Материал для подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе
рабочая программа (4 класс)
Материал нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовк к выполнению ВПР в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vpr_teksty_plan.docx | 92.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для подготовки к ВПР
по русскому языку
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» 3-4 классы
общеинтеллектуального направления
Мухаметзянова Татьяна Анатольевна,
учитель первой квалификационной категории
:
2018 -2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Для реализации программного содержания используются:
- Ященко И.В. ВПР Математика «Экзамен» М.2017
- Комиссарова Л.Ю. ВПР Русский язык «Экзамен» М.2017
- Волкова Е.В. ВПР Окружающий мир «Экзамен» М.2017
Цели и задачи
Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.
Место курса во внеурочной деятельности
Курс «Калейдоскоп наук» рассчитан на 68 ч: 22 ч – блок «Математика», 22ч – блок «Русский язык», 24 ч – блок «Окружающий мир».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД
Будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
- способность к оценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Блок «Математика»
Учащиеся научатся:
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать, записывать и сравнивать величины;
- выполнять письменно действия с многозначными числами;
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Блок «Русский язык»
Учащиеся научатся:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами;
• применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Блок «Окружающий мир»
Учащиеся научатся:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Математика»
№ занятия | Тема занятия | Кол. часов | Дата Проведения | |
По плану | Фактич. | |||
1 | Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 | 1 | 3.09 | |
2 | Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок | 1 | 5.09 | |
3 | Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью | 1 | 10.09 | |
4 | Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия | 1 | 12.09. | |
5 | Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём | 1 | 17.09. | |
6 | Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации | 1 | 19.09 | |
7 | Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел | 1 | 24.09. | |
8 | Задачи на пропорциональное деление | 1 | 26.09. | |
9 | Логические задачи | 1 | 3.12. | |
10 | Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение | 2 | 5.12. 10.12 | |
11 | Задачи. Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём Пробная работа. Вариант 1 | 2 | 12.12. 17.12. | |
12 | Работа над ошибками Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 .Пробная работа. Вариант 2 | 2 | 19.12. 24.12 | |
13 | Анализ выполнения работы Вариант 3 | 2 | 2.03. 6.03. | |
14 | Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок . Вариант 4 | 2 | 11.03. 13.03. | |
15 | Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью | 2 | 18.03. 20.02. | |
16 | Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Пробная работа. Вариант 5. | 1 | 25.03. | |
ИТОГО | 22 |
«Русский язык»
№ занятия | Тема занятия | Кол. часов | Дата проведения | |
По плану | Фактич. | |||
1 | Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам | 1 | 1.10. | |
2 | Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами | 2 | 3.10. 8.10. | |
3 | Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах | 1 | 10.10. | |
4 | Звонкие и глухие согласные | 2 | 15.10. 17.10 | |
5 | Части слова. Упражнение в разборе слов по составу | 2 | 22.10 24.10 | |
6 | Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста | 2 | 29.10. 9.01. | |
7 | Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста. Пробная работа. Вариант 1 | 2 | 14.01. 16.01 | |
8 | Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста. Пробная работа. Вариант 2 | 2 | 21.01. 23.01. | |
9 | Слово и его лексическое значение. Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи Пробная работа. Вариант 3 | 2 | 26.01. 30.01. | |
10 | Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи | 2 | 1.04. 3.04. | |
11 | Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. Пробная работа. Вариант 4. | 2 | 8.04. 10.04 | |
12 | Слова – синонимы Пробная работа. Вариант 5..Анализ выполнения работы. | 2 | 15.04. 17.04. | |
Итого | 22 |
«Окружающий мир»
№ занятия | Тема занятия | Колич. часов | Дата Проведения | |
По плану | Фактич. | |||
1 | Предметы и материалы | 1 | 7.11 | |
2 | Прогноз погоды. Работа с данными | 1 | 12.11 | |
3 | Узнай материк. Работа с картами | 1 | 14.11 | |
4 | Животные Евразии | 1 | 19.11 | |
5 | Животные Африки | 1 | 21.11 | |
6 | Животные Австралии | 1 | 26.11 | |
7 | Животные Северной Америки | 1 | 28.11 | |
8 | Животные Южной Америки | 1 | 4.02. | |
9 | Животные Антарктиды | 1 | 5.02. | |
10 | Животные Арктики Пробная работа. Вариант 1 | 1 | 11.02 | |
11 | Природные зоны России Пробная работа. Вариант 2 | 1 | 13.02. | |
12 | Природные зоны России | 1 | 18.02. | |
13 | Внешнее и внутреннее строение тела человека . Пробная работа. Вариант 3 | 1 | 20.02 | |
14 | Объясни знак. | 1 | 25.02. | |
15 | Профессии людей. Пробная работа. Вариант 4. Пробная работа. Вариант 5 | 2 | 27.02. 22.04. | |
16 | Профессии людей. | 1 | 29.04 | |
17 | Государственные символы РФ и РТ | 1 | 6.05. | |
18 | Достопримечательности Республики Татарстан. | 2 | 8.05. | |
19 | Животные и растения РТ. Выскажи своё мнение | 2 | 13.05. | |
20 | Выскажи своё мнение. Опиши опыт . | 2 | 15.05. 22.05. | |
Итого | 24 |
Работа с текстом
Т – 1
(1)Вова рос подвижным и сильным мальчиком. (2)Все боялись его. (3)Да и как не бояться такого! (4)Он бил товарищей, стрелял в девочек из рогатки. (5)Собаке Пушку на хвост наступал, коту Мурзею усы выдёргивал, ёжика под диван загонял, даже своей бабушке грубил. (6)Никого не боялся Вова и очень этим гордился. (7)Но недолго.
