Мастер - класс "Приёмы рефлексии учащихся на уроке"
статья по теме
Мастер - класс "Приёмы рефлексии на уроке в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_refleksiya.rar | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Сценарий мастер- класса по теме
«Приёмы рефлексии учащихся
на уроках в начальной школе»
Выступление
на районном семинаре
по преемственности
учителя начальных классов
МКОУ «СОШ № 6»
Богомоловой Е.Н.
г. Благодарный
25 октября 2012 г.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Цель класса:
- создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке; самоанализа деятельности и её результата;
- познакомить в чём суть изменений урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Слайд 1
Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям (слайд 2).
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
(из ФГОС)
И по мнению педагогов (слайд 3).
Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.
слайд 4
А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует . А теперь оцените своё эмоциональное состояние (щелчок).
Раскрытие темы мастер-класса
Слайд 5 Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия?
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. щелчок
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. щелчок
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. щелчок
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов щелчок
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния слайд 6
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта)
Что можно применять?
слайд 7
Это: карточки с изображением лица – смайлики; показ большого пальца вверх или вниз;
слайд 8 «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
слайд 9 «радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;
слайд 10 «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.
Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь»
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения:
Представь что ты….
Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.
Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.
Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.
Изобрази радость, горе, обиду .
- рефлексия деятельности слайд 11
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках математики в первом классе через сказку:
слайд 12
- Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?
- На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).
На следующем уроке сказка о лесной школе и её учениках была продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками» :
слайд 13
Теперь Лисёнок сам определил и обозначил на «волшебных линеечках» качество своей работы.
- Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок?»
После анализа корректируем его оценку (красным цветом).
Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся давать объективную оценку своим письменным работам.
Какие варианты?
слайд 14: «лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось;
слайд 15
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
слайд 16
«сказочное дерево» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке:
плод, цветок и листочек
Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь
Цветочек – было трудно, но я понял
На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается
Вариантов много
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы
Слайд 17
Часто мы проводим уроки в форме заочного, виртуального путешествия. И для такого урока можно использовать такой вид рефлексии:
ракета, самолёт и машина. (3 щелчка)
Картинки я использую в течении всего урока: слайд 18
начало урока (после АОЗ) – ракета – я уверен в себе и готов к путешествию
самолёт – я хочу отправиться в путешествие, но не уверен в себе
машина – мне тревожно, я не хочу
щелчок физкультминутка – пилоты самолёта (закрепляем направления)
щелчок в конце урока – возвращение из путешествия
Слайд 19
В письменных работах я использую и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок или щелчок рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.
Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы» Слайд 20 1 часть работы – буква, слоги – самоконтроль, закрасил кружок выбранным цветом
следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок
следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия
В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.
Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность.
Слайд 21 Вот такие цветограммы я применяла на уроках в 4 классе: дети получают рабочий лист: виды деятельности и фигура для раскрашивания. Шаг – рефлексия, следующий шаг – рефлексия. В конце – какой цвет преобладает, словесная оценка.
• рефлексия содержания учебного материала слайд 22
слайд 23 «цветочная поляна» - цветок – вид деятельности на уроке: работа с геометрическими фигурами, восстановление числового ряда, сравнение чисел.
К концу урока появляется цветочная поляна. Предлагаю детям поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.
Слайд 24 эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
слайд 25 Закончи предложение (интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
слайд 26 Подведём итог: исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
слайд 27 Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей.
Спасибо всем за внимание.
Литература:
Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution
Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.
А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».
В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Что такое рефлексия?...
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
В методической копилке собраны различные виды и формы проведения рефлексии на различных этапах уро...
«Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».
Сценарий мастер-класса....
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе...
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Понятие «рефлексия»Классификация видов рефлексии Варианты проведения рефлексии на уроках...
Сценарий мастер - класса по теме Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе....