ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
статья

Токмурзина Светлана Минивалиевна

педагогическая статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

(педагогическая статья)

Токмурзина С. М. МОАУ СОШ №7 ГО г. Нефтекамск

«В душе каждого ребенка

есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой

рукой – они красиво зазвучат».

                   
В.А. Сухомлинский.

Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах, в том числе и в нашей стране.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связанно с потребностью общества в неординарной, творческой и самодостаточной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары природа не делит поровну, кого-то она награждает больше, а кого-то меньше.

Термин «одаренность» по сей день вызывает среди ученых много споров и разногласий. Многие авторы считают одаренностью генетически обусловленный дар, который в значительной мере определяет, как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда и воспитание либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. Благоприятная окружающая среда, правильное квалифицированное педагогическое руководство раскрывают и превращают этот природный дар в выдающийся талант.

Признаком одаренности ребенка также принято считать несоответствие развития его ума обычному уровню умственного развития детей его возраста, то есть опережение возраста.

Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека, соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

 Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
  • дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Разнообразие форм одаренности не позволяет дать однозначное определение «одаренного ребенка».

Поэтому задача диагностики одаренности в сфере образования включают не только выявления одаренных детей и их особенностей, но и выяснение роли обучения в развитии разных видов одаренности. Диагностика одаренности, с одной стороны, нацелена на выявление детей, для развития потенциала которых необходимы особые условия обучения, а с другой - призвана определить тех из них, кому предназначена та или иная программа и кому она принесет наибольшую пользу.

Часто педагоги и психологи, работающие с одаренными детьми в образовательных учреждениях, сталкиваются с проблемой ошибок прогнозирования. Обычно прочат большое будущее одним своим ученикам, но они не оправдывают их надежд, а настоящих успехов, как правило, достигают совсем другие школьники.

Как выявить одаренных детей?

Существует множество инструментальных диагностик выявления одаренности у детей (Опросник Р.Кеттела, тест-анкета «Карта одарённости», разработанная специалистами в области детской психологии А. Хааном и Г. Кафом, характерологический тест Айзенка, тест «Шкала социально-психологической адаптированности» Т.В.Снегиревой и т. д.).  Кроме этого, выявление одаренности происходит через наблюдение за деятельностью учеников на уроках и во внеурочное время, изучение результатов деятельности (работы обучающихся), пробу сил (участие в олимпиадах, конкурсах и т. д.) и, конечно же, при тесном сотрудничестве и общении с родителями обучающихся.

Как видим, для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования.

Как грамотно выстроить работу с одаренными детьми, чтобы максимально развить творческий потенциал обучающихся?

Существует много форм работы с одаренными детьми: творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; факультативы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; интеллектуальные марафоны; научно-практические конференции; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам и т.д.

Но и этого порой бывает недостаточно, поэтому педагог всегда пытается найти те способы и приёмы, которые помогут улучшить работу в этом направлении, позволят организовать и пробудить познавательную активность всех детей, ведь каждый ребенок талантлив и одарен по-своему. 

Результатом педагогического поиска стало создание и внедрение в работу с детьми проектов «Великолепная семёрка» и «Вопрос месяца».

В течение всего учебного года дети принимают участие в проекте «Великолепная семерка». 7 дней в неделе - семь вопросов (заданий).  Детям предлагается 7 вопросов или заданий из разных областей науки, техники и т.д. Каждый ребенок сам выбирает темы, вопросы и задания, которые его заинтересовали. В течение недели дети самостоятельно осуществляют поиск информации, решения… Затем выступают перед своими одноклассниками. Вклад каждого ребенка отмечается в таблице, ведется подсчет баллов за участие, в конце определенного периода (года, семестра, месяца, недели) подводятся итоги, отмечаются наиболее активные дети.  

Также в классе на доске закреплен конверт «Вопрос месяца». Там находится вопрос, на который нужно найти ответ. Обучающиеся осуществляют поиск информации, ответа в течение месяца.

При подборе вопросов и заданий прежде всего нужно опираться на интересы и увлечения детей, в этом помогают результаты предварительно проведенных диагностик, анкетирования.

Все эти приёмы позволяют   вовлечь в работу всех детей, так как задания подбираются по разным предметам и темам. Каждый ученик может проявить себя, найти нестандартные решения, творчески подойти к выполнению заданий. Непрекращающаяся познавательная активность даёт возможность детям получать новые знания из разных областей науки и техники, об окружающем мире, расширить свой кругозор.

Творчески одаренным детям свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые следует умело направлять в нужное русло, тогда юное поколение сможет претворить в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения, в том числе обучения одаренных детей. Учителя, работающие с творчески одаренными школьниками, меньше говорят, меньше дают информации и не дают готовых решений. Вместо того, чтобы самим отвечать на возникшие вопросы, они предоставляют возможность сделать это самим учащимся.

Воспитание творческих и интеллектуальных способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой систематический целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, повышения профессионального мастерства, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Список используемых источников литературы:

1. Нестеренко А. Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ. – СПб.: ИГ «Весь», 2017.

2. Рубцов В.В., Юркевич В.С. Вестник практической психологии образования №1/2011, Теория и практика работы с одаренными детьми №1(26), январь—март 2011.

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

4. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.

5. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

 Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/statya-po-teme-rabota-s-odarennimi-detmi-990524.html

https://azbyka.ru/deti/detskaya-odarennost

https://www.allwomens.ru/10380-odarennye-deti-problemy-poiski-puti-vospitaniya-i-obucheniya.html

https://infourok.ru/formi-i-metodi-raboti-s-odaryonnimi-detmi-v-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti-1031198.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской одарённости в начальной школе

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...

Развитие детской одарённости в условиях общеобразовательной школы

Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе, результативность. Из опыта работы....

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Проектная деятельность как механизм развития детской одарённости.

В статье освещаются этапы работы над проектом с учащимися начальных классов, даётся характеристика терминов "одарённые дети" и "детская одарённость", их существенная разница....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В статье описывается опыт работы по развитию одарённости у младших школьников...

Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО

Статья «Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО» посвящена актуальной в отечественной педагогике проблеме – организации образовательной деятельност...

Развитие детской одарённости в образовательной сфере

В работе представлены понятия "одарённость", "одарённый ребёнок", виды одарённости, формы и методы работы с одарёнными детьми...