«Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
статья
Актуальность использования ИКТ на уроках в начальной школе.
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах -видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Именно поэтому, в мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, основная задача учителя: научить ребенка работать с информацией, а это значит - научить его учиться.
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
Светлана Николаевна Овсянникова
Актуальность использования ИКТ на уроках в начальной школе.
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах -видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Именно поэтому, в мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, основная задача учителя: научить ребенка работать с информацией, а это значит - научить его учиться.
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Цели использования ИКТ в начальной школе.
Основная цель использования ИКТ - стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность. Основной целью применения информационных технологий - повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Мультимедиа-пособия призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
При использовании ИКТ происходит одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства интерактивных уроков: у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся.
Для внедрение ИКТ в практику работы учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
- технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
- методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
- технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
ИКТ технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. При объяснении нового материала. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. При отработке и закреплении навыков:
- компьютерные обучающие программы,
- ребусы, компьютерные игры,
- печатный, раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, тесты),
- печатный иллюстративный материал.
4. Для самостоятельной работы учащихся: словари, интегрированные задания.
5. Для контроля знаний учащихся: тесты, кроссворды.
Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. С помощью MS Word разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использовать дидактические материалы, созданные в текстовом редакторе, позволяющие расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению.
Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысит мотивацию в обучении.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
- развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;
- приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- - компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- - учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
- - учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...
Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов
P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; } В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)
СОДЕРЖАНИЕ Введение ...