Методическая разработка. Виртуальная экскурсия "Природоведческая тропа в Ботаническом саду."
методическая разработка

Папичева Татьяна Александровна

Методическая разработка .

Использование интегрированных уроков.

Виртуальная экскурсия в Ботанический сад.

Природоведческая тропа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Могут ли люди жить без природы? Как мы должны относиться к природе? Надо научиться видеть необычное, красивое в самом привычном, извлекать знания из увиденного, охранять и любить природу.

Использование интегрированных  уроков помогает активизировать учебный процесс. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, истории, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

  Интегративно–тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении.

Результат интегрированного обучения проявляется в повышении уровня знаний по предмету, в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. В изменении уровня интеллектуальной деятельности, установлении естественных взаимосвязей между различными проблемами. В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д. В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время. Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой становятся их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

             В качестве примера интегрируемого маршрута может служить природоведческая тропа в Ботаническом саду Ботанического института им. В.Л.Комарова. Данный маршрут рассчитан на учащихся 3 класса. Проводится в конце марта, начале апреля.

Но не всегда есть возможность посетить Ботанический сад (удаленность объекта, погодные условия). Поэтому я предлагаю вариант экскурсии, который может быть использован как при прохождении тропы, так и виртуально, используя слайды презентации.

Тема «Раннецветущие растения».

Задачи: - познакомить с историей Ботанического сада

              -  закрепить имеющиеся представления об изменениях в неживой       природе

              -  познакомить с раннецветущими растениями

              - наблюдать за весенними изменениями в жизни растений (деревья-кустарники-травы)

             Ход маршрута

             Остановка 1. Более 6 тыс. лет назад в междуречье Тигра и Евфрата существовал один из крупнейших и роскошных городов древности Вавилон, название, которое обозначало «Божественные врата».

Слайд 1, 2

 На берегу Тигра возвышался дворец могущественного правителя Навуходоносора. А возле дворца зеленело и благоухало седьмое чудо света - висячие сады. Много легенд связано и с их красотой и с их возникновением. Одна из них такова.

Слайд 3

Грозный царь Вавилона всемогущий Навуходоносор взял в жены юную мидийскую царевну Сааммурамой (Семирамиду), выросшую среди покрытых буйной зеленью гор. Царевну тяготила жизнь в огромном, окруженном высокими стенами городе, стала вянуть в печали ее красота. Тогда Навуходоносор, опасаясь за здоровье любимой жены, решил изменить равнинный пейзаж речной долины и создать искусственные горы с невиданными доселе висячими садами. Растения были отобраны самые необыкновенные. Деревья, кустарники, цветы, доставленные из разных концов Ассирийского царства высаживались также, как они росли в родных горах: растения с низменностей – на нижней террасе сада, с высокогорий - на верхних.  

Слайд 4

       По существу, для услады взора прекрасной Сааммурамой (Семирамиды) было создано то, что мы сейчас называем ботаническим садом, ведь были налицо почти все его признаки: искусственные насаждения, наличие интродуцентов (т.е. растений, переселенных из других климатических зон или местностей), разнообразие видов и форм растений, их эстетическая ценность. Для того чтобы сказочный сад Семирамиды считался ботаническим садом в современном понимании, он должен был не только сам по себе представлять научную ценность, но и быть предметом изучения специалистов с целью получения данных о жизни и особенностях растений.

             Сегодня мы с вами посетим такой сад. Это Ботанический сад Ботанического института им. В.Л.Комарова.

Слайд 5

 -Раньше Ботанический сад называли Аптекарским огородом.

 - Как вы думаете почему?

             Для разведения лекарственных трав, так как раньше все привозили из-за границы. Это была одна из мер, которая принималась Петром I  для насаждения врачебного дела в России. Аптекарский огород основан в Петербурге в 1714 году по приказу Петра I.

