Опыт использования цифрового электронного микроскопа и графического планшета на уроках – исследованиях окружающего мира.
статья (2 класс)
В статье описаны приемы использования оборудования на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ispolzovaniya_graficheskogo_plansheta_i_tsifrovogo_mikroskopa_na_urokah.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования цифрового электронного микроскопа и графического планшета на уроках – исследованиях окружающего мира.
Захарова Елена Николаевна
учитель начальных классов и технологии МОУ « СОШ № 10» г. Ухта РК
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир! Им все интересно!
Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые сегодня стоят передо мной.
Реализовать эти задачи помогает работа с цифровым оборудованием: микроскопом, фотоаппаратом, графическим планшетом.
Работа с микроскопом активнее всего идёт на предмете «Окружающий мир».
«Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный предмет.
Основная трудность для учащихся начальных классов - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – одно из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса . Исследовательские умения и навыки, не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения.
Использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
В основе исследовательской деятельности лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
В ходе организации исследовательской деятельности учащиеся будут знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- основные логические операции, их отличительные особенности;
- правила успешной презентации работы.
Учащиеся будут уметь:
- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- классифицировать предметы, процессы, явления и события;
- делать выводы и заключения;
- презентовать свою работу.
Учащиеся будут способны проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу.
Учитель является ключевой фигурой, непосредственно организующей и контролирующей осуществление учащимися исследовательской деятельности. Он проводит консультации с участниками, организующие исследование, руководит исследовательской деятельностью в рамках согласованного объекта исследования, осуществляет методическую поддержку, поэтапно отслеживает результаты исследования, координирует внутригрупповую работу обучающихся.
Во время проведения уроков – исследований окружающего мира постановка проблемы в 1 классе осуществлялась учителем , поиск решения осуществлялся учащимися по наводящим вопросам; далее – во 2-3 классах постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством учителя; в 3 классе ученики могут находить в тексте значимую информацию; формулировать вопросы; составлять план своих действий; делать выводы на основе услышанного, увиденного. к 4 классу должны научиться осуществлять исследование самостоятельно.
Учебное исследование направлено на :
-Развитие умений видеть проблемы
-Развитие умений выдвигать гипотезы
-Развитие умений задавать вопросы
-Развитие умений выбирать объект исследования
-Развитие умений выбирать инструменты и источники
-Развитие умений анализировать , делать выводы
-Развитие умений представлять своё исследование
На уроках используем проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
В качестве примера приведу урок-исследование на тему «Чудо под ногами» (Почва). Данный урок является восьмым уроком в разделе « Мир как дом».
К этому моменту учащиеся изучили: из чего состоит всё (вещества), состав и свойства воды и воздуха, горных пород и минералов.
Цель урока: изучить состав и свойства почвы.
Задачи:
- сформировать знания на уровне:
- понятий (почва, состав почвы, свойства почвы),
- представлений (опыты в классе с натуральным объектом – почвой),
- причинно-следственных связей (от состава почвы зависят её свойства);
- сформировать умения (работы с микроскопом, графическим планшетом, ноутбуком, видеть причины явлений, ставить элементарные опыты);
- сформировать навыки наблюдений, работы с планом;
- развивать:
- природное понятие "Почвы РК",
- личность ребёнка: ассоциативно-образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), видеть цель , добиваться результатов, работать в коллективе, монологическую речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, самостоятельность;
- осуществлять:
- экологическое воспитание (виды охраны почв),
- эстетическое воспитание (всё растительное богатство существует благодаря почве),
- трудовое воспитание (о профессиях: агроном, тракторист);
- вызывать у детей ощущение причастности к природе.
На уроке - исследовании учащиеся столкнулись с проблемой незнания состава почвы и отчего она плодородна, вышли на гипотезы, постановку цели, задач, предложили выход из проблемной ситуации - провести учебное исследование, где было предложено ребятами использовать цифровой микроскоп как инструмент исследования.
Ученики согласно плану работы и инструкции сделали раствор, дали ему отстояться, из раствора они извлекали частицы и с помощью наблюдения в цифровой микроскоп и таблицы – определителя установили, что в состав почвы входит перегной, который и отвечает за плодородие почвы.
Цифровой микроскоп позволяет
-изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;
-использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
-применять разноуровневые задания для учеников одного класса;
-создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;
-использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.
Использование цифрового микроскопа при проведении школьных учебных исследований дает ощутимый эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, формирования способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.
У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мостик между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум и сознание ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки лука, и человеческий волос, и жилки листа, и снежинки, и плесень.
Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта на экране монитора или на большом экране с помощью проектора, интерактивной доски подключаемой к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет сделать микромир макромиром.
Очень важным, считаю этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнения знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.
Одним из средств, дающим возможность воздействовать на различные способности учащегося является графический планшет. Планшет - это перьевое устройство ввода информации для работы на компьютере, преимуществом которого является удобное перо, которое работает без батареек и проводов ( технология Wacom). Говоря более простым языком, графический планшет - это электронный лист бумаги и электронная ручка, которая позволяет выполнять любые манипуляции на компьютере, работать с наибольшим комфортом со всеми известными приложениями. Беря в руки перо , ребенок из наблюдателя сразу превращается в активного участника процесса, перед ним открывается возможность заниматься такой знакомой, но такой необычной продуктивной деятельностью , формируется интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, получая результат, который можно использовать как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Дети узнают о способах рисования тех или иных предметов, цветах и их смешении, о геометрических фигурах, композиции рисунка, при этом не боятся ошибиться, получают положительный эмоциональный настрой от сделанной работы.
Планшет – устройство, которое совмещает в себе удобство, простоту использования и понятность. Работать с планшетом может даже ребенок, не говоря уже о взрослом. Он не требует какой-то особенной подготовки, а ко всем дополнительным функциям планшета привыкаешь очень быстро.
Как видите, цифровое оборудование – это замечательный помощник на уроках окружающего мира в начальных классах. Оно способствует более глубокому изучению предмета, развитию мышления, речи и памяти учащихся, оптимизирует учебный процесс. К тому же, работа с цифровым оборудованием возможна не только в рамках уроков окружающего мира. Эти уникальные приборы можно использовать в кружковой и внеурочной работе, в проектной исследовательской деятельности, которая сейчас весьма популярна и распространена.
Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Исследовательская учебная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых научных открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.
Современного ученика может заинтересовать и увлечь только та информация, которая преподносится каким-либо необычным образом, которая близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства.
Таким образом, значимость цифрового оборудования для учебного процесса трудно переоценить, а возможности, которые он открывает, позволяют сделать процесс познания для учащихся увлекательным, ярким, образным, живым и одновременно научным. Как здорово, что сегодня модернизация образования шагает в ногу со временем, предоставляя нам: учителям и учащимся такие возможности. Остаётся лишь учиться быть мобильными в современном цифровом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру с использованием цифрового микроскопа
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме: "Свойства воды" с использованием цифрового микроскопа Digital Blue...
Опыт использования технологий электронного обучения в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В статье приведены конкретные примеры применения различных образовательных технологий, в том числе и технологий электронного обучения....
Использование цифровой электронной лаборатории в исследовательской деятельности младших школьников
Работа по исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифрового оборудования....
Актуальность использования цифровой естественно — научной лаборатории «ЛабДиск ГЛОМИР» в школьном курсе «Окружающий мир»
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001154 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001138В статье рассматривается современный подход к исследовательской и практической деятельности учащегося...
Урок по окружающему миру с использованием электронных образовательных ресурсов. Тема: Береги своё здоровье (2кл.) VIII вид
Цели: ДидактическиеПознакомить учащихся с компонентами здорового образа жизни. Содействовать сохранению здоровья школьников и окружающих его людей.Учить бережно относиться к своему здоровью.Корре...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Красная книга России» с использованием электронного образовательного ресурса «ЯКласс»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------...
Опыт использования цифровых образовательных платформ для достижения планируемых результатов
Опыыт работы с образовательными платформами....