(8)Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. (9)Он к девочкам побежал, но и они от него отвернулись. (10)Кинулся Вовка к Пушку, а тот на улицу удрал. (11)Хотел Вова с Мурзеем поиграть. (12)Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф. (13)Решил Вова ёжика из-под дивана выманить. (14)Куда там! (15)Ёжик давно в другой дом жить перебрался. (16)Подошёл Вова к бабушке, а она даже глаз не подняла на внука. (17)Сидит в уголке, крупу перебирает да слезинки утирает.
(18)Наступило самое страшное, что только бывает на свете: Вова остался один. (19)Один-одинёшенек!
(По Е. Пермяку)
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «диван»? Запиши своё объяснение.
Диван – это ___________________________________________________________
4. В предложении 1 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
__________________________________________________________________________
5. За что бабушка обиделась на Вову? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Вова часто грубил своей бабушке.
2)Вова поздно приходил домой с прогулки.
3)Вова не помогал бабушке по хозяйству.
4)Вова выгнал ёжика из дома.
__________________________
6. Почему Вова остался один? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Вова любил проводить время в одиночестве.
2)Вова всем досаждал.
3)Бабушка заперла Вову дома.
4)Вова испытывал одиночеством характер.
7. В предложении 2 найди слово (слова), в котором (которых) буква «е» обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «лес». Выпиши это слово (эти слова).
__________________________________________________
Т – 2
(1)Всего сто лет назад Москва была двух-трёхэтажной. (2)Горожане толпами ходили к первому пятиэтажному дому. (3)Десятиэтажное здание, построенное в 1913 году, потрясло воображение москвичей. (4)Но в целом Москва оставалась малоэтажным городом, поэтому, когда начали строить высотные дома – высотки, это стало настоящим событием.
(5)В 1947 году Москва отмечала юбилей – 800 лет со дня основания. (6)В этот праздник и заложили первые камни в основания восьми высотных зданий – по числу столетий, которые прожил город. (7)Однако сейчас нашу столицу украшают семь высоток, одно здание так и не было построено. (8)Строительство таких зданий очень сложное и дорогое дело. (9)Высотные здания в Нью-Йорке построены на твёрдом грунте – на скалах. (10)А под Москвой – непрочные глина, песок и подземные реки, которые размывают почву. (11)Московские строители специально замораживали землю. (12)Это делали для того, чтобы фундамент высоток был надёжным.
(13)Все семь высоток – уникальные сооружения, украшенные статуями, редкими породами камня. (14)Пышные, монументальные московские высотки – один из символов столицы России.
(По Н. и В. Волковым)
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «столица»? Запиши своё объяснение.
Столица – это ______________________________________________________
- В предложении 2 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.____________________________
5.Почему в 1947 году в Москве планировали построить восемь высотных зданий? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)В то время у города были средства на постройку только восьми зданий.
2)Число зданий соответствовало бы числу столетий, которые прожил город.
3)В городе было только восемь подходящих для строительства мест.
4)Архитекторы хотели, чтобы высотки стали «восьмым чудом света».__________
6. Почему строить высотные здания в Нью-Йорке проще, чем в Москве? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)В Нью-Йорке лучше развиты технологии строительства.
2)У строителей Нью-Йорка больше опыта в строительстве высоток.
3)В Нью-Йорке, в отличие от Москвы, твёрдый грунт.
4)На строительстве высоток в Нью-Йорке работает больше строителей, чем вМоскве.___________
Т – 3
(1)Цирковой слон Бэби не переносил одиночества: он топорщил уши и ревел. (2)В слоновнике с ним обязательно должен был спать служащий, иначе слон своим рёвом не давал никому покоя. (3)Поэтому в стойла возле слона поместили с одной стороны верблюда, а с другой – ослика Оську.
(4)Слон очень привык к своим соседям, особенно он подружился с Оськой. (5)Бэби часто просовывал хобот через перегородку и нежно гладил ослика по шее и спине. (6)Раз Оська заболел расстройством желудка, и ему не дали обычной порции овса. (7)Уныло опустив голову, он, голодный, скучал в стойле. (8)А рядом Бэби, наевшись досыта, развлекался как мог: то положит клок сена в рот, то вынет, повертит во все стороны. (9)Случайно хобот Бэби с сеном потянулся к ослику. (10)Оська не прозевал: он схватил сено и стал жевать. (11)Бэби это понравилось. (12)Он начал загребать хоботом сено и передавать его через перегородку другу-ослику…
(13)Так мы стали свидетелями настоящей звериной дружбы и заботы.
(по В. Дурову)
Задания
1. В каком предложении содержится основная мысль текста?
1)в предложении 1
2)в предложении 4
3)в предложении 12
4)в предложении 13
_______________________________________
2. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В каком предложении содержится слово со значением «до полного насыщения»?
1)в предложении 6
2)в предложении 7
3)в предложении 8
4)в предложении 10
______________________________________
3. Зачем в стойла возле слона помеcтили верблюда и ослика? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Слон не выносил одиночества.
2)Зверей так удобнее было кормить.
3)В цирке было мало помещений.
4)Верблюд, слон и ослик были давними друзьями.
___________________________________
Т – 4
(1)Обычай поддерживать неугасимый огонь один из самых древних на Земле. (2)Тысячи лет назад люди не умели добывать огонь. (3)Они искали его и берегли, как сокровище. (4)Если бы он погас, другого негде было бы достать.
(5)Первобытный человек был смелым существом. (6)Ему часто приходилось вступать в бой и с огромным мамонтом, и с могучим пещерным медведем. (7)Нашлись и храбрецы, которые не побоялись приблизиться к угасающему огню. (8)Они схватили горящий сук и внесли его в своё жилище. (9)Эти удивительные, смелые люди приручили огонь, как приручают диких зверей. (10)Изобретение Э́дисона, который сделал первую электрическую лампочку, ничто по сравнению с изобретением этих покрытых шерстью, длинноруких, косолапых людей. (11)Не будь огня, мы и сейчас мало чем отличались бы от обезьян.
(12)Научившись добывать огонь, человек мог не бояться его потерять. (13)Но ещё долго в храмах горели неугасимые светильники. (14)Они напоминали о том времени, когда огонь не умели добывать, когда он был редкой и драгоценной находкой.
(По М. Ильину)
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «сокровище»? Запиши своё объяснение.
Сокровище – это _____________________________________________________.
4. В предложении 8 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
________________________________________
4.Что изобрели первобытные люди? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Первобытные люди изобрели первую электрическую лампочку.
2)Первобытные люди изобрели способ борьбы с пещерным медведем.
3)Первобытные люди изобрели способ внести огонь в своё жилище.
4)Первобытные люди изобрели неугасимые светильники для храмов.
______________________
5. Почему в храмах долгое время горели неугасимые светильники? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)На протяжении долгого времени люди боялись потерять огонь.
2)Огнём люди оберегали себя от опасности.
3)Светильники напоминали о времени, когда огонь был драгоценной находкой.
4)Люди показывали, что не боятся внести огонь в своё жилище.
__________________________________
6. В предложении 4 найди слово (слова), в котором (которых) буква «е» везде обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «звери». Выпиши это слово (эти слова).______________________________________________
Т – 5
(1)В средневековой Европе существовали рыцарские турниры. (2)На глазах у восхищённых зрителей вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. (3)Но любимые всеми праздники часто омрачались смертью бесстрашных рыцарей.
(4)Однажды французский король Генрих II тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монтгомери в силе и ловкости. (5)Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король был смертельно ранен. (6)С тех пор рыцарские турниры были запрещены. (7)Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. (8)Такие скачки назвали «карусель» (от итальянских слов «кароса» – хоровод и «села» – седло), что буквально означает «хоровод в седле».
(9)В восемнадцатом веке французские инженеры придумали для развлечения народа механическую карусель. (10)Это был огромный круг с деревянными лошадками и лодочками. (11)Когда круглую платформу раскручивали, лошадки и лодочки начинали двигаться. (12)В таком виде карусель сохранилась до наших дней и стала одним из самых популярных детских аттракционов.
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «аттракцион»? Запиши своё объяснение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В предложении 3 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.________________________________
5. Почему в 1559 году были запрещены рыцарские турниры? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)На турнирах погибло много доблестных рыцарей.
2)Новый король Франции предпочитал устраивать не рыцарские турниры, апышные балы.
3)Торжественные скачки по кругу вытеснили рыцарские турниры из моды.
4)Во время участия в рыцарском турнире французский король был смертельно ранен.
____________________
6.Зачем были придуманы карусели с деревянными лошадками и лодочками? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Для того чтобы развлекать народ.
2)Для того чтобы развлекать короля и придворных.
3)Для того чтобы зарабатывать деньги.
4)Для того чтобы катать детей.
7. В предложении 10 найди слово, в котором есть глухой согласный звук на конце слова. Выпиши это слово.
Т – 6
(1)Обычно в дневные часы на середину поляны, где возвышался дуб, заяц забегал редко. (2)Однако на этот раз его сбила с толку туманная хмурь – поленился сторонкой обежать. (3)За осиновой корой прямиком направился – через поляну.
(4)И до середины поляны ещё не допрыгал, как страшно зашумело над головой, – коршун! (5)Едва успел заяц на спину броситься; закричал тонко, ударил навстречу врагу сильными задними лапами. (6)Пух, перья полетели… (7)Не ждал такого отпора коршун, взмыл вверх, а косой тем временем вскочил и помчался к лесу. (8)Лишь несколько скачков сделал, а птица опять вниз летит – в атаку идёт. (9)Заяц снова на спину повалился, визжит и сечёт перед собой коготками.
(10)Ничего у коршуна не выходит. (11)Пока он отлетит да развернётся, косой всё ближе и ближе к лесу, так и ушёл в гущину. (12)Сел недовольный коршун на верхушку дуба, озирается сердито, ищет, на ком бы зло сорвать. (13)Обидно ему: от зайца попало. (14)А старый дуб доволен: косой жив остался. (15)Вот ведь как, значит, – если надо, заяц-то вовсе не трус!
(по В. Спице)
Задания
- В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения._______________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В предложении 8 найдите слово со значением «быстрое и решительное наступление». Выпишите это слово.___________________________________________
- Почему коршун сердито озирается, сидя на верхушке дуба? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Коршун смотрит, нет ли свидетелей его неудачной охоты.
2)Коршун боится пропустить приближающихся к поляне охотников.
3)Коршун ищет, на ком бы сорвать зло за неудачную охоту.
4)Коршун глядит в том направлении, куда убежал заяц.
________________________________________________________________
Т – 7
1)Каждые три секунды на нашей планете съедают одну порцию мороженого! (2)Сейчас это самый любимый десерт детей и взрослых всего мира, поэтому в каждой стране есть занимательные истории о мороженом.
(3)Родиной мороженого считают Китай: там мороженое было лакомством императоров. (4)Тогда оно больше напоминало фруктовый лёд. (5)В Европу секрет рецепта мороженого привёз итальянский путешественник Марко Поло. (6)Оно долго оставалось государственной тайной Италии. (7)Затем знатная итальянка вышла замуж за французского короля и познакомила с мороженым Францию. (8)В Америке придумали вафельный стаканчик. (9)Как-то на ярмарке у продавца мороженого закончились бумажные блюдца, на которых он подавал свой товар. (10)Не растерявшись, он попросил у торговавшего рядом продавца его продукцию – горячие вафли. (11)Продавцы свернули вафли рожком и наполнили его мороженым, подарив миру новое лакомство.
(12)В России, где льдом и холодом никого не удивишь, тоже было своё мороженое. (13)В деревнях Сибири хозяйки замораживали молоко, потом мелко его стругали, посыпали ледяные стружки ягодами и подавали к столу.
(По Д. Арсеньевой)
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «лакомство»? Запиши своё объяснение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В предложении 4 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.________________________________
- Какую страну считают родиной мороженого? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Китай
2)Италию
3)Россию
4)Америку ____________________
- Какое мороженое издавна готовили в деревнях Сибири? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)фруктовый лёд
2)замороженные ягоды
3)замороженное молоко
4)мороженое в вафельных стаканчиках __________________
Т – 8
(1)У моей бабушки был когда-то очень умный кот по имени Барсик. (2)Всё лето они с бабушкой проводили на даче. (3)А на соседском участке обитал огромный злой пёс по кличке Рекс, который никому проходу не давал, особенно котам.
(4)И вот решили как-то соседи поменять забор между дачами. (5)Старый забор снесли, а новый ещё не поставили. (6)Рекс должен был находиться на привязи. (7)Но то ли хозяева забыли и не посадили его на привязь, то ли он сам её оборвал… (8)Одним словом, хулиган вырвался на свободу и прямиком побежал на наш участок. (9)Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке. (10)Рекс увидел кота и рванул прямо к нему. (11)У бабушки на душе похолодело от страха за любимца.
(12)А Барсик и ухом не повёл, сидит себе и пристально смотрит на приближающуюся овчарку. (13)Рекс подбежал совсем близко и вдруг засмущался от такой кошачьей храбрости и уверенности. (14)Пёс аккуратно, даже с каким-то уважением обнюхал Барсика и быстренько убрался с его территории.
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «территория»? Запиши своё объяснение.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В предложении 5 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.___________________________________
5.Почему Рекс не нападал на Барсика? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Смелость и уверенность кота внушили псу уважение.
2)Пёс испугался агрессивно настроенного кота.
3)В последнюю минуту Рекс пожалел Барсика.
4)Рекс боялся, что его за это накажут. __________________________
6.Зачем соседи снесли забор между дачами? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Соседи хотели объединить два участка.
2)Они хотели заменить забор на новый.
3)Они хотели дать Рексу возможность погулять на соседнем участке.
4)Соседи хотели перенести забор на другое место. _________________________
7. В предложении 7 найди слово, в котором есть глухой согласный звук на конце слова. Выпиши это слово.
_____________________________________
Т – 9
(1) В один из осенних дней, когда с подвозом продовольствия были перебои и солдаты голодали в окопах, рядовой Лукашук нашёл в обвалившейся части траншеи вещевой мешок, доверху набитый овсянкой.
(2) Вещевые мешки солдаты прятали в траншеях перед атакой, чтобы легче было, и нередко хозяин мешка не мог вернуться назад — продолжал наступление или погибал в бою. (3) Потому не зазорно было Лукашуку с солдатами воспользоваться находкой.
(4) Но едва удалось разложить костёр, чтобы сварить овсяную кашу, в траншею спрыгнул незнакомый рыжий солдат. (5) «Ребята, давайте мешок назад! Это я оставил», – сердито проговорил незнакомец. (6) По фронтовому закону если хозяин за мешком вернулся, то делать нечего − надо отдать. (7) Отдали молча, а Лукашук с обидой подумал: «Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает!»
(8) Наступила зима, дороги замёрзли, подвоз продовольствия наладился, и про историю с овсянкой забыли…
(9) В одном из ожесточённых январских боёв с немцами Лукашука тяжело ранило. (10) Пуля попала в грудь, и от боли он потерял сознание. (11) Когда солдат очнулся, он, перебинтованный, лежал около палатки-госпиталя на фанерных саночках, к которым были привязаны три тяжело дышавшие собаки. (12) Рядом стоял тощий рыжий солдат-санитар с каской дымящейся овсяной каши. (13) «Где-то я видел его раньше, − подумал Лукашук и вдруг вспомнил: − Овсянка!»
(14) Санитар поставил каску с овсянкой в снег. (15) «Молодцы, други мои, успели, спасли, − приговаривал он, гладя собак. − Ну, подкрепитесь − и вперёд!» (16) Лукашук слабо улыбнулся санитару и сказал: «Так ты не себе овсянку? В том мешке, значит, чья-то жизнь солдатская лежала… Плохо я о тебе подумал… Прости, брат!»
(по А.В. Митяеву)
Задания
1. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1)в 1-м предложении
2)в 3-м предложении
3)в 15-м предложении
4)в 16-м предложении _____________________________
2. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каком предложении содержится слово со значением «защитный шлем военнослужащих»?
1)в 4-м предложении
2)в 10-м предложении
3)в 12-м предложении
4)в 16-м предложении ________________________
4. Почему голодные солдаты вернули вещевой мешок с овсянкой его владельцу? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)владелец мешка был очень тощий
2)на всех солдат каши бы не хватило
3)солдаты подчинились фронтовому закону
4)солдатам некогда было варить кашу
Т – 11
(1) Есть подвиги, за которые не полагается ни орденов, ни медалей: за доброту, милосердие награда одна –память.
(2) Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, когда немцы окружили Ленинград, на позолоченный Адмиралтейский шпиль для маскировки натянули прочный чехол. (3) Зачехлили и трёхмачтовый кораблик-флюгер с надутыми парусами, венчающий шпиль на семидесятидвухметровой высоте. (4) И сам шпиль, который называют Адмиралтейской иглой, и кораблик на нём –один из дорогих сердцу каждого ленинградца символов города.
(5) Однако снаряды, которыми забрасывали Ленинград фашисты, рвались в самом центре осаждённого города, и поэтому к лету 1943 года Адмиралтейский шпиль с флюгером уже посверкивал через множество прорех и дыр.
(6) Двое музыкантов, О.А. Фирсова и М.И. Шестаков, увлекавшиеся до войны альпинизмом, мужественно поднялись на шпиль и залатали прорехи. (7) Шпиль снова стал невидимым.
(8) Для людей, ослабленных голодом, работа на высоте –труд неимоверно тяжёлый и очень опасный. (9) И вот, когда многочасовая работа была закончена и вконец уставшие мастера уже стали спускаться вниз, вдруг раздались крики ласточек. (10) Чехол закрыл под карнизом шпиля гнёзда. (11) Что было делать? (12) Да ничего другого, как спасать жизни!