Слайд 6

Аптекарский огород находился в стороне от начавшейся кипучей жизни. Первыми поселенцами на острове были аптекарские служащие. В то время Петр уделяет внимание исследованиям флоры, собиранию коллекции растений. И специальный Сенаторский указ 1721 года запрещал чинить препятствия в собирательстве и присылке растений. Экскурсантам, которые начинают посещать Аптекарский огород,  выдают два документа (паспорта), по которым они собирали растения, сдаваемые затем в аптеку и часть в Аптекарский огород. Но мы собирать растения не будем, а познакомимся с теми растениями, которые растут в саду и особенно сегодня обратим внимание на раннецветущие растения.

Слайд 7

   Прямо от центрального входа открывается вид на здание Гербария и Библиотеки. Ее можно сравнить только с ботанической библиотекой в Кью (Англия). В нижнем этаже этого здания размещается библиотека, а остальные три этажа заняты гербарием, в котором находится богатейшая коллекция растений всего мира.

Остановка 2.Неодинаков лес в разные времена года, меняются в нем состав зверей, птиц, растений, облик деревьев и кустарников. Лес живет своей сложной жизнью. У каждого времени года свои особенности, свои приметы, свой календарь развития.

- А какое сейчас время года в Ботаническом саду?

Слайд 8

- Как вы догадались, что весна?

- А что вы перечисляете? (признаки весны)

- На какие три группы делятся растения?

- Какие изменения мы можем наблюдать в жизни деревьев и кустарников?

- Какие изменения в жизни трав?

             Сегодня мы с вами познакомимся с растениями, которые первыми появляются весной и первыми зацветают.

- А кто знает, как называются эти растения?

- Какие раннецветущие растения вы знаете?

- Как по-другому называют раннецветущие растения?

             В помощь вам я задам загадку, отгадка которой и будет ответом на мой вопрос:  Первым вылез из землицы

             На проталинке

             Он мороза не боится,

             Хоть и маленький.      (Подснежник)                            

Слайд 9

Остановка 3. Повторение правил поведения в парке.

Слайд 10  

Подснежниками называют цветы, которые по весне распускаются самыми первыми. В разных местах подснежники разные. У нас подснежником называют перелеску.

Слайд 11

Получила она такое название за то, что поселилась на лесных полянках, опушках и в небольших светлых лесах – перелесках, где весной снег тает прежде всего. Перелеска – одно из немногих наших лесных растений, у которых еще с осени образуются бутоны. Их можно найти в крупных почках, которые располагаются у самой земли. И самое удивительное то, что лепестки будущих цветков хотя и малы, но уже имеют яркую голубовато – лиловую окраску. Во время цветения у перелески есть не только цветки, но и листья, которые, как и цветы, провели всю зиму под снегом. Они темно – зеленого цвета и лежат на земле. Их форма необычна, таких листьев у других наших растений нет. Весь лист как бы надрезан и разделен на три большие листа. Перезимовавшие листья имеют болезненный вид и скоро погибают. Когда растение отцветает, на смену старым листьям вырастают молодые, такой же формы, но светло – зеленые и мохнатые от волосков. Со временем листья теряют свои волоски темнеют. Цветет перелеска недолго – чуть больше недели.

Остановка 4. Не успеет теплый весенний ветерок согнать снег с лесных полян и опушек, как на краю леса, под кустами, уже покачиваются на ветру резные листья – юбочки и белые – белые цветы еще одного подснежника – ветреницы.

Слайд 12

             Зацветает ветреница, и кажется, что вернулась зима и украсила все вокруг большими белыми снежинками. Но нахмурится небо, соберется дождь, и белые цветы – снежинки тут же закроются. А выглянет солнце, и цветы снова раскроются и примутся кивать головками в ответ весеннему ветерку. Вот и зовут ветреницу ветреницей за то, что ее цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от самого слабого ветра. Закрываются и опускают свои головки они и на ночь, спасаясь от ночного холода. Если присмотреться, то можно заметить, что цветы всегда смотрят прямо на солнце. Идет солнце по небу и следом за ним поворачивают свои головки ветреницы. Цветет ветреница всего несколько дней. Лепестки цветков вскоре осыпаются, и на конце цветоножки остается маленький зеленый «ежик» - плотная кучка плодиков. За несколько недель ветреница успевает не только вырасти, но даже зацвести и дать плоды. Так рано ветреница зацветает потому, что подготовилась к цветению с прошлого года – отложила в подземные корневища запасные питательные вещества.

