Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов
статья
Знакомство учителей с приёмами, способствующими формированию у учащихся начальных классов орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfograficheskaya_zorkost.pptx | 342.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано! Поэтому, умение обнаруживать « ошибкоопасные » места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника. - ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью); - устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом; - применять правило; - проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; познакомить учащихся с признаками наиболее часто встречающихся орфограмм; систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Необходимо формировать умения слышать звучащее слово: выделять отдельные звуки и определять их характер; устанавливать последовательность звуков; ориентироваться в звуках – «соседях»; проводить полный звуковой анализ слов.
Задание «Сильный – слабый». 1.Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый? 2.Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок . (Гласные буквы одинаковые.) 3.Произнеси слова. Что можешь сказать про звуки? (Гласные звуки разные.) 4.Поможем слабому! В слове кОт гласный под ударением – сильный. В слове кОтенок гласный безударный – слабый. 5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
Приемы по выработке орфографической зоркости: 1.Списывание. Алгоритм списывания: 1. Прочитай слово (предложение). 2. Повтори слово ( предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. 3. Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте). 4. Прочитай слово (предложение) так, как оно написано. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал по слогам; б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении); в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).
2.Письмо с проговариванием. 3.Комментирование. 4.Орфографические минутки . Алгоритм проведения: прочитать текст; найти в каждом слове «опасные места»; объяснить их написание; прочитать еще раз орфографически , а затем – орфоэпически ; списать.
5.Скоростное письмо. Методика проведения: 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного.
6.Письмо с пропуском орфограмм. 7.Звуковой анализ слов. 8.Письмо по памяти. чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию; орфографическое чтение детьми, орфографический разбор; упражнение в запоминании; орфографическое чтение слов с орфограммами; запись; проверка.
9.Письмо с простукиванием. 10 . Использование словарей. 11. « Запоминалки ». Элла, Анна, ванна, класс, ссора, теннис и рассказ, миллион, шоссе, программа, грипп, аллея, телеграмма. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем.
12.Работа над ошибками. Памятка работы над ошибками. Запиши и подбери проверочное слово. (Проверяемое написание). (З и ма –зимы. Ска з ка – сказочка. Грус т ный – грустит). Подбери 3 слова на это правило. ( М осква, Благовещенск , Хабаровск , Сочи . Об ъ езд, с ъ ёмка, в ъ ехал, с ъе ли.) (Молодёж ь , доч ь , реч ь , рож ь . Лы жи , жи ла, пру жи на, жи знь.)
Напиши целую строку ( непроверяемое написание). (С о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака. Р и совали, р и совали, р и совали, р и совали, р и совали). 14.«Какография».
13. Диктанты Предупредительный диктант Объяснительный диктант Выборочный диктант Свободный диктант Самодиктант Зрительно-слуховые диктанты
Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости. Прочитайте три раза слова: мама дети человек брат доброта тётя мужчина ребёнок сколько букв в предпоследнем слове? сколько слов, состоящих из двух слогов? назовите третье слово; сколько слов заканчивается на гласный? согласный? сколько слов заканчивается на букву «а»? какие слова женского рода? сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Упражнение: 1.Обведите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная». Выделите все приставки и графически объясните их написание. Под лестницей на веревке грустно висели и сохли восемь прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. Шесть прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина . Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки? (Подражая Г. Остеру ) 2. «Кто больше?» Придумайте свою вредную задачу, включив в нее большое количество с орфограммой «Непроизносимая согласная».
Упражнения на правописание слов с непроверяемым написанием. 1. В каких словах живет рак? ( ЗавтРАК , РАКета .) 2. В каких словах спрятались ноты? ( ПоМИдор , РЕбята , ДОрога , и др.) 3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) ) 4. Все слова хороши, но где-то спрятались "еж" и "уж". ( дЕЖурный , УЖин .) 5. Какие слова любит ворона? ( КАРандаш,КАРтина , КАРтофель .) А лягушка? ( КВАртира , МосКВА .) 6. В каких словах ель растет? КартофЕЛЬ , учитЕЛЬ , понедЕЛЬник .)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
Активизация зрительной памяти при изучении словарных слов...
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...
Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы...
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы
Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости...
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической...
Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"
Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"...