Дорожная карта (Отчет о реализации плана самообразования) учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны, 2018/2019 учебный год
учебно-методический материал
Отчет по плану самообразования за период с 2015-ого до 2019 -ого года
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет по реализации дорожной карты
(плана по самообразованию)
учителя начальных классов
Захаровой Зои Николаевны
МБОУ «СОШ № 33» НМР РТ
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
И. Песталоцци
Образование: высшее, окончила Нижнекамский Муниципальный институт в 2001 году по специальности - преподаватель социологии; среднее специальное, окончила Казанское педагогическое училище в 1974 году по специальности – учитель начальных классов
Квалификационная категория – Высшая квалификационная категория. Дата присвоения 31.12.2018 года (Приказ №под-1984/18 от 30.12.2018 года)
Курсы повышения квалификации: «Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО: экспериментальное обоснование, трансляция и диссеменация», ФГБОУ «Набережночелнинский государственный педагогический университет» «Институт дополнительного профессионального образования», 64 часа, (с 26 марта по 05апреля 2018 года)
Методическая тема школы на 2015 – 2018 гг.:
«Федеральный государственный стандарт нового поколения в контексте обучения и воспитания творческой и одаренной личности».
На следующие три года предполагалась реализация следующих задач:
- обеспечить нормативно-правовое, организационное, научно-методическое, мотивационное, информационное сопровождение внедрения ФГОС ООО;
- создавать условия для реализации ФГОС начального образования (НОО) и для поэтапного введения ФГОС основного общего образования (ООО) и ФГОС старшей ступени образования;
- повышать качество образовательного процесса через:
1. Внедрение системно - деятельностного подхода.
2. Осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании.
3. Применение информационно-коммуникационных технологий в урочном процессе и внеурочной деятельности.
4. Обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.
5. Формирование положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности.
6. Обеспечение социально-педагогических отношений, сохраняющих физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.
7.Осуществление процедуры оценки на основании показателей эффективности деятельности образовательного учреждения, показателей эффективности деятельности педагогических работников.
Для решения данных задач планировалось:
- разработать механизм выявления одаренных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.
- создать организационные психолого-педагогические условия для обучения и воспитания одаренных детей, для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;
- расширить возможность участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах; развивать исследовательские способности обучающихся через школьное научное общество;
- использовать инновационные подходы по педагогическому сопровождению одарённых детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной, стимулировать научно-методическую деятельность педагогов, работающих с одаренными детьми, поиск новых форм и методов образования;
- обеспечить повышение квалификации педагогов по тематике работы с детьми, проявившими выдающиеся способности;
- организовать систематическую психолого-педагогическую помощь семьям в воспитании и развитии одаренного ребенка;
- создать единое образовательное пространство базового и дополнительного образования детей (для индивидуализации обучения, воспитания, социализации учащихся с общей одаренностью).
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Формирование универсальных учебных действий через социализацию обучающихся в рамках ФГОС».
Работа над темой начата в 2015 году.
Предполагалось закончить работу над темой в 2018 году.