Остановка 5. Еще одним представителем раннецветущих растений является сон – трава, или прострел раскрытый.

Слайд 13

Над землей еле возвышается крупный фиолетовый бокальчик. Даже сорвать трудно, так близко к земле растет. Все растение закутано в чехол из многочисленных мягких волосков: это защита от холода. Силу цветок черпает из прошлогодних запасов, которые находятся в крепком, как деревяшка, корне, скрытом в земле. В Сибири подсчитали возраст каждого цветка, и оказалось, что самым престарелым уже около сотни лет. Долгое время не могли понять причину тесной связи прострела с сосной. Где прострел – там сосна. Где сосна – там прострел. Оказывается, что кусты прострела похожи на небольшую рощицу: длинные черешки листьев как стволы. Выше – рассеченные листья, как кроны. Листьев так много, что под ними образуется тень, которая нужна молодым сосенкам для защиты от солнца и от степных трав. А когда сосенка укрепится, она перерастает своего защитника.

Остановка 6. О каком растении мы будем говорить дальше, вы попробуйте догадаться по его описанию.

            Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками и только когда растение отцветает и ветер уносит легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья.

- Что это за растение?

Слайд 14

- Как вы определили?

- А почему это растение так интересно называют?

             После отцветания на месте цветков появляются большие листья. Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя сторона покрыта белым пухом и поэтому мягкая и теплая. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет тебе холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство мать – и – мачеха. Когда цветы отцветут, на их месте появятся белые пуховые шарики. В этих шариках – парашютики с семенами. Бывает, что путают головки – пуховки мать – и – мачехи с одуванчиками. Но отличить их друг от друга просто.

- Как вы думаете как?

А) стебельки, на которых поднимаются головки у одуванчика гладкие – гладкие, а у мать-и-мачехи – с чешуйками.

Б) Пуховые шарики у мать-и-мачехи меньше, чем у одуванчика.

Остановка 7.

-Наша виртуальная экскурсия подошла к концу.

– Давайте вспомним, о каких изменениях в неживой природе мы говорили?

- Что изменилось в жизни растений?

Слайд 15

               -С какими растениями  сегодня  познакомились?

-Почему они так называются?

-О каком историческом месте Санкт Петербурга вы  узнали?

                -Кто был его основателем?

             Решая поставленные задачи, стараюсь воспитывать у детей интерес к истории города, прививать любовь к книгам о природе и истории. Совершая прогулку по маршруту, предупреждаю детей, что нельзя ходить по газонам сада, ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта Экологическая тропа «Реликтовые растения пришкольного участка»

        В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования и экологической культуры в начальной школе как ответствен...

"Удивительный мир Ботанического Сада"

Урок-экскурсия для учащихся 3-го класса....

В ботаническом саду

Урок по предмету "Окружающий миро" для 1 класса по программе УМК "Перспектива". Урок выполнен в программе "ЦОР "Изучаем законы русского языка, математики и природы"....

Презентация к уроку "В ботаническом саду" (Окружающий мир, 1 класс, "Перспектива")

Кратко и наглядно учащиеся смогут познакомиться с назначением, историей и местоположением Ботанического сада Санкт - Петербурга....

Статья: Экскурсия как форма работы ГПД: "Золотая осень в Ботаническом саду"

На уроках изобразительного искусства ученики приобщаются к миру прекрасного. Уроки изобразительного искусства призваны способствовать развитию гармоничной личности. На учебных занятиях по этому предме...

методическая разработка викторина "Лесными тропинками"

Викторина для 1-2 классов, проверяются знания детей по темам : "Звери", "Птицы", "Растения", "Грибы"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "ТРОПИНКА ДОБРОТЫ"

Мероприятие направлено на формирование и развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников. Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприят...