Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы
материал по русскому языку на тему
Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости
у учащихся начальной школы.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В соответствии с ФГОС второго поколения, орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится главная роль. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии является орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Это умение замечать орфограммы мы и называем орфографической зоркостью. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик просто не видит орфограмм в процессе письма.
Для формирования орфографической зоркости необходимо научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:
Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, которую провожу в следующей последовательности:
- Скажи слово и послушай себя.
- Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
- Выдели голосом первый звук, протяни его, назови его и охарактеризуй.
- Обозначь выделенный звук условным значком.
- Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй, обозначь условным значком и тд.
- Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме.
- Назови сколько в слове звуков, сколько в слове букв.
- Использование на уроках игровых приёмов:
«Найди одинаковый звук»
Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
«Светофор»
Ученики должны показать красную карточку, как только найдут ''опасное место'' в слове.
1. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
4. Письмо с «окошками».
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Орфографические минутки
Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развтите орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит об...
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
Активизация зрительной памяти при изучении словарных слов...
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы...
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической...
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов
Знакомство учителей с приёмами, способствующими формированию у учащихся начальных классов орфографической зоркости....
Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"
Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"...
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
В статье перечисляются основные виды работы учителя над развитием орфографической зоркости у учащихся начальной школы ....