(Ввиду того, что школьный год завершается в 2018/2019 учебном году, администрацией школы было принято решение - продолжить работу по данному плану до 31мая 2019 года, то есть, до завершения данного учебного года))
Цели и задачи:
1) Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2) Формирование конкурентоспособной, коммуникативной, толерантной личности;
3) Формирование на уроках гражданской идентичности;
4) Использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
5) Повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию, были намечены и реализованы основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации (по плану) | Сроки реализации (по факту) | |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Систематически выписывать журнал «Начальная школа». 4. Вести каталог статей из этих журналов. 5. Повышать квалификацию на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов. | 2015- 2016 2015-2018
2015-2018
регулярно
регулярно
| 1.Изучила новые программы 2.Ознакомилась с новыми педагогическими технологиями 3.Регулярно выписываю методические журналы 4.Каталог статей ведется не всегда 5.Прошла курсы повышения в 2018 году | |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно | Совершенствую систематически свои знания в области психологии и педагогики | |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по предметам начальной школы. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения учащихся. 3. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей начальных классов. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ и олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроках. 9. Проводить открытые уроки для коллег по школе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района. 10. Разработать программу элективного курса по предметам начальной школы 11. Выступать с докладами по теме самообразования. |
регулярно регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно
регулярно
регулярно регулярно регулярно | 1.Совершенствую знания современного содержания образования 2.Ознакомлена с новыми приемами обучения учащихся. 3.Активно участвую в работе МО учителей начальной школы 4.Ежегодно принимаем с детьми участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ и олимпиадах (получаем призовые места) 5.Систематически изучаем опыт лучших учителей 6.Посещаю уроки коллег и участвую в обмене опытом 7.Регулярно провожу самоанализ профессиональной деятельности 8.Создана база сценариев уроков, интересных находок 9.Регулярно провожу открытые уроки 10.Ежегодно разрабатываю программы по предметам. 11.Систематически выступаю с докладом по теме самообразования на заседании МО | |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по обучению, воспитанию учащихся начальных классов. | регулярно регулярно
| 1. Регулярно изучаю ИКТ и внедряю их в учебный процесс. 2. Делаю обзор в Интернете информации по обучению, воспитанию учащихся начальных классов. | |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | регулярно | Регулярно внедряю в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки реализации (по плану) | Практическая деятельность | Сроки реализации (по факту) |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме. | 2015-2016 | 1.Пройти курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО 3.Подписка на методическую литературу 4.Изучение литературы по данной теме. | 1.Прошла курсы повышения квалификации в 2015году и в 2018 году 2.Ежегодно выступаю на заседании МО 3.Осуществляю подписку методической литературы 4.Изучаю литературу по данной теме |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2015-2016 | 1. Выступление на заседании школьного МО 2. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». 3. Участие в конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» 4. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях 5.Участие в работе инновационных площадок. | 1.Активно принимаю участие в выступлениях на МО и педсоветах ОУ 2. Участвовали с обучающимися в фестивале педагогических идей «Открытый урок». 3. Принимали участие в конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика, где стали победителями и лауреатами 4.Ежегодно принимаем участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях 5.Принимала участие в работе инновационных площадок (подтверждающие документы в ежегодных отчетах дорожных карт) |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2016-2017 | 1.Выступление на заседании педагогического совета. 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4 Участие в работе инновационных площадок. | 1.Выступление на заседании педагогического совета. 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях (имеются призовые места) 4 Участие в работе инновационных площадок (подтверждающие документы в ежегодных отчетах дорожных карт) |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2017-2018 | 1.Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий через социализацию личности учащихся в рамках ФГОС». 2. Участие в муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс по теме самообразования. 4 Участие в работе инновационных площадок. 5. Консультативная помощь учителям и учащимся. | 1.Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий через социализацию личности учащихся в рамках ФГОС». 2. Участие в муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс по теме самообразования. 4 Участие в работе инновационных площадок. 5. Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2017-2018 | 1. Выступить на заседании ШМО с творческим отчетом по теме самообразования. 2. Принять участие в муниципальных, региональных, федеральных, международных конференциях, конкурсах, олимпиадах. 3. Принять участие в работе муниципальных, республиканских, федеральных, международных семинарах и вебинарах. 4. Распространять свой педагогический опыт через печатание методических разработок и статей на ведущем образовательном портале России «Инфоурок», на сайте «Педсовет.орг», «Социальная сеть работников образования», на сайте образовательного учреждения. 5. Внедрять свой опыт через участие в работе инновационных площадок. 6. Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте. | 1. Выступление на заседании ШМО с творческим отчетом по теме самообразования. 2. Активное участие в муниципальных, региональных, федеральных, международных конференциях, конкурсах, олимпиадах (подтверждающие документы в ежегодных отчетах дорожных карт) 3. Активное участие в работе муниципальных, республиканских, федеральных, международных семинарах и вебинарах (подтверждающие документы в ежегодных отчетах дорожных карт) 4. Распространение своего педагогического опыта через печатание методических разработок и статей на ведущем образовательном портале России «Инфоурок», на сайте «Педсовет.орг», «Социальная сеть работников образования», на сайте образовательного учреждения (подтверждающие документы в ежегодных отчетах дорожных карт) 5. Внедрение своего опыта через участие в работе инновационных площадок (участник Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогов им. К.Д.Ушинского по теме «Психолого-педагогические инновации деятельности педагога начальной школы» (№75031-Др), 21.09.2018) 6. Результаты работы над темой самообразования размещены на личном сайте. |
В ходе реализации поставленных задач было изучено и внедрено:
1. Изучены педагогические программные средства и оценка их достоинств и недостатков.
