звуков: согласный + гласный + согласный (например, дом, кот). Звук, наличие которого ребенку нужно определить, произносите акцентированно. Пусть ребенок пробует определить, какой звук в слове первый, какой — последний. Спрашивайте: Что в начале? Что в конце? Пусть пробует определить последовательность звуков в слове: Что в начале? Что потом? Что в конце? Произносите слова слитно, затем разрывая на звуки.
♦ Последние три задания выполняйте со словами из трех звуков: гласный звук + согласный + гласный (например, ура).
Примерный речевой материал
Слова из трех звуков: дом, кот, сок, бок, нос, сон, мак, лук, лак, сор, рот, суп, дым, душ, шар, сом, сук, сын, сыр, пот, пар, ком, шум ,ухо, уши (на конце слышится |Ы]), агу, ура, ага, осы, ужи (на конце слышится [Ы|), Ира, угу, алло, Уфа, Инна.
Правила занятий с детьми
□ Подбирайте для фонематического восприятия и звукового анализа слова, звуки в которых пишутся так же, как слышатся. Не используйте на конце слов звонких парных согласных — они оглушаются (сад звучит как сам).
□ Это же правило относится к подбору закрытых слогов.
□ Для всех заданий используйте только твердые согласные звуки.
□ Не используйте безударные гласные звуки, которые теряют свое звучание (оса звучит как аса).
□ В упражнениях, где ребенку нужно произносить звуки, употребляйте только те звуки, которые он умеет выговаривать (хотя бы и не совсем точно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза слов.
Эти упражнения использую на каждом уроке русского языка....
Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.
Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов....
Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников
Презентация "Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников" скачать...
Презентация к ЦОР: "Формирование навыков звукового анализа и синтеза."
Цель: предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему...
Коррекционная работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза в период обучения грамоте на уроках литературного чтения с применением ИКТ
материал для учителей начальных классов...
Буклет на тему: "Формирование навыка звукового анализа у младших школьников"
Буклет создан в помощь родителям, для того чтобы формировать навык звукового анализа не только в школе, но и дома...
«Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у учащихся начальной школы»
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом речи - понимается способность че...