(13) Оба музыканта-альпиниста были без сил. (14) Но распороли парусину и снова зашили, освободив гнёзда, а это ещё несколько часов изнурительной работы.
(15) Опустились верхолазы на землю едва живые, но счастливые. (16) Ласточки летали над родным городом. (17) Родные ласточки!
(по В.А. Бахревскому)
Задания
1. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1)в 1-м предложении
2)в 4-м предложении
3)в 6-м предложении
4)в 17-м предложении ____________________________
2. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каком предложении содержится слово со значением «вид спорта, цель которого − восхождение на вершины гор»?
1)в 4-м предложении
2)в 6-м предложении
3)в 8-м предложении
4)в 15-м предложении ________________
4. С какой целью музыканты-альпинисты поднялись на Адмиралтейский шпиль в первый раз? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)для того чтобы потренироваться в восхождении
2)для того чтобы спасти гнёзда ласточек
3)для того чтобы сверху посмотреть на Ленинград
4)для того чтобы залатать прорехи на чехле _____________________________
Т – 12
(1)Плотники жили в строящемся Петербурге, на правом берегу Невы. (2) По имени реки, впадающей здесь в Неву, местность эта называется Охтой.
(3)Хотя и было приказано строить город из камня, но строились больше мазанки. (4)Рубили также дома из брёвен и брусьев. (5)Весь Петербург был покрыт щепками, потому что строили флот парусный и флот галерный. (6)Били сваи, укрепляли набережные, возводили мосты.
(7) Царь Пётр заботился о плотниках, часто бывал у них на Охте. (8)Однажды заехал он в дом плотника Ямщикова и видит: Ямщиков-старик метёт двор. (9)Странно это показалось царю. (10)Позвал он Ямщикова-сына и сказал: «Такая работа главе семейства и человеку старому неприлична».
(11)Ямщиков-сын ответил: «Государь, наше дело рабочее. (12)Я, когда сплю, так и во сне себя с топором вижу. (13)Руки у меня без дела висеть не привыкли. (14)Как ослабну и топором стучать не смогу, так тоже возьму метлу».
(15)«Рад я, что ошибся, − сказал Пётр, − иначе ощутили бы гнев мой. (16)Ведь непочитающие родителей – самые неблагодарные люди».
(по В.Шкловскому)
Задания
1. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1)в 7-м предложении
2)в 10-м предложении
3)в 11-м предложении
4)в 16-м предложении ____________________________
2. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каком предложении содержится слово со значением «ручной инструмент для обработки древесины и её разрубания»?
1)в 3-м предложении
2)в 4-м предложении
3)в 7-м предложении
4)в 12-м предложении___________________________________
4. Почему Ямщиков-старик стал мести двор? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Старик забыл тайны плотнического мастерства.
2)Старик не справлялся с работой плотника, а без дела сидеть не мог.
3)Ему было неприятно видеть двор, покрытый щепками.
4)Ямщиков-старик выполнял распоряжение Ямщикова-сына.
_______________________________________________
Т – 13
(1)Слово «фиа�ко» происходит из итальянского языка и означает большую бутыль. (2)Однако почему «бутылка», и притом итальянская, стала обозначением неудачи?
(3)В позапрошлом веке в Италии жил знаменитый ко�ик Бианконе�ли. (4)Он был любимцем публики и часто появлялся на сцене с какой-нибудь вещью в руках. (5) Это могла быть и шляпа, и трость, и книга. (6)С их помощью он разыгрывал целые спектакли. (7)Зал не раз взрывался хохотом и аплодисментами. (8)И вот однажды, появившись с бутылью, Бианконе�ли разыграл с ней очередную сценку. (9)Но его остро�ы на этот раз оказались несмешными. (10)Выступление провалилось, и под свист недовольных зрителей бедный актёр закричал: «Это ты, фиа�ко, всему виной!» (11)И с этими словами он разбил бутылку об пол.
(12)История неудачного выступления распространилась по Италии. (13)Возникло устойчивое выражение «фиаско Бианконе�ли». (14)Так стали называть любую провалившуюся пьесу. (15)А затем слово «фиаско» в значении «провал» постепенно разошлось по всему миру.
(По Э. Вартаньяну)
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «зритель»? Запиши своё объяснение.
____________________________________________________________________
4. В предложении 9 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.____________________________________
5. Почему зрители были недовольны выступлением Бианконе́лли? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Они видели это выступление не в первый раз.
2)Публика всегда плохо принимала выступления комика.
3)Сценка с бутылью оказалась несмешной.
4)Было заметно, что актёр не подготовился к выступлению. ___________________________________
6. Зачем Бианконе́лли вышел на сцену с бутылью? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Для того чтобы угостить зрителей лимонадом.
2)Для того чтобы разыграть с бутылью весёлую сценку.
3)Для того чтобы заменить бутылью трость, которую он забыл дома.
4)Для того чтобы разбить бутыль перед публикой.______________________________
6. В предложении 7 найди слово, в котором есть глухой согласный звук на конце слова. Выпиши это слово.__________________________________________________
Т – 14
(1)Сидели мы как-то в столовой. (2)Вдруг видим – с балкона Барсик, наш ручной барсук, в комнату входит, еле-еле идёт. (3)Мы так и ахнули: кто же его так искусал, изранил?! (4)Вся мордочка, грудь и передние лапы в крови.
(5)Папа из-за стола вскочил, побежал в кабинет за бинтом, за ватой, а мама на кухню поспешила за тёплой водой.
(6)Взяли мы барсучонка на руки. (7)А он – такой умница – и не сопротивляется, понимает, что ему зла не сделают, только тихонечко стонет.(8)Папа окунул вату в тёплую воду, начал осторожно кровь с шерсти смывать. (9)Провёл по грудке, глядит на вату, а на ней что-то густое, красное, на кровь не похоже. (10)Мама тоже на вату взглянула да как вскочит! (11)Побежала на балкон, кричит оттуда: «Ах, негодник, всё варенье разлил, весь пол в сладком!»
(12)Тут мы и вспомнили, что мама ещё утром варенье сварила и миску на пол балкона остудить поставила. (13)Вот Барсик и полакомился, да, видно, перестарался, даже раздулся весь и ходить не может, бедняга. (14)Долго потом мама этот случай никак забыть не могла, сердилась, что труды её даром пропали. (15)Случай с вареньем приучил всех нас ничего не класть на пол, когда в доме питомец.
(по Г.К.Скребицкому)
Задания
1. В каком предложении содержится основная мысль текста?
1)в предложении 7
2)в предложении 11
3)в предложении 14
4)в предложении 15 ________________________________
2. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каком предложении содержится слово со значением «ограждённая площадка, которая выступает из стены здания»?
1)в предложении 1
2)в предложении 2
3)в предложении 5
4)в предложении 15 ________________________________________________
4.Почему барсучонок не сопротивлялся, когда его взяли на руки? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Барсучонок ждал, когда его перебинтуют.
2)Зверёк понимал, что ему не сделают зла.
3)Барсучонок чувствовал себя виноватым.
4)Зверёк ждал, что его ещё угостят вареньем.
Т – 15
(1)Однажды на гастролях, при разгрузке поезда с животными, слон Бэби чего-то испугался и наотрез отказался выходить из вагона. (2)Служитель цирка Николай гладил Бэби, чесал его за ухом, совал ему в рот морковь – ничего не помогало. (3)Николай вышел из терпения и стал колоть слона шилом и тянуть за ухо крючком. (4)Бэби ревел от боли, мотал головой, но не двигался. (5)К Николаю прибежали ещё восемь служителей с вилами и дубинками. (6)Они стали бить бедного Бэби, но слон не сделал ни шагу.
(7)В это время разыскали меня, я тотчас прибежал на выручку Бэби. (8)Обучая слона, я всегда старался действовать лаской, а не побоями. (9)Подойдя к вагону, я ласково позвал слона, он узнал знакомый голос и начал медленно выходить на перрон. (10)Я приблизился к Бэби, стал гладить его и дал ему сладкий апельсин. (11)Бэби подержал апельсин во рту и с ворчаньем выпустил воздух из хобота. (12)Мой голос и ласка успокоили животное, и слон пошёл за мной по пятам, как собака.
(13)Так я лаской добился того, чего не смогли добиться девять человек, вооружённых вилами и дубинками.
(по В. Дурову)
Задания
1. В каком предложении содержится основная мысль текста?
1)в предложении 1
2)в предложении 7
3)в предложении 8
4)в предложении 13 ________________________
2. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каком предложении содержится слово со значением «помощь, подмога»?
1)в предложении 3
2)в предложении 7
3)в предложении 12
4)в предложении 13 ______________________________________
4.Почему слон послушался дрессировщика Дурова? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Слон боялся этого дрессировщика.
2)Слон привык к ласке и хорошему обращению.
3)Слон очень любил сладкие апельсины.
4)Слону надоело стоять в душном вагоне. ________________________________________
Т – 16
(1)Отара овец спускалась с гор, с летних пастбищ, на зимовку в низины. (2)На полдороге чабан вдруг обнаружил, что нет в своре лучшей сторожевой собаки.
(3)– Карабаш! – звал чабан собаку. (4)Эхо далеко отдавалось в горах, а собака не отзывалась.
(5)«Наверное, издохла, − подумал чабан. – Собака, чувствуя свою кончину, уходит от хозяина».
(6)Погоревал, погоревал чабан, а там и забылось. (7)Через несколько дней после пропажи собаки чабан не нашёл своей бурки: должно быть, позабыл её на летней стоянке. (8)Чабан пожалел и о бурке.
(9)Ранней весной овечье стадо снова поднялось в горы, здесь чабан увидел свою бурку, а возле неё Карабаша, пропавшую собаку. (10)Чабан понял всё: собака осталась сторожить бурку.
(11)Вокруг бурки и собаки вся трава была измята, обгрызана. (12)И сама собака была другая: остались от неё кости и кожа, да клочьями торчала бурая свалявшаяся шерсть.
(13)– Карабаш! – кинулся к собаке чабан, доставая из сумки хлеб. (14)Но собака не приняла ни хлеба, ни ласки. (15)Она отчуждённо ощерила зубы. (16)Потом ушла, поджав хвост, не оборачиваясь на зов. (17)Она выполнила свой долг, но не могла простить хозяину забывчивости.
(по Л. Гурунцу)
Задания
1. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1)в 6-м предложении
2)в 9-м предложении
3)в 10-м предложении
4)в 17-м предложении _____________________________
2. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каком предложении содержится слово со значением «войлочный плащ без рукавов у кавказских народов»?
1)в 1-м предложении
2)в 2-м предложении
3)в 7-м предложении
4)в 12-м предложении __________________________
4.Почему собака не приняла от чабана хлеба? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Собака ожидала более вкусной еды.
2)У неё не было сил, чтобы поесть.
3)Собака не простила чабану того, что он бросил её.
4)Она ждала от хозяина не хлеба, а ласки.
____________________________
Т – 17
(1)У наших знакомых жила овчарка Леда. (2)Как-то раз хозяин вышел со своей любимицей на прогулку и обнаружил у дверей крошечного котёнка. (3)При появлении собаки храбрый котёнок зашипел. (4)Его спинка выгнулась дугой, редкая шёрстка поднялась дыбом. (5)Леда не обиделась, а начала нежно вылизывать малыша. (6)Сердце хозяина дрогнуло, и кот поселился в квартире. (7)Ему дали грозную кличку Полкан.