2. Внедрены в свою практику новые технологии обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Так же была изучена литература по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучена тема «Профессиональная компетенция учителя начальных классов»
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включенные в план по реализации проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности примерные темы проектов, предложены для разработки учащимся.
2. Разработана программа и задания по диагностике знаний учащихся (используя ресурсы Интернета и материал сайтов образовательных ресурсов). Проводилась диагностика 2 раза в год.
3. Изучен опыт учителей – новаторов передового опыта.
-Изучен опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
-Используются материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Принимаю активное участие в системе школьной методической работы:
-Проводились открытые уроки с применением указанных технологий.
-Установлено творческое сотрудничество с учителями по вопросам тем самообразования.
-Изучен передовой опыт учителей района по применению технологий.
-Участвую в заседаниях ШМО, педагогических советах.
-Имеются практические выходы (доклады, рефераты) – на заседаниях школьного методического объединения и педагогических советах школы.
-Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы
(подтверждающие документы в ежегодных отчетах дорожных карт)
Результаты самообразования
-Предполагалось повысить качество преподавания до 75%.
(В 2О18/2019 учебном году – безоценочное обучение. А в предыдущем, 2017/2018 учебном году качество обучения составило 82, 6%, при 100% успеваемости. Уровень обученности составил: 81,7%, что показывает отличный результат работы с классом)
-Также предполагалось - научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полу- ченный материал в творческих работах.
-Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
-Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на ведущем образовательном портале России «Инфоурок», «Социальная Сеть Работников образования», на сайте «Педсовет.орг.», на сайте образовательного учреждения.
-Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности по теме самообразования на МО и педсоветах.
-Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
-Обобщить опыт по исследуемой теме.
-Результаты работы над темой самообразования поместить на личном сайте.
Нерешенные проблемы:
- Следует поработать над созданием комплектов педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на ведущем образовательном портале России «Инфоурок», «Социальная Сеть Работников образования», на сайте «Педсовет.орг.», на сайте образовательного учреждения.
-Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Вести каталог статей из журналов.
Методическая тема школы на 2015/2018г.г. «Федеральный государственный стандарт нового поколения в контексте обучения и воспитания творческой и одаренной личности».
Я, думаю, в целом, удалось реализовать поставленные задачи:
- обеспечить нормативно-правовое, организационное, научно-методическое, мотивационное, информационное сопровождение внедрения ФГОС ООО;
- создавать условия для реализации ФГОС начального образования (НОО) и для поэтапного введения ФГОС основного общего образования (ООО) и ФГОС старшей ступени образования;
- повышать качество образовательного процесса через:
1. Внедрение системно - деятельностного подхода.
2. Осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании.
3. Применение информационно-коммуникационных технологий в урочном процессе и внеурочной деятельности.
4. Обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.
5. Формирование положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности.
6. Обеспечение социально-педагогических отношений, сохраняющих физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.
7.Осуществление процедуры оценки на основании показателей эффективности деятельности образовательного учреждения, показателей эффективности деятельности педагогических работников.
Решению поставленных задач способствовала и работа по индивидуальной проблемной теме самообразования: «Формирование универсальных учебных действий через социализацию обучающихся в рамках ФГОС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя начальных классов Азаматовой Марии Николаевны
План самообразования учителя начальных классов учителя начальных классов Азаматовой Марии Николаевны...
План самообразования учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны на 2015-2018 гг.
"Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию" И. ПесталоцциВ...
Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2015 -2016 учебный год
В данной статье Зоя Николаевна рассказывает о своих достижениях и достижениях своих воспитанников за 2015-2016 учебный год...
Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2016-2017 учебный год
В данной статье Зоя Николаевна транслирует результаты своей работы и работы своих учеников за 2016-2017 учебный год ...
Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2017-2018 учебный год
В данной статье классный руководитель 4- го класса Захарова Зоя Николаевна подводит итоги работы со своими выпускниками за предшествующий период (2017-2018 учебный год)...
Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2018/2019 учебный год
Отчет о проделанной работе за данный период...
Дорожная карта (Отчет о работе по самообразованию) за 2019/2020 учебный год учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны
Материал о работе учителя за 2019/2020 учебный год...