"Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"
статья

Лысенкова Ольга Петровна

Отчёт по теме самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

учителя начальных классов Лысенковой О.П.

за 2017-2018 учебный год.

Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Цель:  создание условий для развития познавательных способностей учащихся через внедрение технологии  системно - деятельностного подхода к обучению в рамках реализации ФГОС

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения успешности учащихся;
  • использование технологии системно- деятельностного подхода в обучении с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка метапредметных результатов деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей с успешными детьми;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  • формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах,  семинарах, в работе школьного и районного методического объединения учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

          Мой педагогический стаж  33 года. По итогам предыдущей аттестации   имею высшую квалификационную категорию. Все эти годы я работаю в    школе учителем начальных классов.  Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.

       В данный период работаю над темой «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

   Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Это возможно в том случае, если знания и умения сформированы в процессе высокой заинтересованности учащихся. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. Зачастую процесс обучения воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий.

Я поставила перед собой задачи: изучить теоретические основы формирования и развития познавательного интереса младших школьников; выявить особенности использования дидактических игр и заданий на уроках.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ”Смертельный грех учителя – быть «скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник.

Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес. В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении. Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового – готова почва для его дальнейшего роста и прогресса.

Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу образования, он должен мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

 

Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Использование их позволяет проводить работу в нескольких направлениях по развитию ключевых компонентов познавательной деятельности учащихся. Важно понимания тех механизмов, которые лежат в основе успешной познавательной деятельности детей.

Внимание

Внимание служит основой развития других познавательных процессов, так как, по словам К.Д. Ушинского – это "дверь”, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Нет ни одной умственной работы, которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. Для мобилизации внимания провожу разного вида упражнения с элементами игры.

С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания, выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности этих заданий постепенно повышается от класса к классу.

Восприятие

Восприятие, более чем какой-либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую часть заданий направлено на развитие этих понятий. Например, при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся я предлагаю использовать цветные карандаши. "Раскрась цветок” – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами. Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся. Например, я предлагаю ребятам выполнить аппликацию из набора геометрических фигур, составить картину из частей, найти соответствия и т.д.

 

 

Воображение

С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся. К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования. Я использую задания на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения. Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.

Память

Большое место в системе заданий отвожу также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В методике разработана система содержательно-логических заданий, направленная на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей.

Мышление

Современное содержание образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. Я убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость. Мышление базируется на знаниях ребенка. Поэтому активно использую задания на развитие мышления, которые мы успешно выполняем на уроках с учащимися: задачи на смекалку, кроссворды, ребусы.

Пути развития познавательного интереса младших школьников на уроках

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов: а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью; б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Второе, определенная организация познавательной деятельности учащихся, осуществляется путем организации учебной деятельности.

Новый неизвестный материал

Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются, например,бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, я развиваю потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе подвожу школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладываю путь к познанию, к желанию достичь результата самому.

Проблемное обучение

Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос – тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

Творческая работа

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием дополнительного материала. Я считаю, что включение учащегося в творческую деятельность – основной путь развития ребенка. Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. На уроках и во внеурочной деятельности мы работаем над проектами. В эту работу вовлечены  и родители первоклассников, так как детям пока сложно самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, готовить презентации. Дети участвуют в интернет олимпиадах и конкурсах, в школьных выставках, демонстрируют свои успехи на внеклассных мероприятиях.

Использование занимательного и игрового материала

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С.И. Ожегов толкует слово "занимательный” как "способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания стал более продуктивным. Работая учителем, я пришла к выводу, что в процессе игры на уроке дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития. Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту. Мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие,  саморегуляцию, самозащиту, самовоспитание и другие необходимые качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой.  

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Считаю, главное качество  современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.  Значимыми  качествами  учителя считаю: ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта,  трудолюбие, увлеченность, креативность, любовь к детям, профессионализм.

 Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках  – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать  условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей . Так же регулярно  использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное   мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся.

 С целью повышения квалификации изучаю научную и методическую литературу, знакомлюсь с опытом коллег по данному вопросу, посещая открытые уроки, активно использую в своей работе интернет-ресурсы.

                                                                        

В рамках «Парада наук», проводимых в МАОУ « Бутовская СОШ №2», я посетила 14 открытых уроков своих коллег и показала открытый урок по русскому языку в 4 Г классе на тему: «Падежные окончания имен прилагательных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...

Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи учителя, формирующего познавательную активность. Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования....

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения"....

"Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает п...

Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...