(8)Прошло время, Полкаша подрос. (9)Как-то на обед жена хозяина испекла оладьи. (10)Вышла из кухни на минутку, чтобы позвать мужа с детьми к столу. (11)Возвращается она на кухню и видит необычную картину. (12)Полкан сидит на столе, аккуратно поддевает оладьи когтём и сбрасывает по одной со стола. (13)А у стола сидит Леда, ловит на лету оладьи и мгновенно их проглатывает. (14)И так у них слаженно получается!
(15)Помнил кот добро, добром отвечал, хоть и животное. (16)Поэтому хозяева, конечно, наказывать друзей не стали.
(По А. Казакевичу)
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «квартира»? Запиши своё объяснение.
____________________________________________________________________
4. В предложении 2 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.______________________________________
5.Почему хозяин взял котёнка в свой дом? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Котёнок был очень красивый.
2)Хозяин давно хотел завести кота.
3)Хозяин был растроган нежностью, с которой собака отнеслась к котёнку.
4)Хозяину стало жалко бездомного котёнка, которого все обижали. __________________________________
6. Зачем Полкан воровал со стола оладьи? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Для того чтобы полакомиться.
2)Для того чтобы поиграть с ними.
3)Для того чтобы навредить хозяевам.
4)Для того чтобы накормить Леду. _____________________________________________
7. В предложении 9 найди слово, в котором есть глухой согласный звук на конце слова. Выпиши это слово. ______________________________________________
Т – 10
1)В лесу мало кто любит сороку: шкодливая птица. (2)Трещит она не по делу, яйца из чужих гнёзд таскает. (3)А лисица и вовсе терпеть не может белобокую. (4) В год, когда сорока поселилась возле её норы, рыжей никакого житья не стало. (5) Не успеет лисица голову из норы высунуть – сорока тут как тут. (6)Вертится на ветке и прямо-таки заходится в трескотне, оповещает весь лес: «Берегись! Вышла рыжая на разбой!»
(7)Подрастают в норе лисята, хнычут, скулят, постоянно просят есть. (8)Мать с ног сбилась, стараясь накормить их досыта, а малышам всё мало. (9)Вот и приходится ей не только ночью, но и днём на промысел идти.
(10)Осторожно выбирается лисица наверх и при солнце крадётся по лесу. (11)Но куда бы ни направлялась рыжая, в какую бы гущину ни забиралась, неотступно следует за ней, перелетая от дерева к дереву, сорока. (12)Какая уж тут охота! (13)Не сдержавшись, сердито тявкает лиса на назойливую птицу и понуро возвращается домой дожидаться темноты. (14)Вот так при всей своей шкодливости сорока немало жизней спасает в лесу, сопровождая хищницу.
(по В. Спице)
Задания
- В каком предложении НАИБОЛЕЕ ПОЛНО раскрывается основная мысль текста? Запишите номер предложения. ______________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В предложении 1 найдите слово со значением «озорной, проказливый». Выпишите это слово.
_______________________________________________________
4.Что, по мнению автора текста, заставляет лисицу выходить на охоту днём?
Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Лисица испытывает постоянный голод.
2)Дневная охота всегда удачнее ночной.
3)Подрастающим лисятам не хватает еды.
4)Днём легче заметить охотничьи капканы.
_______________________________________________________
Т – 18
(1)В 1931 году в Москве строили метро. (2)Строители вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую землю. (3)Мягкая почва, а не возьмёшь никак: вода кругом сочится, ручьями бежит. (4)Что делать?
(5)Стали думать, как тоннель вести, предлагали разные способы. (6)Выходило или дорого, или ненадёжно, а рисковать нельзя: под землёй люди, машины. (7)Помогли строителям шахтёры: они уже раньше проводили тоннели в таком опасном грунте. (8)Заморозили подземное болото с помощью холодильных машин, и оно стало совсем твёрдым. (9)А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. (10)Когда земля оттаяла, вода уже не смогла просочиться в тоннель. (11)Так впервые мороз помог московским метростроевцам.
(12)С тех пор этим способом пользовались много раз. (13)Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде, нынешнем Петербурге. (14)В тех местах почва болотистая, много подземной воды, но испытанный способ не подвёл. (15)Теперь в Петербурге прекрасное метро!
(По М. Садовскому)
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «тоннель»? Запиши своё объяснение.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В предложении 10 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части. __________________________________
- Каким способом строители смогли вырыть тоннель в мягкой почве? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Строители дождались, пока почва подсохнет.
2)Строителям помогли шахтёры, заморозили почву холодильными машинами.
3)Строители были вынуждены дожидаться заморозков, чтоб вырыть тоннель.
4)Строители вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее.
5. Чем вода мешала строителям метро? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Вода потоком лилась на головы строителей, и это затрудняло работу.
2)Вода заливала инструменты, и ими нельзя было пользоваться.
3)Вода размягчала почву и не давала строителям рыть тоннель.
4)Вода постоянно текла, и работать в тоннеле было очень холодно.
6. В предложении 10 найди слово (слова), в котором (которых) буква «я» обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «нельзя». Выпиши это слово (эти слова).________________________________________________________
Т – 19
(1)Названия предметов возникают по-разному. (2)Иногда они могут появиться даже из …путаницы!
(3)Издавна в тёплых странах обитал лев – большой, красивый зверь. (4)По всему миру шла слава о крупном могучем хищнике. (5)Разные народы называли его по-разному. (6)Греки называли льва «ле�н», тюрки (предки азербайджанцев, казахов, киргизов, татар) – «асла�». (7)Предки русского народа – древние славяне – с тюрками тесно общались: и торговали, и беседовали, и воевали. (8)Тюрки рассказали нашим предкам, что есть такой большой и страшный зверь – асла�. (9)Подивились русичи, пожалели, что эдакую диковину не видели. (10)А ещё знали они от греков, что есть в далёких землях другой зверь, тоже большой, сильный и страшный. (11)У него хвост спереди и хвост сзади, величиной он с небольшую гору. (12)И называют его так сложно, и не выговоришь… (13)Может, это тот самый?
(14)Так наши предки перепутали двух крупных животных и стали словом «асла�» (лев) называть слона! (15)Первая буква постепенно отпала, и из «асла�а» получился «слон». (16)А льва русские стали называть так же, как греки: «ле�н» – лев.
(По С. Лавровой)
Задание
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «издавна»? Запиши своё объяснение.
_____________________________________________________________________
4. В предложении 3 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части. _______________________________________
5.Откуда славяне узнали о слоне? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Слоны водились у древних славян.
2)Славяне видели слонов у греков.
3)Греки рассказали славянам о слоне.
4)Тюрки рассказали славянам о слоне. _____________________________________
6. Почему славяне не взяли название слона у греков? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Славяне не знали, как греки называют слона.
2)Греческое название слона было сложно запомнить.
3)Славянам больше понравилось слово «аслан».
4)Греки не сказали славянам название слона._______________________________________________
Т – 20
(1)Все мы считаем железо прочным материалом. (2)Недаром грандиозные мосты, вокзалы строят почти целиком из железа. (3)Но этот самый прочный материал в то же время самый непрочный. (4) Мост из железа с лёгкостью выдерживает тяжёлые вагоны. (5)Но он боится малейшей сырости, дождя, тумана. (6)Чем больше в воздухе сырости, тем скорее погибает железо от ржавчины. (7)Ржавчина – это та «болезнь», которая незаметно разрушает самые прочные железные сооружения. (8)Вот почему так мало дошло до нас древних железных изделий.
(9)Как же спасти железо от сырости? (10)Держать его сухим? (11)Но есть вещи, которые невозможно держать всегда сухими. (12)Чайник, ванна, ведро волей-неволей намокают. (13)А железную крышу ещё труднее спасти от сырости. (14)Не станешь же после дождя вытирать её полотенцем!
(15)Верный способ спасти железо от ржавчины − это покрыть его слоем другого вещества, которое не пропускает сырости. (16)Например, слоем олова. (17)Получается красивая белая жесть, из которой делают банки для леденцов, коробки для консервов и недорогие чайники.
(По М. Ильину)
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «полотенце»? Запиши своё объяснение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В предложении 6 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части. ____________________________________
5. Почему до нас дошло так мало древних железных изделий? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Древние железные изделия погибли от ржавчины.
2)Древние железные изделия быстро ломались, и их выбрасывали.
3)Древние железные изделия переработали и использовали для создания мостов и вокзалов.
4)Древние железные изделия не считали ценными и уничтожали. __________________________
6.Как спасти железо от сырости? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)Нужно всё время держать его сухим.
2)Нужно насухо вытирать его полотенцем.
3)Нужно покрыть его слоем другого вещества.
4)Нужно использовать железные изделия только в помещении. ________________________________
7. В предложении 11 найди слово (слова), в котором (которых) буква «е» обозначает тот же звук или те же звуки, что и в слове «поел». Выпиши это слово (эти слова). ________________________________________________
Т – 21
(1)Дереву одному из первых человек дал название. (2)Деревья всегда окружали человека, первобытные люди даже почитали большие деревья как богов. (3)В языках многих народов слова, которые обозначают дерево, похожи.
(4)В Древней Греции деревянное копьё называлось «до�и». (5)У балтийских племён «дэ�ва» – это сосна, в кельтском «дэ�вос» – дуб. (6)Древнеиндийские народы называли дерево «да�у». (7)Все эти слова произошли от одного корня – «дэр», означавшего «то, что выдирают» из земли, освобождая её под пашню.
(8)Множество хорошо знакомых нам слов – родственники слова «дерево». (9)Например, слово «деревня». (10)Сначала оно обозначало очищенное от деревьев место, которое использовали для земледелия. (11)Затем значение расширилось и деревней стали называть место для селения людей. (12)Слова «здоровье», «здравствуй» также связаны с деревьями. (13)Дерево – символ мощи, поэтому крепкого человека называли здоровым, то есть таким же сильным, как дерево. (14)Значит, сейчас, когда мы здороваемся, говорим человеку «здравствуй», мы желаем ему такой же мощи и долголетия, как у дерева.
(По С. Лавровой)
Задания
- Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты понимаешь значение слова «мощь»? Запиши своё объяснение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В предложении 4 найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части. __________________________________
- Что, по мнению автора текста, сейчас означает слово «деревня»? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)очищенное от деревьев место
2)место для селения людей
3)площадка для хранения дров
4)место, где растёт много деревьев _________________________________________
6. Какие из данных слов: «деревня», «здоровье», «здравствуй» – являются родственниками слова «дерево»? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
1)слова «деревня», «здоровье»
2)слова «деревня», «здравствуй»
3)слова «здоровье», «здравствуй»
4)слова «деревня», «здоровье», «здравствуй» ______________________________________________
Использованные источники:
- Сайт «Решу ВПР»: русский язык 4. [Электронный ресурс]. Адрес: https://rus4-vpr. sdamgia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС
Рефлексия пройденного материала...
Подготовка к диагностике русский язык 1 класс
Подготовка к диагностике русский язык 1 класс...
Материал для предметной недели по русскому языку 2 класс
Данный материал содержит различные задания для учащихся 2 класса: тест, "Найди ошибку", "Словарный марафон", "Собери пословицу", "Тест" Задания позволят учителю проверить степень усвоения учеником изу...
Дидактический материал к урокам русского языка. 3 класс II полугодие . "Диктанты с подготовкой ."
Диктанты предназначены для подготовки дома. Учащимся на дом дается на неделю распечатанные тексты диктантов с пропущенными буквами. Дети готовятся самостоятельно.Один из текстов в определенный д...
Методический материал для инклюзивного урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа 21 века"
Инклюзивный урок русского языка 3 класс...
Материал для домашней работы по русскому языку, 2 класс 2 четверть
Интересные домашние задания, попробуйте, не пожалеете....